АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Внешняя политика советского государства в 1920-30-е годы

Читайте также:
  1. V1: Социально-политическое и экономическое развитие Советского Союза в 50-80-е годы.
  2. XVIII век: противоречивость модернизации российского государства-общества.
  3. Аграрная политика
  4. Аграрная политика КПСС в середине 60-х - начале 80-х гг.
  5. Аграрная политика П.А. Столыпина
  6. Аграрная политика царизма в Казахстане в конце XIX-начале ХХ вв. Переселение русских, украинских крестьян. Начало формирования многонационального состава населения Казахстана.
  7. Аграрные отношения. Экономическая и социальная политика Комнинов.
  8. Амортизационная политика предприятия
  9. Амортизационная политика предприятия
  10. Амортизационная политика предприятия, как инструмент управления основным капиталом
  11. Антиинфляционная политика государства
  12. Антиинфляционная политика и политика занятости

Окончание первой мировой войны (под­писание Версальского мирного договора в 1919 г.), граждан­ской войны и иностранной интервенции на территории Рос­сии создали новые условия в международных отношениях. Важным фактором стало существование Советского государ­ства как принципиально новой общественно-политической системы.

Внешняя политика Советского государства, сохранив преемственность политике Российской империи в реализации геополитических задач, отличалась от нее новым характером и методами проведения. Ей была присуща идеологизация внешнеполитического курса, основанная на двух положениях. Первое положение – принцип пролетарского интернацио­нализма, предусматривающий взаимную помощь международ­ному рабочему классу и антикапиталистическим нацио­нальным движениям в слаборазвитых странах. Он основывал­ся на вере большевиков в скорую социалистическую револю­цию в мировом масштабе.

Второе положение – принцип мирного сосуществования с капиталистической системой – определялось необходимос­тью укрепления позиций Советского государства на междуна­родной арене, выходя из политической и экономической изоляции, обеспечения безопасности его границ. Он озна­чал признание возможности мирного сотрудничества и, в первую очередь, развития экономических связей с Западом.

В начале 1920-х годов отношения Советской России с Запа­дом претерпели значительные изменения. Этому способство­вали провал прямой военной интервенции, усилившийся кри­зис перепроизводства и рост рабочего движения в капитали­стических странах. Введение нэпа было расценено европей­скими правительствами как ослабление большевистской поли­тической системы и фактор, открывающий возможность для экономического сотрудничества. Со своей стороны Советская Россия нуждалась в помощи развитых капиталистических стран для восстановления разрушенного народного хозяйства.

16 января 1920 г. Верховный совет союзников принял резолюцию, согласно которой разрешался обмен товарами между Россией, союзными и нейтральными странами. Это было формальное снятие экономической блокады. Уже 31 марта 1920 г. был подписан советско-эстонский торговый договор – первый торговый договор Советской России с ев­ропейским государством.

16 марта 1921 г. было заключено советско-английское тор­говое соглашение, которое означало, прежде всего, что Ве­ликобритания признала Советское государство де-факто. Кроме того, это был первый договор, заключенный с вели­кой капиталистической державой.

6 мая 1921 г. было подписано торговое соглашение с Гер­манией, которая пошла дальше Англии, признав представи­тельство РСФСР в Германии и предоставив ему дипломати­ческие права и привилегии.

Аналогичные соглашения вскоре были подписаны с Нор­вегией, Австрией, Италией, Данией и Чехословакией. В них также содержались обязательства отказаться от враждебной взаимной пропаганды. Одновременно были подписаны дого­воры, налажены политические и экономические контакты с соседними западными государствами, образовавшимися в результате распада Российской империи, – Польшей, Лит­вой, Латвией, Эстонией и Финляндией.

Большое значение имело укрепление отношений молодо­го Советского государства с его восточными соседями. В 1921 г. РСФСР подписала договоры с Ираном, Афганиста­ном и Турцией. В этих документах решались спорные погра­ничные и имущественные вопросы, провозглашались прин­ципы взаимопризнания и взаимопомощи. Эти соглашения расширяли сферу влияния Советской России на Востоке

28 октября 1921 г. правительство РСФСР выступило с нотой по поводу финансовых долгов царской России, в которой выражалась готовность РСФСР вступить в переговоры по этому вопросу и признать долги при условии прекращения враждебных действий в отношении Советской России и дру­гих республик. Для более подробного обсуждения данной проблемы предлагалось провести международную конферен­цию. Предложения правительства РСФСР обсудила конферен­ция Верховного Совета Антанты, проходившая в 1922 г. Было решено созвать экономическую конференцию в Генуе и при­гласить на нее Россию.

В апреле 1922 г. открылась Генуэзская конференция. В ней участвовало 29 государств – Россия, Англия, Франция, Гер­мания и др. США участвовал и в ней в качестве наблюдате­ля.

Основной вопрос конференции – о национализированном имуществе иностранных капиталистов в России и о долгах царского и Временного правительства. Западные державы предъявили России совместные требования:

- компенсировать долги царского и Временного прави­тельств (18 млрд руб. золотом);

- вернуть национализированную большевиками западную собственность, находящуюся на территории бывшей Россий­ской империи;

- отменить монополию внешней торговли и открыть до­рогу иностранным капиталам;

- прекратить революционную пропаганду в их странах. Советское правительство выдвинуло свои условия:

- компенсировать ущерб, причиненный иностранной ин­тервенцией в годы гражданской войны (39 млрд руб.);

- принять советскую программу всеобщего сокращения вооружений и запрещения наиболее варварских методов ве­дения войны;

- обеспечить широкое экономическое сотрудничество на основе долгосрочных западных кредитов.

Однако с первых же дней переговоры зашли в тупик. Именно в этих условиях советские представи­тели, прибывшие в Геную в надежде разорвать диплома­тическую, экономическую и торговую блокаду страны, и германские, стремившиеся уменьшить размеры репараций, подписали 16 апреля 1922 г. Рапалльский договор. Этим соглашением обе стороны отказывались от взаимных пре­тензий по вопросам о долгах, о возмещении ущерба и на­ционализированном имуществе, предоставляли друг дру­гу режим наибольшего благоприятствования в торговле и возобновляли дипломатические и консульские отношения.

1924 г. начинается период международного признания СССР. Первой официально признала Советское государство Англия. Вслед за ней оно было признано Италией, Францией и другими странами мира. Полоса дипломатического призна­ния была вызвана тремя причинами: 1) изменением внутри­политической обстановки в странах Запада (приход к власти правосоциалистических сил); 2) широким общественным движением в поддержку СССР; 3) экономическими интере­сами капиталистических государств.

В 1924-1925 гг. Со­ветский Союз установил дипломатические отношения с го­сударствами разных континентов, заключил ряд торговых соглашений. Из ведущих капиталистических держав только США оставались на позиции политического непризнания СССР. Выход из международной изоляции явился главным итогом внешней политики Советского Союза в первой половине 1920-х годов.

Во второй половине 1920-х годов официальный внешнеполити­ческий курс Советского правительства был направлен на ук­репление своего международного престижа, развитие эконо­мического сотрудничества с капиталистическими странами, решение проблем разоружения и международной безопасно­сти. В 1926 г. был подписан договор о ненападении и ней­тралитете с Германией. В 1927 г. СССР выступил с декла­рацией о необходимости полного разоружения, в 1928 г. – с проектом конвенции о сокращении вооружений. Несмот­ря на то, что Запад отверг эти предложения, СССР присое­динился к пакту Бриана-Келлога 1928 г., содержавшего при­зыв к отказу от войны как средству решения межгосударствен­ных споров. Попытки всех сторон в 1920-е годы обеспечить мир в Европе имели во многом пропагандистский характер и были обречены на провал из-за складывающейся международной ситуации.

Для укрепления безопасности своих южных границ СССР расширял свое влияние в Иране, Афганистане и Турции. В середине 1920-х годов с ними были заключены новые со­глашения политического и экономического характера.

Таким образом, в 1920-е годы Советская страна путем слож­нейших усилий нормализовала свои международные отноше­ния, постепенно входя в мировое сообщество.

Характеризуя международные отношения 1930-х годов, исследователи выделяют три этапа внешней политики СССР.

1) 1928-1933 гг. в Европе союзнические отношения с Герма­нией, противостояние «демократическим» странам, на Востоке – продвижение в Китай и активизация в Афганистане и Иране; 2) 1933-1939 гг. – сближение с Англией, Францией и США на антигерманской и антияпонской основе, стремление сохранить сферы влияния на Востоке и избежать прямой конфронтации с Японией; 3) 1939-июнь 1941 г. – сближение с Германией и Японией.

Если на первом и втором этапах Советский Союз сталкивался с относительно стабильным положением на западных границах и не предпринимал никаких действий, способных изменить там статус-кво, то положение на восточных рубежах было иным. На Дальнем Востоке шли боевые действия (в которых участвовал Советский Союз) и происходило изменение политической карты района. Наиболее яркими моментами в этих событиях были: совет­ско-китайский вооруженный конфликт на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД) в 1929 г.; японская агрессия в Маньчжу­рии и Шанхае 1931-1932 гг.; широкомасштабная японская агрес­сия в Китае 1937-1945 гг.; превращение Синьцзяна (Восточного Туркестана), крайней западной провинции Китая, в советскую сферу влияния; советско-японские вооруженные столкновения на советско-маньчжурской и монгольско-маньчжурской границах.

В 1928-1933 гг. отличались крайней нестабильностью отноше­ния СССР с Англией, Францией и США. В октябре 1929 г. восста­навливаются дипломатические отношения с Англией (разорванные в мае 1927 г. английской стороной). В 1929-1932 гг. Советский Союз и Великобритания осуществляли активные дипломатические контакты и успешно развивали внешнеэкономические связи.

В 1930-1931 гг. резко обостряются советско-французские от­ношения. Французское правительство обвинило СССР во вмеша­тельстве во внутренние дела страны.

В конце 1931 г. отношения начинают улучшаться. Это было вызвано прежде всего тем, что СССР резко сократил материальную помощь французским коммунистам, а также началом ухудшения международной обста­новки в Европе. Между СССР и Францией в ноябре 1932 г. был заключен договор о ненападении.

В 1932 г. договоры о ненападении заключили с СССР Финлян­дия, Латвия, Эстония. Эти государства находились в фарватере внешнеполитического курса Франции, и заключенные договоры практически копировали советско-французский договор.

Отношения СССР с США в этот период также были нестабиль­ными. США оставались единственной великой державой, не при­знавшей СССР. Американцы требовали в качестве предвари­тельного условия выплаты всех долгов и возмещения ущерба аме­риканским предпринимателям, который они потерпели в результате послереволюционной экспроприации.

Наиболее успешно складывались в этот период отношения СССР с Германией. С 1922 по 1932 г, во взаимоотношениях двух стран не произошло ни одного сколько-нибудь серьезного конф­ликта. Успешно развивалась советско-германская торговля.

Установление в 1933 г. в Германии диктатуры национал-соци­алистов, уничтоживших в стране коммунистическое движение, активно поддерживаемое Советским Союзом, вызвало смену ори­ентиров в советской внешней политике.

В 1933-1939 гг., когда СССР значительно активизировал свою внешнеполитическую деятельность, она носила явный антигерман­ский характер. В середине 1930-х годов Москва активно поддерживала идею создания системы коллективной безопасности в Европе и на Дальнем Востоке, которая должна была привести к союзу СССР с демократическими странами и изоляции Германии и Японии. Пер­выми реальными достижениями в данной сфере были установление дипломатических отношений между СССР и США в ноябре 1933 г., вызванное расширяющейся агрессией Японии на Дальнем Востоке и приходом к власти в Германии реваншистской нацистской партии, и принятие СССР в 1934 г. в Лигу Наций (международную органи­зацию, близкую по характеру деятельности к послевоенной ООН).

Осенью 1934 г. начались переговоры по вопросу о заключении многостороннего регионального договора о взаимопомощи («Вос­точного пакта»), в которых участвовал СССР. Отказ Германии и Польши от участия в этом соглашении, неконструктивная политику Великобритании привели к прекращению переговоров. Позитив­ными результатами переговоров было заключение в мае 1935 г. советско-французского и советско-чехословацкого договоров о вза­имной помощи.

В 1935 г. СССР осудил введение в Германии (вопреки условиям Версальского мирового договора) всеобщей воинской повинности и нападение Италии на Эфиопию. В связи с вводом немецких войск в демилитаризованную Рейнскую зону Советский Союз предложил в Совете Лиги Наций принять коллективные меры против наруше­ния международных обязательств. Но большинство членов Лиги Наций, и прежде всего Англия, не поддержали советские предло­жения, так как, с одной стороны, они начали уже проводить политику, получившую впоследствии название «умиротворения», т. е. старались путем уступок Германии превратить ее в надежного партнера в международных делах, а с другой – использовать Гер­манию в качестве противовеса внешнеполитическому курсу СССР.

Аналогичные подходы со стороны СССР и западных государств нашли свое отражение и в отношении таких важнейших событий 1930-х годов, как гражданская война и интервенция Германии и Италии в Испании в 1936-1939 гг., «воссоединение» (аншлюс) Германии и Австрии в марте 1938 г. и присоединение к Германии Судетской области.

Рост военного потенциала Германии и прежде всего реальная угроза объединения всех развитых стран на антисоветской основе активизировали попытки советской дипломатии установить надеж­ные связи с демократическими государствами. Однако западные страны предпочли курс на провоцирование германской агрессии в восточном направлении. Его кульминацией стало соглашение в Мюнхене в сентябре 1938 г., в котором участвовали главы прави­тельств Германии, Италии, Англии и Франции. Наиболее сущест­венным результатом этой встречи было присоединение промышленно развитой Судетской области Чехословакии к Герма­нии. После Мюнхена начинается охлаждение отношений Англии и Франции с Германией и попытки наладить сотрудничество с СССР, используя его в качестве противовеса Германии.

Реальные контакты между Англией, Францией и СССР по поводу германской угрозы начались в марте 1939 г. В апреле 1939 г. эксперты трех стран впервые стали рассматривать проекты договора о взаимопомощи в связи с возможной германской агрессией. Пе­реговоры шли очень тяжело. Ни одна из сторон не хотела брать на себя однозначные обязательства вступать в войну в случае начала боевых действий против одного из возможных союзников. Младшие партнеры Англии и Франции – Румыния, Польша и страны При­балтики – резко негативно высказывались о предложениях Совет­ского Союза предоставить ему право вводить войска на территории этих стран в случае немецкой агрессии, так как опасались, что они не будут выведены оттуда никогда. Несмотря на разность подходов, постепенно стороны стали находить общие точки соприкосновения и сближать свои позиции. Это привело к возможности проведения в Москве 12-21 августа 1939 г. переговоров англо-франко-совет­ских военных миссии. Основные противоречия вызывали вопросы о количестве выставляемых советских дивизий, о гарантиях оказа­ния помощи союзниками в случае конфликта и праве прохода советских войск через территорию Польши и Румынии (без этого права, в случае агрессии Германии, советские войска не могли вступить в соприкосновение с немецкими). К 17 августа переговоры зашли в тупик.

Практически одновременно с началом переговоров с Англией и Францией с весны 1939 г. СССР приступил к зондажу германских позиций по поводу возможного сближения. В свою очередь, Гитлер был крайне заинтересован в скорейшем выяснении позиций Совет­ского Союза, поскольку исчерпал все возможности уступок со стороны Запада и решил продолжить свою игру по расшатыванию международной системы теперь уже при помощи Востока.

Столкнувшись с тупиковой ситуацией на переговорах с демок­ратиями, советское руководство пошло на сближение с немцами. В ходе предварительных секретных переговоров между Германией и Советским Союзом были достигнуты договоренности, приведшие к подписанию в Москве 23 августа 1939 г. министром иностранных дел Германии Риббентропом и народным комиссаром иностранных дел СССР В.М. Молотовым пакта о ненападении. В дополнительном секретном протоколе к договору разграничивались «сферы интере­сов» Германии и СССР в Восточной Европе. Согласно ему, Польша становилась немецкой «сферой интересов», за исключением вос­точных областей, а Прибалтика, Восточная Польша (то есть Запад­ная Украина и Западная Белоруссия), Финляндия, Бессарабия и Северная Буковина (часть Румынии) – «сферой интересов» СССР. Таким образом, СССР возвращал утраченные в 1917-1920 гг. территории бывшей Российской империи. Заключение советско-германского пакта привело к прекращению всех дипломатических контактов между Англией, Францией и СССР отзыву английской и французской делегаций из Москвы.

Таким образом, в конце 1920-х - начале 1930-х годов дипло­матическая активность Советской России была направлена на раскол враждебных ей коалиций и утверждение своего внеш­неполитического статуса. В 1930-е годы СССР стал баланси­ровать в политической борьбе между Германией и западны­ми державами, выбирая подходящий блок.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)