|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основные теории происхождения государстваВопрос о происхождении государства в отечественной и зарубежной науке является дискуссионным. Авторы теорий высказывают разные причины возникновения государства: в теологической (божественная сила); в договорной (сила разума, сознания); в психологической (факторы психики человека); в органической (биологические факторы); в материалистической (социально-экономические факторы); в теории насилия (военно-политический фактор) и т.д. Разложение первобытного общества с его родовой организацией и процесс образования государственной власти в различных исторических условиях имели свои специфические особенности. Формирование государства – длительный процесс, который у различных народов мира шел разными путями. Традиционно выделяются теологическая, патриархальная теория, договорная теория, теория насилия, ирригационная теория и др. Теологическая теория происхождения государства получила широкое распространение в средневековье, наиболее крупным автором этой теории был религиозный философ Ф. Аквинский, а в новейший период ее развили также религиозные философы – идеологи ислама и католической церкви (Ж. Маритен, Д.Ж. Мерсье и др.).Главная идея теологической теории состоит в том, что государство – продукт божественной воли, в силу чего государственная власть вечна и незыблема, зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей. Фактически все на Земле детерминировано Божественной волей, в т.ч. социально-экономическое и правовое неравенство людей, с этим надлежит смириться и не оказывать сопротивления продолжателю на Земле власти Бога. Эта доктрина умаляет влияние социально-экономических и иных отношений на государство и не позволяет определить, как совершенствовать форму государства, как улучшить государственное устройство. К тому же теологическая доктрина в принципе недоказуема, т.к. основана на вере. Патриархальная теория обосновывает тот факт, что люди – существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. Развитие и разрастание семьи в результате объединения людей и увеличения этих семей приводит, в конечном счете, к появлению государства. К авторам патриархальной теории относят Конфуция, Аристотеля, Р. Филмера, Н.К. Михайловского. Власть государя есть продолжение власти отца (патриарха) в семье, которая выступает неограниченной. Признается изначально божественное происхождение власти «патриарха», подданным предложено покорно подчиниться государю. Всякое сопротивление такой власти недопустимо. Эта доктрина упрощает процесс происхождения государства, экстраполирует понятие «семья» на понятие «государство». Договорная теория получила распространение в наиболее логически завершенном виде в ХVіі- ХVііі вв. в трудах Г. Гроция, Ж-Ж. Руссо, А.Н. Радищева и др. По этой теории государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в первобытном состоянии. Государство – это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Изолированные до происхождения государства индивиды превращаются в единый народ. В итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей и соответственно – ответственность за невыполнение последних. Так, государство имеет право принимать законы, собирать налоги, наказывать преступников и т.п., но обязано защищать свою территорию, права граждан, их собственность и т.д. Граждане обязаны соблюдать законы, платить налоги и прочее, в свою очередь они имеют право на защиту свободы и собственности, а в случае злоупотребления правителями своей властью расторгнуть договор с ними даже путем свержения.В договорной теории государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в «естественном», первобытном состоянии. Государство – это сознательное объединение людей на основе договора между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Общественный договор, создающий государство, понимался как согласие между изолированными до этого индивидами на объединение, на образование государства, превращая неорганизованное множество людей в единый народ. Но это не договор-сделка с будущим носителем власти, а договор, имеющий конститутивный (устанавливающий) характер, создающий гражданское общество и государственное образование – политическую организацию – государство. С одной стороны, договорная теория была крупным шагом вперед в познании государства, порывая с религиозными представлениями о происхождении государства и политической власти. Эта концепция имеет глубокое демократическое содержание, обосновывает естественное право народа на свержение неугодного правителя. С другой стороны, слабое звено – схематичное, идеализированное представление о первобытном обществе. Очевидна недооценка в происхождении государственности объективных факторов. Теория насильственного происхождения государства в наиболее логически завершенном виде возникла в ХіХ веке в трудах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и других. Причина возникновения государства – военно-политические факторы: насилие, порабощение одних племен другими. Для управления этими территориями нужен аппарат принуждения, которым и стало государство. Государство – «естественно» (т.е. путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим. Это насилие и подчинение – основа возникновения экономического господства. В результате войн племена перерождаются в касты, сословия и классы. Покоренных превращают в рабов. Государство – не итог внутреннего развития, а навязанная извне сила. Классовое деление общества имело этническое, даже расовое происхождение. В рамках ирригационной теории, которую разработал современный немецкий ученый К. Виттфогеля в работе «Восточный деспотизм», возникновение государства и его деспотические формы связывается с необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в восточных аграрных областях. Эта необходимость приводит к образованию «менеджериально-бюрократического класса», порабощающего общество. К. Виттфогель деспотизм называет «гидравлической» или «агроменеждериальной» цивилизацией. Органическая теория происхождения государства получила распространение во второй половине ХіХ века в трудах Г. Спенсера, Р. Вормса, Прейса и других, испытывая мощное воздействие трудов Ч. Дарвина. Государство – это организм, постоянные взаимоотношения между частями которого аналогичны отношениям между органами живого существа. Психологическая теория (Л.И. Петражицкий, Г. Тард, З.Фрейд и др.) связывает появление государственности с особыми свойствами человеческой психики: потребностью людей во власти над другими людьми, стремлением подчинять и подчиняться, подражать и т.п. государство необходимо как для удовлетворения потребностей большей части в подчинении, повиновении, так и для подавления агрессивных влечений некоторых индивидов. Материалистическая теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин) объясняет происхождение государства социально-экономическими причинами. Первостепенное значение имели три крупнейшие разделения труда, давшие толчок росту производительности труда. Возник избыточный продукт, возникает частная собственность, общество делится на классы, появляется эксплуатация. Важнейшее последствие появления частной собственности – выделение публичной власти, уже не совпадающей с обществом и не выражающей интересы всей его членов. Для защиты своих экономических интересов богатые создают новую политическую структуру – государство, которое прежде всего служит инструментом для власть имущих. В данной теории преобладает экономический детерминизм, слабо учены другие факторы. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |