АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ВСЕСТОРОННИЙ АН АЛИЗ ПЬЕСЫ

Читайте также:
  1. А. Н. Островский. История создания пьесы «Снегурочка».
  2. ВЛИЯНИЕ ПЕСЕННОЙ СТИХИИ НА РЕЧЬ ПЕРСОНАЖЕЙ ПЬЕСЫ
  3. ВСЕСТОРОННИЙ АНАЛИЗ ПЬЕСЫ
  4. Глава IX ИСХОДНОЕ СОБЫТИЕ - ПУТЬ К ПОСТИЖЕНИЮ ВСЕХ СОБЫТИЙ И АТМОСФЕРЫ ПЬЕСЫ
  5. Жанр паллиаты в древнеримской комедиографии: «народный поэт» Плавт и его пьесы, способы создания комизма.
  6. Жанр пьесы и жанр спектакля
  7. Оказывается, настоящие драматурги так строят свои пьесы, чтобы «жизнь человеческого духа» пьесы и ролей развивалась напряженно до самого конца пьесы.
  8. ПРОЧТЕНИЕ ЖАНРА ПЬЕСЫ РЕЖИССЕРОМ
  9. РАССТАНОВКА СИЛ В КОНФЛИКТЕ ПЬЕСЫ
  10. Стоптанные туфельки - сценарий пьесы-сказки ко дню Святого Валентина в семи действиях (по мотивам сказки братьев Гримм)
  11. Сцена дуэли из пьесы Ростана «Сирано де Бержерак»

 

Раздел первый

 

АНАЛИЗ ДЕЙСТВЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ПЬЕСЫ

 

Основная цель предстоящей работы по всестороннему анали­зу пьесы состоит в том, чтобы выявить основную идею - "зер­но" пьесы.

Приступая к характеристике данного этапа, необходимо на­полнить важный совет К.С.Станиславского:

"В искусстве творит чувство, а не ум; ему принадлежит главная роль и инициатива в творчестве. То же и в процессе анализа. Анализ - познавание, но на нашем языке по­знать - означает почувствовать... первый друг и лучший возбудитель интуитивного творческого чувства - артистический восторг и увлечение. Пусть они и будут первыми средствами по­знавательного анализа... Анализ через артистический восторг и увлечение - лучшее средство искания в пьесе и себе самом творческихвозбудителей, которые в свою очередь вызывают артистическое творчество... Каждому из зарождающихся порывов творческого увлечения надо дать полный, простор и исчерпать его до конца.»

Данный совет не требует разъяснений и оставляет только пожелать, чтобы процесс анализа проходил увлеченно и инте­ресно.

Основную идею, мысли, свое отношение к действительности драматург передает посредством развития драматического дей­ствия через содержание пьесы, через ее сюжет.

В определении понятия "сюжет" существует много противо­речивых толкований. Энциклопедические словарные определения не указывают существенных различий между понятиями "сюжет" и "фабула", даже в некоторой степени отождествляют их, говоря, что сюжет - это "связанные между собой и последовательно развивающиеся основные события, в которых раскрываются ха­рактеры и взаимоотношения людей, жизненные столкновения и противоречия", а фабула - "последовательное развитие событий в художественном произведении".

Некоторые теоретики литературы вообще передают значение и функции фабулы сюжету и предлагают понятие "фабула" исклю­чить из научного обихода. Рассмотрим оба понятия последова­тельно.

 

СЮЖЕТ

 

Впервые слово "сюжет" употребляется в ХП веке во Франции, куда оно пришло из латинской граммати­ки, где означало "субъект". При дальнейшем распространении оно употреблялось в двух значениях: бытовом и научном. В бы­товой устаревшей форме оно означало предмет любовной интри­ги, флирта и звучало примерно так: "Анна Павловна поскучала, а потом завела новый сюжет," или когда говорили об актере, исполняющем первую роль, называли его "первым сюжетом".

В научном значении слово "сюжет" означало предмет, о котором что-либо говорится или мыслится. Исходным моментом сю­жета являлся показ условий и обстоятельств, в которых в даль­нейшем возникал конфликт, и развертывались те события и дей­ствия, которые и составляли предмет повествования в данном произведении.

В дальнейшем, так как в основе сюжета лежит определенный момент жизненной борьбы противоречий - конфликт, понятие "сюжет" включило в себя завязку, кульминацию и развязку дей­ствия, то есть все элементы композиционного построения про­изведения. Поскольку сюжет отражает существенные черты жиз­ненного процесса, формирующие человека, постольку в развер­нутом сюжете получают свое полное раскрытие характеры всех героев произведения. Сюжет вобрал в себя и фабулу произведе­ния, и присвоил себе ее основное содержание - "система собы­тий".

Наиболее полное и конкретное определение сюжету дал А.М.Горький: "Связи, противоречия, симпатии, антипатии и во­обще взаимоотношения людей - истории роста и организации того или иного характера, типа" и т.д.

Характер же - тип - обнаруживает себя, свои свойства в действиях, поступках, а эти поступки вызываются тени жизнен­ными обстоятельствами, с которыми связан данный характер - персонаж, тени событиями, которые с ним происходят.

Наш современник, прогрессивный американский сценарист Джон Говард Лоусон не менее интересно определяет сюжет. Он говорит: "Сюжет - это эмоциональное; диапазон разработанных взаимоотношений; эмоциональная связь между человеком в ми­ром".

Таким образом, под сюжетом Горький и Лоусон подразумева­ли все идейно-художественное содержание произведения в целом в его динамическом развитии, включающим в себя все сплетение тем и взаимоотношений героев - их эмоциональные связи и ос­нову драматического действия - фабулу.

Следовательно, анализируя пьесу, мы будем анализировать ее сюжет, извлекая из него и рассматривая в отдельности нуж­ные нам элементы. Основным элементом сюжета является фабула. На ней строится все драматическое действие пьесы.

К.С.Станиславский полагал, что фабула является основой действенного содержания пьесы, и настоятельно требовал как от актеров, так и от режиссеров в первую очередь четкого опре­деления и знания фабулы, фактов и событий пьесы.

Современные литературоведы не указывают, как мы говорили выше, существенной разницы между понятиями "фабула" и "сю­жет", даже объединяют их и утверждают, что: "Понятие фабулы., не помогает нашему анализу, а лишь осложняет его. Поэтому практически в нем, - говорит Л.И.Тимофеев, - с нашей точки зрения, нет надобности, и мы в дальнейшем его не употребляем".

Возникшие противоречия между двумя крайними точками зре­ния на фабулу приводят к необходимости тщательного рассмотрения понятия "фабулы".

 

ФАБУЛА

 

До Аристотеля понятие «фабула» в повседневном обиходе означало "миф", "басню", "случай", "анек­дот"» "сказку", "легенду* в зависимости от того, что было положено в основу содержания того или иного произведения. Аристотель не исключал из понятия "фабулы" повседневного би­тового синела "миф", "легенда", "басня" и т.д. "Что касается содержания, - говорил он, - то в трагедии из ничтожных фабул - мифов, являлись большие произведения.»

Наряду с этим Аристотель дал новое определение фабуле: •Воспроизведение действия - это Фабула. Фабулой я называв сочетание события."

В древнегреческой трагедии действовал один актер, кото­рому как бы противодействовал хор. Этот единственный актер, выражаясь словами Аристотеля, воспроизводи основное дейст­вие. Его линия действия являлась фабулой.

Но трагедия развивалась: Эсхил увеличил число актеров от одного до двух, уменьшил хоровые партии и определил первен­ствующую роль диалогу. В трагедии появилась еще одна дейст­венная линия - вторая фабула. Софокл ввел трех актеров, та­ким образом в трагедии сплелись уже три действенных линии - три фабулы. Из них одна считалась главной, другие эпизодиче­скими или простыми.

В простых, эпизодических фабулах, с их вплетением в главную фабулу основного героя, иногда нарушалась логика развития действия и стройность трагедии, на что обратил вни­мание Аристотель.

"Из простых фабул и действий, - говорил Аристотель, - эпизодические самые худшие. Эпизодической я называю ту фабу­лу, в которой вводные действия следуют одно за другим без соблюдения вероятности и необходимости." И далее: "из фа­бул одни бывают простые, другие - запутанные, так как именно такими бывают и действия, воспроизведением которых является фабула".

Аристотелю не нравилось сплетение в содержании трагедии нескольких фабульных линий, поэтому он говорил: "Следует также помнить о том, о чем часто говорилось, и не придавать трагедии эпической композиции. Эпической я на­зываю состоящую из многих фабул".

Наряду с трагедией развивалась и комедия. Появилась дра­ма. Во всех видах и жанрах драматических произведений появ­ляется все большее и большее количество действующих лиц, большее количество действенных линий, а значит и фабул. В содержании пьес множество фабул сплетается в тугой стержень драматического действия.

У Шекспира в "Макбете", кроме двадцати пяти поименован­ных персонажей, действуют: три ведьмы, Дух Банко и другие призраки, лорды, дворяне, офицеры, солдаты, убийцы, слуги и гонцы. Шекспир не устанавливает определенного числа этих слуг, гонцов, дворян и других действующих лиц. Он полагал, что их число может установить только режиссер, в зависимости от возможностей труппы.

Таким образом, в трагедии сплелось множество действенных линий разных персонажей, множество фабул. Тогда фабулой стали называть линию действия главного героя, а так как понятие фабулы перестало вмещать все содержание художественного про­изведения, то, как мы говорили выше, в ХII веке во Франции входит в научный обиход понятие "сюжет", которое вбирает в себя все многообразие содержания произведения, в том числе главную и эпизодические фабулы.

Если, по Аристотелю, фабула - это не только сами собы­тия, но и развивающееся по ним действие, то после Аристотеля фабулой еще долго продолжали называть действенную линию глав­ного героя, проходящую и развивающуюся через цепь основных событий. Позднее выражения "действенную линию основного ге­роя" и "цепь основных событий" поменяли местами и стали говорить: "Фабула,- это цепь основных событий", по которым развивается "действенная линия главного героя".

Еще позднее, потеряв термин "основной герой", фабулой механически стали называть "систему или цепь основных событий произведения", приписывая это определение Аристотелю и забывая, что строкой выше он говорил: "Воспроизведение дей­ствия - это фабула".

Таким образом, фабула - это не просто система основных событий и упрощенный ее пересказ. Сами события еще не есть фабула. Следствия этих событий, поступки и действия героев, рожденные этими событиями, также являются составной частью фабулы.

Нельзя рассказать или передать содержание произведения, говоря только о событиях и не касаться действий персонажей. Герои произведения всегда участники событий, и либо их дей­ствия зависят от событий, либо события - от их решений и действий. События и поступки героев тесно взаимосвязаны.

Если попытаться пересказать фабулу пьесы как систему ос­новных событий, не придерживаясь действенных линий персона­жей, а тем более линии главного - основного героя, мы не сможем передать смысла произведения и можем исказить его идейное содержание.

Не вступая в дальнейший спор с литературоведами, отме­тим, что для режиссера более целесообразно вернуть фабуле ее первоначальное значение: "действенная линия главного героя" и не подменять эту линию цепью основных событий, по которым она развивается. Таким образом, фабула в руках режиссера станет тем основным действенным стержнем, вокруг которого сплетаются побочные линии других персонажей. В сложной си­стеме их взаимоотношений фабула станет основным стержнем сю­жета.

Если мы внимательно рассмотрим развитие драматического действия в трагедии Шекспира "Гамлет", то увидим, что здесь нет ни одной сцены, которая он прямо или косвенно не была связана с действенной линией Гамлета, так или иначе не влия­ла на нее или не дополняла. Везде отчетливо выступает эта связь линии всех героев с линией Гамлета.

То же мы встречаем в "Отелло", 'Макбете" и в других произведениях Шекспира.

Если "Гамлет" сложен своей философской концепцией, ее многогранностью и при постановке перед режиссером встает - проблема, как трактовать пьесу, как сделать ее современной, но в основе драматического действия лежит единая цельная фа­була - линия действия Гамлета, которой подчинены все остальные действенные линии - и это делает пьесу цельной, то "Бо­рис Годунов" А.С.Пушкина усложнен тем, что в основе драмати­ческого действия нет единой и цельной фабульной линии. Линия действия Бориса не только неактивна, но она и не является фабулой, так как прерывается линией действия Самозванца, ко­торая не становится ни ее продолжением и не вступает с ней в прямую борьбу. Линия Самозванца также не становится фабулой: она не цельна, часто прерывается, но и не подчинена линии действия Бориса. "Борис Годунов" не получил звучания ни в од­ной сценической постановке и остался загадкой именно потому, что не имеет в основе своей единой и цельной фабульной линии. Не смогла его победить и музыка Мусоргского.

В.Г.Белинский не рассматривал в "Борисе Годунове" фабулы, но рассматривая характеры и их развитие, он обратил внимание на то, что в драме нет цельного активного действия. Вот его мнение: "Борис Годунов" Пушкина - совсем не драма, а разве эпическая поэма в разговорной форме. Действующие лица, вооб­ще слабо очеркнутые, только говорят и местами говорят пре­восходно; но они не живут, не действуют. Слышите слова, ча­сто исполненные высокой поэзии, но не видите ни страстей, ни борьбы, ни действия..."Ниже он замечает: "Какая жалкая ме­лодрама! Какой мелкий и ограниченный взгляд на натуру чело­века! Какая бедная мысль - заставить злодея читать самому себе мораль вместо того, чтоб заставить его всеми мерами оправдывать свое злодейство в собственных глазах!", - и да­лее, - "Самозванец уже поддерживается Польшею, идет в Рос­сию, к нему передаются русские толпами; а Годунов ничего не делает, ничего не предпринимает, он только собирает и жжет манифесты Самозванца и требует от Шуйского клятвы, что царе­вич точно умер. Какой жалкий царь!"

В пьесе все должно быть подчинено одной главной фабуле - действенной линии главного героя. И противном случае пьеса не будет являться единым целым, будет распадаться на отдельные составные части.

В связи с этим закономерен вопрос: могут ли быть подчи­нены этому правилу такие пьесы, как "На дне" или "Дети солн­ца» М.Горького, или "Три сестры" А.Чехова? Кого следует счи­тать главным героем в этих пьесах и есть ли он там вообще.

В "На дне" М.Горького принято считать главными героями Сатина и Луку. Но при внимательном рассмотрении мы можем увидеть, что Сатин, являясь основным проводником философских концепций самого Горького, на ход развития драматического действия никак не влияет. То же и Духа - его влиянию подчи­няются Анна, Актер, Пепел, Наташа, отчасти Настя. Но главными героями, движущими фабулу драматического действия, явля­ются Василиса и Пепел, их взаимоотношения. Их коллизия явля­ется основной в развитии драматического действия. Эта фабула, их линия действия является опорой пьесы.

Приведем на этот случай любопытное высказывание К.С.Станиславского: "Существуют пьесы (плохие комедии, мелодрамы, водевили, ревю, фарсы) в которых сама внешняя фабула явля­ется главным активом спектакля. В этих произведениях сам факт убийства, смерти, свадьбы или процесс высыпания муки, проливания воды на голову действующего лица, пропажа панта­лон, ошибочный приход в чужую квартиру, где мирного гостя принимают за бандитами проч. являются основными ведущими моментами. Такие факты было бы излишне оценивать. Они сразу понимаются и принимаются всеми.

Но в других произведениях нередко сама фабула и ее факта не представляют значения. Они не могут создать ведущей линии спектакля, за которой с замиранием сердца следит зритель. В таких пьесах не сами факты, а отношение к ним действующих лиц становятся главным центром, сущностью, за которой с бие­нием сердца следит зритель...

...В большинстве пьес Шекспира, в том числе и в "Отелло", существует полное соответствие и взаимодействие внешней, Фактической, и внутренней линии.

В такие произведениях процесс оценки фактов приобретает большое значение."

Для того, чтобы широко развернуть свои философские раз­думья над жизнью в пьесе "На дне", М.Горькому понадобилась примитивная фабула, которая стала стержнем, объединяющим все звенья драматического действия, и не дает пьесе распасться на части. Без этой примитивной фабулы пьеса превратилась бы в публицистическую философскую декларацию. То же можно сказать и о "Детях солнца", где основой пьесы является линия дейст­вия Павла Федоровича Протасова, она организует и соединяет все остальные действенные линии.

Что же касается "Трех сестер" А.Чехова, имеется в виду пьеса, то все они - Ирина, Маша и Ольга - являются как бы одной силой; из их отдельных поступков складывается единая фабульная линия драматического действия, которую дополняют поступки брата Андрея. Противодействующей, активно наступаю­щей и ломающей их силой - контрдействием - являются внешние обстоятельства и их дополняющая действенная линия Наташи. Как ни трудно из поступков трех сестер и брата выстроить и прочертить единую цельную линию действия - фабулу, режиссер обязан это сделать, только тогда спектакль будет пронизан единым стержнем и будет иметь "канву", по которой развивает­ся единое драматическое действие и раскрывается сюжет с его сложными перипетиями и взаимоотношениями героев.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)