АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Два различных подхода к пониманию природы социального конфликта в Новое время

Читайте также:
  1. B. метода разделения смеси веществ, основанный на различных дистрибутивных свойствах различных веществ между двумя фазами — твердой и газовой
  2. C) передвижением ионов различных примесей
  3. FIDELIO V8 - новое поколение систем управления для гостиниц
  4. I. Анализ социального окружения
  5. II. Возобновление служения Церкви в тюрьмах в настоящее время.
  6. А наоборот, развиваться и переходить в новое качество
  7. А32. Социальные движения в Греции в эллинистическое время. Реформы Агиса и Клеомена в Спарте.
  8. Абу Лайс дает фетву по такому пониманию. То же самое, что человек делает намаз без омовения и в наджасе
  9. Абхазы и южные осетины в Грузии: семена конфликта
  10. Автор диспозиционной теории саморегуляции социального поведения
  11. Анализ взаимосвязи уровня социального интеллекта и самооценки в подростковом возрасте
  12. Апельсиновое мыло

О противоречиях в природе, обществе, мышлении, о борьбе между людьми,

классами, государствами ученые размышляли особенно много в Новое время, когда

социальные конфликты стали наиболее острыми. О природе конфликтов писали Ф.

Бэкон и Т. Гоббс. Ж.-Ж. Руссо и И. Кант, Гегель и Маркс, Вл. Соловьев и И.

Бердяев.

В ходе обсуждения выявились два различных подхода к пониманию природы

социального конфликта, которые можно определить как пессимистический и

оптимистический.

1 Пессимистический подход наиболее четко выразил английский философ Томас

Гоббс (1588—1679). В книге «Левиафан» (1651) он негативно оценивал человеческую

природу. Человек, полагал он, по своей естественной природе является существом

эгоистическим, завистливым и ленивым. Поэтому первоначальное состояние

человеческого общества он оценивал как «войну всех против всех». Когда это

состояние стало для людей непереносимым, они заключили между собой договор о

создании государства, которое, опираясь на свою огромную силу, сравнимую лишь с

мощью библейского чудовища Левиафана, способно избавить людей от бесконечной

вражды. Таким образом, негативно оценивая человеческую природу, Т. Гоббс не

видел другого способа преодоления порочности людей кроме применения

государственного насилия.

2 Оптимистический подход представлен французским философом Жан-Жаком Руссо

(1712—1778), который в отличие от Гоббса считал, что человек по своей природа

добр, миролюбив, создан для счастья. Источником конфликтов в современном

обществе, по его мнению, явились недостатки в его организации, заблуждения и

предрассудки людей и прежде всего их приверженность частной собственности.

Важнейшим инструментом восстановления естественных для людей отношений мира и

согласия должно стать создаваемое ими по взаимному договору демократическое

государство, опирающееся преимущественно на ненасильственные, воспитательные

средства, которые в наибольшей степени соответствуют сущности человека.

И в последующий период исследователи данной проблемы или придерживались

одной из указанных двух концепций, или же разрабатывали ту или иную

разновидность их синтеза.

Так, немецкий философ Иммануил Кант (1724—1804) считал, что состояние мира

между людьми, живущими по соседству, не есть естественное состояние....

Последнее есть, наоборот, состояние войны, т.е. если и не беспрерывные военные

действия, то постоянная угроза. Следовательно, состояние мира должно быть

установлено

Таким образом. Кант, подобно Т. Гоббсу, пессимистично признает

естественным для людей «состояние воины», но вместе с тем подобно Ж.-Ж. Русо,

выражает оптимистическую надежду на возможность достижения «состояния мира».


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)