|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ОКОЛДОВАННОСТЬ
Эмоциональное заболевание во многих отношениях напоминает околдованность. Мы часто говорим человеку с эмоциональными отклонениями, что он сам не свой, а он довольно часто отмечает: «Я не знаю, что на меня нашло». Говоря это, мы подразумеваем, что человек находится во власти каких-то чуждых сил, которые оказывают на него влияние помимо его собственной воли. В примитивном обществе отсутствие самообладания считалось признаком того, что человек находится во власти дьявола. Примитивные люди верили, что все нарушения их самочувствия, включая тревожность, происходят по причине колдовства или колдунов. Они чувствовали себя хорошо, когда ощущали гармонию своего тела и его целостность. Примитивный человек не мог вообразить, что нарушение может возникнуть по каким-то неестественным причинам. Такой же взгляд на болезнь, как на результат чуждого злобного влияния, можно встретить у детей. Когда мой сын был маленьким, он неизменно спрашивал о болезни: «Когда она уйдет?». Мне приходилось слышать, как другие дети выражаются так: «Мама, сделай так. чтобы это ушло». Детское отношение к болезни не очень отличается от той позиции, которую занимал по отношению к ней примитивный человек, чувствующий, что его заколдовали. Общее во всех трех случаях (эмоционально неблагополучного человека, «заколдованного» примитивного человека и больного ребенка) проглядывает в тенденции обращаться к превосходящей их фигуре, кото- 302 Александр Лоуэн ПРЕДАТЕЛЬСТВО ТЕЛА ЭГО И ТЕЛО 303
рая, по их мнению, владеет некоей силой, позволяющей справиться со злобным влиянием. В этом отношении психиатр, лечащий врач и мать выполняют одну и ту же функцию. Если отсутствие самообладания приравнять к колдовству, то каждого человека, эго которого оторвано от тела, можно считать заколдованным. Ему не удается отличить иллюзию от реальности, образ от тела, слово от дела и поэтому может совершать самодеструктивные действия, которые непонятны рациональному уму. Нацистскую катастрофу можно объяснить, как «околдованность» жителей Германии Гитлером. Здесь встает вопрос: что делает людей уязвимыми для демагогических рассуждений? Перед тем, как дать ответ на этот вопрос, давайте вспомним классический пример колдовства, который приводит Р.Дж.В.Баррелл в журнале Medical World News. ' Он пишет: «Я видел старуху, которая заколдовала мужчину. «Ты умрешь до заката». — сказала она, и мужчина умер.» Баррелл объясняет, что «мужчина полагал, что должен умереть, и умер. Вскрытие не обнаружило причины смерти».68 Мужчина был чуток к пророчеству старухи, потому что верил в ее оккультную силу. Она говорила так, будто могла контролировать силы жизни и смерти, а недоразвитое эго мужчины было неспособно отличить реальность от утверждения старухи. Ужас, который она в нем вызывала, расщепил единство его личности, разрушил его отождествленность и сделал его восприимчивым к колдовству и проклятью. Примитивные люди верили в сверхъестественное, поскольку не обладали знаниями, которые позволили бы объяснить действие естественных сил природы. Беспомощность мужчины в нашем примере породила ужас, и, пребывая в этом ужасе, он стал уязвимым. Ребенок, который стал шизоидом, находится в той же позиции, что и этот мужчина. Ненавидящая мать подобна той старухе-колдунье, которая наложила на мужчину проклятье. Поскольку мать обладает силой сохранить жизнь ребенка или умертвить его, он оказывается в беспомощном положении и переживает ужас, когда его отвергают. Его недоразвитое эго неспособно справиться с позицией, отрицающей право на телесное удовольствие и обрекающей его на смерть при жизни. Колдовство, о котором говорит Баррелл, параллельно процессу гипноза. Можно сказать, что старуха загипнотизировала мужчину. При гипнозе субъект сдает свое эго гипнотизеру, который, затем, дает команды его телу. Хорошо известно, что существуют люди, которые не поддаются гипнозу и внушению. Я видел и людей, которые входили в транс только заслышв голос гипнотизера, который всего лишь рассказывал о своей технике. С другой стороны, индивидуум с сильным эго сопротивляется гипнотическому внушению. Степень внушаемости прямо пропорциональна слабости эго. Если у детей и примитивных людей эта слабость связана с отсутствием развитого эго, то у цивилизованного человека во взрослом состоянии она вызвана диссоциацией эго и тела. Оторванное эго, как и недоразвитое, не может объективно оценить реальность. Общеизвестно, что образованность является ответом на иррациональное в человеческом существе. Это верно в определенных пределах. Примитивный человек, который не обладает знаниями о процессе жизни и смерти, становится уязвимым для колдовства и проклятий. Ребенок, не способный понять комплекс сил, которые действуют в его неблагополучной семье, становится шизоидом. Его эмоциональное продвижение зависит от этого понимания, которое происходит по ходу аналитической терапии. Опыт показывает, что образование и знания здесь помогают мало. Многие просвещенные немцы попали под влияние слов Гитлера. Интеллектуальные фантазии можно встретить с обеих сторон каждого случая и пользоваться одинаковыми словами для того, чтобы объяснить свою позицию. Мой тезис состоит в том, что в основе эго лежат два фундамента; если один из них окажется непрочным, то оно становится уязвимым для колдовства. Вот эти два фундамента: Александр Лоуэн ПРЕДАТЕЛЬСТВО ТЕЛА ЭГО И ТЕЛО 305
отождествленностъ эго с телом (чувствами) и отождеств-ленность эго с умом (знаниями). Без знаний эго не может проверить реальность. Тогда оно попадает в зависимость от магии, которая влияет на естественный ход процесса. Если же отсутствует твердая укорененность в теле, эго не чувствует реальности. Его знание превращается в абстракции, которые бессильны повлиять на позицию или поведение. Контакт с телом позволяет эго понимать внутреннюю реальность; знание дает ему возможность воспринимать внешний мир. Эти две реальности часто конфликтуют. Если они не могут гармонизироваться, индивидуум пугается. Когда между ними возникает антагонизм, это влечет за собой шизоидное состояние. Поскольку две реальности подчиняются разным законам, наше понимание жизни часто бывает запутанным. ------------ общность против причинности Реальность, если взглянуть на нее изнутри, с точки зрения тела, представляет собой континуум, в котором эго, тело и природа связаны между собой, как подобные процессы. Мысли и чувства человека вместе с феноменом природы образуют некое единство, в котором события, происходящие в одной сфере, оказывают влияние на другие сферы. Этот взгляд на реальность характерен для примитивного человека и ребенка. Именно так они подходят к жизни. Отношения между тремя сферами переживания можно изобразить следующим образом. Такой взгляд на реальность обеспечивает примитивного человека и ребенка тотальным кругозором. Поскольку то, что происходит в природе, оказывает направленное влияние на тело, примитивные люди рассматривают предзнаменования и предсказания как директивы для своих действий. И наоборот, примитивный человек уверен, что он может влиять на природу с помощью телесной активности. Танец дождя говорит о вере в то, что дождь можно вызвать, сексуальная активность обеспечит плодородие полей... Внутренняя реальность, понимание ее искажений дает примитивному человеку и ребенку непосредственное ощущение отождествленности, основанное на чувствовании тела. Примитивный человек чувствует, что он принадлежит своей семье, своему племени и природе, и здоровый ребенок обладает тем же чувством принадлежности. Поскольку континуум составляет неразрывное целое, всякое нарушение равновесия между различными сферами переживания приписывается злобной внешней силе. Приобретение знания трансформирует это примитивное видение реальности. Цивилизованный человек отбрасывает идею сверхестественного; он преодолевает благоговение, с которым примитивный человек смотрел на неведомое, на таинственные процессы, происходящие в теле и в природе, он заменяет веру в дух верой в разум и резон. Благодаря отождествленности с умом, эго провозглашает свое превосходство над телом. «Я мыслю, значит существую» — заменяет примитивное ощущение отождествленности, основанное на «Я чувствую, значит я есть». В конце концов, человек стал эгоистичным, нацеленным и беспристрастным, он утратил чувство единства с природой. Знания дали человеку взгляд на природу и внешнюю реальность, в которой одно событие связано с другим доказуемыми причинами. При таком взгляде на реальность три области существования формируют «отделенно-сти», которые взаимодействуют согласно причинным от-
306 Александр Лоуэн ПРЕДАТЕЛЬСТВО ТЕЛА ЭГО И ТЕЛО
ношениям. Рисунок 23 изображает этот объективный, научный взгляд на реальность. Рисунок 23. Эго Тело В континууме примитивного состояния нет условий для неожиданного. Когда происходит что-то неожиданное, оно понимается как проявление сверхестествен-ного, то есть чего-то такого, что находится за пределами человеческого понимания и контроля. Прерывистость же, позволяет допустить неожиданное переживание, которое преобразовывается в знание путем повторных наблюдений объективного эго. Знание, в противоположность магии, зависимая сила. Оно обеспечивает способность действовать и контролировать природные явления. Благодаря эго человек становится центральным действующим лицом в драме жизни, творцом истории. Цивилизованная культура является динамическим процессом, отмеченным все более возрастающим знанием и все более расширяющейся отдаленностью областей переживания. Два взгляда на реальность можно описать как общность и причинность. Общий взгляд связывает одну область с другой, создавая всеобъемлющий континуум. При- чинность отбрасывает универсальность и объясняет отношения в терминах доказуемых действий. Каждый из этих взглядов имеет свои преимущества и недостатки. Примитивный человек (и ребенок) обладает спонтанным чувством влечения и сильной отождествленностью с телом, функционирующим по принципу удовольствия. Однако он относительно беззащитен перед превратностями природы и поэтому больше открыт болезням и бедствиям. Современный человек достиг относительно высокой степени внешней безопасности, но это произошло за счет чувства гармонии и единства с телом и природой. Различие между примитивным и цивилизованным образом мыслей и поведением не абсолютно. Некоторое знание причин и следствий взаимодействий присутствует и в примитивных культурах. Определенная степень ощущения взаимоотношений детско-примитивного уровня континуума и единства существует у нормального современного человека. Здоровый человек отождествлен со своим телом и чувствует, что тесно связан с природой. В то же время на уровне эго он сознает действие причинно-следственных связей. Его рациональное функционирование преобладает над ощущением целостности, которое он переживал ребенком, и эго не отрицает этой целостности. Человек вырастает из ребенка; он не отрицает его. Эго формируется из двух источников: субъективного мира внутренней реальности и объективного мира внешней реальности. Человек стоит на двух ногах, каждая из которых помещается на одном из аспектов реальности. Однако, такой человек представляет собой исключение из правила. Шизоидная проблема так широко распространена, что если мы хотим понять это отклонение, необходима более критическая оценка роли эго. Надо понять конфликт, который возник между эго и телом, между знанием и чувством, если приходится излечивать разлом, который отнимает у человека его отождествлен-ность и разрушает удовольствие, которое он может получать от жизни. Александр Лоуэн ПРЕДАТЕЛЬСТВО ТЕЛА ЭГО И ТЕЛО 309
Обычно не признается, что эго создает разрыв непрерывности, который затем пытается соединить мостом слов и знаний. Оно порождает категории типа «Я» и «другие», человек как субъект воздействует на природу как на объект. В этом развитии тело тоже становится объектом эго и принижается до роли инструмента, которым пользуется воля. Эго становится объектом поклонения, правителем, а не советником, чье дело функционировать так, чтобы увязать внутреннюю и внешнюю реальность. Мужчины, организации и даже нации принимают образ в ущерб базисному функционированию. Действия эго заключаются в проверке реальности. Однако эго извращает эту функцию, если начинает диктовать природе реальности, вместо того, чтобы тщательно проверять ее. Это происходит, когда эго отрицает свою подчиненность телу и утверждает свое превосходство. Представьте себе героя, который после освобождения людей от одной формы тирании, сам становится диктатором. Эго изначально функционирует для того, чтобы защитить личность от колдовства и проклятья. Теперь оно очаровывает личность словами и образами. Когда эго доминирует, индивидуум становится психопатом, у которого отсутствуют чувства, который видит себя только в терминах образа и полностью подчинен борьбе за силу. Это крайний экстремум нормальной тенденции эго, которое должно развить адекватный образ себя, отрицать иррациональное во имя логики и установить контроль за подвижностью тела. У нормального человека функции эго сбалансированы силой тела и его чувств. Аналитики говорят о системе взаимодействия и о равновесии эго и ид. Ид противопоставлено образу эго реальностью тела, а борьба эго за силу — борьбе ид за удовольствие тела. В нашей культуре этот баланс нарушен, поскольку ценность знания стоит выше чувств, сила ценится больше удовольствия, а ум — больше тела. Пока эго доминирует, человек не может достичь океанических или трансперсональных переживаний, которые придают жизни смысл. Поскольку эго признает толь- ко определенные резоны и причины, оно не может принять тех сил, которые находятся вне его понимания. Таким образом, пока эго не преклонится перед высшей силой (как при молитве, например), человек не может получить опыт истинного религиозного переживания. Пока эго не сдаст свои позиции телу, человек не может пережить оргазм. И только когда эго «отречется от престола» перед мистерией природы, человеку удастся получить мистическое переживание. В каждом случае растворение эго возвращает человека к состоянию целостности и континуума, в котором возможны двигательные переживания. Влюбленность — самый лучший пример силы очарования в нерациональном мире тела. В любви эго сдает свою гегемонию над телом, и сердце человека свободно, оно каким-то волшебным образом откликается сердцу другого человека. Любовники переживают единение не только друг с другом, но и со всей жизнью. Какое рациональное объяснение можно дать этому уникальному опыту? Тем, кто любит, оно. право же, не нужно. Нередко люди не принимают того, что знание может обуздывать спонтанность и чувство. Есть история про сороконожку, которую разбил паралич, когда она попыталась поразмыслить о том, с какой же ноги она начинает идти. Когда человек пытается подумать о том, как ему действовать, само действие замирает и становится неуклюжим. Очень воспитанный, то есть «завоспитанный» ребенок ведет себя как автомат и теряет гармоничность и естественность манер. Есть две важные сферы, в которых знание наносит такой урон. В сексе партнер, который разыгрывает представление на основе своих знаний, разрушает смысл самого действия. Даже если его знания совершенно точны, они превращают акт любви в механические жесты и движения. В этом состоит опасность всевозможных учебников по половому взаимодействию. Другая сфера — «взращивание» (не воспитание, а участие в жизни) детей. Мать, которая пытается растить ребенка на основе того, что она знает о детской психологии, несомненно, идет по ложному пути. Она будет видеть по- 310 Александр Лоуэн ПРЕДАТЕЛЬСТВО ТЕЛА ЭГО И ТЕЛО
требности ребенка ошибочно, в соответствии со своими предвзятыми мыслями о них. Ей не удастся откликнуться на телесную экспрессию ребенка, которую можно понять только с помощью собственных чувств. Она запутается, если ее чувства конфликтуют с ее же наставлениями. Необходимо отметить, что и недостаток знания вещь опасная, но любые знания недостаточны, когда имеешь дело с жизнью или личностными взаимоотношениями. Если мы хотим сохранить человечность, знание эго необходимо переплести с мудростью тела. Я скорее предпочту необразованную женщину, которая растит ребенка, согласуясь с чувствами, чем образованную, которая растит его без чувств. С точки зрения поведения, чувства важнее, чем знания. Но наша образовательная система предпочитает знания и отрицает чувство. А.С.Нейл, автор Summerhill, написал очаровательную книгу под названием " «Сердце, а не голову — школе»69. К сожалению, сердце почти не участвует в обучении; это — тело ребенка и отчасти потребность ребенка в телесном удовольствии, которому необходимо уделять больше внимания в наших школах. Я вовсе не склонен нападать на эго или отрицать ценность знаний. Мне бы хотелось сказать о том, что эго, оторванное от тела, становится слабым, а знание без чувства — пустым и бессмысленным. Эти принципы необходимо применять в образовании и терапии, если нам действительно надо решать проблему шизоидов. Образование, эффективно готовящее ребенка к жизни, должно совмещать эмоциональное и ментальное развитие. Оно должно работать с телом так же, как и с умом, с чувством так же, как и со знанием. В курсе обучения должно найтись место как для понимания реальности как континуума, так и для каузального взгляда на нее. Школа должна понять, что спонтанность и удовольствие очень важны для продуктивной и творческой жизни ее воспитанников. ------------ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ Причинность отвечает за такие эмоции, как вина и стыд, которые составляют сердцевину эмоционального отклонения. Вина подразумевает знание о том, что плохо, и сознавание того, какое влияние действия человека оказывают на окружающих. Это порождает дополнительный оттенок обвинения, которое выстраивается на заключении о том, что человек может выбирать между правдой и неправдой, между тем, что правильно, и тем, что ложно. Доктрина свободы воли, как известно, возникает из уверенности в силе эго, которая может диктовать, как себя следует вести. Я не собираюсь сейчас обсуждать вопрос о том. существует ли свобода воли. При лечении эмоциональных заболеваний очень важно справиться с чувством вины, а это можно сделать, только если пациент видит, что он действует единственно возможным для себя образом, который необходим ему в данных жизненных обстоятельствах. Его деструктивные действия объясняются слабостью эго и присутствием демонических сил, которые он не может контролировать. Когда пациент возвращает себе тело и обретает отождествленность. эго занимает позицию, из которой может эффективно контролировать его действия. Здоровое эго действует, сообразуясь не только с абстрактными принципами правды и лжи. Изнутри им руководят чувства тела, а снаружи — обстоятельства окружающего мира. Оно пытается согласовать одну реальность с другой, но поскольку здоровое эго не стремится ко всемогуществу, оно принимает возможность конфликта и неудачи. Вина разрушает интегрированность взаимоотношений и искажает поведение человека. Нормальные отношения поддерживаются удовольствием и удовлетворением, которое они вызывают. Когда в них вмешивается чувство вины, удовольствие и удовлетворение исчезают. Человек, который отыгрывает вину, обижает того, по отношению к кому он ее чувствует, в то время как его партнер обижает его. Эти обиды часто вытесняются, медленно пере- 312 Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |