|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Понятие государстваЦентральной категорией, необходимой для анализа системы государственного управления выступает категория «государство». Значение государства для жизнедеятельности человеческого сообщества столь велико, что изучением этой категории занимается сразу несколько гуманитарных наук – от философов и правоведов до историков, социологов и политологов. За тысячелетия ученые выработали десятки, если не сотни, подходов к описанию и осмыслению государства, а также к выяснению специфики данного комплексного политического института. Лишь классических трактовок государства так много, что возникает серьезное сомнение в возможности вложить все его основные признаки, а также исторические формы в единственное определение. Так, различные мыслители видели в государстве: Конфуций – «большую семью»; Платон – «справедливый человеческий космос»; Аристотель – простую совокупность граждан; Гуго Гроций – союз свободных людей для соблюдения права и общей пользы; Томас Гоббс – верховную власть, сосредоточенную в одном человеке (или собрании) и сводящую все воления граждан в единую волю; Карл Маркс – «машину» для подавления одного класса другим. Современная типология подходов к осмыслению сущности государства представлена в «Энциклопедии управления и политики» (Великобритания, 1992), где выделяются подходы: 1) правовой; 2) исторический; 3) социально-антропологический; 4) философский; 5) политологический [7, с. 270-271]. Правовой (юридический) подход сводит государство к системе права, основывающейся на суверенитете публичной власти. Ганс Кельзен (1881– 1973) именно в этом духе определяет государство как иерархию законов, скрепленных властным суверенитетом. Второе, историческое направление исследует государство как эволюцию его органов и форм от эпохи к эпохе. В частности, ученые также рассматривают государство и его разновременные качества сквозь призму смены статусов-состояний (лат. status, производные от него исп. Estado, фр. etat, англ. state, нем. Staat). Третий, социально-антропологический подход предлагает осмыслять государство как тип социальной организации в контексте всего общества (Карл Маркс, Эмиль Дюркгейм, Леон Дюги, Макс Вебер). Философский метод познания государства столь же древен, как и юридический, – он отражает представления об этом институте как о некоем справедливом порядке объединения граждан. Политологический подход, в свою очередь, распадается на более дробные концепции: плюрализма, корпоратизма, марксизма и целый ряд других. Плюралисты (Р. Даль, Д. Трумэн.) главным для государства считают поиск равновесия между конкурирующими социальными группами, организацию их взаимодействия, для чего нужны полноценное разделение властей, строгий учет роли различных общественных движений, в т. ч. меньшинств. Корпоратисты (Ф. Шмиттер) рассматривают государство как единое целое, где, несмотря на наличие разграниченных интересов между крупными общественными группами и объединениями (корпорациями), сильное и централизованное государство удерживает решающие рычаги власти. Сторонники этого течения видят в коллективных соглашениях между корпорациями, их персоналом и правительством важнейший для государства процесс. У неомарксистов точки зрения на государство разнятся. Для Р. Милибенда (1924–1994) оно продолжает выражать интересы экономически господствующего класса и лишь в чрезвычайных обстоятельствах (война и пр.) может действовать независимо от классовых интересов. На взгляд французского политолога Н. Пуланзаса, государство более не является инструментом господства над обществом – гораздо значительнее то, что оно защищает долговечность капиталистического производства даже тогда, когда входит в конфликт с некоторыми сегментами класса капиталистов. Мнение немецкого политолога К. Оффе сводится к тому, что современное государство исключено из процесса накопления, а лишь выполняет нужные функции с использованием перераспределения средств [7]. «Государство» в широком смысле слова обозначает общность людей, организуемую и представляемую единым органом власти и проживающую на определенной территории. В международном праве его важнейшими конституирующими элементами считаются: объединенный правовым союзом народ, территория и суверенная власть. В этом случае государство оказывается тождественно стране или политически организованному народу. В узком смысле слова государство – это центральная организация политической системы, обладающая верховной властью на определенной территории и имеющая право издавать обязательные для всех граждан законы. В таком значении государство – институт, отличающийся от общества, имеющий определенный аппарат и полномочия и существующий наряду с политическими партиями и другими организациями [3, с. 46-47]. В зависимости от ряда особенностей выделяют различные типы государства (см. схему 2).
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |