АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Композиция, символика, худ. особенности высокого иконостаса

Читайте также:
  1. I. ГИМНАСТИКА, ЕЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
  2. III. Психические свойства личности – типичные для данного человека особенности его психики, особенности реализации его психических процессов.
  3. IV. Особенности правового регулирования труда беременных женщин
  4. V. Особенности развития предпринимательства
  5. V3: Основные черты и особенности политики военного коммунизма
  6. А. Основные особенности административной ответственности коллективных субъектов (организаций)
  7. Аграрная реформа 1861 г., ее механизм и особенности проведения в белорусских губерниях.
  8. Агрегатный индекс цен: особенности построения с учетом разных весов
  9. Адаптации к высокогорью
  10. Административно-правовые отношения. Особенности административно-правовых отношений.
  11. Административное принуждение как один из административно – правовых методов. Понятие и особенности административного принуждения.
  12. Акты применения права, их особенности и виды

Иконоста́с— алтарная перегородка, более или менее сплошная, от северной до южной стены храма, состоящая из одного или нескольких рядов упорядоченно размещённых икон, отделяющая алтарную часть православного храма от остального помещения.

Возникновение алтарной завесы связано с устройством ветхозаветного Иерусалимского храма, где завеса закрывала Святая святых. За завесой находился Ковчег завета со скрижалями 10 заповедей. Деление христианского храма на алтарь, наос и притвор повторяет устройство ветхозаветного храма. Однако теперь алтарь — место совершения Евхаристии (освещение хлеба и вина) — стал доступен для человека. В иконостасе обычно три двери (врата), ведущие в алтарь: посредине иконостаса, прямо перед престолом — Царские врата, слева от Царских врат (по отношению к зрителю, стоящему перед иконостасом) — Северные врата, справа — Южные. Боковые врата иконостаса - дьяконскими дверями. Царские врата принято открывать только во время богослужения (в русском богослужении только в определенные моменты). Через них могут проходить только священнослужители, совершая положенные богослужебные действия. Дьяконские двери могут в любое время использоваться для простого (не имеющего символического смысла) входа и выхода из алтаря. Также через них могут при необходимости проходить члены церковного причта (помогающие священнослужителям при совершении службы).

ü Местный чин: Царские врата с изображением на двух створках Благовещения и четырёх евангелистов (иногда только Благовещение, иногда ростовые изобрадения святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого). Справа икона Спасителя, слева – Богоматерь (иногда заменяемые по праздникам). На дьяконских дверях - архангелы Гавриил и Михаил/архидиаконы Стефан и Лаврентий/ветхозаветные пророки или первосвященники (Моисей и Аарон, Мелхиседек, Даниил)/благоразумный разбойник (редко)/другие святые или святители(редко)/ сценами на сюжеты книги Бытия, рая и сцены со сложным догматическим содержанием. Остальные иконы в местном ряду могут быть любые(в осн местные).

ü Деисусный [моление](иногда вместо него праздничный): в центре икона Христа («Спас в силах»/«Спас на престоле»/в случае поясного изображения — Христос Пантократор (Вседержитель))
Пётр – арх.Михаил – Богоматерь – Иисус – Иоанн Предтеча – арх.Гавриил – Павел
И тд если икон больше. Либо изображаются святители, мученики, преподобные и любые святые, угодные заказчику, либо все 12 апостолов. Края деисуса могут быть фланкированы иконами столпников. Изображённые на иконах деисуса святые должны быть повёрнуты в три четверти оборота ко Христу, так что они показаны молящимися Спасителю.

ü Праздничный: основные события Евангельской истории (двунадесятые праздники). Обычно включается икона Воскрешения Лазаря. В более расширенном варианте иконы страстей Христовых, Тайной вечери (иногда даже Евхаристия, как над Царскими вратами) и иконы связанные с Воскресением — «Жены мироносицы у гроба», «Уверение Фомы». Заканчивается ряд иконой Успения. Иногда отсутствуют праздники Рождества Богоматери и Введения во храм, оставляя больше места иконам страстей и Воскресения. Позднее стала включаться икона «Воздвижение Креста».

ü Пророческий: иконы ветхозаветных пророков со свитками в руках, где написаны цитаты их пророчеств; цари Давид, Соломон, Илья пророк и другие люди, связанные с предвестием рождения Христа; Иногда в руках у пророков изображаются приводимые ими символы и атрибуты их пророчеств; в центре ряда обычно икона Богоматери Знамение/Богоматерь с Младенцем на престоле

ü Проатеческий: иконы ветхозаветных святых, в основном предков Христа, в том числе первых людей — Адама, Евы, Авеля. Центральная икона ряда — «Отечество» или позднее так называемая «Троица Новозаветная».

ü Завершается иконостас крестом или иконой Распятия (также в форме креста). Иногда по сторонам креста ставятся иконы предстоящих, как на обычной иконе Распятия: Богоматерь, Иоанн Богослов и даже иногда жены-мироносицы и сотник Лонгин.

ü Доп. Ряды: Страсти апостольские, Страсти Христовы


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)