|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Общая характеристика основных правовых семейРомано-германская правовая семья является результатом рецепции римского права. С начала ХІХ в. основным источником права в странах романо-германской правовой семьи является закон. В романо-германской доктрине и законодательной практике различают три разновидности обычного закона: кодексы, специальные законы (текущее законодательство) и сводные тексты норм. В большинстве континентальных стран действуют гражданские (либо гражданские и торговые), уголовные, гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные и некоторые другие кодексы. Система текущего законодательства также весьма разнообразна. Законы регулируют отдельные сферы наиболее важных общественных отношений. Среди источников романо-германской правовой семьи все более возрастает роль подзаконных нормативных актов: регламентов, административных циркуляров, декрет министров и др. В романо-германской семье достаточно широко используются некоторые общие принципы, которые закрепляются в законе. Эти принципы показывают подчинение права велению справедливости. Например, ст. 2 швейцарского Гражданского кодекса устанавливает, что осуществление права запрещается, если оно явно превышает пределы, установленные доброй совестью, или добрыми нравами, или социальной и экономической целью права. Таким образом, общие принципы, содержащиеся в законодательстве и вытекающие из него – это важный источник права. В романо-германской семье до сих пор в качестве важного источника права выступает доктрина. Доктрина влияет как на законодателя, так и на правоприменителя. Законодатель часто выражает лишь те тенденции, которые установлены в доктрине, и воспринимает подготовленные доктриной предложения. Правоприменитель часто использует доктрину при толковании закона. Например, во Франции правоприменитель стремиться к признанию независимого характера процесса толкования. Отрицается, что толкование заключается исключительно в отыскании грамматического и логического смысла терминов закона или намерений законодателя. Большое значение для национальных правовых систем приобрело международное право. Например, Конституция ФРГ 1949 г. предусматривает, что общие принципы международного права имеют приоритет над национальным законодательством. Обычай потерял в романо-германской семье характер самостоятельного источника права. Судебная практика относится к числу вспомогательных источников права. Об этом свидетельствует все возрастающее количество публикуемых сборников и справочников судебной практики. А также значение кассационного прецедента. Кассационный суд является высшей судебной инстанцией. Решения Кассационного суда может восприниматься другими судами при решении подобных дел как фактический прецедент. В государствах англосаксонской правовой семьи основным источником права служит судебный прецедент. Судебный прецедент – нормы, сформулированные судьями в их решениях. Суды при вынесении решения (приговора) должны руководствоваться принципами, вытекающими из предшествующего решения (приговора) верховного суда данной юрисдикции по аналогичному делу. В англосаксонской правовой системе сама концепция права, система источников права, юридический язык совершенно иные, чем в правовых системах романо-германской правовой семьи. Здесь отсутствует деление права на публичное и частное. Его заменяет деление на «общее право» и «право справедливости». Нет резко выраженного деления права на отрасли. Поэтому английскому юристу право представляется однородным. Однажды вынесенное решение является нормой для всех последующих рассмотрений аналогичных дел. Однако степень обязательности прецедента зависит от места в судебной иерархии суда, рассматривающего это дело. В настоящее время в Англии судебная система организована следующим образом: 1) решения высшей инстанции – палаты лордов – обязательны для всех других судов; 2) апелляционный суд, состоящий из 2-ух отделений (гражданского и уголовного), обязан соблюдать прецеденты палаты лордов и свои собственные, а его решения обязательны для всех нижестоящих судов; 3) Высший суд связан прецедентами обеих вышестоящих инстанций и его решения обязательны для всех нижестоящих судов; 4) окружные и магистратские суды обязаны следовать прецедентам всех вышестоящих инстанций, а их собственные решения прецедентов не создают. Прецедентное право требует от судьи признать обстоятельства рассматриваемого дела сходными с раннее решавшимся делом. От этого зависит применение прецедентной нормы. Судья может вообще может не найти никакого сходства обстоятельств, в этом случаи, если отношения не регламентированы нормами статутного права, судья сам создает норму права, т.е. становится законодателем. За многовековую деятельность законодательного органа Англии общее число принятых им актов составляет более 40 тыс. актов (50 томов). В то же время существует более 300 тыс. прецедентов. Проблема соотношения закона и судебной практики в Англии. Действует принцип, согласно которому закон может отменить прецедент, а при коллизии закона и прецедента приоритет отдается закону. В США также основным источником права является судебный прецедент. Но американское право имеет некоторую специфику. Прежде всего, это связано федеративным устройством США. Штаты в пределах своей компетенции создают свое законодательство и свою систему прецедентного права. Соответственно в США существует 51 система права: 50 - в штатах и 1 – федеральная. Ежегодно в США публикуется около 300 томов судебной практики. Не смотря на широкое использование информационных технологий, поиск прецедентов является нелегким делом. Много расхождений в право страны вносит законодательство штатов. Это делает правовую систему сложной и запутанной. Социалистическая правовая семья составляет третью правовую семью, выделенную по идеологическому признаку. Правовые системы стран, входивших в «социалистический лагерь», ранее принадлежали к романо-германской правовой семье. После падения социалистических режимов эти страны вернулись в романо-германскую правовую семью (Чехия, Словакия, Венгрия). Особенности социалистической правовой системы: 1) единственным источником права являлось – революционное творчество исполнителей, а позже нормативно-правовые акты, выражающие волю трудового народа (декларации); 2) принимавшиеся нормативно-правовые акты фактически выражали главным образом волю и интересы партийно-государственного аппарата; 3) частное право уступало господствующее место праву публичному; 4) право носило императивный характер; 5) право было теснейшим образом связано с государственной политикой, являлось ее аспектом; 6) право обеспечивалось партийной властью и принудительной силой правоохранительных (карательных) органов; 7) судебной практике отводилась роль толкователя права, исключалась возможность для судебной практики выступать в роли создателя норм права. Религиозно-традиционные семьи: 1) мусульманская, 2) индусское право, 3) иудейское право, 4) африканская правовая семья и др. Мусульманская правовая семья является одной из наиболее распространенных в мире и носит ярко выраженную религиозную окраску. Мусульманское право – это система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии – исламе. Ислам – самая молодая из 3-х мировых религий (VІІ в.). Ислам содержит: 1) теологию, устанавливающую догмы, 2) шариат («путь следования») – предписания верующим, которые основаны на идеи обязанностей, возложенных на человека. Мусульманское право имеет 4 источника: 1) Коран – священная книга ислама; 2) Сунна – собрание преданий о поступках, высказываниях и даже молчании пророка Мухаммеда; 3) Иджма – нормы, сформулированные мусульманско-правовой доктриной; 4) Кийас – умозаключения по аналогии. Коран и Сунна наиболее подробно регулируют брачно-семейные и наследственные отношения. Основные черты мусульманского права: 1) Большинство положений Корана и Сунны не обладает жесткой нормативной направленностью, в них излагаются принципы, на которых должна строиться повседневная жизнь мусульман. Именно эти абстрактно сформулированные принципы дают простор для их многообразного толкования. 2) Архаичность ряда институтов. 3) Господствует положение «обычай имеет значение нормы». Обычай может служить оправданием даже отхода от некоторых предписаний Корана и Сунны. Все это свидетельствует о широкой базе для развития мусульманского права. 4) Казуальный характер: согласно мусульманской доктрине под правом понимают не совокупность норм и принципов, а конкретные решения. 5) Незначительная систематизация (кодификация), но роль кодификации продолжает возрастать. Дополнительная литература 1. Антонов, И. Ю. Социальные нормы народов Крайнего Севера / И.Ю.Антонов. М. 2008. 2. Богдановская, И. Ю. Прецедентное право / И. Ю. Богдановская. М., 1993. 3. Богдановский, И. Б. Судебный прецедент – источник права? // Государство и право. 2002. № 12. 4. Бошко, С. В. Доктринальные и другие нетрадиционные формы права // Журнал российского права. 2003. № 1. 5. Вопленко, Н. Н. Источники и формы права: учеб. пособие / 6. Давид Р. Основные правовые системы современности/ Р. Давид, 7. Даниленко, Г. М. Обычай в современном международном праве / 8. Конституция, закон, подзаконный акт. М.: Юридическая литература, 1994. 9. Марченко, М. Н. Международный договор как источник современного российского права // Вестник МГУ. Серия Право. 2002. № 5. 10. Муромцев, Г. И. Источники права (теоретические аспекты проблемы) // Правоведение. 1992. № 2. 11. Свечникова Л. Г. Понятие обычая в современной науке: подходы, традиции, проблемы // Государство и право. 1998. № 9. 12. Судебная практика как источник права. — М., 1997. 13. Сюкияйнен, Л. Р. Шариат и мусульманская правовая культура / 14. Тихомиров, Ю. А. Договор как регулятор общественных отношений // Правоведение. 1990. № 3.
Список рекомендуемой литературы по всем темам 1. Лазарев В.В. Теория государства и права: учебник / 2. Марченко, М. Н. Теория государства и права: учебник / 3. Морозова, Л. А. Теория государства и права / Л. А. Морозова. М., 2009. 4. Хрестоматия по теории государства и права / Т.Н. Радько; под общ. ред. проф., д.т.н. И.И. Лизикова. - 2-e изд. М.: Проспект, 2011, 720 с. 5. Рассолов, М. М. Проблемы теории государства и права / 6. Рассолов, М. М. Теория государства и права: курс лекций: в 2 ч. / 7. Сырых, В. М. Теория государства и права / В. М. Сырых. М., 2007. 8. Теория государства и права: учебник / под ред. О. В. Мартышина. М., Норма. 2007. 9. Теория государства и права: Учебник / под ред. В.К. Бабаева. М.: Юристъ, 2007. 10. Теория государства и права: учебник для вузов / В.В. Перевалов. М.: Норма, 2007 – 496 с.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |