АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Искусство Полоцкого княжества

Читайте также:
  1. II. Искусство Древней Греции.
  2. III. Искусство Древнего Рима.
  3. Актерское искусство в России в середине XIX века.
  4. Актерское искусство второй половины XIX века
  5. Английское искусство XVIII века.
  6. Архитектура и искусство Древнего Египта
  7. Архитектура и искусство.
  8. Ацтеки имели очень хорошо поставленное образование, преподавались такие дисциплины, как: религия, астрономия, история законов, медицина, музыка и искусство войны.
  9. Белорусское искусство XVIII века. График Гершка Лейбович, резчик Ян Шмитт, художники Хеские. Слуцкие пояса и другие произведения декоративно-прикладного искусства данной эпохи.
  10. Византийское искусство XI – XII вв. Общая характеристика. Основные произведения.
  11. Владение искусством устной и письменной деловой речи
  12. Возвышение Владимиро-Суздальского княжества

Древнейший памятник полоцкого зодчества – полоцкий Софийский собор (вт. п. 11 в).

Нам известны лишь его нижние части, сохранившиеся в составе позднейшего униатского собора. Это пятинефный собор.

Фасады собора сохраняли каноническую систему декорации. Но здание уступало в богатстве и сложности своему киевскому, столичному прототипу. Полоцкий собор имел всего 3 граненых апсиды, не было торжественных башен. Его массы были просты, а фасады строго симметричны. Собор завершался 5 главами, семиглавие сложилось позже. При строительстве собора использовался плоский кирпич – плинфа. Внутренняя поверхность храма была украшена фресками.

В течение XII в. в Полоцке было возведено десять каменных однокупольных культовых построек.

В п. п. 12 в в Полоцке были построены здания зодчим Иоанном. Из них сохранился лишь Спасо-Преображенский собор Спасо-Евфросиниевского монастыря(1159 г). Он имеет выдающееся значение в истории русского зодчества той поры.

Спасо-Евфросиниевский собор своим продолговатым планом с одной выступающей апсидой несколько напоминает церковь Благовещения в Витебске; но это совершенно оригинальный памятник, все особенности которого связаны с эффектной композицией его верха.

Сохранившаяся в развалинах шестистолпная церковь Бориса и Глеба в Бельчицком Полоцком монастыре п. п.12 в., представляла собой близкую аналогию Спасо-Евфросиниевскому храму. Борисоглебский храм был не единственной каменной постройкой на Бельчице. В соборе Спасо-Евфросиниевского монастыря сохранились древние росписи, реставрация которых еще не завершена. Были произведены пробные расчистки отдельных голов, раскрыта значительная часть композиций, однако фрески эти нуждаются в реставрации. Росписи основанного Ефр. Полоцкой монастыря принадлежат к византийской традиции. Тяжелые, массивные головы, крупные черты и большие глаза придают лицам строгое, сумрачное выражение. В Борисоглебской церкви сохранялись остатки росписей, но настолько выцветшие, что это лишало возможности определить их историческое место.

Формирование полоцкой иконописи 11-14 веков происходило под влиянием Византии («Матерь Божия умиление»; Е. Полоцкая получила икону Матери Божьей от императора Мануила Комнина).

По заказу Евфросинии в 1161 году мастер Лазарь Богша создал один из наиболее известных памятников искусства, созданных на белорусских землях — напрестольный крест Евфросинии Полоцкой. Шестиконечный крест был выполнен из золотых и серебряных пластин и украшен драгоценными камнями. На кресте находилось 20 изображений святых, 60 орнаментированных фигур и около 40 деталей различных орнаментов. По преданию, при создании креста были использованы мощи святых и часть креста, на котором был распят Иисус Христос.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)