|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ОБРАЗ ТЕЛА
на собственный образ тела, используя его в качестве основы. Если он не испытывает чувства телесного удовольствия, то будет рисовать фигуру, «выбросив» из нее многие детали, части тела или черты. Как искажается образ тела? Отвечая на этот вопрос, необходимо знать, как этот образ развивается. Исследования показывают, что он формируется путем синтеза ощущений, возникающих при бесчисленном количестве контактов между родителями и ребенком. Ощущения могут быть окрашены позитивно и негативно, в зависимости от того, чувствуются ли они как удовольствие или как страдание или боль. Положительные ощущения благоприятствуют формированию ясного и интегрированного образа тела. Отрицательные ведут к искажению или разрывам в том представлении о собственном теле, которое получает человек. Вот как говорят об этом С.Ф.Фишер и С.И.Кливленд: «[Родительское] отношение к нему [ребенку] выражается в том, как они [родители] относятся к удовлетворению его потребности в пище, к его ощущению голода, как они берут его на руки и нянчат, и как они приучают его регулировать процессы мочеиспускания и дефекации».26 «Как» означает качество прикосновения, взгляд глаз, мягкость обращения. Все это регистрируется в сознании ребенка в виде телесных ощущений, которые будут влиять на его образ тела. Когда образ тела неполон, это всегда говорит о нарушенных отношениях между матерью и ребенком, поскольку мать — это человек, который больше всех вовлечен в физические потребности малыша. Отвергающая мать депривирует ребенка, не давая ему возможности пережить телесное удовольствие при интимном физическом контакте с ней. Властная мать отрицает право ребенка на переживание собственного тела ради ее собственного удовольствия и удовлетворения. Поскольку в раннем возрасте отождествление означает для ребенка прежде всего отождествление с собственным телом, качество физического контакта между ним и матерью будет определять его чувства к собственному телу и природу телесного отклика на жизнь. Теплые, нежные и заботливые руки порождают у ребенка приятное чувствование собственного тела и укрепляют его желание дальнейшего контакта с миром. Взгляд матери оказывает сильное влияние на отзывчивость глаз ребенка. Мягкие, любящие глаза матери резко отличаются от холодных и ненавидящих. Во взрослой жизни образ тела выполняет две важные функции. Он служит моделью для сознательного представления о моторной активности. Сознательно направленная моторная активность является предсознательно прорепетированной раньше попыткой осуществить активность. Согласованность движений визуализирована в терминах образа тела. Неадекватный образ тела будет увечить разыгрываемый «спектакль». Образ тела служит локализации ощущений. Способность определить локализацию ощущения зависит от хорошо сформированного образа тела. Маленькие дети не могут описать локализацию боли, потому что их образ тела еще неясен. По этой же причине шизофреник затрудняется указать локализацию своих телесных ощущений. Образ тела может усиливать один тип активности и препятствовать другому. К примеру, игрок в бейсбол, который ясно видит себя грациозно и координированно бьющим по мячу, вполне может оказаться неспособным представить себя столь же грациозно танцующим танго. В этом случае можно сказать, что в его образе не хватает тех качеств, которые необходимы для танцевания. Речь идет не о координации. Каждый из этих видов активности имеет свое эмоциональное значение. Бейсбольный удар обладает дополнительным агрессивным смыслом, в то время как танцевание танго предполагает чувственность и сексуальность. В образе тела шизоида не хватает тех качеств, которые относятся к экспрессии чувств. Он видит свое тело неэкспрессивным и лишенным отклика, и его рисунки человеческой фигуры отражают эти ограничения. Что Александр Лоуэн ПРЕДАТЕЛЬСТВО ТЕЛА ОБРАЗ ТЕЛА
касается эго-представления, то здесь дело может обстоять совсем иначе: человек может представлять себя чувствительным, понимающим и симпатизирующим. Но чего он не может сделать, так это примирить свою сензитив-ность с отсутствием теплоты, симпатию — с отстраненностью, понимание с импотенцией. Рисунки пациентов-шизоидов демонстрируют общие характерные особенности: фигуры людей безжизненны, часто гротескны, стилизованы или «не прорисованы». Они выглядят, как статуи, клоуны, куклы, призраки, зомби или чучела. МАСКА КЛОУНА Довольно часто нарушение образа тела выражается таким образом, что фигура человека, нарисованного шизоидом, выглядит клоунской. Рисунок 8 — типичный пример. Его нарисовал Пол, о котором я говорил в третьей главе. Когда я попросил Пола прокомментировать рисунок, он сказал: «Он добродушен... он, как ребенок, но он пуст. Он пытается сказать, что он не злой. Он изображает из себя дурака, чтобы люди подумали, что он глуп и одномерен. Это служит его цели. Я тоже долго играл дурака. Теперь я стараюсь быть просвещенным и философствую. Я никогда не переставал валять дурака, хотя и прибегал ко множеству ухищрений, чтобы скрыть это.» Какова его цель? Что старается скрыть клоун? Было бы вполне естественно предположить, что за маской клоуна лежит глубоко скрытая печаль и трогательная тоска. Что касается Пола, то это почти правда, ведь он пережил временную парализацию, когда попытался выразить свое страстное стремление. Я считаю, что это так и в случаях других пациентов, которые изображают из себя дураков или адаптируют роль клоуна. Однако, рисунок Пола демонстрирует еще и вытесненную ненависть, которую выражают, напоминающие шипы или
иглы пальцы. Пол описал руки на своем рисунке следующим образом: «оторванные и болтающиеся», определив этим, что они неадекватны как органы агрессии и оторваны от чувства ненависти, заключенного в них. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |