|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
СЛОВАРЬ ИМЁНА АЛМОНД (Almond) Габриэль Абрахам (1911-2002) — выдающийся американский политолог, один из инициаторов «бихевиористской революции». В начале 1960-х гг. ввел в научный оборот термин «политическая культура», т. е. «система убеждений, символов и ценностей, определяющих ситуацию, в которой происходит политическое действие» (совместная работа Г. Алмонда и С. Вербы «Гражданская культура и стабильность демократии», 1963) На примере сопоставления политических культур народов пяти стран — США, Мексики, Италии, Великобритании и Германии — дается анализ основных типов современной политической культуры. Один из авторов теории политических систем. Изучив структуру политической системы, Г. Алмонд выделил в качестве основных ее элементов политические институты (государство, партии, группы интересов), реализующие функции власти и управления в обществе и политические ориентации (знания, ценности, убеждения, установки, идеалы), характеризующие политическое поведение субъектов политики. Последние и определяются Алмондом как политическая культура. Основные работы: «Сравнительная политика: концепция развития» (1966); «Политическое развитие» (1970); «Сравнительная политология сегодня» (1974); «Сравнительная политология. Система, процесс и политический курс» (1978); «Гражданская культура: пересмотр концепции» (1980); «Сравнительная политология. Теоретическая структура» (1993); «Плутократия и политика в Нью-Йорке» (1997); «Современная европейская политика» (1999) и др. АРИСТОТЕЛЬ (лат. Aristotle) (384-322 до н. э.) — древнегреческий ученый, один из величайших философов античности, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского, автор термина «политика». Первым в истории научной мысли предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике, которая оказывается неразрывно связанной с этикой. Главная цель политики по Аристотелю — достижение общего блага (справедливости). Аристотель рассматривает государство как продукт естественного развития общества, результат механического объединения семей, а человека по своей природе определяет как существо политическое. Сравнивая политическое устройство различных полисов, Аристотель выделяет «правильные» и «неправильные» формы правления (критерием правильности при этом выступает их возможность служить всеобщему благу). Тремя «правильными» формами государства, по Аристотелю, являются монархия, аристократия и полития, а соответствующими им «неправильными» формами правления — тирания, олигархия и демократия. Главные работы социально-политической направленности — «Политика», «Афинская полития». Б БЕНТЛИ (Bentley) Артур Фишер (1870-1957) — американский ученый, один из основателей теории групп интересов. Первым приступил к политико-социологическим исследованиям реальных политических процессов в США. Политический процесс, по Бентли, характеризуется постоянным образованием и распадом различных общественных объединений — групп интересов. Исследование их взаимодействий возможно, по Бентли, с помощью анализа таких факторов, как численность, степень «сконцентрированности» интересов, техника оказания давления (подкуп, запугивание, убеждение и пр.) и организация. Главная работа — «Процесс управления» (1908). БЁРНХЕМ (Burnham) Джеймс (1905-1987) — американский социолог, экономист, профессор Нью-Йоркского университета, до 1939 г. — один из лидеров троцкизма, после Второй мировой войны — ведущий теоретик консерватизма. В своей главной работе — «Революция менеджеров» (1941) — выдвинул идею о трансформации капитализма в «менеджериальное общество», власть в котором перейдет к новому классу управляющих (менеджеров, технократов). БЛАУ (Blau) Питер Микаэл (1918-2002) — американский социолог австрийского происхождения, профессор социологии Колумбийского университета, президент Американской социологической ассоциации (1973-1974). В своих исследованиях, синтезируя идеи М. Вебера со структурно-функциональным подходом, предпринял попытку определить источники структурных изменений в формальных организациях и тенденции развития бюрократических организаций в современном капиталистическом обществе. Наряду с Хомансом считается одним из создателей теории социального обмена. В рамках этой теории политическая власть определяется Блау как установление легитимной монополии на вознаграждения, которая организационно оформляется в качестве рангов- статусов. Для легитимизации власти необходимы разделяемая участниками социального обмена, но выведенная за его рамки система ценностей и норм, конституируемая культурой. Основные работы: «Динамика бюрократии» (1955); «Формальные организации: сравнительный подход» (совместно с Р. Скоттом, 1962); «Обмен и власть в социальной жизни» (1964); «Структура организаций» (совместно с Р. Шонхером, 1971); «Структурный контекст возможностей» (1994) и др. БОТТОМОР (Bottomore) Томас Бартон (1920-1993) — английский социолог неомарксистской ориентации, член Британской (президент в 1969-1971 гг.) и Международной (президент в 1974-1978 гг.) социологических ассоциаций. В центре научных интересов — теория марксизма, история социологической мысли, социальная стратификация и мобильность, теория политических элит. Особенностью постиндустриального общества, по Боттомору, является рост численности среднего класса. Границы среднего класса трудно определимы, но именно из его представителей формируется современная элита. Не являясь частью системы политической власти, элита (т. е. занимающие высокое положение в обществе ученые, свободные интеллектуалы, менеджеры) обладает возможностью влияния на общественное мнение и на социальную политику государства. Основные работы: «Элиты и общество» (1966); «Марксистская социология» (1975); «Австромарксизм» (1978). В ВЕБЕР (Weber) Макс (1864-1920) — выдающийся немецкий политолог, социолог, историк, экономист, юрист и социальный философ, создатель «понимающей» социологии, автор теории социального действия, учения об идеальных типах, родоначальник социологии религии, один из основателей современной политической науки (концепция легитимности власти, теория бюрократии, исследование демократии), автор трудов по истории хозяйства, логике и методологии общественных наук. Внес большой вклад в разработку проблем власти, права, религии, организации. Автор ставших классическими определений политики (как стремления к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами или же внутри государства между различными социальными группами), власти (как способности и возможности одного индивида в данных социальных условиях проводить свою волю даже вопреки сопротивлению другого) и государства (как человеческого сообщества, которое внутри определенной области претендует на монополию легитимного физического насилия). Создав концепцию легитимности политической власти, выделил три основные формы (основания) легитимности — традиционную, харизматическую и рационально-легальную (правовую). Научная деятельность Вебера оказала огромное влияние на развитие современной социологии, политологии, философии и историографии. Основные работы: «Протестантская этика и дух капитализма» (1904-1905); «0 некоторых категориях понимающей социологии» (1913); «Собрание сочинений по социологии религии» (1920-1921); «Политика как призвание и профессия» (1919), «Политические работы» (1921); «Собрание сочинений по социологии и социальной политике» (1924); «Собрание сочинений по социальной и экономической политике» (1924) и другие.
ВИЛЬСОН Томас Вудро (1856 – 1924) — 28-й президент США, ученый, автор теории «административной эффективности». Известен также как историк и политолог, был единственным президентом США, имевшим докторскую степень Лауреат Нобелевской премии мира 1919 г., присуждённой ему за миротворческие усилия. Предложения Вильсона были положены в основу Версальского мирного договора (1919). Был одним из инициаторов создания Лиги Наций. В работе «Изучение администрирования» (1887) содержится теоретическая разработка вопросов государственного управления: попытка разработать модель государственной бюрократии, которая была бы эффективной в условиях демократии, органично сочетала бы принцип профессиональной государственной службы с рыночными механизмами. обоснование идеи разделения политических и административных функций в механизме государства, прагматично исходя из постулата, что смена политического руководства не должна влиять на деятельность несменяемого административного аппарата; отношения между государственной администрацией, исполняющей законы, и политической властью, создающей законы, «составляют самую сущность правительственной системы»; политики и администраторы должны эффективно взаимодействовать, соблюдая субординацию и разделение управленческого труда, чтобы обеспечить реализацию избранного политического курса. Полагал, что развитие демократии связано с созданием эффективной системы контроля за деятельностью администраторов со стороны политиков.
ВОСЛЕНСКИЙ Михаил Сергеевич (1920-1997) — российский ученый и общественный деятель, доктор исторических и философских наук, переводчик, автор оригинальной концепции «номенклатуры». В 1976 г. был лишен советского гражданства (в 1990 г. восстановлен). В своей главной работе «Номенклатура — господствующий класс Советского Союза» (1980), рассматривая структуру правящей элиты советского государства, Восленский говорит о номенклатуре как о закрытой социальной группе, представители которой ведут специфический образ жизни, обусловленный особым положением и привилегиями. Номенклатура характеризуется жесткой партийной дисциплиной, идеологическим и организационным единством. Основной функцией номенклатуры выступает осуществление власти (подготовка, принятие и реализация политических решений), а главным ресурсом власти номенклатуры является контроль над госаппаратом, дающий возможность абсолютного контроля над всеми сферами общественной жизни. Основные работы: «Восточная» политика ФРГ (1949-1965)» (1967); «Тайные связи США и Германии. Блок империалистов против Октября (1917-1919)» (1968); «Внешняя политика и партии ФРГ» (1969); «Номенклатура — советский правящий класс» (1984); «Империя лжи» (1987). Г
ГАНДИ Мохандас Карамчи (2 октября 1869 - 30 января 1948), известный как Махатма Ганди - один из руководителей и идеолог национально-освободительного движения Индии. Его философия ненасилия (сатьяграха) оказала влияние на национальные и международные движения сторонников мирных перемен. В борьбе за независимость Индии М. Ганди использовал методы ненасильственного сопротивления: в частности, по его инициативе индийцы прибегали к бойкоту британских товаров и учреждений. В 1921 году Ганди возглавил Индийский национальный конгресс, который покинул в 1934 году в силу расхождения своих взглядов на национально-освободительное движение с позицией других руководителей партии. Широкую огласку получили разногласия между Ганди и лидером неприкасаемых Амбедкаром по поводу предоставления последним полного равноправия с представителями других каст. Ганди считал, что радикальные взгляды Амбедкара приведут к расколу индийского общества. Голодовка, которую объявил Ганди в 1932 году, заставила Амбедкара пойти на уступки. Махатма Ганди пользовался огромным влиянием как среди индусов, так и среди мусульман Индии и старался примирить эти враждующие группировки. Он крайне отрицательно отнёсся к разделению бывшей колонии Британская Индия в 1947 году на светскую республику Индия с преобладанием индуистского населения и мусульманский Пакистан. ГОББС (Hobbes) Томас (1588-1679) — английский философ и политический деятель, один из авторов «теории общественного договора». Основы оригинальной философской системы Гоббса оформляются уже в 1640 г. в работе «Основы права», посвященной как проблемам человека, так и политическим вопросам (в частности, преимуществам абсолютной власти), которые рассматриваются в рамках принципов теории естественного права и договорного происхождения государства. В 1651 г. в свет выходит главная работа Гоббса — «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского», состоящая из четырех частей: учения о человеке, теорий происхождения и сущности государства, критики притязаний церкви на власть и самостоятельность по отношению к государству. Обосновывая абсолютный суверенитет государства, ученый исходит из того, что догосударственному периоду существования общества было присуще состояние «войны всех против всех», поэтому с целью обеспечения своей безопасности и достижения гражданского мира люди добровольно соглашаются ограничить свободу каждого, делегируя индивидуальные естественные права государю. Государство, таким образом, представляет собой результат рационального соглашения, договора, в силу которого люди лишаются значительной степени своей свободы (что и дает повод Гоббсу сравнить государство с мифическим библейским чудовищем — Левиафаном, пожирающим людей). Книга «Левиафан», а также работа «0 гражданине», изданная в 1642 г. в Париже на латинском языке, были внесены в католический «Индекс запрещенных книг» и приговорены к сожжению.
Д ДАЛЬ (Dahl) Роберт Алан (1915) — американский политолог, профессор Йельского университета, один из основоположников теории плюралистической демократии. В центре научного внимания — проблемы трансформации политических систем, соотношение понятий свободы, равенства и демократии. Автор термина «полиархия», под которой понимается особый тип политического режима, характеризующийся двумя основными признаками: плюралистичностью и оппозиционностью. Основные работы — «Введение в теорию демократии» (1956); «Плюралистическая демократия в США» (1967); «Полиархия: участие и оппозиция» (1971); «Демократия в США» (1972); «Демократия, свобода и равенство» (1986). ДЕБРЕ Режи (фр. Régis Debray, род. 2 сентября 1940, Париж) — известный французский философ и политический теоретик левой ориентации, соратник Че Гевары и советник президента-социалиста Франсуа Миттерана по проблемам Латинской Америки. В 1990 г. он предложил термин «медиалогия» для обозначения нового учения о средствах, предназначенных для передачи знания и традиций, т. е. культурных благ. Развивая в своей работе «Введение в медиалогию» (2000) свою концепцию, Дебре, опираясь в основном на традиции современной французской философской и социально-научной мысли, предлагает широкий спектр новых понятий и подходов, призванных объяснить динамичные процессы коммуникации, происходящие в современном мире.
ДЖИЛАС (Djilas) Милован ( 1911-1995) — югославский политолог, публицист, государственный и общественный деятель. В 1953 г. вице-президент Югославии, затем — председатель Союзной народной скупщины. За серию статей в 1953-1954 гг., где он выступал против превращения Компартии в правящий класс страны и обвинял режим в переходе на сталинские методы управления, был смещен со всех государственных постов и исключен из партии, а в 1955 г. приговорен к 18 месяцам заключения условно за «клеветнические заявления». В 1956 г. Джилас открыто одобрил венгерское восстание, за что был осужден на три года тюрьмы. За написанную в тюрьме книгу «Новый класс» (1957), в которой он выступил с критикой тоталитаризма и разоблачениями партийно-бюрократической элиты, был осужден на семь лет лишения свободы. Анализируя тоталитарную элиту в рамках концепции «нового класса», Джилас выделял следующие ее Характерные черты: концентрация власти, особый социально-экономический статус, основанный на слиянии власти и собственности, монолитность структуры правящего класса, отсутствие внутригрупповой конкуренции, особые критерии отбора. В 1969 г. выходит в свет книга Джиласа «Несовершенное общество. Теоретическая критика современного социализма», которая в Югославии попадает в список запрещенных. В 1982 г. выступил в защиту польской «Солидарности», а в 1990-х гг. — против политики С. Милошевича. Основные работы: «Беседы со Сталиным» (1961); «Моя дружба с Тито» (1961); «Несовершенное общество. Теоретическая критика современного социализма» (1969) и др. ДОЙЧ (Deutsch) Карл (1912-1992) — американский политолог немецкого происхождения, один из авторов теории политических систем. С 1938 г. проживал в США. Работа «The Nerves of Government» (1963) приносит Дойчу широкую известность в научном мире. В 1969 г. он избирается президентом Американской, а в 1976 г. — Международной ассоциации политических наук. Основная работа — «Кибернетическая модель общества» — посвящена разработке теории политических систем. Политическая система, по Дойчу, подобна системе кибернетической — она функционирует только при наличии информационных потоков, а свободный обмен информацией является необходимым условием ее выживания. Используя при рассмотрении политической системы коммуникативный метод, Дойч представляет ее как информационную модель, некий «черный ящик», работающий по принципу «вход — выход». Он выделяет следующие факторы, влияющие на эффективность деятельности политической системы: качество информации, поступающей извне в систему, качество механизмов системы, перерабатывающих информацию, и качество реакции системы на внешние импульсы. ДРУКЕР (Drucker) Питер Фердинанд (1909-2005) – американский ученый австрийского происхождения, родоначальник современного менеджмента. В разные годы был советником правительств США, Канады, Японии. Автор ряда фундаментальных работ по менеджменту, вопросам экономической теории и политики. В работе «Постэкономическое общество» (1993) сформулировал концепцию преодоления традиционного капитализма и перехода от индустриального хозяйства к экономической системе, основанной на знаниях и информации — за счет формирования новой системы ценностей отказа от идеи национального государства в пользу глобальной экономики и глобального социума. Среди других работ — «Конец экономического человека» (1939); «Практика менеджмента» (1954); «Менеджмент: задачи, обязанности, практики» (1973); «Инновации и предпринимательство» (1985); «Управление во имя будущего» (1992); «Задачи менеджмента в XXI веке» (1999); «Энциклопедия менеджмента» (2001). ДЮВЕРЖЕ (Duverger) Морис (1917) – французский политолог, социолог, профессор политической социологии в Сорбонне, руководитель центра сравнительного анализа политических систем, международный консультант по проблемам конституционного права и избирательной борьбы. Основные направления исследования — политическая власть, политические институты и политические режимы. Автор современной теории политических партий. В своей главной работе — «Политические партии» (1951) — дал развернутый анализ происхождения и сущности политических партий, законов их развития и функционирования в рамках различных политических режимов и избирательных систем. Автор «трех законов взаимосвязи избирательных и партийных систем»: 1) пропорциональная избирательная система обусловливает возникновение многопартийной системы, характеризующейся существованием автономных партий с жесткой внутренней структурой; 2) мажоритарная избирательная система абсолютного большинства порождает партийную систему, в которой партии занимают гибкие позиции и стремятся к взаимному компромиссу; 3) мажоритарная избирательная система относительного большинства приводит к формированию двухпартийной системы. Среди других работ — «Диктатура» (1961), «Янус. Два лица Запада» (1972), «Идея политики. Применение власти в обществе» (1966), «Социология политики» (1973). И ИНГЛЕГАРТ (Inglehart) Рональд (1934) — американский ученый, один из признанных лидеров западной социологической мысли. Основной идеей научных работ Инглегарта является тезис о том, что переход от материалистических к постматериалистическим ценностям представляет собой наиболее значимое социальное изменение конца ХХ в. Ученый акцентирует внимание на взаимодействии и взаимозависимости политических, экономических, социально-психологических и др. факторов развития общества, анализирует возможности формирования стабильных демократических систем в странах, не прошедших стадию «зрелого» индустриального общества. Основные работы: «Молчаливая революция: изменение системы ценностей и политического стиля в западном обществе» (1977); «Культурный сдвиг в зрелом индустриальном обществе» (1990); «Модернизация и постмодернизация: культурные, экономические и политические изменения в 43 обществах» (1997). ИСТОН (Easton) Дэвид (1917) — канадский политолог, профессор Чикагского университета, автор теории политической системы. Основной вклад Истона в политическую науку связан с адаптацией и применением принципов и методов системного анализа к изучению функционирования политических систем. Политическую систему Истон определяет как некий механизм функционирования власти, определяющий порядок распределения ресурсов и ценностей. Процесс функционирования политической системы, по Истону, состоит из четырех фаз: «входа» («ввода») — влияния на политическую систему окружающей среды в форме требований и поддержки; «конверсии» («преобразования») — реакции системы на требования окружающей среды и их преобразования в определенные решения; «выхода» («вывода») — осуществления принятых решений в форме конкретных действий системы; «обратной связи» — влияния действий системы на окружающую среду с целью формирования на «входе» определенных требований и обеспечения поддержки. Основные работы: «Политическая система: политологические исследования о государстве» (1953); «Структура политологии» (1965); «Системный анализ политической жизни» (1965); «Развитие политической науки» (1991). К КАНТ Иммануил (1724-1804) – великий немецкий философ, представитель классической немецкой философии. Разработал ряд основных постулатов теории правового государства: } Само ограничивает себя определенным комплексом постоянных норм и правил, устанавливает равный масштаб свободы для всех граждан } Правовое государство предписывает равную ответственность власти и граждан перед законом. Государство, издавшее закон, обязано уважать этот закон до тех пор, пока он существует, хотя оно правомерно его пересмотреть и даже отменить. } Гражданин вменяет себе в обязанность признавать и соблюдать права других } Гарантировано формальное равенство всех и каждого, а в правовых делах гражданская личность не может быть представлена никем другим } Только законно избранное правительство имеет право применить силу в качестве принуждения. Монопольное право на легитимное насилие принадлежит правительству, что обеспечивает единый, обязательный для всех порядок, уничтожение неравенства и разнообразия прав.
КАУТИЛЬЯ – представитель политико-управленческой мысли Древней Индии, советник царя Чандрагупты I (317-293 до н.э.). Считается автором первого специализированного трактата по управлению – Артхашастры («Наука о политике», или «Наука О пользе»). В ней изложены основные принципы искусства управляения персоналом, государствнным аппаратом: } прежде всего, министров и советников необходимо подбирать на основе личных и деловых качеств (ум, честность, мужество, преданность), на основе сведений осведомителей, продемонстрированных правителю в трудную минуту; } назначению на должность предшествует испытательный срок, когда кандидата испытывают хитростью; } государственный аппарат должен эффективно контролироваться с помощью надзирателей на предмет результативности работы За свою работу чиновники получали жалованье согласно Табели о рангах, где указаны 17 разрядов государственных служащих.
КО3ЕР (Coser) Льюис Альфред (1913-2003) — американский социолог, классик теории политического конфликта. Причинами конфликтов считает несправедливое распределение ресурсов власти, несовпадение идеалов и ценностей, а также изменение социального статуса и определение этнической принадлежности. Основные работы: «Функции социального конфликта» (1956); «Политическая социология» (1967). КОНФУЦИЙ (Кун-цзы или Кун Фу-цзы— «почтенный учитель») (551-479 до н. э.) — древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства. Политические и этические воззрения Конфуция изложены в книге «Лунь юй» («Беседы и изречения»), составленной его учениками. Трактуя государство как большую семью (где власть императора уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных — семейным отношениям старших и младших), Конфуций выступал за аристократическую концепцию правления, предполагающую полное отчуждение населения от участия в управлении государством. Основная добродетель подданных, по Конфуцию, состоит в преданности правителю, в послушании и почтительности ко всем «старшим», в соблюдении ритуала. Идеи Конфуция стали основой религиозно-этического учения — конфуцианства. Управление людьми должно осуществляться с помощью ритуалов и морали, а не посредством законов и наказания. Для хорошего управления в государстве нужны не законы, а правители с высокими нравственными качествами. «Правление есть исправление» (нравов). «Мораль правителя – ветер, а мораль подданных – трава; куда дует ветер, туда стелется и трава». Чиновники назначаются по принципу меритократии, т.е. в соответствии с достоинствами: китайские чиновники для получения должности подвергались весьма строгим экзаменам на знание законов, классической литературы и истории. Л ЛАССУЭЛЛ (Lasswell) Гарольд Дуайт (1902-1978) — американский политолог, социолог. В своих трудах разрабатывает проблемы функционального подхода к политике, использует методы социальной психологии, психоанализа и психиатрии в изучении политического поведения и пропаганды; выявляет роль массовых коммуникаций в распространении и воспроизводстве символики политической власти, одним из первых использует контент-анализ для изучения политической коммуникации, разрабатывает теорию политических элит. Главная работа — «Политика: кто получает что, когда и как» (1936). ЛЕБОН (Le Bon) Гюстав (1841-1931) — французский социальный психолог, антрополог и археолог. Выдвинул один из первых вариантов теории «массового общества». В своей главной работе — «Психология народов и масс» (1895) — рассматривал толпу как иррациональную разрушительную силу, подавляющую индивидуальность, предсказывал скорое наступление «эры масс» и, как следствие, упадок цивилизации. Среди других работ — «Психологические законы эволюции народов» (1894); «Психология революции» (1912) и др.
ЛЕЙПХАРТ (Lijphart) Аренд — американский политолог голландского происхождения, профессор университета штата Калифорния (Сан-Диего), специалист в области сравнительных политических исследований. Автор наиболее полной типологии политических режимов, основанной на институциональных признаках. На основе эмпирических исследований опыта политического развития Австрии, Бельгии, Канады, Нидерландов и Швейцарии Лейпхарт поставил под сомнение типологию политических систем Г. Алмонда, связанную, главным образом, с гомогенными либо гетерогенными культурами. Если для англо-американских систем характерна однородность, то европейские континентальные системы, по Лейпхарту, отличаются фрагментарностью политической культуры, что может выступать фактором политической нестабильности в обществе. Основные работы: «Демократия в многосоставных обществах» (1977); «Демократии: типы мажоритарного и консенсусного правления в двадцати одной стране» (1984) и др. ЛЕНИН (Ульянов) Владимир Ильич (1870-1924) — основатель Советского государства, председатель Совета Народных Комиссаров, теоретик и руководитель международного коммунистического движения, радикальный последователь К. Маркса. Считая диктатуру пролетариата необходимым условием построения социализма и коммунизма, проводил политику «красного террора», «военного коммунизма», инициатор роспуска оппозиционных партий, высылки из страны видных представителей интеллигенции, массовых репрессий против дворянства, духовенства и др. Основные работы: «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?» (1894); «Развитие капитализма в «России» (1899); «Что делать?» (1902), «Материализм и эмпириокритицизм» (1909); «Империализм как высшая стадия капитализма» (1916); «Государство и революция» (1917); «Детская болезнь левизны в коммунизме» (1920) и др. ЛОКК (Locke) Джон (1632-1704) — английский философ-просветитель и политический мыслитель, сторонник концепции «общественного договора» и естественного права, родоначальник либерализма. В работе «Два трактата о государственном правлении» (1690) Локк рассматривает широкий спектр проблем государства, гражданского общества, политических свобод, законности, собственности и т. д. Среди других работ Локка — «Опыт о человеческом разумении» (1689); «Некоторые мысли о воспитании» (1693); «Разумность христианства» (1695) и др. Критерий эффективности государственного управления, по Локку: насколько последовательно и эффективно оно выражает интересы личности, как абсолютной ценности. М МАКИАВЕЛЛИ (Machiavelli) Никколо ди Бернардо (1469-1527) - итальянский государственный деятель, военный теоретик, историк, теоретик политики, писатель, поэт. Огромный опыт государственной деятельности стал основой для разработки им оригинальной теоретической концепции. Макиавелли первым в истории научной мысли выделил политику в особую, самостоятельную область практической деятельности, отделив от нее сферу морали (религии). В своем главном труде «Государь» (1513) в качестве нормы политического действия Макиавелли провозглашал положение о том, что цель оправдывает средства, употребленные для ее достижения; считая при этом подлинной целью государя «общее благо», подразумевающее объединение Италии в сильное национальное государство. В «Рассуждениях о первой декаде Тита Ливия» (1513-1517) обосновал преимущества республиканского образа правления. Автор термина «государство». Среди других политических и исторических сочинений Макиавелли – «О том, как надлежит поступать с восставшими жителями Вальдикьяны» (1503); трактат «О военном искусстве» (1521); «История Флоренции» (1532) и др. Работы Макиавелли оказали значительное влияние на развитие европейской политической мысли Нового времени. МАРКС (Marx) Карл (1818-1883) —немецкий экономист, философ, основатель марксизма, автор фундаментального труда «Капитал» (1867-1894). В соавторстве с Энгельсом создает «Манифест Коммунистической партии» (1848). С 1849 г. — в Лондоне. Автор учения о материалистическом понимании истории, в частности, концепции исторического процесса как смены общественно-экономических формаций. Организатор и вождь основанного в 1864 г. Первого Интернационала. Основные работы: «Экономическо-философские рукописи» (1844); «Немецкая идеология» (совместно с Ф. Энгельсом, 1845-1846); «Нищета философии» (1847); «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» (1852); «Гражданская война во Франции» (1871); «Критика Готской программы» (1875). МЕДИСОН (Madison) Джеймс (1751-1836) — американский политический философ и государственный деятель, четвертый президент США. Один из авторов Конституции США и Билля о правах. Автор так называемой системы сдержек и противовесов, дополняющей принцип разделения властей. Один из основателей Демократической республиканской партии. МЕРРИАМ (Merriam) Чарльз Эдвард (1874-1953) — американский ученый, профессор Чикагского университета (1923-1940), один из создателей современной политической науки, основатель «чикагской школы» политических исследований. В своих работах развил бихевиористский подход к изучению политических явлений, внес большой вклад в исследование феномена политической власти и теорию демократии, анализ партийной системы и политического лидерства. Основные работы: «Американская партийная система» (1922, совместно с Г. Госнеллом); «Новые аспекты политики» (1925); «Четыре американских партийных лидера» (1926); «Политическая власть: ее структура и сфера действия» (1934); «Что такое демократия?» (1941). МИЛЛС (Mills) Чарльз Райт (1916-1962) — американский социолог, критик антидемократических тенденций во внутренней и внешней политике США, представитель леволиберального течения в теории политической элиты. Основные работы: «Властвующая элита» (1956); «Причины третьей мировой войны» (1958); «Социологическое воображение» (1959). МИХЕЛЬС (Michels) Роберт (1876-1936) — итальянский историк, экономист, социолог и политолог немецкого происхождения, один из основателей партологии, классик теории политической элиты, автор «железного закона олигархии». В 1922 г. Михельс одобрительно встречает приход фашистов к власти, вступает в фашистскую национальную партию, становится одним из ее идеологов. В своей главной работе — «Социология политической партии в условиях современной демократии. Исследования олигархических тенденций групповой жизни» (1911) — обосновал неизбежность разделения общества на правящее меньшинство (элиту) и пассивное большинство. Согласно сформулированному Михельсом «железному закону олигархии», управление обществом, так же, как и любой другой организацией (партией, профсоюзом), не может эффективно осуществляться всеми членами, что приводит к возникновению иерархической структуры власти и, следовательно, выделению руководящего аппарата. Разделение общества на руководящее меньшинство и управляемое большинство, по Михельсу, неизбежно влечет за собой олигархизацию управления обществом и формирование правящей элиты. «Организация порождает господство избранных над теми, кто их избирает, господство уполномоченных над теми, кто дает эти полномочия...» Р. Михельс МОНТЕСКЬЕ (Montesquieu) Шарль Луи (1689-1755) — выдающийся философ, политический мыслитель и правовед эпохи французского Просвещения, автор классической теории разделения властей, один из первых представителей школы политической географии. Выделял три основные формы государственной власти — республику, монархию и деспотию, возникновение которых обуславливалось размерами территории, оригинальным климатом, природными ресурсами и пр. В своей главной работе — «О духе законов» (1748), развивая идеи Т. Гоббса, Дж. Локка и Ж. Ж. Руссо, Монтескье предлагает оригинальный способ ограничения государственной власти путем ее разделения на три равноправные и независимые ветви — законодательную, исполнительную и судебную. Не разделяя, в отличие от Дж. Локка, идею о верховенстве законодательной власти, Монтескье дополняет принцип разделения властей системой «сдержек и противовесов», призванной предотвратить концентрацию государственной власти. Данный принцип был впервые реализован на практике Дж. Мэдисоном в Конституции США. МОСКА (Mosca) Гаэтано ( 1858-1941) — итальянский ученый, юрист, один из основоположников новой политической науки. Наряду с В. Парето считается создателем классической теории политических элит. С позиций консервативного либерализма развивал идею неизбежности разделения общества — независимо от социально-политических систем, разнообразия общественных групп и идеологий — на два класса: правящий класс, берущий на себя все управленческие функции и пользующийся связанными с этим- привилегиями, и управляемый класс, неорганизованное большинство. Основа власти меньшинства над большинством — организованность. Моска выделяет три основных качества, каждое и. которых дает возможность вхождения в правящий класс: доблесть, богатство, церковный сан (с которыми связаны три формы аристократии — военная, финансовая и церковная). Основные работы: «Теория правительств и парламентское правительство» (1884); «Основы политической науки» (1896, 1923); «Правящий класс» (1896). «Во всех обществах, начиная с самых слаборазвитых, едва достигших низших ступеней цивилизации, и заканчивая просвещенными и могущественными, существуют два класса: класс, который правит, и класс, которым правят. Первый класс, всегда менее многочисленный, выполняет все политические функции, монополизирует власть и наслаждается преимуществами, которые эта власть приносит, в то время как второй, более многочисленный класс, управляется и контролируется первым, тем или иным, более или менее законным, более или менее насильственным способом». Моска Г. «Правящий класс» МУССОЛИНИ Бенито (1883-1945) – итальянский политический деятель, идеолог фашизма и корпоратизма. Система государственного управления в фашистском государстве основана на идее единства нации-государства и социальном партнерстве труда и капитала. Труд и предпринимательство рассматривались как социальный долг, охраняемый государством. С помощью разветвленной сети корпоративных и воспитательных учреждений, массовых собраний и шествий государство стремилось полностью преобразовать саму сущность человека, дисциплинировать его, контролировать его дух, сердце, волю, разум, формировать его сознание и поведение, что способствовало установлению тоталитарного политического режима. П ПАРЕТО (Pareto) Вильфредо (1848-1923) — итальянский политолог, социолог и экономист, представитель математического подхода в политэкономии, один из основателей функционализма, создатель классической теории политической элиты. Неизбежность разделения общества на управляемых и управляющих Парето объясняет неравенством индивидуальных способностей людей. Совокупность индивидов, действующих с высокими показателями в различных сферах общественной жизни, Парето называет элитой. Элита, по Парето, делится на правящую — тех, кто непосредственно принимает участие в управлении, и неправящую (контрэлиту) — лишенную возможности принимать политические решения. Парето выдвигает концепцию «циркуляции элит», согласно которой обновление высшего слоя общества является главной движущей силы общественного развития. Основные труды: «Курс политической экономии» (1896-1897); «Социалистические системы» (1902); «Трактат по общей социологии» (1916).
«Главная идея термина «элита» — превосходство. В широком смысле я понимаю под элитой сообщество таких людей, которые свойствами ума, характера, ловкостью, самыми разнообразными способностями обладают в высшей степени... Может быть аристократия святых или аристократия разбойников, аристократия ученых, аристократия преступников и т. п.». Парето В. «Трактат по общей социологии» ПЕЧЧЕИ Аурелио (1908-1984) — известный итальянский менеджер и ученый, вице-президент фирмы «Оливетти», организатор Римского клуба (неправительственной международной организации, созданной в 1968 г. для исследования глобальных проблем современности). Сформулировал ряд новых идей, к асающихся будущего современной цивилизации. Автор многочисленных публикаций по глобальным проблемам современности и способам их разрешения. Главные работы: «Перед бездной» (1969); «Человеческие качества» (1977).
ПЛАТОН (Platon) ( 427-347 вв. до н. э.) — один из величайших философов античности, ученик Сократа и учитель Аристотеля, создатель Академии (388 г. до н. э.), автор 34 диалогов, среди которых — диалоги о политике, метафизике, этике — «Государство», «Политика», «Законы» и др. Автор концепции идеального государства, которое трактуется как максимально возможное воплощение мира идей в земной общественно-политической жизни. Трем началам человеческой души — разумному, яростному и жаждущему, по Платону, соответствуют три сословия — философов-правителей, воинов, ремесленников и земледельцев. «Идеальной» форме государственного правления — аристократии — Платон противопоставляет четыре «неправильные» формы: тимократию, олигархию, тиранию и демократию. Политика определяется как искусство, требующее определенного знания и умения управлять людьми. Работы Платона оказали огромное влияние на развитие европейской философской и политической мысли.
Р РИМСКИЙ КЛУБ — международная общественная организация, созданная в 1968 г. с целью «углубления понимания особенностей развития человечества в эпоху научно-технической революции». В первом докладе Римскому клубу, подготовленном под руководством Д. Медоуза («Пределы роста»), была осуществлена попытка смоделировать возможные пути развития цивилизации в условиях обострения глобальных проблем человечества. Основным содержанием доклада стало обоснование вывода о том, что при сохранении политики «неограниченного роста» мирового сообщества человечество может прийти к катастрофе уже в середине XXI в. в результате достижения «внешних пределов». Для ее предотвращения была предложена концепция «глобального равновесия» — достижение такого состояния мировой системы, при котором численность населения и объем промышленного производства остаются неизменными. Сегодня Римский клуб объединяет более 100 ученых, усилия которых направлены на глобальное моделирование общественного развития и анализ проблем футурологии. В исследованиях Римского клуба выделяются два направления: 1) «пессимистическое» — Дж. Форрестер, Р. Хейлброннер, Д. Медоуз (США); 2) «оптимистическое» — Э. Тоффлер, М. Месарович, 3. Ласло (США), К. Фримен (Англия), Э. Пестель (Германия), представители которого предлагают пути изменения ситуации в мире с помощью «оптимизации» современной цивилизации путем смещения акцентов с материального производства в сферу обслуживания, образования, здравоохранения, культуры. РУССО (Rousseau) Жан Жак (1712-1778) — французский мыслитель, представитель французского Просвещения, теоретик педагогики, писатель, композитор, сторонник теории естественного права. Один из создателей концепции «общественного договора», в соответствии с которой возникновение государства трактуется как акт передачи индивидом своих естественных прав верховной власти. Философско-политическая доктрина Руссо стала одним из основных идейных источников Великой французской революции. Основные работы: «Рассуждения о науках и искусствах» (1750); «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1755); «Юлия, или Новая Элоиза» (1761); «Об общественном договоре» (1762); «Эмиль, или О воспитании» (1764); «Прогулки одинокого мечтателя» (1776); «Исповедь» (1782-1789). С САЙМОН Герберт (Simon, Herbert Alexander) (1916-2001) —американский ученый, изучавший принципы и процессы принятия решений в различных областях человеческой деятельности и получивший фундаментальные результаты во многих точных и гуманитарных науках — от математики и экономики, где его вклад был в 1978 оценен Нобелевской премией, до психологии и искусственного интеллекта. По праву считается одним из создателей современной теории управленческих решений (теория ограниченной рациональности). Основные результаты, полученные им в этой области, изложены в таких книгах, как «Организации» (совместно с Джеймсом Марчем), вышедшей в 1958 году, а также «Административное поведение» (1947) и «Новая наука управленческих решений» (1960). СОРЕЛЬ (Sorel) Жорж (1847-1922) — французский философ, теоретик анархо-синдикализма, автор ряда работ по политическим и экономическим проблемам, истории, этике, философии науки. Вначале — сторонник так называемой новой школы марксизма, затем — критик так называемого научного понимания истории, автор учения о мифе как мировосприятии любой социальной группы. В работах Сореля впервые появляется термин «элита», который применяется не только для характеристики высших показателей, но и для обозначения наиболее ценной, лучшей группы людей, которые управляют обществом в силу присущих им исключительным качествам. Трактовал насилие как движущую силу истории; социалистическую революцию рассматривал как иррациональный порыв народа. Идеи Сореля оказали влияние на идеологов левых и правых экстремистских групп. Т ТОКВИЛЬ (Tocqueville) Алексис (Алекси Шарль-Анри-Морис Клерель де Токвиль) (1805-1859) — известный французский ученый, историк, политический деятель, один из крупнейших теоретиков демократического общества и государства, лидер консервативной Партии порядка, министр иностранных дел (1849). Наиболее важные работы посвящены вопросам демократии — «Демократия в Америке» (1835-1840), «Старый порядок и революция» (1856). На основе анализа Великой французской революции Токвиль сформулировал «золотой закон» политического развития («самый быстрый путь к свободе ведет к наихудшей форме рабства»), согласно которому ускоренный переход к демократической системе и стремление к быстрой реализации идей свободы и всеобщего равенства неминуемо приводят к тирании большинства (охлократии), а затем — тирании единоличной (диктатуре). Реализация идеи демократии, по мнению Токвиля, должна, прежде всего, опираться на ее принятие в качестве основной политической ценности большинством населения страны, а изменения в политической организации общества должны носить исключительно эволюционный характер. Ф ФУКО (Foucault) Мишель Поль (1926-1984) — французский философ, социолог, политолог, историк культуры и науки, один из наиболее ярких представителей постструктурализма и постмодернизма. Автор оригинальной концепции европейской науки и культуры, базирующейся на теории «археологии знания», согласно которой каждая эпоха имеет свою историю, не обусловленную предыдущей и не определяющую последующие эпохи. В работе «Слова и вещи. Опыт археологии гуманитарных наук» (1966) Фуко предлагает так называемую «археологию», предметом которой становится изучение «эпистем» представляющих собой некие «фундаментальные коды культуры)», определяющие конкретные формы мышления и знания. В работе «Археологии знания» (1969) Фуко вводит понятие «дискурса» (или «дискурсивной практики» как вида речевой коммуникации), означающее совокупность определенных правил и закономерностей, позволяющих «управлять появлением высказываний как единичных событий», выделять и изучать те или иные объекты, дистанцировавшись от социальной реальности. В работе «Порядок дискурса» (1971) дискурс определяется Фуко как «насилие, совершаемое нами над вещами». В работах «Надзор и наказание» (1975) и «Воля к знаниям» (1976) применяет собственный культурологический подход к анализу власти. Вопросы этики, морали и свободы находят свое отражение в работе «История сексуальности» (1976-1984). Х ХАНТИНГТОН (Huntington) Самюэль Филлипс (1927) — ведущий американский политолог, директор Института стратегических исследований в Гарвардском университете. Занимал пост координатора в области планирования при Совете национальной безопасности в администрации президента Дж. Картера (1977-1978). Член совета Американской ассоциации политических наук в 1969-1971 гг., ее вице-президент в 1984-1985 гг., президент с 1985 по 1987 г. По мнению Хантингтона, мировой порядок в XXI в. будет определяться взаимодействием различных культур-цивилизаций, границы которых совпадают с границами ареалов распространения определенных языков и стилей жизни. Цивилизация, по Хантингтону, — наивысшее культурное образование, объединяющее людей как на основе таких элементов культуры, как язык, религия, обычаи и пр., так и на основе самоидентификации людей. Наряду с западной цивилизацией, объединяющей Северную Америку и Западную Европу, Хантингтон выделяет еще восемь цивилизаций: славяно-православную, буддистскую, японскую, исламскую, индуистскую, латиноамериканскую африканскую и синскую. Линии «культурных разломов» между цивилизациями, по Хантингтону, становятся центральными линиями конфликтов в современном мире. После событий 11 сентября 2001 г. концепция Хантингтона о полицивилизационном конфликтующем мире стала официальной доктриной внешней политики США. Автор множества научных статей и докладов. Основные работы: «Политический порядок в изменяющихся обществах» (1968); «Кризис демократии» (1975); «Американская политика: грядущая дисгармония» (1981); «Третья волна: демократизация в конце ХХ века» (1991); «Столкновение цивилизаций» (1996), «Кто мы? Вызов американской национальной идентичности» (2004). Ш
ШАН Ян (390-338 до н.э.) — государственный деятель эпохи Цинь, ведущий представитель легизма. Согласно его учению система государственного управления опирается на систему законов (фа) и суровых наказаний, которые осуществляет аппарат полицейского государства; управлять эффективно можно только с помощью наказаний. Адресность наказаний может быть основана на оперативной информации, которую получает правитель о том, что происходит у него в государстве. С этой целью была создана система тотального доносительства, при которой каждый сообщал о том, что делал его сосед. Распространялась оно и на чиновничество. Идея «ослабления народа» предполагала курс на минимизацию образования и доходов граждан, строгую регламентацию видов занятий, запрещение путешествий (чтобы исключить вольнодумство на почве сравнения): «Слабый народ – сильное государство, сильный народ – слабое государство». Сторонник тотального государственного контроля и деспотизма.
ШУМПЕТЕР (Scftumpeter) Йозеф Алоис (1883-1950) — американский экономист, социолог, политолог, автор теории «элитарной демократии». В центре научных интересов — исследования в области теории капитализма, в частности, изучение циклов деловой активности. По Шумпетеру, развитие капитализма нельзя понять, исходя только из логики экономических процессов, важное значение имеют также социальные, культурные и политические факторы. Рассматривая их, Шумпетер приходит к созданию теории «элитарной демократии». Он противопоставляет ее классической теории демократии, базировавшейся на идеях народного суверенитета, общей воли и общего блага. Все эти понятия, по Шумпетеру, лишаются смысла в условиях современного капитализма; политика же выступает продолжением и отражением экономики. Шумпетер отмечает, что не существует однозначно определенного понятия общего блага, вследствие этого концепция воли народа (или всеобщей воли) не имеет под собой реальной почвы. Считая классическую доктрину демократии изначально ошибочной, Шумпетер указывает, что в лучшем случае речь может идти о воле большинства, отнюдь не идентичной «воле народа» (а возведенный в ранг «воли народа» выбор избирателей имеет с ней мало общего). Шумпетер определяет демократию лишь как метод, определенный тип институционального устройства для реализации законодательных и административных политических решений. Элитарное понимание демократии Шумпетера заключается в том, что у народа есть возможность принять или не принять тех или иных людей, которые будут им управлять. Основные работы: «Теория экономического развития» (1912); «Циклы деловой активности: теоретический, исторический и статистический анализ капитализма» (1939); «Капитализм, социализм и демократия» (1942). Я
ЯНГ (Young) Майкл (1915-2002) — английский политолог, социолог, экономист, юрист, политический деятель, автор концепции меритократии. Автор множества трудов по экономике и социологии. В своей главной работе — «Становление меритократии» (совместно с П. Вильмоттом, 1958) - сформулировал основы концепции меритократии, согласно которой в ходе развития общества формируется элита знаний, состоящая из наиболее талантливых и образованных представителей общества.
[1] Зимина В.Д., Борисов Н.А. Политическое управление: Учебник. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2008.
[2] В 546 году до н. э. высадился в районе Марафона и вскоре занял Афины, без потерь устранив аристократическую оппозицию, и окончательно овладел тиранической властью в Афинах. Писистрат материально помогал крестьянам, обеспечивал заработок городской бедноте, проводил протекционистскую политику по отношению к торгово-ремесленным слоям и наладил хорошие отношения с аристократами. Опираясь на возросшее богатство Афин, приступил к проведению активной внешней политики, целью которой было распространение влияния афинского полиса во всей Греции. При нём в Афинах был введён ряд новых культов и празднеств. [3] Адхократия (от лат. ad hoc – по случаю) подразделения, занимающиеся новыми для организации вопросами и являющиеся, как правило временными (рабочие, экспертные, целевые группы, штабы, команды и т.п.) [4] См. лекцию 1. [5] Н. Макиавелли, таким образом, одним из первых рассматривал массовое мнение как политический ресурс власти, основу её легитимности. [6] О сущности и различиях подсистем политического управления см. материалы лекции 1 и другие предыдущие лекции данного курса. [7] Эти технологии подробно анализировались в соответствующих лекциях настоящего курса («Политический менеджмент», «Политические решения»). [8] Здесь характерен приводимый А. П. Назаретяном пример назревавшего 21 августа 1991 г., после фактического провала путча ГКЧП, штурма агрессивной толпой охраняемого здания КГБ на Лубянке (тогда – площади Дзержинского), чреватого многочисленными жертвами. Внимание и энергетику толпы удалось переключить тогда на демонтаж находящегося здесь же памятника Ф. Э. Дзержинскому, что облегчалось ходившими в обывательской среде слухами о том, что памятник – из золота, в нем спрятана часть золотого запаса страны. Любопытство и разрядка от лицезрения разрушения памятника дали свои плоды – толпа больше уже не помнила о намерениях штурмовать «здание на Лубянке», огромных человеческих жертв удалось избежать. [9] Трагедия в столице Ирака произошла 31 августа 2005, когда в толпе паломников-шиитов, направлявшихся к мечети Камидия на религиозный праздник почитания имама Мусы аль-Кадима, возникла паника. Причиной послужил слух, что в толпу затесался террорист-смертник, готовый привести в действие взрывное устройство. Запаниковавшие люди побежали в разные стороны, давя соседей, десятки человек начали прыгать с моста через реку Тигр, разбиваясь при этом насмерть; погибли, по меньшей мере, 1030 человек. [10] 5 декабря 2009 года в ночном клубе «Хромая лошадь» в Перми произошёл пожар, и возникла паника, приведшие к гибели 156 человек, 21 человек обратились за помощью по причине черепно-мозговых травм. В здании собралось около 300 человек, несмотря на то, что клуб был рассчитан на 50 посадочных мест. Эвакуация осложнялась переполненностью помещения, обилием мебели и узким дверным проёмом основного выхода. Во время пожара в помещении клуба погас свет, аварийное освещение отсутствовало, началась паника и давка. Несмотря на то, что большинство жертв приходятся на сам пожар и отравление ядовитыми продуктами горения, возникшая паника и давка возле единственного выхода, безусловно, усугубили положение и увеличили число пострадавших, тогда как при минимальной организации процесса эвакуации посетителей многих трагедий можно было бы избежать. [11] На музыкальном фестивале "Парад любви" в Дуйсбурге (ФРГ), во время праздника возникли паника и давка, в результате которых погибли 21 человек, ещё свыше 80 были госпитализированы с различными травмами. Очевидцы винят в этом организаторов и «стражей порядка», которые допустили огромное скопление народа на маленьком участке территории. [12] Здесь имеется в виду восстановление структуры толпы, обладающей меньшей социальной опасностью, в сравнении с панической и агрессивной толпами – окказионального либо конвенционального типов, ритмической толпы. [13] При формировании толпы любопытных (окказиональной) к стимульной группе из 1 человека присоединились всего 4% прохожих, в то время как к группе из 15 человек – уже 40 % прохожих. [14] Реальная опасность обратно пропорциональна осведомленности, оперативной готовности к ней (готовность к возможной опасности: провокации, нападению агентов враждебной партии на демонстрантов и т. п., в совокупности с наличием проверенных технологий отпора провокациям и сплочения группы – сцепка локтями, ритмическое коллективное песнопение и др. – минимизируют возможность возникновения паники и дезорганизации). [15] "Политическая машина" - система, в которой зависящие от кандидата или партии избиратели (через систематический подкуп, контроль за рабочими местами,обеспечение государственных выплат и т.д.) голосуют автоматически, как запрограммированные машины, не имея реальной свободы выбора и не стремясь к ней. Победа на выборах определяется в этом случае объемом контролируемых ресурсов и, соответственно, масштабами клиентелы. [16] Коммюнотарность у Н.А. Бердяева можно понимать открытость к общению и солидарности [17] Культ денежного богатства и удовольствия [18] Эффективность – отношение между получаемыми результатами, с одной стороны, и затратами труда и средств – с другой. [19] Словарь наиболее употребительных терминов курса Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.048 сек.) |