АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

РЕПЕРТУАР И ЕГО ИСПОЛНЕНИЕ

Читайте также:
  1. Cтрогость и неисполнение
  2. IV. Формы контроля за исполнением Административного регламента
  3. Вопрос 26. Порядок наложения и приведения в исполнение дисциплинарных взысканий и их учет. (Дисциплинарный устав.)
  4. Вопрос 49.Исполнение постановлений судьи о назначении дисциплинарного ареста (ПСНДА) Федеральный закон от 1 декабря 2006 г. N 199-ФЗ
  5. Вопрос 59: Ответственность юриста за невыполнение или ненадлежащее исполнение своих профессиональных обязанностей.
  6. Вопрос 80. Исполнение обязательств.
  7. Вопрос 82. Неисполнение и ненадлежащее исполнение обязательств.
  8. ВОПРОСОВ, СВЯЗАННЫХ С ИСПОЛНЕНИЕМ ПРИГОВОРА
  9. Глава 23. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ СМЕРТНОЙ КАЗНИ
  10. Глава 4. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РАБОТ
  11. Глава 8. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ
  12. Завещательный отказ и завещательное возложение, их исполнение.

Что такое «общедоступный» театр? Каковы его худо­жественные задачи? Как разобраться в понятиях «обще­доступный» и «народный>? Вот вопросы, которые до сих пор возбуждают много разноречивых толкований. Одни говорят о необходимости какого-то специально народно­го или узко бытового репертуара. Другие под «общедо­ступностью» театра понимают пропаганду лубочных кар­тин в произведениях крикливых, рассчитанных на воз­буждение диких и стадных инстинктов толпы. Третьи предпочитают феерические зрелища, лишенные глубоко­го смысла и живой правды. Четвертые считают необходи-

мыми узкую тенденциозность, пьесы, подчеркивающие

мораль в ущерб ее литературным достоинствам. И т. д. Так ли это? Точно ли репертуар общедоступного театра должен быгь обременен какими-нибудь посторонними по­буждениями? Все это отмечено, главным образом, стрем­лением подлаживаться под мало развитой вкус толпы. Между тем как мерилом для составления репертуара и его сценического воплощения должны быть, как раз на­оборот, требования наиболее развитого современного зрителя. Все, что носит на себе печать лжи или извра­щенного вкуса, еще привлекающее известную часть пуб­лики в дорогих театрах экзотического репертуара, все, что не проникнуто здоровым чувством жизненной прав­ды, должно быть удалено из репертуара общедоступного театра. Комедии и драмы Островского, Гоголя, Грибое­дова, Писемского; трагедии Пушкина и А. Толстого; тра­гедии и комедии Шекспира и фарс Мольера; наконец, не­которые современные пьесы как русского, так и западно­го репертуара — все это такой обширный и свежий ма­териал для сценического воспроизведения, их идеи так ясны, глубоки и жизненны, что нет ни малейшей надоб­ности ни с какой побочной, антихудожественной целью прибегать к бульварной мелодраме, крикливой феерии или тенденциозной бытовой картине.

Театр — прежде всего развлечение. Необходимо, что­бы человек, прослушавший спектакль, получил известное удовольствие, то есть волновался вместе с другими, пла­кал или смеялся, но в то же время надо, чтобы он ушел удовлетворенный и унес с собой частичку добра и правды, облагораживающих его душу. Ничто крикливое, фальши­вое или условно навязанное не способно произвести это­го серьезного воспитательного впечатления. Художест­венно написанная сказка или историческая картина, хотя бы из эпохи совершенно чуждой и незнакомой слушате­лю, по своим реальным, общечеловеческим мотивам и ха­рактерам неизмеримо глубже захватит непосредственно относящегося зрителя, чем пошлость, разукрашенная знакомыми ему бытовыми подробностями. То, что восхи­щает глубоко развитого и образованного зрителя с не­испорченным, здоровым вкусом, то не может не потрясти зрителя вовсе неподготовленного, и, наоборот, то, что возмущает первого своей неправдой или пошлостью, мо­жет только извратить понимание жизни в душе непосред­ственного зрителя.

Таким образом, раз драматические представления служат высшим целям искусства, репертуар должен быть исключительно художественным, исполнение воз­можно образцовым, и вся разница между дорогим теат­ром и народным заключается только в большей или мень­шей доступности их, в большей или меньшей дешевизне и количестве мест.

^ 3. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ТЕАТРА

<...> Театральный опыт приводит к следующим за­ключениям. Пятнадцать, даже десять лет назад не толь­ко в общественном сознании, но и в самой артистической среде еще не проявлялось со всей яркостью убеждение, что художественность исполнения пьесы зависит вовсе не от талантливой игры нескольких участвующих в ней артистов, а прежде всего от правильной, разумной интер­претации всей пьесы, от ее общей художественной поста­новки. Не только общество, но и сами артисты еще хра­нили убеждение, что достаточно собрать в пьесу несколь­ко талантливых и опытных участвующих лиц, чтобы она произвела должное впечатление. Только за последние годы общие художественные задачи стали вытеснять ус­пех отдельных личностей. Пример мейнингенцев чрез­вычайно ярко доказал, что без участия высокоодарен­ных артистов одной умелой постановкой образцовых произведений можно достигать чрезвычайных результа­тов. Театр, эксплуатирующий наплыв современных пьес, лишенных крупных достоинств, написанных на ин­терес минуты и новизны,— такой театр должен скрывать убогость содержания и художественных качеств пьесы исключительной талантливостью исполнителей. Произве­дения же, охраняющие вечные идеалы искусства — кра­соты, правды и добра,— могут производить огромное впечатление даже при выполнении лишь следующих ус­ловий: верно схваченного общего тона, яркой стильности игры и безупречной и твердой срепетовки. Это гораздо труднее, чем поставить плохую пьесу с прекрасными ар­тистами, но в данном случае результаты достигаются не столько присутствием в труппе выдающихся артистов, поглощающих притом огромные содержания, сколько упорной, серьезной и вдумчивой работой как самих артистов, так, главным образом, режиссерского управ­ления.

Люди, вдумывающиеся в будущее русского театра, ожидают подъема его от воспитанников театральных школ. И действительно, за последние лет десять из теат­ральных школ выпущено немало даровитых людей, кото­рые при других условиях русского театра могли бы уже выработаться в выдающиеся сценические силы. Этих ус­ловии нет. Школа, давая своим питомцам художествен­ный фундамент, по самым своим задачам не может вы* пускать из своих стен опытных актеров Таким образом, воспитанникам школ приходится попадать или в импера­торские театры, где они в силу вещей обречены на без­деятельность, или идти в провинцию, где им приходится бороться с невежественной рутиной и часто гибнуть в этой борьбе. Но и помимо школ, в Москве вот уже много лет работает кружок преданных искусству деятелей под именем Общества искусства и литературы. Как те, так и другие представляют из себя людей, посвятивших свою жизнь высшим целям искусства, одушевленных не лич­ными стремлениями, а общими художественными зада­чами. Вот на эти-то молодые силы и должна опереться администрация проектируемого театра. Опять-таки де­сять лег назад это было бы невозможно еще, так как кад­ры этой молодежи были еще слишком незначительны, чтобы могли образовать из себя прочную, серьезную и полную труппу. Теперь же это вполне достижимо. Даро-витейшне из молодежи, приобретшие уже в течение не­скольких последних лет известную сценическую технику, художественно воспитанные и готовые жертвовать частью своего провинциального гонорара ради того, чтобы ра­ботать в прекрасных художественных условиях,— с та­кими лицами не трудно создать образцовый московский театр. Не пройдет н нескольких лет, как в этой труппе выработаются и выдающиеся сценические силы. Всякий серьезный актер подтвердит, что он совершенствуется не путем исполнения двадцати ролей по одному разу с трех репетиций, а путем исполнения трех ролей по двадцати раз с 10—15 репетициями и под руководством опытных режиссеров. Мысль эта встречает горячее сочувствие и полную уверенность в успехе у всех серьезных театраль­ных деятелей Москвы. Сформированная таким образом труппа должна начать всю свою сценическую работу за­долго, не менее чем за полгода до первых представлений проектируемого театра.

<...> Признано повсюду, что успех драматических

курсов тем серьезнее, чем ближе они стоят к театру. Ни одна из существующих драматических школ до сих пор не удовлетворяет вполне своему назначению, потому что ученики стоят далеко от театра, в смысле участия в его спектаклях. Ученик должен одновременно с обучением школьным предметам привыкать к сценическим подмост­кам. Постоянное наблюдение над театральным делом в его живом течении скорее разовьет вкус и приспособит молодого человека к самостоятельной деятельности, чем одно школьное преподавание....При этом условии со­здастся лучшая и истинная драматическая школа в Рос­сии. <...>

^ ИЗ БЕСЕДЫ С АКТЕРАМИ


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)