|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
История третья. «У нас героем становится любой»В связи с обострением «классовой борьбы» усиливалась и «чистка» среди тех, кто получал право говорить в микрофон. Тщательному анкетному и оперативному контролю подвергался не только каждый журналист, но и каждый кандидат на участие в передаче. Иногда эти тенденции сталкивались, высекая пламень идиотизма. В 30-е годы «Последние известия» собрались провести репортаж «со дна моря». В Стрелецкой бухте под Севастополем поднимали суда, затонувшие во время войны. Все рассчитали и подготовили. Один микрофон надо было установить на борту баркаса, а два поместить на скафандры водолаза и журналиста. Весь Союз должен был услышать, как водолаз работает на дне моря и как он поет популярную в то время песенку: «Нас побить, побить хотели...» Подготовились. Провели репетицию. Передачу отменили властью Севастопольского горкома партии. Нет, водолаз был хороший и пел хорошо, но в анкете у него было то ли белое, то ли черное пятно. Нашли другого. Опять отрепетировали. Передача не состоялась. На этот раз – по решению парткома Радиокомитета: пятна обнаружились в биографии журналиста. Наконец кандидатов утвердили во всех инстанциях – журналиста назначили из местной газеты, водолаза из числа орденоносцев, опустили их под воду... и ничего не произошло. Оба – и герой-водолаз, и журналист – были заиками.
Тепер спробуємо встановити ступінь близькості кожної з трьох історій з армійським анекдотом. Перша історія описує досить типову і цілком зрозумілу реакцію старої, релігійної людини на появу в будинку стороннього, доти небаченого технічного засобу, здатного приймати мова по проводах, та й взагалі, здатного порушити звичний спокій у будинку. Вважати цю реакцію смішною може, звичайно ж, тільки наш, технічно освічений, атеїстично мислячий сучасник. Хоча, треба відмітити, що чомусь у пресі не чутно сміху з приводу повідомлень про освячення церковними ієрархами то чергового ОМОНА, що їде в Чечню на війну, то атомного ракетоносця в північному порту, то нових споруд у Москві, Санкт-Петербурзі, Нижньому Новгороді і т.д., і т.п. А якщо ми бачимо, що сміх "протипоказаний" тій чи іншій публікації, то записувати її в "родичі" анекдоту ніяк не можна. Друга історія за своєю суттю значно ближче до анекдоту. Певний ступінь анекдотичності їй додає поведінка дружини наркомпроса Наталі Розенель-Луначарської, яка демонструє прагнення до самозамилування, але ще в більшій - по-дитячому непідроблений інтерес до звучання власного голосу в радіоефірі. Третя історія - найбільш близька до анекдоту. Анекдотичність її визначена тим ступенем ідіотизму, що нерідко був і є нормою діяльності деяких керівних органів. Саме такого роду історії часто переростають в анекдот, що відбувається, коли вони втрачають "прив'язку" до конкретних осіб, місця, часу дії, тобто та якість, яку можна назвати вірогідністю описуваної в тексті події.
Жарт
Одна возлюбленная пара всю ночь гуляла до утра. Он был психолог, любитель природы и Зигмунда Фрейда. Он подозрительно редко или часто дышал. Он рвал полевые цветы и ел их. Он был до такой степени куртуазен, что брал чашку тыльными сторонами ладоней. Она, надев свой блестящий плащ, как правило, падала в лужи. В магазине, тщательно подсчитав сдачу, уходила, оставив на прилавке и кошелек и авоську. А приглашая кого-нибудь в гости, она по рассеянности называла чужой адрес. Однажды Она правильно назвала ему свой адрес и готовилась к встрече. В середину торта «Прага» Она водрузила слепленного из теста крокодила (я забыла сказать, что Он был похож на крокодила). Крокодила Она раскрасила фиолетовой краской с зелеными прожилками. Вместо зубов вставила «молнию», а в рот положила грецкий орех. Было недурно... И т.д. Из публикации «Одна возлюбленная пара» (Комсомольская правда. 14 февраля. 1997)
Як бачимо, в цій публікації дещо може бути легко віднесено читачем на рахунок фантазії автора. Однак, зважаючи на те, що матеріал опублікований у День Святого Валентина, аудиторія розуміє, що мета публікації - розважити читача і навряд чи дорікне за це журналіста.
Небольшой коралловый атолл Гуао, находящийся в самом центре островной гряды Малый Гуао, что к юго-западу от Маршалловых островов, мало чем отличается от нескольких десятков точно таких же крохотных кусочков суши, окруженных тихоокеанским мелководьем и покрытых буйной зеленью. До сих пор жители этого густонаселенного региона были убеждены, что эти труднодоступные из-за окружающих их рифов острова необитаемы. Вполне понятно поэтому состояние шока, в котором оказался владелец прогулочной яхты-катамарана «Секвойя» и его спутники при виде появившихся из зеленой чащи необыкновенного вида людей. Все они, по крайней мере на расстоянии, очень похожи друг на друга, практически – на одно лицо. Мужчины острова приземисты и коренасты, ростом не больше 5 футов (1 фут равен 30,5 см). Женщины же, наоборот, высоки (на один-полтора фута выше мужчин) и по-своему грациозны. Их можно было бы назвать привлекательными, если бы не чрезвычайно удлиненная форма носа, кончик которого смыкается с верхней губой... Изъясняются между собой «гуаомен», как могли понять эксперты, резкими гортанными голосами, похожими на крик обезьян... И т.д. Из публикации «Обитатели атолла Гуао» (Известия. 1 апреля. 1996)
Читач, особливо якщо він певним чином пов'язаний з антропологією, і не звернув увагу на дату публікації, звичайно ж, не відразу зрозуміє, що журналісти розіграли його, змусивши похвилюватися в зв'язку з "знаменним" відкриттям нової раси людей. А інший - взагалі не зрозуміє, що даний текст є не що інше, як жарт. Подібне можливо не тільки тому, що те, про що пишуть журналісти, відбувається десь далеко і не піддається перевірці. Події, висвітлені в жартівній публікації, можуть відбуватися територіально поблизу, але відноситися до сфери, що мало відома читачу.
В ней рассказывается о неком секретном хранилище, якобы принадлежащем спецслужбам России, в котором хранятся самые главные секреты страны, «которые вот уже более 1000 лет переходят по наследству от одного правителя к другому». Автор сообщает и о головах Николая II и Адольфа Гитлера, заспиртованных в банках, и о полукилограммовом бриллианте «Солнце Востока», и о трупе инопланетянки и прочих «экспонатах», а затем сообщает о «главной тайне», изложенной в следующем отрывке «Вечные мозги». «Послушайте, все, что вы мне показываете, конечно же, интересно. Но это экспонаты, при всей своей уникальности достойные лишь кунсткамеры. А есть ли у вас что-то, что составляет действительно главную тайну России?» – «Боюсь получить нагоняй от президента. Ну да ладно. Вас пустили с его разрешения, так что...» То, что мне показал генерал-полковник, поначалу на меня вообще не произвело никакого впечатления – один из сейфов был битком набит каким-то серым порошком. Я зачерпнул горсть и нечаянно просыпал часть вещества на пол. Генерал Милованов аж подпрыгнул от возмущения: «Вы что себе позволяете! Немедленно уберите руки!» – «Это что, гексоген? Может взорваться?» – я недоумевал, видя столь резкую реакцию внешне очень сдержанного генерала. «Да вы сами не знаете, до чего вы дотронулись своими грязными руками!» Из рассказа генерала я узнал, что серый порошок – не что иное, как экстракт так называемого серого вещества человеческого мозга. Причем экстракт изготавливается лишь из головного мозга умерших руководителей страны. После их смерти, втайне от родственников, мозг изымается в морге и поступает в кранознаменную ордена Ленина спецлабораторию ФСБ. Там из него извлекают «серые» участки, ответственные за прием решений и содержащие клетки памяти. Затем частицы мозга обезвоживаются в течение полугода очень медленно, чтобы не повредить содержащуюся в них информацию. Поскольку самые главные секреты государства не передаются ни письменно, ни устно – дабы избежать их утечки, то этим способом еще с незапамятных времен каждого нового правителя «снабжали» гостайнами. Операция по внедрению секретов достаточно проста – в левом ухе делается небольшой надрез, а затем шприцем вводятся высушенные клетки. «Еще ни разу не было сбоев, – говорит Милованов, – лишь в случае с Борисом Николаевичем мы слегка переусердствовали – и то по его просьбе. Он хотел узнать не только новые, так сказать, текущие тайны, доставшиеся по наследству от недавно ушедших от нас Черненко и Андропова, но даже те, которые знали Владимир Мономах и Иоанн Грозный. Мы просьбу Ельцина выполнили, но его мозг сильно перегрузился. Из-за этого Борис Николаевич так быстро превратился из моложавого мужчины в... Вы понимаете, что я хочу сказать. В случае с новым президентом мы такой оплошности, конечно, уже не допустим». Я с огромным сожалением уходил из тайного убежища: скольких государственных тайн я так и не узнал! Но, увы, отпущенные мне 15 минут истекли. Думаю, что и читателям было бы интересно узнать, что еще хранится в самом секретном сейфе КГБ. Но не расстраивайтесь, у многих из вас сегодня уже есть возможность продолжить мое путешествие по тайнам. Для этого достаточно позвонить по секретному телефону: (095) 925-30-70. И прежде чем спецсотрудник, закрепленный за этим номером, успеет что-либо ответить, скажите: «С разрешения Владимир Владимировича». Сотрудник назначит час, в который вы можете – естественно, не за бесплатно – посетить самое секретное хранилище России. Из публикации «Самый секретный сейф КГБ» (АиФ. №13. 2000)
У цьому тексті навіть читача мали були насторожити, як мінімум, три моменти. По-перше, те, що нібито вже в часи Івана Грозного в Росії знали, як функціонує мозок людини, могли визначати функції його клітин, робити нейрохірургічні oпeрации і зберігати, уникаючи розкладу, настільки коштовний органічний матеріал протягом сторіч у звичайному сейфі і "насипом". По-друге, те, що за тисячу років існування "головної таємниці" Росії про неї не довідалася жодна розвідка світу. А по-третє, що про "головну таємницю" Росії можна запросто довідатися, подзвонивши "спецпрацівнику" і заплативши йому попередньо певну суму грошей. У тексті можна знайти й інші підказки, що допомагають аудиторії встановити містифікацію. На жаль, не всі читачі виявляються здатні їх помітити. Саме така категорія людей і стає реальною жертвою журналістського розиграшу. Зокрема, після публікації матеріалу у редакцію "Комсомольської правди" по секретному телефону "з дозволу Володимир Володимировича" подзвонили біля двох тисяч осіб, що побажали заплатити гроші за те, щоб довідатися "головну таємницю" Росії особисто.
Гра
Как ни странно, у сыщиков тоже бывают выходные. Однажды в субботу следователь Обознанский решил отдохнуть от борьбы с преступностью и культурно окрепнуть. Благо в картинной галерее на улице Двадцати банкирских коммерсантов проходила выставка «Неизвестные шедевры европейской живописи». Обознанский рассматривал картины в тяжелых рамах, пока его внимание не привлек оживленный диалог. Один из его участников, хозяин галереи Б. Режнев, утверждал, что 100 тысяч долларов – очень неплохая цена за картину Джотто «Пейзаж с индюком», написанную в 1331 году. Второй, президент правления «Ракомбанка» С. Залубко, настаивал на том, что живопись итальянского Возрождения – это, конечно, хорошо, здорово, но и 80 тысяч долларов – тоже неплохая цена. Сошлись на 90 тысячах... Следователь Обознанский не считал себя крупным знатоком живописи. Но, вернувшись домой, он позвонил старому приятелю и попросил тщательно проверить галерею: «Сдается мне, там продают одни подделки». Почему Обознанский пришел к такому выводу? Ответ на предыдущую загадку (см. №44): из школьного курса геометрии следует, что три точки определяют плоскость. То есть стол о трех ногах в принципе не может качаться. Это и заставило Обознанского заподозрить в убийстве того гражданина, что подкладывал под ножку крахмальную салфетку. Из публикации «Пейзаж с индюком» (АиФ. №45. 1999)
Дана загадка є тільки однієї зі сходинок гри, що ведеться на сторінках "Аиф" з читачами, але і вона дає можливість скласти певне уявлення про характер подібних публікацій. Як бачимо, автор гри як модель тексту обрав детективний жанр. Тут, як в справжньому детективі, є головне - злочин, злочинці і слідчі (детективи). Основним героєм даної гри є слідчий Обознанський. Прямуючи з однієї частини (загадки) в іншу, він своєю присутністю пов'язує різні детективні сюжети в одне ціле. Читачам спочатку дається тільки певна "злочинна ситуація", яку вони повинні розгадати. Ключі до розгадки криються в тих фразах, словах, цифрах і знаках, що містяться в тексті чергового уривка гри, що несе для аудиторії загадку. Результат своєї роботи з розслідування загадки читач довідається в черговому номері газети. Там же йому пропонується чергова "порція" гри. Іноді публікації, віднесені нами до жанру гри, з'являються у виді добірок. Такі добірки дає, наприклад, газета "Вечірня Москва". Тут навіть існує постійна рубрика "Ігрова приставка". Так, скажемо, у номері за 24 березня 2000 р. під цією рубрикою опубліковано відразу чотири невеликих матеріали. Відкривається рубрика двома короткими публікаціями. Перша публікація являє собою фотографію, на якій зображений невеликий фрагмент одного з московських пам'ятників архітектури і наступний текст: "Пам'ятник, я тебе знаю! "
Вы любите Москву? Любите ли вы ее так, как ее любим мы? Да? В таком случае вам гарантирована победа в нашем традиционном конкурсе. Взгляните на снимок. Можете ли вы по этой скромной детали назвать памятник «в целом»? Если задача вам по силам – вы же любите и знаете Москву, не так ли? – позвоните нам во вторник, 28 марта, с 17 до 18 по любому телефону редакции. Ответившим правильно (если их будет более пяти, победителей назовет жребий) достанутся новинки издательства «Фантом Пресс».
Друга публікація "Рік від Різдва".
Мы продолжаем конкурс, правила которого, образно говоря, освящены временем, а потому неизменны: мы называем ряд событий, происшедших в определенном году, задача читателей – этот год указать. Итак, в этом году... 1....горстка воинов беспримерным походом напугала одну половину мира и восхитила другую; 2....униженные и оскорбленные получили шанс вернуть себе честь и достоинство; 3....талантливый созидатель и великий разрушитель остался не у дел; 4....несдержанность человека, облеченного властью, пошатнула устои общества. Позвоните нам в понедельник, 27 марта, с 17 до 18 и предложите свои варианты ответов. Победителей конкурса ждут книжные призы от издательства «ЭКСМО».
Як перший, так і другий матеріал, як видно, припускає як завершальний етап звертання читачів, що захоплюються "Ігровою приставкою", у редакцію (плюс - можливе одержання призу). Третій матеріал, що називаються "Уроки політичної логіки", як говорять, "зав'язаний" на трохи інший результат. Ось зміст публікації:
Может быть, вы не поверите, но в одной стране жили два странных политика – господа Икс и Игрек. Странность же этих государственных мужей заключалась в том, что господин Икс не мог говорить правду по понедельникам, вторникам и средам, хотя в остальные дни скрепя сердце был неизменно правдив, а вот господин Игрек врал по вторникам, четвергам и субботам, но в другие дни говорил правду. Как-то один иностранец по имени Зет, случайно встретившись с политиками в аэропорте, в зале ожидания для VIР-персон, поинтересовался у одного из них после увлекательного и продолжительного разговора ни о чем: – Прошу простить, нас не представили... Как вас звать-величать? Тот ответил без колебаний: – Мистер Икс. Тут иностранец сообразил, что перед ним те самые оригиналы, которые врут и не краснеют. Иностранец был не промах, обладал чувством юмора, и потому следующий вопрос его звучал так: – Какой сегодня день недели? – Вчера было воскресенье, а завтра будет пятница, – добавил его соотечественник. – Как же так, – изумился Зет, обращаясь ко второму собеседнику. – Вы говорите правду? – Я всегда говорю правду по средам, – последовал ответ. Иностранец обескураженно замолчал, но через минуту лицо его просветлело. Зет понял, кто из политиков Икс, а кто Игрек. Попробуйте разобраться и вы. А заодно ответьте, в какой день недели состоялся разговор.
А завершується публікація відповіддю на загадку, яка в ній була (текст відповіді поданий у переверненому вигляді). Тому і "винагорода", тобто перевірку точності своєї відповіді, читач одержить, як говориться, "не відходячи від каси". Розглянуті три публікації адресовані дорослому читачу. Крім них газета пропонує під рубрикою "Ігрова приставка" ще один текст у жанрі гри, але вже - для дітей: "Пригоди Бобика і Вовика, чи Остання таємниця Івана Грозного".
Однажды на пороге редакции появился невысокий паренек с огромной сумкой в руке. В сумке что-то двигалось и тяжко вздыхало. Это что-то оказалось Бобиком – славной говорящей собакой. И рассказали нам Вовик и Бобик невероятную историю про то, как в московских подземельях они обнаружили библиотеку царя Ивана Васильевича Грозного. Да вот неудача: стерегли сокровища стрельцы с Малютой Скуратовым, за главного и сам Иван Васильевич. Мистика какая-то! Однако друзьям дивиться было некогда – спасаться надо. На берегу подземной реки лодку нашли. И вовремя: викинги на пятки наступают!
Далі текст "переростає" у комікси, що зображують пригоди Бобика і Вовика в підземному лабіринті. Зрозуміло, що зорієнтовані на різні вікові групи публікації "Ігрової приставки" дозволяють залучити до газети увага більшого кола читачів, що, безсумнівно, сприяє її популярності.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.) |