АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Зависимость зрительских реакций от сценических заданий единицам сценической информации

Читайте также:
  1. II. Рекомендации по выполнению заданий
  2. III. Обеспечение деятельности аккредитованных представителей средств массовой информации
  3. III. Рекомендации по выполнению заданий
  4. III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию
  5. III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию
  6. III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию
  7. III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию
  8. III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию
  9. III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию
  10. III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию
  11. III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию
  12. III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию

Прогноз и моделирование поведения аудитории определяют стратегию формулирования сценических заданий на уровне единиц сценической информации.

Запрограммированные цели, оформившись в смысловом каркасе сценария, превращаются (после его сценической реализации) в соответствующие состояния (или действия) аудитории.

Смена уровней активности аудитории происходит целенаправленно и последовательно - от восприятия - к осмыслению - от осмысления к сопереживанию, от сопереживания - к действию, таким образом, сценические задания на уровне единиц сценической информации создают конкретно-чувственный уровень восприятия, т.е. они направлены на эмоции зрителя.

Для полной картины кратко опишем эксперимент, и котором будут приведены 2 графика (контрольного и экспериментального) театрализованных представлений, на которых наглядно продемонстрирована зависимость зрительских реакций от сценических заданий е.с.и. сформулированных в каждом эпизоде.

Анализ сценариев, осуществленный группой экспертов, выявил ряд параметров, характеризующих качество сценариев, и дал прогностические оценки их художественно-педагогической эффективности.

Практическое значение экспертных оценок было связано не только с прогнозом дееспособности сценариев, но и с разработкой практических рекомендаций для сценаристов-режиссеров театрализованных представлений и праздников.

На основании оценки экспертов, выявляющих педагогическую «работоспособность» сценариев, создавалась возможность судить об их качестве, а также утвердиться и правильности теоретических положений, обосновывающих методологические принципы работы над сценарием.

Для разрешения этой задачи мы считали правомерным привлечь различных специалистов, хотя в соответствии с намеченной целью - получить наиболее объективные данные на этом этапе исследования, мы преднамеренно ограничивали круг специализаций экспертов. В группу экспертов вошли сценаристы-режиссеры театрализованных представлений и праздников, сценаристы телевидения, драматурги театра, кинодраматурги. При этом учитывался уровень квалификации экспертов в узкой области специализации, а также уровень их теоретической подготовки, широта кругозора и богатый практический опыт.

Всего нами было опрошено (в устной и письменной форме) 52 человека. В сформированную нами группу экспертов вошли такие деятели искусства, как Е.А. Григорьев, киносценарист, Лауреат Государственной премии ФСР; В.Г. Долгий, театральный драматург; Ю.В. Цейтлин, драматург эстрады; СИ. Чекалин, специалист и тележурналист, работник Центральной студии радио и телевидения и др.

Осуществляя первый этап эксперимента по получению экспертных оценок, мы не ограничивали экспертов в оценке документально-художественных структур сценариев, стремясь с их помощью определить соответствие отобранных для контрольного и экспериментального сценариев художественных средств - сверхзадаче, т.е. цели педагогического воздействия. При этом, заданная экспертам целевая установка была сформулирована так, что получаемые ответы позволяли типизировать качественные характеристики, даваемые сценариям. Такая целенаправленность анализа каждого сценария в конечном итоге, повышала достоверность оценки экспертов.

Нам было важно найти подтверждение в экспертной информации выдвинутым гипотетическим положениям. Для того, чтобы иметь возможность целенаправленно обработать полученную экспертную информацию, мы соотнесли характеристики, данные экспертами в отношении сценарного материала, с выявленными нами параметрами.

Расположение критериев по степени их важности позволило получить систему «индикаторов», фиксирующих «работоспособность сценариев». Мы приводим основные них:

а) социально-художественная направленность материала;

б) характер и смысл педагогических задач, установок, целей;

в) актуальность темы и ее проблемное разрешение;

г) точная постановка цели педагогического воздействия;

д) соответствие отобранных и драматургически организованных средств - сверхзадаче;

е) художественно-эстетическая ценность материала.

При получении экспертных оценок, мы придерживались ряда правил, которые обеспечивали соблюдение условий, благоприятствующих формированию экспертами объективного мнения: а) независимость формирования собственного мнения о качестве сценариев, б) сохранение анонимности ответов для остальных членов группы.

Полученная экспертная информация была подвержена определенной обработке в соответствии с целями исследования. Экспертная информация была представлена в большом объеме и по мере ее изучения мы конкретизировали, обобщали, дополняли выводы экспертов. Затем полученная информация была синтезирована, то есть, высказывания отдельных экспертов, касающихся одних и тех же аспектов оценки, были представлены в обобщенном виде. Обрабатывая экспертный материал, мы соотносили полученную информацию с качественными характеристиками (системой «индикаторов») сценариев, теоретически выверяя их соответствие экспертным оценкам, выводам, прогнозам.

Так как вся система экспертных оценок основывалась на ряде выдвинутых нами гипотез, предполагающих достижение цели художественно- педагогического воздействия сценария, подтверждение данных гипотез вызвало необходимость осуществить их проверку путем сценической реализации сценариев.

Сценическое воплощение контрольного и экспериментального сценариев было связано с разрешением ряда важных не только творческих, но и организационных задач, значительное место среди которых занимала подготовка экспериментальной базы исследования.

Поскольку мы избрали объектом воздействия молодёжь, то необходимый нам по количеству и социальной однородности зрительский массив мог быть найден на одном их предприятий города.

В силу таких требований был избран в качестве базы исследования Дворец культуры им. 50-летия Октября города Кемерово, зрительские группы были сформированы из рабочей молодежи завода «Строммаш». Это обусловило объединение рабочих различных цехов в соответствующие зрительские группы. Метод перекрестного наблюдения предусматривал, чтобы одни и те же зрительские группы были и контрольными, и экспериментальными. В результате формирования зрительских групп по цехам, мы старались приблизиться к максимальному соотношению количественного состава контрольных и экспериментальных групп.

Осуществляя статистический анализ и обработку результатов исследования, стремясь к репрезентативности данных, использовался прием выборочного исследования.

В соответствии с рекомендациями для осуществления выборочного исследования использовался метод квотной выборки, которая производится чаще всего при оперировании с социальной информацией, собранной с помощью различных видов опроса. При этом учитывалось, что чем более статистически однородна генеральная совокупность, тем объем выборки может быть меньше. Кроме того, довольно значительный объем информации о характере измеряемой совокупности позволял уменьшить объем выборки соответствии с этим, распространив по 300 анкет (число «зрителей» было примерно равно числу анкет), на каждом из контрольных и экспериментальных представлениях, которые проводились в общей сложности по 6 раз, при обработке анкет и статистического анализа данных учитывалась однородность зрительского массива, проводилось выявление количественных закономерностей у трех групп зрителей. Условно сформированные зрительские группы были закодированы.

Методом простой вероятностной выборки были выбраны для обработки и анализа анкеты, полученные на контрольных и экспериментальных мероприятиях.

Учитывая однородность информации, незначительный масштаб исследования, отклонение структуры выборки от реальной структуры исследуемой зрительской совокупности было незначительным. Поскольку смещение выборки практически отсутствовало, не было необходимости в корреляции статистической информации.

Выявленная из всей генеральной совокупности (1948 чел., 6 групп, 19 цехов), выборочная совокупность исследовалась методом панельной техники для выяснения характера временной устойчивости восприятия эмоционального и контрольного сценариев.

Полученные в результате социологического исследования данные, позволили эмпирически установить и теоретически осмыслить зависимость педагогической эффективности театрализованных представлений от качества их драматургической основы - сценария.

С целью определения влияния контрольных и экспериментальных театрализованных представлений на зрителей и зависимости их мнений от каждого из проводимых представлений, нами было проведено стандартизованное интервьюирование зрителей перед началом. Особенность данного этапа работы основывалась на фиксации впечатлений от ранее посещаемых театрализованных представлений и в связи с приходом данного зрителя на наши театрализованные представления.

При интервьюировании зрителей мы ставили две задачи: с одной стороны, зрителям предоставлялась возможность высказать детально свое отношение к театрализованным представлениям вообще, с другой - нас интересовали зрительские установки на будущее представление.

Стремясь подойти с разных сторон к характеристике и анализу отношения зрителей к театрализованным представлениям на основании фиксированных ответов, полученных при интервьюировании (с помощью магнитофонной записи), мы попытались выяснить, какой «субъектный смысл» вкладывают зрители в оценку театрализованного представления, какие цели они преследуют, посещая те или, иные праздники, насколько эта оценка выражает их информированность о праздниках, в какой мере они соответствуют сложившимся зрительским установкам, дают ли театрализованные представления и праздники возможность реализовать те духовные и социальные потребности, которые присущи молодежи и, наконец, насколько полно они; отвечают художественно-педагогическим задачам.

Для осуществления сбора необходимой информации нами была создана бригада интервьюеров в составе 12 человек, с которыми была проведена подготовительная работа (беседы, инструктаж, пробные интервью).

В ходе интервьюирования зрителям были предложены вопросы, ответы на которые позволяли судить о сложившихся зрительских установках.

В полученных в результате интервьюирования ответах не обозначалось существенных расхождений. По всей видимости это объясняется общими интересами и ориентациями молодежи в отношении праздников.

Выявляя зрительские установки в отношении театрализованных представлений и праздников, мы попытались определить систему ожидания зрителей перед просмотром контрольных и экспериментальных «мероприятий». В результате анализа мы обнаружили, что система ожиданий у большинства зрителей основывалась не только на ранее сложившихся представлениях о театрализованных представлениях, но во многом определялась содержанием подготовительной работы касающейся организации контрольных и экспериментальных программ, в которых принимала большое участие администрация.

Заметим, что повышенный интерес к проводимым театрализованным представлениям был обусловлен и тем, что вся наша творческая работа проходила на глазах у большинства молодежи. Так, многие из них являлись участниками проекта, это и послужило одним из моментов, Стимулирующим проявление интереса к будущим проектам.

Так как перед нами остро стояла проблема наполненности зрительного зала, вся проводимая нами организационно-творческая работа создала ситуацию «дефицита» пригласительного билета на театрализованное представление. Таким образом, с одной стороны, была создана определённая атмосфера, стабилизирующая зрительские установки как по отношению к контрольным, так и к экспериментальным проектам, с другой - автоматически была решена проблема зрительской аудитории.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)