АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Наука, ее место и роль в духовной жизни

Читайте также:
  1. II. Группировка месторождений по сложности геологического строения для целей разведки
  2. II. МЕСТО И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ
  3. II. Сроки и место проведения
  4. III. Изучение геологического строения месторождений и вещественного состава песка и гравия
  5. IV. Рост жизни
  6. IV. Рост жизни.
  7. Pronоuns – Местоимения
  8. V. Изучение гидрогеологических, инженерно-геологических, экологических и других природных условий месторождения
  9. VII. Степень изученности месторождений (участков месторождений)
  10. Wohnort Место жительства
  11. XII. ДВИГАТЕЛИ ПСИХИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
  12. XIII. ЛИНИЯ СТРЕМЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ПСИХИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

Что такое наука? Как она связана с общественным бытием, общественным сознанием, культурой и другими философскими категориями? В мировоззренческом плане важно иметь ясные и четкие ответы на поставленные вопросы, Эти ответы формируют ценностную ориентацию образованного человека, его жизненную позицию.

Очевидно, никто не будет возражать против утверждения, что наука — порождение (результат) определенного уровня развития человека и общества. Ее зачатки можно найти в эпохе расцвета Древней Греции, Рима, затем — в XV — XVI в.в. — некоторых европейских государств.

После этого ее развитие стало бурным. Наука стала интернациональной, науку «превратили» в самостоятельную производительную силу. Новые знания об окружающем мире (природе, обществе, мышлении) стали цениться больше, чем продукты производства.

Ясно, что новые знания добываются путем осуществления специфической научной деятельности, а, следовательно, в этом плане наука — часть общественного бытия, наряду с производственной и другими видами деятельности. Ясно, что в результате такой деятельности у человечества (отдельного ученого, в обществе, в сообществе) накапливается система знаний, т.е. система представлений об окружающем мире. В этом плане наука (ее результаты) — часть общественного сознания. Следовательно, наука включает в себя и специфическую деятельность и результаты этой деятельности.

Как известно для определения таких сложных понятий в философии существует более общая категория — культура. При этом под культурой понимается совокупность всех видов преобразовательной деятельности человека и общества, а также результаты этой деятельности. Структура культуры и место в ней науки приведены на рисунке 1.

 

 

Рисунок 1 — Структура культуры и место в ней науки

 

(Отметим, что часто термин культура понимают в узком смысле и сводят его лишь к искусству. Даже из уст высоких руководителей государства можно слышать такую узкую трактовку, что совсем небезобидно, т.к. после таких заявлений, как правило, следуют политические действия, а за ними — финансовые, материальные и др. ресурсы именно туда, куда указал президент).

Далее ответим на вопрос в чем же специфика науки в сравнении с другими формами общественного сознания (элементами духовной культуры)? Эта специфика видна из сравнения определений форм общественного сознания приведенных на рисунке 2.

 

 

 

Рисунок 2 — Дефиниции форм общественного сознания

 

Кроме отличий, следующих из простого сопоставления дефиниций форм общественного сознания, отметим еще одно существенное отличие. Наука имеет целью получение не просто знаний, но научных знаний о мире. Врождённым свойством каждого человека, несомненно, является его способность и стремление познавать окружающий мир с целью выживания и удовлетворения многообразных потребностей. Этим же свойством обладают и социальные системы, которые формируют люди. К настоящему времени известны четыре формы познания реальной действительности: чувственное, рациональное и сверхчуственное.

Чувственное познание — это уровень ощущений и восприятий. В результате индивидуум, как правило, приобретает обыденный опыт и формирует своё обыденное сознание и мировоззрение. Сюда же частично может быть отнесено религиозное и художественное знание, а также нравственное и моральное знание.

Рациональное познание — уровень абстракций, выраженных в понятиях, гипотезах, теориях, законах и причинно–следственных связях. На уровне рационального познания человек строит модель объекта, образ с тем, чтобы его понять, объяснить и спрогнозировать поведение для того, чтобы сделать его наиболее эффективным. На современном этапе развития человечества рациональное познание характерно для всех форм общественного сознания. Однако в наибольшей мере рациональное познание характерно для науки, стремящаяся получать объективные знания о реальной, а не мнимой.

Сверхчувственное познание — это познание с помощью интуиции, метафизики. В результате получают непосредственное знание, черпаемое субъектом из глубины самого себя. Данный вид познания особенно распространен в мистических течениях традиционных религий.

Очевидно, что к научным знаниям относятся знания, полученные в результате рационального познания. Не является научным знанием обыденный опыт и простое описание факторов, а также художественное и религиозное знание. Естественно, не являются научными различного рода астрологические объяснения и тем более астрологические прогнозы. Научное знание это такое, которое за совокупностью фактов выявляет невидимую, ненаблюдаемую в обыденной жизни закономерность. А выявленная закономерность позволяет объяснить уже свершившиеся явления и предсказать будущее. Научное знание, кроме того, представляет собой не набор не связанных между собой закономерностей, а их систему, т.е. взаимную обусловленность. Очень часто при экспертизе научных работ возникает проблема отнесения полученных результатов к научным знаниям. Для этого можно применять критерии, приведённые на рисунке 3.

Научное знание — продукт разума и предназначено для воздействия на разум человека, в то время как художественное знание воздействует, главным образом, на чувства, религиозное знание — на веру и чувства. Еще одно важнейшее отличие научного знания от других видов знаний состоит в том, что оно может быть подтверждено экспериментом или доказано теоретически. Чего, например, невозможно сделать относительно практически любого догмата религии.

 

 

Рисунок 3 — Перечень критериев для отнесения знаний к научным знаниям

 

Формы организации научного знания

Поскольку результат развития науки выражается в научных знаниях, то эти знания должны быть выражены в определенных формах. Достаточно полноесистематическое изложение форм организации научного знания отсутствует, поэтому, ниже приведены не только перечень форм, но и дана краткая характеристика каждой формы (перечень форм см. рисунок 4).

 

 

Рисунок 4 — Перечень форм организации научных знаний

 

Краткая характеристика форм организации научного знания:

факт (синоним: событие, результат). К научному факту относятся лишь такие события, явления, их свойства, связи и отношения, которые определенным образом зафиксированы, зарегистрированы. Факты составляют фундамент науки. Без определенной совокупности фактов невозможно построить эффективную научную теорию. Известно высказывание И.П. Павлова о том, что факты — это воздух ученого. Факт как научная категория отличается от явления.

Явление — объективная реальность, отдельное событие, а факт — собрание многих явлений и связей, их обобщение. Факт в значительной мере есть результат обобщения всех аналогичных явлений, сведения их в некоторый определенный класс явлений. Необходимо отметить, что научные факты, входя в структуру научных теорий, независимы от них, поскольку в своей основе они детерминируются материальной действительностью. Научные факты, таким образом, инвариантны — те или иные теории могут опровергаться практикой, а факты, на основе которых они строились, остаются и переходят в другие теории. В то же время, сами по себе факты еще не составляют науки как системы знания. Они выполняют свою функцию лишь тогда, когда включаются в ткань научного знания, когда вписываются в рамки научных теорий. Образно эту мысль выразил А. Пуанкаре: «ученый должен организовать факты. Наука состоит из фактов, как дом из кирпичей. Но накопление фактов не в большей мере является наукой, чем куча кирпичей домом»;

положение — научное утверждение, сформулированная мысль. Частными случаями положений является аксиома и теорема.

Аксиома — исходное положение научной теории, принимаемое в качестве истинного без логического доказательства и лежащее в основе доказательства других положений теории. Вопрос об истинности аксиомы решается либо в рамках какой–либо другой теории, либо посредством интерпретации, то есть содержательного объяснения данной теории.

Теорема — положение, устанавливаемое при помощи доказательств. Вспомогательные теоремы, необходимые для доказательства основной, называют леммами или утверждениями;

- понятие — мысль, отражающая в обобщенной и абстрагированной форме предметы, явления и связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков — свойств предметов и явлений. В науке часто говорят о развивающемся понятии, подразумевая, что содержание понятия по мере накопления научных данных и развития научных теорий обрастает все новыми и новыми признаками и свойствами. Понятие среди других форм организации научного знания занимает особое место, поскольку факты, положения, принципы, законы, теории и т.д. выражаются через слова — понятия и связи между ними, поскольку высшей формой человеческого мышления является понятийное, словесно — логическое мышление. Как писал Г. Гегель, понять — значит выразить в форме понятий. Процесс образования и развития понятий изучает логика — формальная и диалектическая. Формальная логика изучает общую структуру понятий, их видов, структуру определения понятий, их структуру в составе более сложных контекстов, структуру отношений между понятиями. Диалектическая логика исследует процессы формирования и развития понятий в связи с переходом научного знания от менее глубокой сущности к сущности более глубокой, рассматривает их как ступени познания, как итог научной познавательной деятельности. В логике науки рассматриваются такие конструкции, относящиеся к структуре понятий как: содержание понятия, объем понятия, закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия, правила деления объема понятия, видовые и родовые понятия, единичные и общие понятия, конкретные и абстрактные понятия и т.д. И, наконец, логика определяет семь основных правил определения понятий, из –за незнания которых некоторыми исследователями в их публикациях подчас встречаются определения понятий, весьма напоминающие классический образец неправильного определения понятия: «собака есть животное с головой, хвостом и четырьмя ногами» (под такое определение подпадают почти все земные животные);

- категория — предельно широкое понятие, в котором отражены наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов, явлений окружающего мира. Например, «материя», «движение», «пространство», «время» и т.д. Каждая отрасль науки должна иметь свою собственную систему категорий. Однако к настоящему времени системы категорий, именно системы, имеют только самые «продвинутые» науки и теории;

- принцип — выполняет двоякую роль. С одной стороны, принцип выступает как центральное понятие, представляющее обобщение и распространение какого–либо положения на все явления, процессы той области, из которой данный принцип абстрагирован. С другой стороны, он выступает в смысле принципа действия — правила, норматива, предписания к деятельности;

- закон — существенное, объективное, всеобщее, устойчивое повторяющееся отношение между явлениями, процессами. Например, закон Ома, закон Джоуля–Ленца и т.д. Строго говоря, данное определение относится к наукам сильной версии (физика, химия, математика и др.), в которых возможны воспроизводимость условий, повторяемость явлений и процессов и т.д. В науках же слабой версии (гуманитарных и общественных) закон носит, скорее, характер нормативной модели. И его часто называют закономерностью. Исходя из того, что окружающий мир представляет собой совокупность материальных объектов и явлений, находящихся в многообразных и сложных связях, взаимозависимостях друг от друга, наиболее существенные отношения (связи) между объектами определяются как законы. Именно существенное отношение, присущее не отдельному объекту, а всей совокупности объектов, составляющих определенный класс, вид, множество объектов одного типа, является законом. Существенное отношение между объектами, явлениями или же между их сторонами, определяющее характер их существования и развития, выражает главный признак закона. Всеобщность также является важнейшей чертой закона. Всеобщность означает, что любой закон природы и общества присущ всем без исключения объектам и явлениям определенного типа, уровня, то есть всему множеству объектов и процессов, которые охватываются этим законом. Все материальные объекты, от микрочастиц до космических гигантов, подчиняются закону всемирного тяготения; все электрически заряженные тела подчиняются закону Кулона и т.д. Поскольку закон есть существенное, необходимое отношение между объектами (явлениями), он в то же время носит устойчивый, повторяющийся характер. Однако устойчивость закона нельзя понимать как абсолютную; с изменением условий эта связь может видоизмениться и полностью исчезнуть. Существенные связи, отражающие объективные законы природы и общества, осуществляются везде и всегда, но только если для этого имеются сходные объекты и соответствующие условия. Естественно, что обратное утверждение — повторяющиеся связи, зависимости есть законы — неправомерно. Повторяемость может быть совершенно случайной или же не отражающей существенных сторон явления природы. Повторяемость закона — одна из его черт, необходимая, но не достаточная. Но именно повторяемость закона в относительно тождественных условиях имеет принципиальное значение для науки, ее отсутствие исключило бы возможность познания окружающей действительности вообще;

- теория. Вообще говоря, термин «теория» используется в двух смыслах.

Во–первых, в самом общем смысле как форма деятельности общественно развитого человека, направленная на получение знания о природной и социальной действительности и вместе с практикой образующая совокупную деятельность общества. В этом смысле понятие «теория» является синонимом общественного сознания в наиболее высоких и развитых формах его логической организации. Как высший продукт организованного мышления она опосредует всякое отношение человека к действительности и является условием подлинно сознательного преобразования последней.

В узком смысле, который нас в данном случае и интересует, теория — форма достоверного научного знания о некоторой совокупности объектов, представляющая собой систему взаимосвязанных утверждений и доказательств и содержащая методы объяснения и предсказания явлений и процессов данной предметной области, то есть всех явлений и процессов, описываемых данной теорией. В последнем, узком значении, понятие «теория» рассматривается также в двух смыслах.

Во–первых, в русле слабой версии науки, о чем мы говорили выше, — как комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на объяснение явлений, процессов и связей между ними. В этом смысле слово «теория» часто заменяется словом «концепция». Например, теория (концепция) обеспечения национальной безопасности, теория (концепция) личности в психологии, концепция диалога и т.д.

Во–вторых, в русле сильной версии науки теория — это высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о существенных связях в определенной области знания — объекте данной теории. Например, теория относительности, квантовая теория и т.д. В этом строгом смысле слово «теория» в общественных, гуманитарных науках практически не употребляется в силу чрезвычайной подвижности, изменчивости, плохой предсказуемости или вовсе непредсказуемости явлений и процессов, изучаемых этими науками, невозможности ввести точно измеряемые их количественные характеристики.

В строении теории, взятой в общем, абстрактно–логическом виде, можно выделить следующие основные компоненты:

1. Исходную эмпирическую основу теории, в которую входит множество зафиксированных в науке (в данной ее отрасли) фактов, проведенных экспериментов и пр., которые, хотя и получили уже некоторое описание, но еще ждут своего объяснения, теоретической интерпретации.

2. Исходную теоретическую основу теории — множество категорий, понятий, допущений, постулатов, аксиом, общих законов, принципов теории.

3. Логику теории — множество допустимых в рамках теории правил логического вывода и доказательства.

4. Совокупность выведенных в теории следствий, теорем, утверждений, принципов, условий и т.д. с их доказательствами — наибольшая по объему часть теории, которая и выполняет основные функции теоретического знания, составляя «тело» теории, ее основное содержание.

Общая логическая структура теории по–разному выражается в разных типах теорий. Первый тип — один из наиболее широких классов современных научных теорий составляют описательные теории. Их иногда называют эмпирическими. Такова эволюционная теория Ч. Дарвина в биологии, физиологическая теория, созданная И.П. Павловым, различные современные психологические, педагогические теории, теории процессов общественной жизни (политических, экономических, социальных, духовных). Такая теория специфической схемы познания непосредственно описывает определенную группу объектов; ее эмпирический базис обычно весьма обширен, а сама теория решает, прежде всего, задачу упорядочения относящихся к ней признаков и фактов. Общие законы, формулируемые в теориях этого типа, представляют собой генерализацию, обобщение эмпирического материала. Эти теории формулируются в понятиях обычных естественных языков с привлечением лишь специальной терминологии, соответствующей изучаемой области знания. В них обычно не формулируются явным образом правила используемой логики, и не проверяется корректность проводимых доказательств за исключением опытно–экспериментальной проверки. Описательные теории носят по преимуществу качественный характер, что определяет их ограниченность, связанную с невозможностью количественно охарактеризовать то или иное явление.

Второй тип теорий — математизированные научные теории, использующие аппарат и модели математики. При математическом моделировании конструируется особый идеальный объект (модель), замещающий некоторый реальный объект. Ценность математизированных теорий повышается в связи с тем, что нередко используемые в них математические модели допускают не одну, а несколько интерпретаций, в том числе на объекты разной природы, лишь бы они удовлетворяли построенной теории. Например, одно и то же дифференциальное уравнение может описывать как движение механической системы, так и динамику токов и напряжений в электрической схеме (так называемые электромеханические аналогии). Но в математизированных теориях широкое использование математических средств выдвигает сложную проблему интерпретации (то есть содержательного объяснения) формальных результатов.

Задача обоснования математики и других формальных наук привела к построению теорий третьего типа — их можно назвать дедуктивными теоретическими системами. Первой такой системой явились «Начала» Евклида — классическая геометрия, построенная на основе аксиоматического метода. Исходная теоретическая основа таких теорий формулируется в их начале, а затем в теорию включаются лишь те утверждения, которые могут быть получены логически из этой основы. Все логические средства, используемые в этих теориях, строго фиксируются, и доказательства теории формулируются в соответствии с этими средствами. Дедуктивные теории строятся обычно в особых формальных языках, знаковых системах. Обладая большой общностью, такие теории вместе с тем остро ставят проблему интерпретации результатов, которая является условием превращения формального языка в научное знание в собственном смысле этого слова.

Для дальнейшего изложения отметим следующие существенные моменты. Во–первых, любая научная теория состоит из взаимосвязанных структурных элементов (законов, принципов, моделей, условий, классификаций и т.д.). Во–вторых, любая теория, независимо от того, к какому типу она относится, имеет в своем исходном базисе центральный системообразующий элемент (или некоторое звено элементов). Так, в геометрии Евклида этим звеном являются пять исходных аксиом (постулатов). В классической механике — второй закон Ньютона в сочетании с третьим (действие равно противодействию); в квантовой механике — уравнение Шредингера и т.д.;

- метатеория — теория, анализирующая структуры, методы, свойства и способы построения научных теорий в какой–либо определенной отрасли научного знания;

- идея (в философском смысле, как общественно– историческая идея, а не в бытовом значении: «кому–то в голову пришла идея») — как высшая форма познания мира, не только отражающая объект изучения, но и направленная на его преобразование. В этом смысле идеи в науке не только подытоживают опыт предшествующего развития знания, но и служат основой для синтеза знания в некую целостную систему и поиска новых путей решения проблемы. Развитие идеи имеет два «вектора» — как развитие идеи внутри самой науки, так и развитие по направлению реализации ее в практике. В качестве примеров научных идей можно назвать квантовую идею в физике XIX–XX веков, современные идеи демократизации общественных отношений в стране, гуманизации образования и т.д. Одним из отличительных признаков идеи от теорий, концепций является то, что последние могут быть созданы одним автором и не получить широкого распространения. Идея же должна получить признание общества, профессионального сообщества, или значительной их части;

- доктрина — почти что синоним концепции, теории. Употребляется в двух смыслах: в практическом, когда говорят о взглядах с оттенком схоластичности и догматизма (отсюда выражения: «доктринер», «доктринерство»); и в смысле комплекса, системы взглядов, направлений действий, получивших нормативный характер посредством утверждения каким–либо официальным органом — правительством, министерством и т.п. Например, военная доктрина, доктрина развития жилищно–коммунального хозяйства и т.д.;

- парадигма — также выступает в двух смыслах: как пример из истории, в том числе истории той или иной науки, взятый для обоснования, сравнения; и как концепция, теория или модель постановки проблем, принятая в качестве образца решения исследовательских задач.

Необходимо также указать в этом перечне еще две специфические формы научного знания:

- проблема — как «знание о незнании», то есть знание о том, что наука на сегодняшний день не знает, но это недостающее знание необходимо либо для самой науки, развития ее теории, либо для развития практики, либо и того и другого вместе. В качестве некоторого аналога проблемы в математике, механике, теоретической физике выступает задача — понятие, отражающее необходимость для субъекта (личности, социальной общности, общества) осуществить, определенную деятельность. Известны выражения, бытующие среди ученых в этих отраслях научного знания: «поставить задачу», «решить задачу», «правильно поставленная задача — это половина решения проблемы» и т.д.;

- гипотеза — как «предположительное знание». В случае доказательства истинности гипотезы она становится в дальнейшем теорией, законом, принципом и т.д. В случае не подтверждения гипотеза теряет свое значение.

В результате проделанных рассуждений можно дать следующее определение науки. Наука — это особый вид человеческой познавательной деятельности направленный на получение и производство научных знаний о природе, обществе и мышлении, а также вся совокупность накопленных научных знаний. Основой этой деятельности является сбор фактов, их систематизация, критический анализ и на этой базе синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают (отражают) наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно–следственные связи (объясняют), и, как следствие, — прогнозировать (предуказывать).


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)