АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 11. Феномены современной культуры и их осмысление в культурологии

Читайте также:
  1. I. Психологические операции в современной войне.
  2. I.1. Римское право в современной правовой культуре
  3. Аксиологический статус науки в системе культуры. Критерии разграничения научного и вненаучного знания.
  4. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ИДЕОЛОГИИ.
  5. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ
  6. Архитектура Беларуси в ХХ столетии. Эклектика, модерн, конструктивизм, неоклассицизм. Достижения современной белорусской архитектуры и градостроительства Беларуси.
  7. Белгородский государственный институт искусств и культуры
  8. Белгородский государственный институт искусств и культуры 1 страница
  9. Белгородский государственный институт искусств и культуры 2 страница
  10. Белгородский государственный институт искусств и культуры 3 страница
  11. Белгородский государственный институт искусств и культуры 4 страница
  12. Белгородский государственный институт искусств и культуры 5 страница

1. Актуальность темы. Для самостоятельного анализа, понимания и оценки основных тенденций развития современной западноевропейской и мировой культур студентам необходимо иметь представление о концептуальном осмыслении этой проблематики в культурологическом знании XX века.

 

2. Цель занятия: сформировать у студентов представления о кризисных явлениях в западноевропейской цивилизации на рубеже XIX – XX вв. и о попытках их концептуализации в философии культуры, необходимых для совершенствования навыков анализа и оценки феноменов современной культуры.

После изучения темы студенты должны:

– знать содержание важнейших культурологических концепций;

– уметь ориентироваться в фундаментальных проблемах теории и истории культуры;

– уметь оценивать социокультурную ситуацию в мировом культурном пространстве;

– владеть навыками поиска и приемами исследовательского анализа необходимой для интеллектуального, нравственного и общекультурного самосовершенствования информации; способностью к формированию самостоятельной точки зрения на социально и личностно значимые проблемы культуры;

– знать основные этапы, закономерности и тенденции развития мировой и отечественной культур;

– знать главные достижения в области развития культуры человечества; место и роль России в истории человечества и в современном мире;

– уметь грамотно и самостоятельно анализировать и оценивать социальную ситуацию в России и за ее пределами; использовать культурфилософские знания в понимании перспектив развития социума;

– владеть способностью к самостоятельной оценке социокультурной ситуации в современном мире;

– знать принципы объективного, толерантного обсуждения, общения как со своими единомышленниками, так и представителями иных типов культур и мировоззренческих позиций; формы и методы логического построения публичной речи;

– знать особенности диалоговой формы общения и обсуждения проблем культуры; основные приемы ведения дискуссии и полемики;

– уметь объяснять закономерности, особенности и тенденции развития мировой культуры; вести дискуссию по вопросам культуры;

– владеть навыками аргументированного изложения и отстаивания собственной позиции в обсуждении событий культурной жизни общества; приемами ведения культурного диалога на основе принципа толерантности;

– владеть навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной позиции; умением вести дискуссию и полемику по проблемам культуры.

 

3. В результате изучения данной темы студенты должны овладеть следующими общекультурными компетенциями:

— способностью и готовностью к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий; к самосовершенствованию (ОК-2);

— способностью и готовностью к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, к овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства; знать историко-медицинскую терминологию (ОК-3);

— способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5).

 

4. План изучения темы:

1. Философия культуры о социокультурном кризисе западноевропейской цивилизации на рубеже XIX – XX вв. и путях его преодоления.

2. Сциентизм и антисциентизм о перспективах развития научно-технического прогресса.

3. Основные культурологические концепции XX века: структурализм, теория культурно-исторических типов, психоанализ, фрейдомарксизм.

4. Модернизм и постмодернизм как культурные явления.

 

5. Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте характеристику кризиса западноевропейской культуры рубежа XIX – начала XX вв.

2. Что считал причиной кризиса современной цивилизации О. Шпенглер?

3. Какой путь преодоления этого кризиса предлагали философы Г. Зельдмайр, А. Бергсон, А. Швейцер?

4. Объясните, почему возникла потребность в философском осмыслении социокультурных функций современной науки?

5. Определите термины «сциентизм» и «антисциентизм». Поясните позицию представителей антисциентистского направления.

6. Дайте определение понятию «глобальные проблемы современности». Почему среди ученых, политиков и общественных деятелей нет единодушия во мнениях ни по номенклатуре глобальных проблем, ни по ранжированию их по приоритетности?

7. Какие проблемы культуры являются центральными в экзистенциализме?

8. Охарактеризуйте модернизм как культурный феномен.

9. Как воспринимает мир модернистское сознание?

10. В каких направлениях искусства рубежа XIX – XX вв. воплощен культурный феномен модернизма?

11. Назовите философов, стоявших у истоков формирования культуры постмодернизма.

 

6. Задания, обязательные для выполнения в процессе самоподготовки:

1. Изучить материал занятия по материалам лекционного курса и литературе для самоподготовки (качество усвоения проверить с помощью вопросов для самоконтроля и тестовых заданий).

2. Уяснить причины кризисных явлениий в западноевропейской цивилизации на рубеже XIX – XX вв., знать содержание культурфилософских концепций ведущих мыслителей эпохи.

 

7. Примеры тестовых заданий:

Укажите правильный ответ.

1. Теоретическому осмыслению глобальных проблем современной культуры посвящена деятельность

а) Парижского клуба

б) Берлинского клуба

в) Римского клуба

г) Лондонского клуба

Укажите правильный ответ.

2. Пессимистический вывод о неизбежности гибели рационалистической западной цивилизации сделал

а) А. Адлер

б) Р. Барт

в) О. Шпенглер

г) Э. Фромм

Укажите правильный ответ.

3. Установка на особую ценность науки, признание техники и технологии

решающими факторами развития общества характерно для позиции

а) сциентизма

б) антисциентизма

в) модернизма

г) постмодернизма

4. Автором книги «Закат Европы» является

а) З. Фрейд

б) О. Шпенглер

в) Ф. Ницше

г) А.Н. Бердяев

Укажите правильный ответ.

5. Мир рассматривается как единое информационное поле в философии культуры

а) экзистенциализма

б) позитивизма

в) модернизма

г) постмодернизма

 

8. Примеры ситуационных задач:

Ознакомьтесь с фрагментами текста из сочинения П.А. Сорокина «Кризис нашего времени» /Сорокин П. «Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. и ответьте на вопросы.

 

Фрагмент 1.

«Ее главным принципом или главной истиной (ценностью) был Бог. Все важные разделы средневековья культуры выражали этот фундаментальный принцип или ценность, как он формулируется в христианском Credo… Архитектура и скульптура средних веков были «Библией в камне». Литература также была насквозь пронизана религией и христианской верой. Живопись выражала те же библейские темы в линии и цвете. Музыка почти исключительно носила религиозный характер… Философия была практически идентична религии и теологии и концентрировалась вокруг гой же основной ценности или принципа, каким являлся Бог. Наука была всего лишь прислужницей христианской религии. Этика и право представляли собой только дальнейшую разработку абсолютных заповедей христианства. Политическая организация в ее духовной и светской сферах была преимущественно теократической и базировалась на Боге и религии. Семья, как священный религиозный союз, выражала все ту же фундаментальную ценность. Даже организация экономики контролировалась религией, налагавшей запреты на многие формы экономических отношений, которые могли бы оказаться уместными и прибыльными, поощряя в то же время другие формы экономической деятельности, нецелесообразные с чисто утилитарной точки зрения. Господствующие нравы и обычаи, образ жизни, мышления подчеркивали свое единство с Богом как единственную и высшую цель, а также свое отрицательное или безразличное отношение к чувственному миру, его богатству, радостям и ценностям. Чувственный мир рассматривался только как временное «прибежище человека», в котором христианин всего лишь странник, стремящийся достичь вечной обители Бога и ищущий путь, как сделать себя достойным того, чтобы войти туда. Короче говоря, интегрированная часть средневековой культуры была не конгломератом различных культурных реалий, явлений и ценностей, а единым целым, все части которого выражали один и тот же высший принцип объективной действительности и значимости: бесконечность, сверхчувственность, сверхразумность Бога, Бога вездесущего, всемогущего, всеведущего, абсолютно справедливого, прекрасного, создателя мира и человека».

 

Фрагмент 2.

«В конце XII века… появился зародыш нового — совершенно отличного — основного принципа, заключавшегося в том, что объективная реальность и ее смысл чувственны. Только то, что мы видим, слышим, осязаем, ощущаем и воспринимаем через наши органы чувств, — реально и имеет смысл. Вне этой чувственной реальности или нет ничего, или есть что-либо такое, чего мы не можем прочувствовать, а это — эквивалент нереального, несуществующего. Как таковым им можно пренебречь… Основной посылкой [этого нового принципа] было то, что объективная реальность частично сверхчувственна и частично чувственна; она охватывает сверхчувственный и сверхрациональный аспекты, плюс рациональный и, наконец, сенсорный аспекты, образуя собой единство этого бесконечного многообразия»

 

Фрагмент 3.

«Культура, основанная на признании того, что объективная реальность и смысл ее сенсорны, продолжала наращивать темп в последующих столетиях. Начиная приблизительно с XVI века новый принцип стал доминирующим, а с ним и основанная на нем культура. Таким образом возникла современная форма нашей культуры — культуры сенсорной, эмпирической, светской и «соответствующей этому миру»… Она основывается и объединяется вокруг этого нового принципа: объективная действительность и смысл ее сенсорны. Именно этот принцип провозглашается нашей современной культурой во всех ее основных компонентах: в искусстве и науке, философии и псевдорелигии, этике и праве; в социальной, экономической и политической организациях, в образе жизни и умонастроениях людей».

 

Вопросы:

1. Какой термин использует автор для определения типа культуры, охарактеризованной в первом фрагменте?

2. Назовите эпоху в европейской истории, которая воплощала этот тип культуры.

3. Как называет П. Сорокин тип культуры, описанный во втором фрагменте?

4. Какой термин использует автор для определения типа культуры, охарактеризованной в третьем фрагменте?

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение занятия:

 

Смотри список литературы, периодических изданий и электронных ресурсов в конце учебно-методических рекомендаций.

 

10. Задания для выполнения на практическом занятии:

Прочесть работу З. Фрейда «Недовольство культурой, составить конспект и подготовиться к дискуссии на тему «Кризис современной культуры».


 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)