АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Референтные группы и личность

Читайте также:
  1. I i Группы
  2. I. Диспансеризация. Группы диспансерного наблюдения. Роль медсестры в проведении диспансеризации.
  3. I. Личность как предмет психологического исследования
  4. I. Я - Личность, собственная воля, отношение к жизни, реакция на окружающую среду
  5. XIV. Воспитание и личность
  6. ZFCACGSP (ЗП.Группы лицевых счетов спецификация))
  7. ZSNUSP (ЗП.Группы выплат (спецификация))
  8. А) Личность сотрудника.
  9. А. Группы приказов.
  10. Августа 1992 года Тёрнеру позвонил Брюс Пэйн и сказал, что он уволен из группы.
  11. Агония группы
  12. Адаптационная составляющая и личность

В течение своей жизни личность испытывает разнообразные воздействия со стороны ряда различных групп, в состав которых она входит. Однако нельзя не заметить, что одни группы сущест­венно влияют на личность во многих ее проявлениях, другие — незначительно и лишь в отдельных чертах. Сила влияния той или иной группы на личность зависит от многих факторов. Наи­больший эффект наблюдается в тех случаях, когда определенная группа является референтной (или эталонной) для данной лично­сти. Так называется группа, с которой личность отождествляет или сравнивает себя. Референтные группы могут быть больши­ми, включая нацию или всех тех, кто исповедует определенную религию, но могут быть и малыми, такими как семья или компа­ния друзей. Социальные ценности и нормы референтной группы выступают для индивида в качестве эталонов деятельности, хотя сам он порой может даже и не входить в состав данной группы.


Это явление хорошо описано Мольером в комедии "Мещанин во дворянстве". Ее герой Журден, принадлежа к мещанскому со­словию, хочет во всем походить на дворянина. Поэтому он зака­зывает платья, какие носят дворяне, нанимает учителей танцев, фехтования и даже философии, чтобы во всем приобщиться к дворянству. С полным основанием можно сказать, что для ме­щанина Журдена референтной группой является дворянское со­словие. Или возьмем, например, подростка, которого не принима­ют в очень значимую для него более взрослую компанию товари­щей старшего брата. Этот подросток также может ориентиро­ваться на групповые нормы данной компании, копировать какие-то элементы одежды, формы поведения, лексику членов своей референтной группы.

В социально-психологической литературе подобное явление обозначается специальным термином "предвосхищающая" со­циализация. Имеются в виду определенные усилия индивида, направленные на построение своего поведения в ожидании полу­чения доступа в группу с более высоким социальным статусом.

Референтная группа может быть даже воображаемой. Напри­мер, романтически настроенный мальчик пытается вести себя в соответствии с кодексом мушкетеров Дюма или других литера­турных героев (Кон, 1967). "Художник, родившийся "раньше сво­его времени", ученый, работающий для "человечества", или фи­лантроп, жертвующий для "будущих поколений", не рассчитыва­ют на немедленное вознаграждение и иногда приносят невероят­ные жертвы, предполагая, что будут оценены какой-то будущей аудиторией, которая, вероятно, должна быть более разумной, чем современная, — пишет Т. Шибутани. — Они оценивают свои ста­рания с точки зрения, приписываемой людям, которые еще не ро­дились и, быть может, никогда не родятся... Тот факт, что для по­добных эталонных групп нет материального основания, вовсе не делает их менее важными" (Шибутани, 1969. С. 213).

В работах американских исследователей выделяется несколь­ко типов референтных групп (Kemper, 1969; Mellot, 1978).

Нормативные референтные группы — такие, ценности и нор­мы которых индивид одобряет и хочет вступить в эти группы или завоевать их расположение. Такие группы дают индивиду руко­водство к действию и ожидают от него соответствующего подчи­нения. К нормативным группам можно отнести семью, религиоз­ную или национальную общность. Часто такими группами явля­ются для индивида товарищеские компании, профессиональные или политические объединения.

Сравнительные референтные группы — такие, в которые ин­дивид не хочет входить, ему не нужно их расположение, но он ис­пользует эти группы как определенную основу для оценки своего статуса или поведения. Так, индивид может обращаться к таким референтным группам для сравнения своих действий с действия­ми других людей, для определения степени законности своих действий, для сопоставления своих успехов в тех или иных об­ластях. Например, исследователи в сфере организационной пси­хологии используют понятие "социальная норма" заработной платы, т. е. такой ее уровень, который работник считает для себя "нормальным", соответствующим его трудовому вкладу. Форми­рование этой "нормы" есть результат влияния соответствующей социально-профессиональной референтной группы. Как для ра­бочих, так и для служащих характерно сопоставление своей заработной платы с заработной платой других лиц соответствую­щей профессиональной группы и данного иерархического уровня в организации. Чем выше квалификация и образование работни­ка, тем шире референтная группа при таком сравнении.

Наряду с указанными выше возможны также негативные ре­ферентные группы, по отношению к которым тот или иной инди­вид находится в оппозиции. Это группы, символизирующие что-либо неприемлемое для данного индивида. Ценности нега­тивных референтных групп служат мотиваторами противопо­ложных мнений и убеждений. Так, отдельные люди могут избе­гать покупки тех товаров или продуктов, которые ассоциируются у них с социальными группами, недостойными уважения.

Обычно каждый человек имеет не одну, а несколько рефе­рентных групп. В одной ситуации он ориентируется на ценности и нормы одной группы, в другой ситуации — на другую группу и т.д. Очевидно, для того чтобы лучше понять истоки тех или иных установок личности, причины ее поведения, необходимо знать, какие группы являются для данной личности референтны­ми. Важность референтных групп как своеобразного "оплота" ус­тановок личности прямо или косвенно признается всеми, кто хо­чет радикально изменить эти установки. В таких случаях часто прибегают к физической и психологической изоляции индивидов от соответствующих референтных групп. Именно так делается в религиозных сектах кришнаитов и мунистов, где потенциаль­ных новообращенных лиц ставят в условия подобной изоляции.

Порой референтность (эталонность) некоторых двух различ­ных по своим нормам и традициям групп для одной и той же лич­ности может приводить ее в положение маргинальности. Оно ха­рактеризуется одновременным пребыванием личности внутри определенной социальной группы и вне ее. Отсюда термин "мар­гинальная личность" (буквально: личность, находящаяся на краю).

Этот термин ввел в научный оборот американский социолог Р. Парк в 1928 г., назвав маргинальную личность "культурным гибридом", который следует "жизни и традициям двух различ­ных групп" (Jary and Jary, 1995. P. 387). Возьмем, например, че­ченца, окончившего вуз в Москве и давно живущего в столице, или африканца, получившего образование в одной из европей­ских стран и работающего там же. Такие люди подвержены силь­ному влиянию двух различных, во многом антагонистических культур. Нередко они стремятся принадлежать к обеим этниче­ским группам, но полностью не принимаются ни одной. Это мо­жет приводить маргинальную личность к серьезным межроле­вым конфликтам, негативно влияющим на ее психику. При бла­гоприятном развитии национальных взаимоотношений марги­нальные люди служат, по замечанию отечественного социолога

И.С. Кона, своеобразным мостом между разными этническими группами и их культурами.

Понятие маргинальности используется не только в межэтни­ческом плане. И мастер на промышленном предприятии, и сель­ский житель, переехавший в большой город, и замужняя женщи­на — профессионал высокого класса на своей работе, но ориенти­рованная на семью, — это также маргинальные личности со все­ми присущими им проблемами.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)