|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Ситуационная задача. Проанализируйте два отрывка из труда Франца Боаса «Методы этнологии» и ответьте на вопросыПроанализируйте два отрывка из труда Франца Боаса «Методы этнологии» и ответьте на вопросы. Фрагмент 1. «Критическое рассмотрение обоих научных направлений показывает, что они исходят из диаметрально противоположных гипотез». Представители первого направления предполагают, что «исторические изменения в культурной жизни человечества подчинены определенным и повсеместно действующим законам, вследствие чего развитие культуры в главных своих чертах протекает одинаково у всех рас и народов. Эта мысль четко сформулирована ….. во вступлении к его классическому труду «Первобытная культура»... Нельзя не заметить, что эта гипотеза видит высший тип культурного развития (к какому якобы тяготеют все более примитивные культурные типы) в современной западной культуре, так что ее сторонники ретроспективно выстраивают схему ортогенетического развития, венец которого — наша современность. Но коль скоро мы допускаем совершенно разные и притом сосуществующие типы цивилизации, ясно, что гипотеза о единой всеобщей линии развития теряет почву». Фрагмент 2. «Этим гипотезам противостоит современная тенденция, не признающая общую эволюционную схему как выражение общемирового культурного развития. Она отрицает внутренние причины сходного развития взаимоотдаленных регионов и объясняет его миграцией и диффузией, для чего приходится допустить наличие исторических контактов на колоссальных пространствах. Такая концепция требует для своего подтверждения высокоустойчивых культурных признаков, наблюдаемых у многих первобытных племен, и предполагает сосуществование целого ряда различных и независимых черт, заново проявляющихся в одинаковых сочетаниях на сильно удаленных друг от друга территориях. В этом смысле современные исследования как бы возрождают теорию Герланда об устойчивом наборе культурных признаков, развившихся в определенном месте и переносимых в ходе миграций с континента на континент».
Вопросы: 1.Каким понятием обозначаются отрасль культурологического знания, изучающая процессы изменчивости в социокультурной жизни и факторы, их обусловливающие, а так же сами существенные изменения, которые происходят в культуре как таковой и в ее отдельных типах, формах и видах? 2. Назовите направление в культурантропологическом знании, представители которого защищают гипотезу, приведенную в первом фрагменте. 3. Ф. Боас пишет, что первая гипотеза четко сформулирована во вступлении к признанному классическим труду «Первобытная культура». Кто является его автором? 4. Приведите фразу из текста, которая доказывает, что первая концепция постулирует идею прогресса в культуре. 5. Какое направление в культурантропологическом знании, обозначаемое Боасом как «современная тенденция», представлено во втором фрагменте? 6. Что означает понятие культурной диффузии? 9. Учебно-методическое и информационное обеспечение занятия:
Смотри список литературы, периодических изданий и электронных ресурсов в конце учебно-методических рекомендаций.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |