АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Пародія

Читайте также:
  1. Взаємодія культур і національна самобутність народів. Тенденції культурної універсалізації та її форми.
  2. Вступ. Жанри в арсеналі сучасної журналістики
  3. Естетичне як універсальна категорія естетики
  4. Розвиток театру та кіно
  5. Розділ 4. Характеристика художньо-публіцистичних жанрів
  6. Система координат: «давні» та «нові» концепції інтертекстуальності

 

«Бедный Йорик!»

«Гамлет», Шекспир(?)

Гертруда: Поздравляю тебя, сын мой Гамлет, с окончанием Геттингенского университета, теперь ты человек образованный!

Гамлет: Нет, маман, я чувствую, геттингенского образования для меня недостаточно. Мой девиз: «Учиться, учиться и учиться». Я желаю поступить в летную школу имени Йорика – Пелевина – Ра.

«Ну что же, я не возражаю, – сказала королева, – лишнее образование никому еще не помешало».

Не откладывая дело в долгий ящик, принц собрал самое необходимое в рюкзак: бритву «Жилетт», плейер с наушниками, «Дирол» для свежего дыхания – и отбыл в школу. Подъехав туда на такси, он первым делом обратил внимание на надпись над фронтоном: «Оставь надежду всяк сюда входящий!»

Надпись звучала обнадеживающе. Он открыл дверь. Широкая лестница вела вверх. По ее бокам стояли на подставках черепа, под каждым из которых прикреплена была серебряная табличка с фамилией, именем, названием факультета, датой рождения и гибели ученика школы.

Принц с одобрением отнесся к тому, как здесь хранят память своих питомцев.

«На какой факультет поступить? – думал принц. – Быть или не быть?»

Пожалуй, в этой школе лучше «не быть».

Но зато, в случае чего, его череп будет выставлен в вестибюле со всеми регалиями.

«А может, все-таки быть?»

«Умереть, уснуть...» – подумал он и вошел в деканат.

Там его приветливо приняли и вручили анкету.

«Фамилия, имя, отчество, год и место рождения» – это все просто.

«Был ли на оккупированной территории?»

«Был. Под шведами».

«Мать – королева».

«Отец – тень».

«Пятый пункт – датчанин».

«Родственников за границей нет».

«Друзья есть: Розенкранц и Гильденстерн».

«Не женат».

«Образование высшее, гуманитарное...»

– Подходит, – сказал декан и велел выдать принцу летное обмундирование.

– Только у нас ни пить, ни курить, – добавляет декан. – И насчет женского пола ни-ни...

– Уж чего-чего, а это мы понимаем, – сказал Гамлет.

Началась учеба, тренировка. В перерывах Гамлет играл на флейте модные мелодии.

Товарищи по школе относились к нему хорошо, поскольку он держался скромно, как если бы и не был принцем по крови.

Учился Гамлет с охотой, был дисциплинирован и усерден, морально устойчив.

И вот наконец наступило время полета в космос.

Обрядившись в скафандр, принц вошел в ракету и после сигнала оторвался от Земли.

Все шло прекрасно. Самочувствие, несмотря на невесомость, было нормальное. Вокруг был космос.

Быть! – сказал Гамлет.

И вдруг что-то случилось не то с приборами, не то горючее кончилось.

Раздался чудовищный грохот, и ракета вместе с содержимым, т.е. с Гамлетом, взорвалась и сгорела.

Останки корабля и принц упали в море, и ни единой кости найти не удалось.

А потому, конечно, ни на какой памятный череп на лестнице школы рассчитывать не приходилось...

Бедный Йорик, бедный Гамлет, бедная безутешная Гертруда, бедный В. Пелевин, бедный автор этих строк.

Из публикации «Йорик-Ра» (По мотивам произведений В. Пелевина) (Литературная газета. №44. 1999)

 

Предметом цієї пародії стали абстракціоністські твори В. Пелевіна, насамперед повість "ОМОН-Pa", а також "Поколение-П" та ін. Ціль сатиричної публікації - показати захопленння цього й інших письменників ідеєю "спрощеного молодого покоління", виплеканого, на їхню думку, перебудовою в нашій країні, вищими цінностями якого стали жуйка "Дірол", бритва "Жилетт", плейер з навушникам, для кого не існують шекспірівські пристрасті, а гамлетівське питання "бути чи не бути?" - аж ніяк не питання про життя і смерть, про сенс існування. У пародії висміюються поверхневі уявлення про спрощеність молодого покоління, поневолення творчості деяких літераторів-авангардистів ідеєю примітивності, абсурдності сучасного духовного життя (як радянського, так і нинішнього періоду).

Пародист реалізує у своєму творі бачення того, яким би став шекспірівський Гамлет з його проблемами у викладі сучасного авангардиста. Використовуючи художні виразні засоби, автор пародії іронізує над спрощеним підходом письменника В. Пелевіна до буття взагалі і до проблеми молодого покоління зокрема, яка дійсно певною мірою існує. Гасло "примітивному людству - примітивну літературу" для пародиста неприйнятне. Іронічний, нарочито жалісливий висновок публікації: "Бедный Йорик, бедный Гамлет, бедная безутешная Гертруда, бедный В. Пелевин, бедный автор этих строк", - ніби покликано підкреслити те, що письменник перебільшує точність свого бачення життя, цінностей нового покоління і значимість своїх творчих установок.

Чому автор публікації вибирає для оцінки книги письменника саме пародію, а не рецензію, літературно-критичну статтю? Насамперед тому, що і рецензія і стаття припускають серйозність розмови про предмет. Таку розмова журналістка, мабуть, вважає недоречною. Можливо, вона не готова говорити серйозно. Але швидше за все, просто не вважає обговорюваний твір гідним серйозного аналізу. Для неї важливіше іронізувати над книгою, по-дружньому посміятися над намаганнями письменника, вказати на руйнівність для літератури примітивних уявлень про її задачі і можливості.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)