АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Саморегуляция

Читайте также:
  1. Аутотренинг, или психическая саморегуляция.
  2. Глава 4. Психическая саморегуляция
  3. Дисциплина и саморегуляция
  4. Личностная саморегуляция предметной саморегуляции
  5. САМОРЕГУЛЯЦИЯ
  6. Саморегуляция психических состояний
  7. Саморегуляция социального поведения личности
  8. Саморегуляция.
  9. Саморегуляция: этика и система охраны психического здоровья.

Занимаясь той или иной деятельностью, человек обычно соз­нательно направляет и контролирует свои собственные действия в соответствии с целью. Это называется саморегуляцией. В рабо­тах Г.С. Никифорова психическая саморегуляция рассматрива­ется как компонент самоуправления. "Упрощенно говоря, само­управление для субъекта — это решение вопросов о том, что и как делать. Спецификой регулирования является исполнение того, что было намечено. Переход от самоуправления к саморегу­лированию — это переход от замысла, идеи к воплощению их в жизнь" (Никифоров, 2000. С.158).

Как мы уже отмечали, каждый человек имеет большое коли­чество информации о себе, включая свои личные характеристи­ки, цели и желания, планы на будущее, определенную Я-кон- цепцию в целом. Рассмотрим далее, как наше Я регулирует наши мысли, чувства и действия в различных социальных ситуациях. Для более глубокого понимания саморегуляции обратимся снача­ла к такому явлению, как "действующая Я-концепция" (Taylor et al., 1994). В силу многогранности личности мы включаемся в раз­личные жизненные ситуации той или иной стороной нашего Я. Это зависит от того, какой аспект Я-концепции имеет отношение к данной частной ситуации. Тот аспект Я-концепции, который наиболее подходит для какой-либо частной ситуации, называется "действующей Я-концепцией". Так, во время аудиторного заня­тия поведение и чувства студента будут главным образом опре­деляться его "академическим" Я, если же мы будем говорить о вечеринке в дружеской компании с участием этого студента, то здесь другой аспект его Я будет соответствовать этой ситуации. Итак, суть понятия "действующей Я-концепции" состоит в том, что при этом из общей Я-концепции какой-либо личности "из­влекается" то, что направляет социальное поведение в отдельных специфических ситуациях и, в свою очередь, изменяется под влиянием данных ситуаций. Подобные изменения влияют на из­менения постоянной Я-концепции только тогда, когда "действую­щая Я-концепция" сравнительно устойчива в течение продолжи­тельного времени. Допустим, студент, будучи в стенах высшего учебного заведения, может не отдавать себе отчета в степени своей авторитарности. Получив диплом, он может оказаться на работе, требующей контроля за поведением других людей. Вы­полняя такую работу изо дня в день в течение нескольких меся­цев и даже лет, молодой специалист может обнаружить в себе много признаков авторитарности и это может стать важным компонентом его стабильной Я-концепции. Таким образом, тер­мин "действующая Я-концепция" используется для того, чтобы подчеркнуть, каким образом специфические аспекты нашей идентичности активизируются при выполнении тех или иных социальных ролей в определенные моменты жизни (подробнее о социальных ролях далее в этой главе).

Важным аспектом Я, влияющим на саморегуляцию, является также "вера в самоэффективность" или ожидания, которых мы придерживаемся по поводу наших возможностей достижения оп­ределенных целей (Bandura, 1977). Предпримем ли мы какие- либо действия, попытаемся ли выполнить ту или иную задачу, достичь какой-то цели — все это зависит от того, верим ли мы в успешность наших усилий. Курильщик не бросит курить, если только он не верит в то, что сможет сделать это. Если тяжелоат­лет выходит на помост, нагнувшись, берется за гриф штанги и в голове у него промелькнет: "Ох, не подниму", он, конечно, не сможет взять этот вес. По мнению А. Бандуры и ряда других психологов, ранний опыт успехов и неудач приводит к тому, что у людей развиваются довольно устойчивые представления об их самоэффективности в различных жизненных сферах.

Саморегуляция зависит также от направления нашего внима­ния — направлено ли оно внутрь себя или на внешнюю среду. Обычно наше внимание фокусируется на внешней среде, но вре­менами мы сосредоточиваемся на себе. Такое состояние созна­ния, когда мы сами выступаем в качестве объекта нашего собст­венного познания, называется самоосознанием.

Взгляд на себя заставляет людей сравнивать себя со стан­дартами, такими как внешний облик, интеллектуальный уро­вень, физическое развитие или моральные принципы. Люди стараются соответствовать стандартам, оценивать свое поведе­ние в соответствии со стандартами, решая, подходит оно под стандарт или нет, и продолжать это приспособление до тех пор, пока сравнение со стандартом не покажется удовлетворитель­ным. Этот процесс называется обратной связью, если обратиться с целью анализа к кибернетической теории саморегулирования.

Рассматривая проблемы самоосознания, исследователи выде­ляют два его типа. Частное самоосознание — это временное со­стояние осознания индивидом скрытых, частных аспектов сво­его Я, в то время как общественное самоосознание — это времен­ное состояние осознания индивидом общественных аспектов Я. "Частное и общественное самоосознание могут быть непроиз­вольно вызваны какими-либо стимулами. Если вас спрашивают о вашем нынешнем настроении, или вы видите свое лицо в ма­леньком зеркале, или чувствуете в животе спазмы от голода, то, вероятно, это вызовет у вас состояние частного самоосознания. Если же за вами наблюдают другие люди, делают вашу портрет­ную фотографию или вы видите себя в зеркале целиком в полный рост, то это может вызвать общественное самоосознание" (Franzoi, 1996. Р. 61).

Взрослые индивиды обладают способностью оказываться и в состоянии частного, и в состоянии общественного самоосозания. Однако, когда какие-либо стимулы вызывают самоосознание, это фокусирование на себе является временным. Наряду с состоя­ниями самоосознания, возникающими вследствие внешних сти­мулов, исследователи обнаружили, что одни люди обычно тратят больше времени на саморефлексию, чем другие. Укоренившаяся тенденция самоосозания была обозначена исследователями как личностная черта самосознания, которая является сравнительно устойчивой в течение некоторого времени.

Подобно тому, как существуют два типа самоосознания, име­ются и два типа самосознания. В 1975 г. А. Фенигстайн, М. Шей- ер и А. Бассе разработали шкалу самосознания для измерения этих двух черт (см. табл. 4.2). Частное самосознание представля­ет собой тенденцию сознавать скрытые, частные аспекты Я, в то время как общественное самосознание — это тенденция созна­вать публично демонстрируемые аспекты Я.

Таблица 4.2. Шкала самосознания

Посредством данной шкалы измеряются личностные черты частного и обще­ственного самосознания. Для работы с этой шкалой прочитайте каждое из по­ложений, следующих далее, и затем отметьте, насколько точно каждое из этих положений характеризует вас, используя приведенную в инструкции шкалу оценок:

1. Я всегда пытаюсь понять себя

2. Я озабочен своим стилем действий

3. В общем, я не очень осознаю себя*

4. Я много думаю о себе

5. Я озабочен тем образом, в каком предстаю перед людьми

6. Я часто фантазирую о себе

_7. Я никогда не смотрю на себя критически*

_8. Я сознаю свой путь

_9. Я в общем внимателен к своим внутренним чувствам

10. Я обычно беспокоюсь о том, чтобы произвести хорошее впечатление

11. Я постоянно изучаю свои мотивы

12. Одна из последних вещей, которые я делаю перед уходом из дома, это гляжу в зеркало

13. Иногда у меня появляется чувство, что я откуда-то наблю­даю за собой

14. Я озабочен тем, что другие люди думают обо мне

15. Я крайне внимателен к переменам в моих настроениях

16. Я обычно осознаю свой внешний вид

17. Я осознаю образ своих мыслей, когда думаю над проблемой


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)