АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Министерство культуры российской федерации

Читайте также:
  1. А были ли фейерверки? Историография фейерверочных зрелищ как явления культуры 1700-1760-х годов.
  2. АВТОРСКИЙ ПРОЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЛЮБВИ У ДЕТЕЙ –СОЦИАЛЬНЫХ СИРОТ МЕТОДОМ КАНИСТЕРАПИИ «ГОРОД СОЛНЦА» (Г. БАРНАУЛ)
  3. Актуальные проблемы культуры XX века
  4. Анализ современного состояния и тенденций развития сценарной культуры
  5. Армия. Министерство обороны.
  6. Археологические памятники трипольской, черняхивской, зарубенецкой культуры.
  7. Архивная деятельность в Российской империи
  8. АРХИТЕКТУРА ЗАРОЖДАЮЩЕЙСЯ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО
  9. Буддизм и вероисповедная политика правительства Российской империи (по материалам Российского Государственного Исторического Архива)
  10. Бюджетная система Российской Федерации и принципы ее построения
  11. Бюджетные полномочия финансовых органов субъектов Российской Федерации.
  12. Бюджетный процесс в Российской Федерации

краснодарский государственный университет культуры и искусств факультет театрального искусства кафедра режиссуры

 

 

МАРКОВ Олег Иванович

 

СЦЕНАРНАЯ КУЛЬТУРА РЕЖИССЕРОВ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПРАЗДНИКОВ

 

 

(Сценарная технология) Учебное пособие

 

 

Краснодар - 2004

 

ПРЕДИСЛОВИЕ ………………………………………………………………………………………………………………… 4

 

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………………………........................... 9

 

ГЛАВА I. Генезис формирования сценарной культуры режиссеров театрализованных представлений и праздников………………………………………………………………………………………... 27

§ 1. Характеристика становления сценарной культуры: историографический аспект……………………………………………………………………………………………………............................. 27

§ 2. Анализ современного состояния и тенденций развития сценарной культуры………………………………………………................................................................................ 64

 

 

ГЛАВА II. Художественно-педагогические основы сценарной культуры режиссеров театрализованных представлений и праздников………………………………………………………….. 109

§ 1. Сценарно-педагогическое моделирование поведения аудитории……………………….. 109

§ 2. Сценарий как художественно-педагогическая программа…………………………………….. 138

§ 3. Зависимость зрительских реакций от сценических заданий единицам сценической информации……………………………………………………………………………………………………………………… 171

§ 4. Сущность и структура обучающей технологии создания сценария………………………… 186

 

ГЛАВА III. Методика формирования сценарной культуры режиссеров театрализованных представлений и праздников…………………………………………………………………………………………… 264

§ 1. Техника формирования сценарной культуры и педагогическое творчество………….. 264

§ 2. Интегрирование знаний, навыков и умений в обучении студентов основам «сценарного мастерства»……………………………………………………………………………………………………………………….. 290

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………………………………………….. 344

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………………………….... 351

 

ПРОГРАММА: Теория драмы и основы сценарного мастерства…………………………………….. 365

 

Моему учителю Сергею Моисеевичу РОЙТБЕРГУ посвящается

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ ИЛИ «ПОЛЕМИКА» С КОЛЛЕГОЙ

Любой автор, издающий свой труд, наивно думает, что все, что он написал, будет сразу понято. Тридцатилетний опыт художественно-педагогической практики доказывает, что это не всегда так.

На решение написать вступительные строки в избран­ном жанре, меня подвигло одно обстоятельство. Накануне, когда книга была уже в печати, на одном из Всероссийских заседаний УМО МК РФ по театрализованным представле­ниям и праздникам коллега мне подарила свою книжку -«Школа сценарного мастерства», изданную в 2003 году как учебное пособие с приятной надписью: «... мэтру сценарного мастерства с надеждой на не очень строгую критику...». Подаренное мне учебное пособие я внимательно прочел и изучил. И вдруг, буквально с первых страниц, к моему боль­шому разочарованию, понял: мои работы автор или не чи­тала вообще, или не внимательно их изучала. А, как изве­стно, над любой книгой, тем более, если она вызывает про­фессиональный интерес, необходимо работать. Если это художественная литература - то сердцем, а если научная - то еще и головой.

Я не могу не высказать вслух ряд принципиальных, методологических и категорических замечаний, не сказать о которых не имею профессионального права, ибо множе­ство неверных суждений стали уж слишком распростра­ненными. И дело не в существовании различных «школ», позиций, взглядов, подходов, «теорий» и «методик», а в том, что у читателя, чьи профессиональные интересы, так или иначе, замыкаются на специальной литературе, иногда «замыливается глаз». От этого происходит не всегда глу­бокое и осмысленное прочтение. Уважая своего коллегу, позволю себе привести некоторые выдержки именно из ее работы. И не потому, что в ней (работе) как в кривом зеркале искажены ранее разработанные мною понятия, а потому, что подобные «отражения» характерны для боль­шей части скороспелой методической литературы, посвящен­ной проблемам сценарного мастерства.

Коллега: В 70-80-ых годах успела сложиться опреде­ленная сценарная методика, расхождения в понимании которой, в традициях учебной подготовки разных вузов культуры, не были существенны.

Автор: Тезис не верен. Расхождения были и принци­пиальные.

Коллега: Говоря о праздничной драматургии, мы, конечно, не имеем в виду драму...

Автор: Тезис не верен. Ни один специалист вуза по сценарному мастерству не знает такого определения как «праздничная драматургия». Есть драматургия праздника. Обращение с дефинициями такого рода требуют осторож­ности и ответственности.

Коллега: Глава 2, § 2: Этап набора и отбора художе­ственного и документального материала.

Автор: Тезис не верен. Любой этап предполагает за­вершение чего-либо. Целевое накопление сценарного матери­ ала - постоянно, поэтому процесс «набора» - ДА. Этап -НЕТ. Выделенные мною еще в 1979 году принципы отбора документального и художественного материала (см. публи­кации) я никогда не называл принципами отбора выразитель­ ных средств. Тезис не верен, ибо сценарный материал и вы­разительные средства не одно и тоже.

Коллега: При всей продуманности многоступенчатой Методики создания сценарного каркаса разработанной О.И. Марковым..., при всей ее убедительности... мы сле­дуем методике, сложившейся в... (другом - автор) ВУЗе.

Автор: Тезис не верен. К большому сожалению, но другой методики пока нет. Щ видел, не читал. Ряд даже Хороших теоретических работ - это еще не методики. А вели методика где-то есть, то чего ж ее скрывать, это негосударственная тайна. Это первое.

Второе - каркас сценария я не случайно назвал смысловым, а не сценарным. Это разные вещи. В моих работах такого понятия нет. Если вы вводите новое понятие, на Основе уже открытого, то ему необходимо дать аргумен­тированное определение.

Коллега: План замысла - это сценарный каркас, кото­рый состоит из:

- обоснования выбора темы;

- формулировки темы;

- названия сценария и т.п....

Автор: Тезис не верен. План - это план. Каркас - это каркас. Душа (замысел) не может быть телом (каркас) и наоборот. Это первое.

Второе. Теме дается не формулировка. Тема формули­руется. Это не придирки - это принципиально разные смыслы.

Коллега: Бывает и так, что каркас полностью меняет­ся в процессе дальнейшей работы.

Автор: Тезис не верен. В смысловом каркасе может меняться что угодно: замысел, сюжет, приемы, исходные ситуации, меняться местами блоки сценария и эпизоды бло­ков. Смысловой каркас, как совокупность сценических зада­ний, остается неизменен. Если Вы меняете смысловой кар­кас - Вы меняете все сценический задания, в конце концов - сверхзадачу. Значит нужно все начинать заново. Это и есть методика! Любые нововведения не имеют права на смысло­вые искажения автора.

Коллега: На этапе сценарного замысла формулирует­ся и проблема.

Автор: Тезис не верен. Типичная элементарная, мето­дическая ошибка. По поводу Чего?! может возникать Что-то?! Над замыслом можно работать только после того, когда есть событие и проблема, стоящая за ним.

Коллега: Тема - обыденная жизнь далекой Индии глазами сибиряков.

Автор: Тезис не верен. Это - по Вашему определению формулировка. Но это еще не тема, а лишь предмет иссле­дования, ибо отсутствует личностно-авторское отношение к предмету. Тема должна, прежде всего, взволновать авто­ра и обязательно взволновать зрителя. В теме должен быть «кусок-указатель» (С. Эйзенштейн.), определяющий движе­ние мысли. А на «обыденную жизнь», да еще «далекой Ин­дии», всем как-то...

Коллега: Глава 3, § 1. Образное решение темы как суть театрализации.

Автор: Тезис методологически не верен. Образное ре­ шение присуще всем видам искусства, в том числе и теат­ру. А театр, как известно, не занимается театрализацией. Суть театрализации достаточно полно описана в трудах Д. М. Генкина, А. А. Коновича, Д. Н. Аля. Поэтому мне нет смысла повторять истину

Коллега: Глава 3, § 3. Метод сценарно-режиссерского хода.

Автор: Сценарно-режиссерский ход стал методом? Методом чего?!?!?!?!

Коллега: Олег Иванович категорически не согласен с Позицией, что сценарно-режиссерский ход может возникать на начальном этапе творческого замысла.

Автор: Я неоднократно подчеркивал, что сценарно-ре­жиссерский ход может возникать, и иногда возникает на первых этапах работы. Но я принципиально против нару­ шения методики обучения, против опережения исследова­тельского этапа работы, по ходу которого вполне есте­ственно возникают ассоциации, образы и т. п. Это наруша­ет не столько технологический процесс работы над сцена­рием, сколько нарушает представление студентов о слож­ности работы над сценарием и им насаждаются сценарные навыки интуитивного характера. Все получается слишком просто: тема - замысел - сценарий. Но это не так. Обуче­ние без научно обоснованной методики, оснащенной сценар­ной технологией превращает занятия по сценарному мас­терству в пионерские коллективные соревнования по сбору Металлолома - нахождение известных приемов, ходов, ассо­циаций и т.д.

Мы работаем не в филармонии и не в драматическом Кружке клуба, где вполне возможна «коллективная драма­тургия», «коллективное творчество». Мы работаем в высших учебных заведениях, задача которых профессионально подготовить «штучный товар». Без методик, современных технологий подготовка специалистов XXI века невозмож­на. Как же тогда изучается в ВУЗах культуры и искусств такой предмет, как «Методика преподавания специальных дисциплин»?

Заканчивая свое краткое критическое обозрение не принятым для жанра учебного пособия вступлением, тем не менее, хочу пожелать всем педагогам, аспирантам, сту­дентам, учащимся, вдумчивого и осмысленного анализа пред­лагаемой работы.

С уважением ко всем коллегам, а также ко всем моим учителям и оппо­нентам, многих из которых, к сожале­нию, уже нет, но у которых мы всегда продолжаем учиться.

Автор

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.)