|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Лекция №2. ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА. КИЕВСКАЯ РУСЬ В IX-XII ВВ
Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Норманнская теория происхождения Древнерусского государства. Политика первых киевских князей по укреплению государства.
Вопросы: 1. Проблема происхождения, расселение, хозяйственная деятельность и общественный строй восточных славян. 2. Образование Древнерусского государства. «Норманнская теория». 3. Киевская Русь в X-XII вв. 4. Значение принятия христианства на Руси.
1. Проблема происхождения, расселение, хозяйственная деятельность и общественный строй восточных славян. Проблема происхождения восточных славян до сих пор является дискуссионной: существуют различные версии относительно того, где располагалась прародина славянских народов. Но основой большинства теорий является древнейший русский памятник – летопись «Повесть временных лет», в которой монах Киево-Печерского монастыря Нестор выдвигает мифологическую версию происхождения славян: будто бы род их восходит к младшему сыну Ноя – Иафету. Именно Иафет после раздела земель с братьями получил в удел Северные и Западные страны. Постепенно в повествовании появляются исторические факты. Нестор поселяет славян в римской провинции Норик, расположенной между верховьями Дуная и Дравы. Оттуда, теснимые римлянами, славяне были вынуждены переселиться на новые места – на Вислу и Днепр. «Дунайской» версии прародины славян придерживался русский историк С.М. Соловьев, ссылаясь при этом на древнеримского историка Тацита. Ученик С.М. Соловьева – историк В.О. Ключевский также признавал «дунайскую» версию прародины славян. Но он внес в нее свои уточнения: прежде, чем восточные славяне с Дуная попали на Днепр, они около 500 лет пребывали в предгорьях Карпат. По Ключевскому, только с VII в. восточные славяне постепенно расселились на современной Русской равнине. Часть советских ученых склонялась к «дунайскому» происхождению славян, но большинство придерживалось той версии, что прародина славян находилась гораздо севернее. При этом они расходились во мнении и об этногенезе славян, и о том, где славяне сформировались в единую этническую общность – в Среднем Поднепровье и по Припяти или в междуречье Вислы и Одера. В настоящее время по вопросу о районе возникновения славянской этнической общности существуют две наиболее распространенные точки зрения. Согласно одной, таким районом была территория между Одером (Одрой) и Вислой. По другой – это был район между Одером и Средним Днепром. В целом, проблема происхождения и расселения славян до сих пор находится в стадии обсуждения. По-видимому, выделение славян из индоевропейской общности происходило в процессе перехода к пашенному земледелию. Античные (I-II вв.) и византийские (VI-VII вв.) авторы упоминают славян под разными именами: венеды, акты, склавины. К тому времени, когда славяне присоединились к Великому переселению народов (VI в.), страны мира прошли большой путь развития: возникали и разрушались государства, шли активные миграционные процессы. В VI в. и славяне (под названием словене) включились в мировой миграционный процесс. Расселение славян происходило в VI -VIII вв. по трем основным направлениям: на юг – на Балканский полуостров; на запад – в Среднее Подунавье и междуречье Одера и Эльбы; на восток и север – по Восточно-Европейской равнине. В то же время происходило разделение славян на три ветви: южную, западную и восточную. О расселении славянских племен говорится в «Повести временных лет». К VIII в. на территории Восточной Европы сложилось несколько союзов славянских племен: словене ильменские (жили в районе оз. Ильмень и р. Волхов), кривичи (верховья р. Волги и Западной Двины), радимичи (междуречье р. Днепра и Десны), дреговичи (бассейн р. Припять) поляне (среднее Поднепровье с центром в Киеве), северяне (междуречье рек Десна и Сейм), уличи и тиверцы (бассейн р. Днестра). Соседями восточнославянских племен с юга были кочевые народы, приходящие сюда с Востока: тюрки, авары хазары. В IX в. здесь появились печенеги, а в XI в. – половцы. На востоке находилось государство Волжская Булгария, созданное тюркским народом, родственным чувашам и кавказским балкарцам. На северо-востоке жили финно-угры: чудь, весь, меря, мурома, карелы и т. д. Северо-западные земли были заняты балтами: предками современных латышей, литовцев, эстонцев. На западе и юго-востоке обитали западные славяне (поляки, чехи, словаки и др.), а также южные славяне (болгары). Западными соседями восточных славян были также венгры, пришедшие на Средний Дунай из Приуралья. Основными занятиями восточных славян были: охота, скотоводство, бортничество, хлебопашество. У славян лесостепной полосы господствовала пашенная система земледелия – перелог, когда участок земли засевали несколько лет до его истощения, а затем переходили на новый. В лесной зоне использовали подсечно-огневую систему земледелия: вырубали и раскорчевывали участок леса, деревья сжигали, золой удобряли землю и также использовали два-три года, а затем расчищали новый участок. На расчищенных землях выращивали рожь, пшеницу, ячмень, просо, овес, из огородных культур – репу, капусту, свеклу, морковь и другие, занимались и скотоводством: разводили лошадей, крупный рогатый скот, свиней, овец, коз. В качестве орудий труда использовали топор, мотыгу, борону-суковатку, заступ, серп, цепы, каменные зернотерки и ручные жернова. В южных районах основным орудием труда было рало, а позже – деревянный плуг с железным наконечником – лемехом. В качестве рабочего скота на юге использовали волов, а в лесной зоне – лошадей. Хозяйство носило натуральный характер: производились главным образом продукты земледелия и скотоводства, необходимые для удовлетворения насущных потребностей. Промыслы играли в хозяйстве восточных славян второстепенную роль. Это были, в основном, охота, рыболовство и бортничество. Ремесло еще не полностью отделилось от сельского хозяйства. Скорняками, ткачами и плотниками были те же хлеборобы, чередовавшие работу в поле с занятием промыслами и ремеслом. Однако гончары и кузнецы (видимо из-за огнеопасности своего труда) жили на некотором удалении от деревень и земледелием не занимались. Появление излишков продукции способствовало активному обмену, а позже – появлению и развитию торговли, которая шла в основном по многочисленным рекам и их притокам Путем из «варяг в греки» активно пользовались скандинавские народы, которых славяне называли варягами (отсюда название и самого пути). Варяги торговали с прибрежными племенами, в том числе и со славянами. Они не только мирно торговали, но зачастую и грабили, а иногда нанимались на службу в дружины, в том числе и к славянским князьям. Активную торговлю вели славяне с хазарами, болгарами, арабами и, конечно, греками (византийцами). Главными предметами внешней торговли были меха, воск, мёд, челядь (рабы). С Востока и Византии шли шелка, серебряные и золотые изделия, предметы роскоши, благовония, оружие, пряности. С развитием торговли связано у славян появление городов. В «Повести временных лет» уже называются города Киев, Чернигов, Смоленск, Любеч, Новгород, Псков, Полоцк, Муром и др. Всего к IX в. насчитывалось около 24 крупных городов. Летописи донесли до нас предание о возникновении Киева. Кий, его братья Щек и Хорив и сестра их Лыбедь основали на трех холмах на Днепре свои городища (дворы). Потом они объединились в один город, который и назвали Киевом в честь Кия. Что касается общественного строя, то в VI в. восточные славяне жили родовым строем по обычаям, свойственным всем варварским племенам. Главной ячейкой общества был род – группа родственников из нескольких десятков, а то и сотен человек, которые совместно владели землей, лесом, пастбищами и т.п., вместе трудились и поровну делили результаты труда. Во главе рода стояли старейшины, а по наиболее важным вопросам собирался совет всех родичей; 3-5 близких по происхождению родов составляли племя. Племена объединялись в союзы с вождями во главе. В VII-IХ вв. родовые отношения у восточных славян стали распадаться в связи с появлением металлических орудий труда и переходом от подсечного к пашенному земледелию, так как уже не требовались совместные усилия всех членов рода для ведения хозяйства. Основной хозяйственной единицей стала отдельная семья. Постепенно происходит замена родовой общины на соседскую, территориальную, члены которой уже не были кровными родственниками, а являлись просто соседями. Соседская община на юге называлась «мир», на севере – «вервь». В соседской общине сохранялась общинная собственность на пахотную землю, лесные и сенокосные угодья и т.п., но семье уже выделяются в пользование участки пахотной земли – «наделы». Эти участки обрабатывала своими орудиями труда каждая семья, которая получала в собственность собранный ею урожай. Со временем переделы пахотной земли прекращались, и наделы переходили в постоянную собственность отдельных семей. В племенной среде VII – начала IX в. выделялась «нарочитая чадь» – вожди, старейшины, знаменитые воины. В их руках концентрировалась власть и богатства. Многие из «нарочитой чади» стали жить отдельными укрепленными усадьбами. Зарождалась частная собственность. Совершенствование орудий труда привело к производству не только необходимого в натуральном хозяйстве, но и прибавочного продукта. Происходило накопление прибавочного продукта, а на его основе – развитие обмена между отдельными семьями. Это привело к дифференциации общины, росту имущественного неравенства, накоплению богатства старейшинами и другой знатью. Важнейшим органом управления у славян продолжало оставаться вече – народное правление, сообща решавшее все важнейшие вопросы. Но постепенно значение его падало. Восточные славяне вели многочисленные войны со своими соседями, отражая натиск кочевых народов. В то же время они совершали походы на Балканы и Византию. В этих условиях чрезвычайно возрастала роль военачальника – князя, который, как правило, являлся главным лицом в управлении племени. Когда войны были редки, в них участвовали все мужчины племени. В условиях частых войн это становилось экономически невыгодным. Рост прибавочного продукта позволял содержать князя и его дружину. Военнодружинная знать объявляла себя собственниками земель или племенного союза, облагая соплеменников данью (налогом). Другим путем подчинения соседних общин было превращение старой родоплеменной знати в бояр – вотчинников и подчинение им общинников. К VII-IХ вв. во главе восточнославянских племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родовая верхушка – «нарочитые люди», «лучшие мужья». Князья и дружинники богатели за счет военной добычи: захваченных военнопленных они превращали в рабов, заставляя работать на своих землях. В VI-IХ вв. рабами у восточных славян были в основном захваченные на войне пленники. В то время у славян существовало обычное право, по которому запрещалось порабощать своих соплеменников, например, за долги и т.п. Рабы использовались в основном в домашнем хозяйстве, на самых тяжелых работах. Рабство у славян носило патриархальный характер, когда рабы не образуют класса, а считаются младшими неполноправными членами семьи. Таким образом, у восточных славян происходил процесс дифференциации (расслоения) общества. Создавались предпосылки образования государства.
2. Образование Древнерусского государства. «Норманнская теория». Возникновение государства – закономерный этап в развитии общества. На него влияет множество факторов, находящихся в сложном взаимодействии друг с другом. Следует, вероятно, говорить не об единичных, а о группе факторов, воздействующих на конкретные области жизнедеятельности человеческого общества: социальную, экономическую, политическую, духовную. В VII-Х вв. славянские племена объединяются в союзы и союзы союзов (суперсоюзы). По мнению Б.А. Рыбакова, возникновение союзов племен – завершающий этап развития родоплеменной политической организации и одновременно подготовительная стадия феодальной государственности. Вопрос о происхождении государственности на Руси освещался в различные периоды истории с учетом политических и династических факторов. В XVIII в. немецкие ученые на русской службе Г. Байер, Г. Миллер разработали норманнскую теорию, согласно которой государство на Руси было создано норманнами (варягами). Против этой концепции выступил М. Ломоносов, положив начало полемике между норманнистами и антинорманнистами. Некоторые ведущие русские историки – Н. Карамзин, М. Погодин, В. Ключевский – в целом принимали концепцию норманнистов. Многие же русские ученые XVIII-XIX вв. стояли на позициях антинорманнизма. В советский период истории, когда абсолютизировался социально-классовый подход к изучению проблемы, версия о призвании варягов вообще отвергалась, соответственно – и их роль в образовании древнерусского государства. В зарубежной литературе преобладает норманнистский взгляд на образование государства у восточных славян. Среди современных отечественных историков преобладает мнение, что государство у восточных славян окончательно сложилось в связи с возникновением собственности на землю, зарождением феодальных отношений и классов на рубеже VIII-X вв. Однако при этом не отвергается и влияние субъективного фактора – личности самого Рюрика в образовании государства. Ближе всех к исторической истине в освещении начального периода развития Руси, по-видимому, оказался один из ранних историков монах-летописец Нестор. В «Повести Временных лет» существует две концепции происхождения государства у восточных славян: варяжская, новгородская и славянская, киевская по происхождению. Начало формирования Киевской Руси Нестор представляет как создание в VI в. мощного союза славянских племен в среднем Поднепровье. В его рассказе о доваряжском периоде приводятся сведения о трех братьях – Кие, Щеке и Хориве родом из славян. Старший брат Кий, замечает летописец, не был перевозчиком через Днепр, как некоторые думают, а был князем и ходил в поход даже на Царьград. Кий был родоначальником славянской династии князей, а Киев являлся административным центром племенного объединения полян. Далее летописец Нестор утверждает, что враждовавшие между собой племена ильменских славян, кривичей и чудь пригласили варяжского князя для наведения порядка. Князь Рюрик (862-879) якобы прибыл с братьями Синеусом и Трувором. Сам он правил в Новгороде, а братья – в Белоозере и Изборске. Варяги положили начало великокняжеской династии Рюриковичей. Со смертью Рюрика при его малолетнем сыне Игоре опекуном становится конунг (князь) Олег (879-912), прозванный Вещим. После похода на Киев и убийства Аскольда и Дира ему удается объединить в 882 г. Новгородскую и Киевскую земли в древнерусское государство – Киевскую Русь со столицей в Киеве. Начальная нестабильность государственного объединения, стремление племен сохранить свою обособленность иногда имели трагические последствия. Так, князь Игорь (912-945) при сборе с подвластных земель традиционной дани (полюдье), потребовав значительного превышения ее размера, был убит. Княгиня Ольга (945-964), вдова Игоря, жестоко отомстив за мужа, все же фиксировала размер дани, установив «уроки», и определила места (погосты) и сроки ее сбора. При Ольге сократились внешние походы, что позволило пустить значительные средства на внутренние проблемы в государстве. По одной версии Ольга первая из представителей русского княжеского дома приняла крещение (по православному обряду). Сын Ольги и Игоря Святослав (942-972) государственную деятельность совмещал со значительной полководческой. В период своего правления он присоединил земли вятичей, победил Волжскую Болгарию, покорил мордовские племена, разгромил Хазарский каганат, вел успешные операции на Северном Кавказе и Азовском побережье и пр. Но возвращаясь после похода на Византию, отряд Святослава был разбит печенегами, а сам Святослав убит. Объединителем всех земель восточных славян в составе Киевской Руси стал сын Святослава – Владимир (960-1015), прозванный народом Красное Солнышко, подчинивший всех восточных славян Киеву и создавший с помощью городов-крепостей линию обороны от набегов многочисленных кочевников. Вопрос о происхождении понятия «Русь» в настоящее время является дискуссионным. Историки–норманнисты придерживаются мнения о варяжском его происхождении. В частности, такие известные зарубежные историки, как Р. Пайпс и X. Дэвидсон, полагают, что легендарный Рюрик был из скандинавского племени «Русь», и это обусловлено названием его новых владений, хотя в Скандинавии пока такого племени не обнаружено. Историки–антинорманисты подчеркивают южное происхождение термина «Русь», обращая внимание на то, что задолго до появления варягов на Руси в византийских и арабо-персидских источниках для названия славян наряду с «антами», «венедами» и «склавенами» использовалось понятие «росы». В частности, академик Б. Рыбаков считает, что «Русь» – это название одного из славянских племен. В XIX в. Д. Иловайским была выдвинута версия о том, что Русью в давние времена называлась река Волга. В отечественной историографии долгое время существовала гипотеза, выдвинутая еще М. Ломоносовым, которая происхождение термина «Русь» связывала с названием реки Рось, притоком Днепра, в бассейне которой жили поляне, ставшие затем центром формирования русского этноса. Однако многие лингвисты отвергают эту гипотезу на том основании, что в историческом развитии русского языка не могло произойти инверсии буквы «о» на «у». Поэтому название реки «Рось», по их мнению, не имеет никакого отношения к имени «Русь». Современные научные исследования свидетельствуют о том, что в докиевский период термин «Русь» топонимически был связан с северными землями, откуда он пришел затем на Юг. В киевский период «Русь» была первоначально династическим именем. Затем значение этого термина распространилось на весь социально-верхушечный слой, состоявший из славянских, чудских и варяжских элементов. К XII в. варяжская династия Рюриковичей в течение нескольких поколений совершенно «ославянилась», а «Русь» превратилась в этническое имя. Параллельно термин «Русь» употреблялся и в качестве территориальной единицы. В IX в. «Русь» представляла собой небольшой участок днепровского Правобережья с центром в Киеве и южной границей по реке Рось. В XII в. понятие «Русь» в территориальном смысле уже употреблялось в более широком объединяющем значении как название всех южнорусских земель. В это же время стало складываться представление о «Руси» как стране-государстве.
3. Киевская Русь в X-XII вв. Процесс формирования Древнерусского государства растянулся примерно на полтора столетия. Первые киевские князь Олег (882-912), Игорь (912-945), Ольга (945-964), Святослав (964-972), Ярополк (972-980) присоединили к Киевскому государству восточнославянские племена древлян, северян, радимичей, вятичей, белых хорватов. Помимо этого, в состав Древнерусского государства входили и неславянские пароды: финно-угры, балты, тюрки. Первые русские князья проводили активную внешнюю политику: в 907, 941, 944 гг. Олег и Игорь совершали походы на Византию. Особой воинственность отличался Святослав, который в 965-966 гг. разгромил Хазарский каганат (присоединив к Руси Тмутаракань и Корчев – важные опорные пункты на побережье Азовского моря, а также стерев с лица земли крепость Саркел – Белую Вежу). Он победил так же Волжскую Булгарию, а в 967 г. подчинил Дунайскую Болгарию. В 970-971 гг. произошла русско-византийская война. Поначалу успех сопутствовал русским. Святослав даже хотел сделать город Переяславец на Дунае столицей своей державы. Однако русскому князю не удалось закрепиться на Балканах. В 972 г., возвращаясь в Киев, Святослав был разбит печенегами. По легенде из черепа русского правителя печенежский хан велел сделать чашу для вина, окованную золотом. Правивший после Святослава его сын Ярополк оказался слабым князем и погиб в борьбе со своим братом Владимиром. Ведя активную внешнюю политику, первые киевские правители мало внимания уделяли внутренней политике. Князья совершали полюдье – объезд подвластных земель с целью сбора дани. Отсутствие четких сроков сбора дани и ее размеров привело в 945 г. к знаменитому восстанию древлян, которые убили князя Игоря, попытавшегося получить с них дополнительные поборы. Вдова Игоря – княгиня Ольга – жестоко покарала древлян, но была вынуждена установить «уроки» – размер сбора дани и «погосты» – места ее сбора. Еще при жизни Святослава русские земли были разделены между его сыновьями (старший из них – Ярополк был киевским князем, средний – Олег – правил древлянами, а младший, Владимир, был новгородским князем), что вскоре привело к первой крупной усобице на Руси, в которой погибли Олег и Ярополк. Победителем в итоге оказался младший сын Святослава Владимир, который в 980 г. захватил Киев и стал новым великим князем (правил с 980 по 1015 гг.). При Владимире произошло завершение подчинения восточных славян Киеву: новый князь подавил мятежи вятичей и радимичей. Была ликвидирована «автономия» входивших в состав Киевской Руси племенных союзов. Владимир присоединил территорию Червенской Руси (земли волынян) с городами Перемышль, Червень и области белых хорват, а также земли литовского племени ятвагов (ятвягов). Таким образом, территория Киевской Руси в правление Владимира охватывала почти всю Восточную Европы: западная граница государства доходила до бассейна р. Вислы; на севере она упиралась в Финский залив Балтийского моря и доходила до рек Печора и Верхняя Кама; на востоке русские земли простирались до устья Оки; южная граница шла по кромке степей, хотя в нескольких местах русские города и опорные пункты находились значительно южнее: это города Белгород, Олешье, Тмутаракань. Важнейшей внешнеполитической задачей Владимира была оборона границ Руси от печенегов. Киевский князь нанес ряд поражений печенегам: в 992 г. была одержана крупнейшая победа, в честь которой был основан г. Переяславль. Владимир создал на юго-восточных границах страны несколько линий крепостей для защиты от печенежских набегов. Тем самым русские земли были надежно защищены от нападений кочевников. Владимир провел ряд реформ внутри страны: он посадил своих сыновей наместниками в разных русских городах, наделив их правом сбора дани; при нем появились золотая и серебряная монеты. После смерти Владимира I на Руси вспыхнула вторая крупная усобица: киевский престол захватил приемный сын Владимира Святополк, прозванный Окаянным (1016-1018) за то, что обманом лишил жизни двух своих сводных братьев Бориса и Глеба (причисленных позднее к лику святых). Но сам Святополк потерпел поражение от новгородского князя Ярослава и был вынужден бежать. Победитель стал новым киевским князем, войдя в историю как Ярослав Мудрый (1019-1054). Ярославу пришлось долгое время вести борьбу с другим своим братом Мстиславом, с которым он был вынужден разделить страну на две части. Лишь после смерти Мстислава в 1036 г. Ярослав подчинил всю Русь своей власти. В области внутренней политики Ярослав провел ряд реформ, в частности, посадил в русских городах своих наместников, что укрепило центральную власть. Особо следует отметить церковную политику Ярослава: при нем по всей стране развернулось строительство каменных храмов, крупнейшими из которых были соборы Святой Софии в Киеве и Новгороде. Под Киевом был основан Печерский монастырь. Церкви и монастыри стали центрами культуры; при них возникли первые школы и библиотеки. Ярослав настоял на том, что в 1051 г. русским митрополитом был назначен не представитель из Византии, а русский монах Илларион. Крупнейшим достижением в области внешней политики Ярослава Мудрого был разгром в 1036 г. печенегов, после чего их набеги на Русь практически прекратились. Он совершил поход в Прибалтику, присоединив к Киевской державе земли прибалтийских племен ливов и чуди и основав там город Юрьев (ныне - Тарту). Успешным был и поход Ярослава против поляков, в ходе которого к Руси вновь были присоединены города Червенской Руси. Менее удачной была политика киевского князя в отношении Византии: его поход 1043 г. был неудачным, но в 1046 г. был заключен договор о союзе Константинополя и Киева. При Ярославе Киевская держава пользовалась большим авторитетом в Европе, что доказывали многочленные династические браки дочерей Ярослава с иностранными правителями. Сам Ярослав был женат на шведской принцессе, а один из его сыновей – на дочери византийского императора. В период правления Ярослава Мудрого и его преемников на Руси продолжается формирование феодальных отношений, при которых главное средство производства (земля) принадлежит крупным собственникам-феодалам (князья, бояре, дружинники), а само производство строится на эксплуатации лично и поземельно зависимого крестьянства, которое выполняет в пользу феодала различные формы феодальной ренты (отработочную – барщину, натуральный и денежный оброк). Процесс формирования феодальных отношений на Руси был длительным и значительно отличался от стран Западной Европы. Особенностью Киевской Руси был родовой сюзеренитет Рюриковичей, т.е. все члены княжеской семьи (рода) совместно владели территорией страны. Медленно шел процесс формирования крупных феодальных землевладений вотчин. Подавляющее большинство жителей Киевской Руси было лично свободными, но постепенно формировался слой зависимого населения. В вотчинах трудились холопы (положение которых было близко к рабам), челядь (дворовые слуги), военнопленные, наймиты (нанявшиеся за деньги), рядовичи (заключившие с господином договор – ряду), закупы (отрабатывали долг – «купу»). Различные повинности несли смерды, которые были лично свободными, но выплачивали князю дань, были зависимы от него в судебном отношении и должны были служить в ополчении. Оформление феодальных отношений нашло отражение в первом писаном своде русских законов, известного как «Русская правда». «Русская правда» вначале ограничивала, а затем практически отменяла кровную месть, устанавливала наказания за оскорбление господина, за кражи и т.п. Наиболее распространенной формой наказания были штрафы (виры). Их размер колебался как в зависимости от тяжести проступка, так и в зависимости от социального преступника и его жертвы. Так, за убийство огнищанина и тиуна, управлявших вотчиной, полагался штраф в размере 80 гривен (16 кг серебра), а за убийство смерда или холопа, работавшего на княжеской пашне – 5 гривен (1 кг серебра). Таким образом, в «Русской правде» нашло отражение распространение социального неравенства. После смерти Ярослава Мудрого возобновились княжеские усобицы, которые становятся практически непрерывными. Дело в том, что незадолго до своей смерти, Ярослав установил систему наследования престола: Киев получил старший в роду князь (сын Ярослава Изяслав, который правил с перерывами в 1054-1068, 1069-1073 и 1077-1078 гг.). Остальные Ярославичи (Святослав и Всеволод), также получившие уделы, не были согласны с таким решением. В итоге, практически все свое правление, Изяслав был вынужден вести борьбу против своих братьев. После его гибели в 1078 г. киевский престол занял младший сын Ярослава Мудрого Всеволод (1078-1093), который отличался миролюбием, но не мог прекратить усобиц между удельными князьями. Обстановка в стране была осложнена набегами половцев, неурожаем, стихийными бедствиями. Не изменилась ситуация и в правление сын Изяслава Святополка (1093-1113), который потерпел поражение в борьбе с половцами. В 1094 г. Русь впервые узнала нашествие саранчи. В этих условиях большую популярность приобрел сын последнего из Ярославичей Всеволода – черниговский князь Владимир Мономах, который одержал ряд побед над половцами и выступал за единство русских земель. Он был одним из инициаторов Любечского съезда всех князей, состоявшегося в 1097 г. На нем страна была разделена на три княжеские «вотчины»: Изяславичей, Святославичей и Всеволодовичей. Князья обязались строго соблюдать установленный порядок, жить в мире и дружбе и вести совместную борьбу против половцев. Любечский съезд не прекратил княжеских усобиц, но он содействовал консолидации русских княжеств перед половецкой опасностью. В 1113 г., после смерти великого князя Святополка в Киеве вспыхнуло восстание. Перепуганная знать пригласила на великое княжение Владимира Мономаха. Это было сделано вопреки сложившейся традиции наследования по старшинству и свидетельствовало о громадном авторитете Мономаха. Владимир Мономах (1113-1125) сумел прекратить народные выступления и подавить мятежи удельных князей. Он провел ряд реформ: принял новые статьи «Русской правды», посадил своих детей наместниками по различным русским городам. Этим Владимир Мономах на время приостановил распад страны. При Владимире Мономахе была составлена первая летопись. Сам князь был автором нескольких литературных произведений, в том числе знаменитого «Поучения детям». Одним из главных направлений политики Владимира Мономаха была борьба с половцами. Этот кочевой народ вытеснил в XI в. на южнорусских рубежах печенегов. Пользуясь княжескими усобицами, половцы совершали опустошительные набеги на Русь. Главным организатором борьбы с половцами был Владимир Мономах, который задолго до того, как он стал великим князем, нанес этим кочевникам ряд чувствительных поражений, например, в 1095,1096, 1103 и 1106 гг. В 1111 г. состоялся грандиозный поход русских в степь, закончившийся разгромом половцев на р. Сальнице. В период великого княжения Владимир и его сыновья сумели отогнать половцев и других кочевников от русских границ. На время опасность внешнего нашествия была ликвидирована. Успешную борьбу с половцами вел и наследовавший Владимиру Мономаху Мстислав Великий (1125-1132), который нанес степным кочевникам ряд поражений. Мстислав Великий был последним правителем единого древнерусского государства. После его смерти начался период феодальной раздробленности.
4.Значение принятия христианства на Руси. Обращение в христианство – одна из наиболее важных вех в истории русского народа. Традиционно в отечественной историографии значение принятия христианства сводилось к развитию письменности и культуры, в то время как в зарубежной литературе этот факт признавался решающим и первостепенным для образования киевской государственности. Современные историки рассматривают это событие в русле синтеза цивилизационного и классового подходов и подчеркивают особую роль православия в формировании восточнославянской цивилизации Но процесс развития древнерусского единого государства объективно требовал установления определенной религиозно-идеологической общности и превращения Киева в религиозный центр славян. В 980 г. князь Владимир предпринял попытку официально перейти к единобожию на основе культа Перуна, но из-за сопротивления союзных племен, поклонявшихся другим богам, реформа не удалась. После этого князь обратился к мировым религиям: христианской, магометанской и иудейской. Выслушав представителей этих культов, князь, как писал летописец Нестор, сделал выбор в пользу христианства, учитывая, что это давало выход как на Византию, так и на Рим. В рассматриваемый период христианская, магометанская и иудейская конфессии боролись за влияние на славянских землях. Выбирая христианство, киевский князь учитывал, что римская церковь требовала подчинения светских правителей, в то время как православный константинопольский патриарх признавал: определенную зависимость церкви от государства и допускал использование различных языков в богослужении, а не только латыни. Была учтена также географическая близость Византии и принятие христианства родственными русичам болгарскими племенами. Кроме того, внимание Владимира привлекло в православии наличие многих праздников и пышность богослужения. Процесс принятия христианства имел интересную историю. Первые достоверные сведения о проникновении христианства на Русь относятся к IX в. Христиане были среди дружинников князя Игоря, христианкой была княгиня Ольга. В Киеве имелась христианская община и церковь Святого Ильи. В 987 г. византийский император Василий II упросил Владимира помочь ему подавить восстание Варды Фоки и Варды Склира в Малой Азии. Князь оказал помощь на том условии, что сестра императора Анна будет отдана ему в жены. Это условие было принято в обмен на обещание принять христианство. Кстати, близкие родственные отношения правящих династий, в свою очередь, исключали вассальную зависимость молодого русского государства от византийского центра христианства. В 988 г. князь Владимир обращается в христианскую веру, и она приобретает статус государственной религии на территории Киевской Руси. Распространение христианства шло как путем убеждения, так и путем принуждения, встречая сопротивление обращаемых в новую религию. А на крещеной Руси до XIV в. в лесных дебрях тайно горели костры и священнодействовали около них языческие жрецы – волхвы. На протяжении последующих веков в сельских местностях существовало двоеверие – своеобразное совмещение прежних представлений о мире сверхъестественного, языческих курганов, буйных праздников родной старины с элементами христианского мировоззрения. Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом; отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах. Все население страны было обязано платить налог в пользу церкви – «десятину» (термин происходит от размеров налога, составлявшего на первых порах десятую часть дохода населения). Впоследствии размер этого налога изменился, а его название осталось прежним. Кафедра митрополита, епископы, монастыри (первый из них Киево-Печерский, основанный в первой половине XI в., получил название от пещер – печёр, в которых первоначально селились монахи) вскоре превратились в крупнейших земельных собственников, оказавших огромное влияние на ход исторического развития страны. В домонгольские времена на Руси было до 80 монастырей. В руках церкви был суд, ведавший делами об антирелигиозных преступлениях, нарушениях нравственных и семейных норм. Значение принятия христианства состояло в том, что: 1. Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. 2. Произошло изменение статуса Руси в системе международных отношений. Русь стала цивилизационным субъектом, придерживающимся общепризнанных норм и правил поведения. 3. Киевская Русь начала усваивать древнюю иудеохристианскую культуру. Это привело к расцвету Киевского государства и распространению новой культуры, что проявилось в строительстве церквей и обретении письменности. Важную роль сыграло присутствие образованных болгар, бежавших в Киев после завоевания их страны Византией. Вводя в практику кириллицу, они передали и свои знания. Старославянский язык стал языком культа и религиозной литературы. На основе синтеза этого языка и восточнославянской языковой среды сформировался древнерусский литературный язык, на котором были написаны «Русская Правда», летописи, «Слово о полку Игореве». Среди монахов появились врачи и учителя. При монастырях начали открываться школы. 4. Принятие христианства привело к смягчению нравов: на грабеж и убийство стали смотреть как на величайшие грехи, а прежде они считались признаком доблести. Христианская мораль ограничивала (как правило, только на словах) алчность богатых, заставляла их видеть в простолюдинах, и даже в рабах, людей. 5. Христианство на Руси было принято в восточном, византийском варианте, позднее получившем название – православие, т.е. истинная вера. Русское православие ориентировало человека на духовное преображение и оказало огромное влияние на формирование менталитета (общественного сознания) древнерусского общества 6. Распространилось православное мировоззрение – стремление к пониманию смысла жизни не в мирском богатстве, а во внутреннем духовном единстве. Традиционное сострадание русского народа получило свое утверждение в христианстве, в его внимании к нищим, больным и убогим, в требовании помогать человеку, попавшему в беду. Древнерусская культура с принятия христианства стала развиваться как результат синтеза славянской языческой культуры с культурой, доступ к которой открылся Руси с принятием христианства. Причем восприятие этой культуры шло через письменность на славянском языке, понятном населению. Славянская письменность, созданная византийскими монахами-миссионерами Кириллом и Мефодием во второй половине IX века, получила развитие в славянских государствах, исследовавших христианство в восточном варианте: на Руси, в Болгарии, в Сербии. В отличие от других стран Западной Европы и славянских государств Польши и Чехии, в которых утвердился западный, католический вариант христианства и языком богослужения, а отсюда – и раннесредневековой литературы – стала латынь, церковная служба в православных славянских государствах совершалась на славянском языке и литература была славяноязычной. Благодаря этому, после принятия христианства на Русь поступило (в основном из Болгарии, ставшей христианской страной еще во второй половине IX века) большое количество славяноязычной, главным образом церковной литературы. Через нее, а отчасти и через переводимые на Руси греческие книги, страна приобщалась к различным культурам: античной, ближневосточной, раннехристианской, византийской, славянской христианской.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.012 сек.) |