|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Понятие типологии государствПри неизменности формальных признаков (территории, публичной власти, суверенитета) государство по мере общественного развития претерпевает существенные изменения. На характер государственности и государственное устройство влияют национальный состав населения, своеобразие его культуры, размер территории, географическое положение, религия и многие другие факторы. Отражением смены одних типов государства и права другими выступает типология государств. Тип государства – это совокупность наиболее общих системообразующих признаков, присущих конкретной группе государств и раскрывающих закономерности их организации и развития. §5. Понятие и содержание формационного подхода Данный подход был предложен классиками марксизма – К. Марксом и Ф. Энгельсом в середине ХІХ в. Формационный подход присущ марксистскому учению о государстве. Формационный подход основан на объединении государств в рамках конкретной общественно - экономической формации. Формация – это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. В свою очередь, способ производства (уровень развития производственных сил и производственных отношений) определяется господствующей формой собственности на средства производства. Таким образом, общественно – экономическая формация – это социальная система, базирующаяся на том или ином способе производства материальных благ и его основе – форме собственности. Каждой формации соответствует свой тип государства и права. Переход от одной формации к другой происходит под воздействием изменений в экономическом базисе и носит объективный характер. Замена одного экономического строя другим влечет изменения в государственно-правовой надстройке. При этом выделялись пять формаций: первобытно-общинная (безгосударственная), рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. Каждая из них (кроме первобытно-общинной) имеет определенный тип государства, которое охраняет и защищает экономический строй общества, выражает интересы экономически господствующего класса, служит ему. При таком подходе государство приобретает сугубо классовую определенность, выступая в качестве диктатуры экономически господствующего класса. Марксистская теория различает четыре типа государств: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и исторически последний тип – социалистическое государство. Изменения в социально-экономических формациях и смена типов государств происходят синхронно в ходе социальной революции, объективной основой которой служит несоответствие характера производственных отношений уровню развития производительных сил общества, которая ведет к перестройке производственных и всех других общественных отношений, в том числе в сфере надстройки. Рабовладельческий тип государства – исторически первая государственно-классовая организация общества, которая строилась на непосредственных отношениях господства и подчинения. Важнейшая функция этих государств – защита собственности рабовладельцев на средства производства, в том числе на рабов, которых нещадно эксплуатировали за счет их количества. Феодальный тип государства – результат гибели рабовладельческого строя и возникновения феодальной общественно-экономической формации, в которой главной отраслью производства является земледелие, поэтому право собственности на землю имеет решающее значение. Такое государство есть орудие классового господства крепостников-помещиков, главное средство защиты сословных привилегий феодалов, угнетения и подавления зависимого крестьянства. Государство обеспечивает право господствующего класса на землю, на владение крепостными и присвоение значительной части их труда. Буржуазный тип государства приходит на смену феодальной государственности. Данный тип государства функционирует на базе производственных отношений, основанных на капиталистической частной собственности на средства производства и юридической независимости, рабочих от эксплуататоров. Марксизм доказывал, что на всех этапах своего развития буржуазное государство представляет собой орудие классового господства буржуазии над эксплуатируемым пролетариатом и другими трудящимися. Как утверждают основоположники марксизма-ленинизма, это последний тип эксплуататорского государства. Объективные противоречия капиталистического общества обусловливают неизбежность пролетарской революции, перехода государственной власти в руки трудящихся масс, возглавляемых рабочим классом и его партией, возникновение социалистического типа государства, а затем полное отмирание государственности как таковой. Социалистический тип государства возникает в результате социалистической революции, которая ниспровергает отношения частной собственности и основанную на данных отношениях государственную машину. Отрицая предшествующий тип, новое государство создает такую систему экономических отношений, которая базируется на общественной собственности на орудия и средства производства, предполагающей сотрудничество свободных от эксплуатации людей. Оно, по представлениям марксистско-ленинской науки, выражает интересы трудового народа, обеспечивает защиту и развитие бесклассового коммунистического общества. §6. Понятие и содержание цивилизационного подхода Цивилизационный подход к истории человеческого общества и его государственности получает все большее признание в современной отечественной науке. Родоначальники цивилизационного подхода – Арнольд Тойнби – английский ученый («Постижение истории) и Н.Я. Данилевский – русский ученый («Россия и Европа»). Центральное место в теории занимает понятие «цивилизация» (от лат. «civilis» - «гражданский», «общественный»). В научной литературе предложено большое количество определений данному понятию. А. Тойнби определял цивилизацию как относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью культурных, экономических, географических, религиозных, психологических и других факторов. Цивилизация характеризуется как качественная специфика (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни) той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития. В современной теории цивилизаций распространены линейно-стадиальная концепция и концепция локальных цивилизаций. В линейно-стадиальной концепции под цивилизацией понимается определенная ступень мирового развития, противопоставленная «нецивилизованным» обществам. Адепты данной концепции представляют мировой исторический процесс как постепенное приобщение варварских народов и обществ к западноевропейской системе ценностей и постепенное продвижение человечества к единой мировой цивилизации. Сторонники концепции локальных цивилизаций употребляют термин «цивилизация» во множественном числе и исходят из представления о многообразии путей развития цивилизации. Различными учеными выделяются множество локальных цивилизаций – восточные, западные и смешанные (промежуточные); доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные; крестьянские, промышленные и научно-технические и другие. Цивилизациям присущ замкнутый цикл исторического существования: они «возникают», «растут», за счет энергии «жизненного порыва», затем происходит «надлом», ведущий к «упадку» и «разложению». Дополнительная литература 1. Бирюков, Н. И. Категория «государство» в истории политико-правовой мысли // История государства и права. 2006. № 3. 2. Гомеров, И. Н. Государство и государственная власть / И. Н. Гомеров. М., 2002. 3. Демидов, А. И. Власть в единстве и многообразии ее изменений // Государство и право. 1995. № 1. 4. Захаров, А. Еще раз о теории формаций // Общественные науки и современность. 1992. № 2. 5. Керимов, А. Д. Современное государство: проблемы теории / 6. Кузьмин, Э. П. О государственном суверенитете в современном мире // Журнал российского права. 2006.№ 3. 7. Ленин, В. И. О государстве // Собр. соч. 8. Рожкова, А. П. Принципы и методы типологии государства и права / 9. Сигалов, К. Е. Проблемы периодизации исторического процесса: формационный и цивилизационный подходы / К. Е. Сигалов. М., 1998. 10. Тойнби, А. Д. Постижение истории / А. Д. Тойнби М., 1991. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |