|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Заупокойный комплекс фараона Джосера в СаккареПогребальный комплекс фараона Джосера стоит на прямоугольной площадке размером 545×278 метров (около 15 га). Участокимеет ярко выраженную меридиональную ориентацию длинной оси. Это первое сооружение в Египте, выполненное полностью в камне (белый известняк). Доминантой комплекса служила огромная ступенчатая пирамида высотой около 60 м. Верхняя часть пирамиды разрушена временем. Вокруг пирамиды, в замкнутом прямоугольнике общего плана, размещались различные храмовые постройки для заупокойного культа, своеобразные гробницы, галереи, дворы и т. д. Главный строитель комплекса – придворный зодчий Имхотеп, с именем которого связывался один из упомянутых выше архитектурных трактатов. Имя его ознаает «Тот, кто пребывает в покое». Он носил почетный титул «Брат фараона», был верховным жрецом города Гелиополя, «Начальником всех работ фараона». После смерти он был обожествлен, имел свой заупокойный храм, в который приносили в качестве жертвы мумии ибисов – священных птиц бога Тота. Гениальный зодчий, сумевший облегчить вес пирамиды с помощью системы пустот, заполненных песком, он был также выдающимся врачом (греки прозвали его Асклепием, римляне – Эскулапом), геологом, создателем египетской письменности, астрономом и т. д. Впервые применил элементы архитектурного ордера (полуколонны в виде стеблей лотоса и папируса). Ему же приписывается создание канонической системы древнеегипетского храма. В книге К. Целлар «Архитектура стран фараонов» высказано предположение, что комплекс Джосера в Саккара является имитацией первой египетской столицы: «Стена комплекса символизирует белую крепостную стену Мемфиса; ступенчатая пирамида возвышается на месте храма бога Пта. Заупокойный храм символизирует царский дворец. Административные здания символизируют Южный и Северный дома. Номы Верхнего, Египта представлены молельными с западной стороны двора для юбилейных праздников, номы нижнего Египта – молельными с восточной стороны. Таким образом, местом обитания усопшего фараона по-прежнему оставалась столица объединенного государства...». С нашей точки зрения, космические границы комплекса Джосера значительно шире. Известно, что древние египтяне в течение многих веков представляли себе Землю в виде совершенно плоского, вытянутого к югу прямоугольника, вдоль длинных сторон которого высятся горы, держащие на себе железный небесный свод. Со всех сторон земля омыва-ется круговым морем Шенур, от которого отходят четыре другихморя – Средиземное («Великая Зелень»), Краснее («Лазурные Воды»), Индийский и Атлантический океаны. Погребальный комплекс фараона Джосера стоит на прямоугольной площадке размером 545×278 метров (около 15 га). Участокимеет ярко выраженную меридиональную ориентацию длинной оси. Это первое сооружение в Египте, выполненное полностью в камне (белый известняк). Доминантой комплекса служила огромная ступенчатая пирамида высотой около 60 м. Верхняя часть пирамиды разрушена временем. Вокруг пирамиды, в замкнутом прямоугольнике общего плана, размещались различные храмовые постройки для заупокойного культа, своеобразные гробницы, галереи, дворы и т. д.. Главный строитель комплекса – придворный зодчий Имхотеп, с именем которого связывался один из упомянутых выше архитектурных трактатов. Имя его ознаает «Тот, кто пребывает в покое». Он носил почетный титул «Брат фараона», был верховным жрецом города Гелиополя, «Начальником всех работ фараона». После смерти он был обожествлен, имел свой заупокойный храм, в который приносили в качестве жертвы мумии ибисов – священных птиц бога Тота. Гениальный зодчий, сумевший облегчить вес пирамиды с помощью системы пустот, заполненных песком, он был также выдающимся врачом (греки прозвали его Асклепием, римляне – Эскулапом), геологом, создателем египетской письменности, астрономом и т. д. Впервые применил элементы архитектурного ордера (полуколонны в виде стеблей лотоса и папируса). Ему же приписывается создание канонической системы древнеегипетского храма. В книге К. Целлар «Архитектура стран фараонов» высказано предположение, что комплекс Джосера в Саккара является имитацией первой египетской столицы: «Стена комплекса символизирует белую крепостную стену Мемфиса; ступенчатая пирамида возвышается на месте храма бога Пта. Заупокойный храм символизирует царский дворец. Административные здания символизируют Южный и Северный дома. Номы Верхнего, Египта представлены молельными с западной стороны двора для юбилейных праздников, номы нижнего Египта – молельными с восточной стороны. Таким образом, местом обитания усопшего фараона по-прежнему оставалась столица объединенного государства...». С нашей точки зрения, космические границы комплекса Джосера значительно шире. Известно, что древние египтяне в течение многих веков представляли себе Землю в виде совершенно плоского, вытянутого к югу прямоугольника, вдоль длинных сторон которого высятся горы, держащие на себе железный небесный свод. Со всех сторон земля омыва-ется круговым морем Шенур, от которого отходят четыре другихморя – Средиземное («Великая Зелень»), Краснее («Лазурные Воды»), Индийский и Атлантический океаны. Согласно замыслу Имхотепа, душа Джосера «Великолепного», мудрого и справедливого правителя, должна была гарантировать государству политическую стабильность и дальнейшее процветание «на миллионы лет». Этого можно было достичь, возведя погребальный комплекс из самого прочного по тем временам строительного материала – камня. Проанализируем его планировочную структуру (рис. 2.9). Длинная крытая галерея вдоль северной стены, скорее всего, символизировала южную оконечность Европы, которая казалась египтянам хаотичным скоплением мелких островов. По этой причине интерьер галереи был расчленен многочисленными выступами и нишами. Обширная прямоугольная площадь перед заупокойным храмом могла имитировать Средиземное море. Расположенная южнее шестиступенчатая пирамида уподоблялась многоярусному небесному своду (египтянам были известны пять планет, видимых невооруженным глазом, не менее восьми «навигационных»звезд и созвездий). Размеры пирамиды в различных источниках варьируются. Её высота – 60 метров. Размеры плана – 121×109 м (по другим данным – 125×115 м). Пирамида и заупокойныйхрам высятся как бы на границеОбеих Земель. Эта граница в композиции комплекса подчеркнута в широтной направлении вытянувшимся к востоку «Двором сердаба», а в меридиональном – Северным и Южным домами, украшенными лотосо- и папирусообразными полуколоннами. Лотос – священное растение южныхномов, папирус – северных. Восточнее пирамиды тянется вдоль стены кюгу длинный двор, предназначенный для проведения «хеб-седа» – праздника о6новления жизненной силы фараона. По обе стороны этого двора стоят друг против друга небольшие сокровищницы-молельни, которые олицетворяли многочисленные номы (провинции) Верхнего Египта. С нашей точки зрения, длинный двор являл собой русло Великого Хапи (Нила), по обоим берегам которого располагались земли провинций (молельни). Во время праздников «хеб-седа» по этому двору двигалась с юга на север праздничная колонна жрецов, одетых в белые и голубые одежды. Людской поток, направлявшийся к заупокойному храпу, олицетворял благодатные воды Нила. Для большего сходства во главе процессии медленно «плыла» позолоченная ритуальная ладья. В композиции храмового комплекса можно найти и нильский «исток». Согласно представлениям египтян, Хапи берет свое начало где-то за ВратамиЮга–в пещере, охраняемойогнедышащими змеями. Эту функцию вполне могла выполнять Южная гробница, фриз которой украшали изображениякаменных уреев (египетских кобр).Далее рукотворная«река» течет на восток через многочисленные пороги (юго-восточныйвестибюль, украшенный папирусообразнымитрехчетвертными колоннами), а затем поворачивает на север кмолельням, к Южномуи Северному домам, заупокойному храму. Таким образом, фараон Джосер был похоронен в громадной каменной модели Обеих Земель, которые он смог объединить под двойным венцом. Восточная («солнечная») ориентация погребальных сооружений оставалась неизменной достаточно долго, так как она отобразила один из наиболее фундаментальных космических законов. Дело в том, что на рубеже III тысячелетия до нашей эры древнеегипетские жрецы знали всё о весеннем и осеннем равноденствиях. Как известно, в эти дни Солнце стоит точно над экватором, периоды дня и ночи равны. Именно в этот отрезок времени фасады построек с широтной ориентацией оказывались обращенными на точки восхода и захода солнца. Циклическое равновесие Времени, подчеркнутое абсолютной симметрией архитектурных масс, – священная мистерия, которая должна была, по замыслу зодчих-жрецов, внести умиротворение в души рядовых египтян. Вероятно, именно по этой причине грани многоступенчатой пирамиды Джосера в Саккара были ориентированы строго по сторонам света. Вход в заупокойный храм был обращен на восток, в сторону восходящего Солнца. Это уже традиция: почивший владыка смотрит на своего божественного отца. По всей видимости, именно об этом храме говорится в следующей цитате: «В одной из египетских пирамид сделан глубокий и узкий туннель-коридор. Его отверстие направлено строго на восток, так что в дни равноденствий лучи восходящего Солнца проникали в глубь коридора пирамиды с помощью зеркал и освещали статую в конце коридора. Но во все остальные дни лучи солнца освещали лишь стены коридоры. Жрецы ожидали день, когда Солнце озарит статую, – тогда наступало равноденствие…». В то же время заупокойный храм Джосера примыкал не к восточному, а к северному (!) фасаду шестиступенчатой пирамиды. Какими соображениями мог руководствовался Имхотеп при создании этого градостроительного феномена? Причиной тому могло послужить развитие научных знаний о солнечной эклиптике. Путем длительных наблюдений было установлено, что Солнце ежедневно меняет точку своего восхода на горизонте, совершая ежегодный «двойной марафон» между тропиками Рака и Козерога. Разве мог столь непостоянный бог гарантировать политическую стабильность Обеим Землям? Поэтому взоры астрономов в начале III тысячелетия до н.э. обратились на север. Было замечено, что в течение ночи все звезды совершают полный оборот вокруг звезды Тубан – α Дракона. Она одна из всех звезд сохраняет относительную неподвижность. Едва ли египетские астрономы были знакомы с космическими прецессиями, зато они были твердо уверены, что именно к этой звезде сходятся оси «земного» Нила и его небесного эквивалента – Млечного Пути. Ведь, как и все прочие народы, египтяне считали небо зеркальным отражением своего государства. По всей видимости, именно в этот период родилась идея, что душа фараона после его смерти превращается в одну из звезд где-то на северо-восточной оконечности Млечного Пути: «Фараон – это синтез животных, человеческих и космических сил…. Это он, ориентируясь по небесным звездам, чертит планы храмов. Смерть фараона – самое драматическое событие…. Он покидает землю людей, восходит на свой горизонт, достигает неба и сливается со своим создателем. Он уплывает в космическое пространство и превращается там в звезду…» О том, что такая религиозная реформа могла иметь место, говорят следующие фрагменты: «Хорошо известно, что египтяне внимательно следили за звездами не только из чисто практических соображений, но для составления звездных карт и таблиц, которые они изображали на своих гробах и гробницах, поскольку звезды считались богами или душами благословенных умерших…. Нам известно, что у египтян в эпоху пирамид был весьма развит звездный культ…». «Заупокойный храм Джосера примыкал к северной стороне пирамиды. Поскольку во всех царских погребениях до Джосера заупокойная молельня была с восточной стороны мастаб, причем тут же был и вход в них, очевидно, в расположении молельни Джосера отразились иные религиозные концепции…. После Джосера (кроме Усеркафа) храмы снова строились у восточной стороны, однако входы во всех пирамидах был уже с севера. Возможно, что произошло слияние двух религиозных учений, по одному из которых, связанному с солярным культом, заупокойные службы должны были совершаться на востоке от гробницы, согласно же другому учению, дух фараона возносился на Полярную звезду…» 108. Пирамида Снофру в Медуме Пирамиду в Медуме можно назвать самой необычной изЕгипетских пирамид из-за её нестандартной формы. Она была построена для фараона Хуни, и впоследствии достраивалась его сыном Снофру Расположена пирамида к югу от Каира, в 100 километрах от столицы. Изначально она состояла из 8 ступеней, но позже была добавлена 8 ступень. В наши дни видны только 3 из них. Сложена из блоков известняка, стороны отделаны гладким облицовочным камнем. Похожим образом строили также ступенчатую пирамиду Джосера Из-за особой ступенчатой формы пирамиду в Медуме прозвали "неправильной". Еще в летописях XV века описывалось, что от пирамиды осталось всего 5 ступеней и что она сильно испорчена эрозией, также говорилось о том, что местное население постоянно растаскивает камни В XVIII веке виднелись только три ступени пирамиды. Множество исследователей, включая экспедицию Наполеона, исследовали пирамиду. Самое подобное описание дал Флиндерс Питри, детально описав и внутренние палаты, и внешний вид сооружения. Вблизи были найдены разрушенные храмы и усыпальницы, а также часть стены, окружавшей пирамиду Изначальная высота медумской пирамиды составляла 118 метров, а основание 146 на 146 метров, из чего следует, что пирамиды была довольно таки большой. Вход внутрь был найден в самом низком слое пирамиды и отрыт на высоте примерно в 20 метров от первой ступени Внутри сооружение является самым простым из всех египетских пирамид, всего один коридор и погребальная палата из идеально отшлифованных плит известняка. Самого гроба так и не нашли, только его остатки, вероятно во время разграбления пирамиды его разрушили Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |