|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
СФЕРЫ БОРЬБЫ И ОСНОВНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ
Человек живет в окружении других людей и связан с ними определенными взаимоотношениями. Уже на ранних ступенях развития у человека обнаруживались, а в ходе исторического процесса бурно развивались, с одной стороны, социальные - общественные инстинкты (инстинкт самосохранения, стадности, вожачества, сохранения рода, подражания и т.д.), с другой - социальные - общественные чувства. В центре нашего внимания стоит человек, но не с его инстинктами, а с его социальными чувствами. Физиолог А.Герцен определял два вида социальных чувств у человека: врожденные - боязнь одиночества, стремление к общению, чувство симпатии - расположение к другим и т.д. и чувства приобретенные - связности и общности, товарищества, удовлетворения от общественной работы, классовой солидарности и ненависти к классовым врагам. Борьба человека с окружающим мирон, с силами природы объединила его с другими людьми. Родилось общество. Возникла сложная система взаимоотношений. Человек живет в обществе и строит его. Он влияет на общество, оно влияет на него. Именно в этой сфере возникает много противоречий и столкновений. Коллективный процесс производства предполагает воздействие людей не только на природу, но и друг на друга. Постепенно люда вступают в определенные производственные отношения, которые включают в себя также отношения обмена и распределения. Здесь открывается сфера, где проявляются противоречия и происходят столкновения между отдельными людьми, группами людей, а потом и классами. Но вступая в производственные отношения, люди не осознают общественного характера этих отношений, и тут возникает новая сила, с которой сталкивается человек - социальная сила. "Социальная сила, то есть умноженная производственная сила возникающая благодаря обусловленной разделением труда совместной деятельности различных индивидов, - учил Энгельс, - эта сила, вследствие того, что сама совместная деятельность возникает не добровольно, а стихийно, представляется данным индивидам не как их собственная сила, а как некая чужая вне их стоящая власть, о происхождении и тенденциях развития которой они ничего не знают; они, следовательно, уже не могут господствовать над этой силой, - напротив, последняя проходит теперь ряд фаз и ступеней развития, не только зависящих от воли и поведения людей, а наоборот, направляющих эту волю и это поведение." Произошло отчуждение общественной социальной силы, и открылась еще одна своеобразная и наиболее сложная сфера, где человек сталкивается с многообразными проявлениями этой отчужденной общественно-социальной силы. Человек сталкивается с многообразными проявлениями этой отчужденной социальной силы, которая воплощается в форме государственной власти и ее аппарата, проявляет себя в нормах идеологии, в норнах права и морали, которые утверждают данное общество. Помимо материальных общественных отношений возникают идеологические, научные, религиозные, политические, морально-этические и др. Так в жизни возникают общественно-социальные противоречия, образуется коллизии, вспыхивает борьба - конфликты, которые движут развитие общества. "Основой драмы является социальный конфликт, - говорит Лоусон, - в которой находит свое выражение разумная воля людей: люди сталкиваются с другими людьми, люди выступают против коллективов, коллективы противостоят другим коллективам, отдельные личности или коллективы противостоят социальным силам или силам природы... Поскольку драма имеет дело с социальными взаимоотношениями, драматический конфликт должен быть конфликтом социальным. Мы можем представить себе драматическую борьбу человека с другими людьми или окружающим миром - с социальными силами или с силами природы, но трудно вообразить пьесу, в которой одни силы природы противопоставлены другим. Конфликт героя с социальными силами, противодействующими ему в достижении поставленной цели, может относиться к сфере политической, философской, нравственно-моральной, классовой, семейно-бытовой и т.д. При такой форме конфликта автор вовлекает в сферу драматического действия силы, которые не принимались в расчет героем, а между тем эти силы оказывают решающее воздействие на исход борьбы. Даже в древнегреческой трагедии конфликт носил социальный характер. Античный драматург не вычленял человека из общества. Голос хора звучал как бы голосом общественного мнения. В коллизиях древнегреческой трагедии воля общества отождествлялась с волей олимпийских богов, с волей рока. Герой - игрушка рока. Он не способен действовать, он способен страдать, у него нет потребности отстаивать собственные решения; отсюда глубокий пессимизм многих древнегреческих трагедий. В драматургии средневековья социальная сила обретает форму божественного закона, перед которым человек бессилен. Но уже в эпоху Ренессанса абсолютизируется человек, его разум и воля. Человек в драматургии Возрождения - первооткрыватель мира. Вступая в многообразные конфликты с другими людьми, он утверждает себя в мире, в обществе. Он борется настойчиво, активно, пуская в дело всю изобретательность ума, находчивость, знание человеческой натуры г жизненных обстоятельств. Подобно Гамлету, он мучительно пробивается мыслью к тайникам механизма, управляющего обществом, пытается противопоставить, свою волю воле "железного века". Герои Шекспира, Лопе де Веги, Кальдерона, Корнеля в решающий момент своей жизни полагаются на себя, на свои шаги, действуют изолированно друг от друга. Но кроме активной борьбы на пути к достижению намеченной цели герою не чужда и внутренняя борьба. В трагедиях Шекспира, кроме противопоставления героев друг другу, внешний конфликт дополняется и усиливается внутренним конфликтом. Душевный разлад героя с самим собой выступает и в "Отелло", и в "Короле Лире", и в "Гамлете". Введением в обиход драмы внутренней коллизии Шекспир предвосхищает драматургию Просвещения. Противоречие между человеческой волей и социальной силой - "отчужденной" волей общества - становится главным источником драматизма в искусстве, отображающем личность в классовом обществе. Если в драматургии предшествующих эпох не так сложно обнаружить "генеральную коллизию", отражающую основные противоречия действительности, характерные для той или другой эпохи, то применительно к драматургии середины XIX века это сделать значительно труднее. Литература критического реализма, особенно драматургия, отображает господство над человеком "факта", жизненных обстоятельств, создающихся в процессе действия социальных сил. Господство факта над человеком особо обострено в драматургии Ибсена. Ибсен показывает неодолимую власть обстоятельств над человеком. Так над Норой в "Кукольном доме" тяготеет проклятье незаконно выданного векселя. То же мы встречаем и в русской классике: "Борьба, требуемая теорией от драмы, - писал Добролюбов, - совершается в пьесах Островского не в монологах действующих лиц, а в фактах, господствующих над ними. Но несчастья в жизни человека все чаще определяются причинами непостижимыми, и человек не знает кого или что ему винить. Враждебная человеку действительность не принимает вызова на поединок. Конфликт с действительностью выливается в бессильные метания, нервические выплески, мечтательность. А.П.Чехов с необычайной чуткостью ощутил непрерывную изменчивость действительности, никогда не обретающей законченной формы. Его герои повсюду на своем пути встречают глухую стену этой действительности. Ее нельзя ни обойти, ни прошибить. Перелететь через нее может только надежда, мечта. Его герои замыкаются в себе, обособляются друг от друга. Их интересы сталкиваются редко. Типической коллизией действительности, открывшей новые источники драматизма, оказалось отлучение человека от общественно полезной деятельности в деградирующем буржуазном обществе. Этот отрыв мучительно переживают чеховские герои, жаждущие "настоящего", "умного", "верного" дела. Во многих плесах Чехова социальные силы конфликта и движущие мотивы не отчетливы, но они есть и конфликт в них социален. Он образуется сложными, многообразными отношениями действующих лиц с действительностью, он стал этическим выражением раздумий Чехова о неблагоустройстве действительности, о ненормальности жизненных отношений в обществе, порождающих душевную апатию, инертность, пассивность воли. В пьесах А.М. Горького социальная коллизия отлучения человека от общества встала во всей ее исторической значимости в пьесе "На дне". Здесь разорваны судьбы людей. Они вообще не пересекаются, не противодействуют друг другу. Человек оторван от дела и тем самым оторван от жизни. Та же идея и в "Варварах". Варварство - это не только невежество, стяжательство, пошлость. Это отказ от дела, от того, что придает жизни смысл и цель. Но индивидуальным волевым усилиям не преодолеть пропасть, образованную "отчуждением" социальных сил. Прежде чем эта пропасть была преодолена в драматургии, она должна была исчезнуть в жизни общества. Маяковский в своей "Мистерии Буфф» запечатлел в острой публицистической форме основной конфликт эпохи - противоречие между угнетателями и угнетенными, "чистыми" и "нечистыми. Он устранил из пьесы все частное, индивидуальное, дав в драматическом конфликте схему конфликта классового. Но социальный конфликт в драме не монет быть сведен к отражению только классовых противоречий. Гораздо сложнее обстоит дело в тех пьесах, где нет ни мотивов классовой борьбы, ни сословных предрассудков, ни кастового или имущественного неравенства, где социальные позиции героев одинаковы. Столкновения, возникающие на почве личных интересов, тоже несут в себе огромный заряд социальности, ибо глубинные истоки этих столкновений лежат в общественной практике, в устремлениях, свойственных данному классу, характерных для данной общественной формации. Любовная, семейно-бытовая коллизия, отображающая частные отношения, тоже может стать первоосновой конфликта огромной социальной емкости. Таковы "Ромео и Джульетта" Шекспира, Коварство и любовь» Шиллера, "Гроза" Островского и Д Сложные противоречия и отношения в таких пьесах растворены в мировоззрении и психологии героев, выражены в сугубо индивидуальной форме. Несомненно одно - магистральный путь мировой драматургии определен произведениями, в конфликте которых отражены существенные противоречия развития общества, взаимосвязи общества и личности. Но может оказаться, что коллизии, отражающие частные отношения, могут замкнуться в себе, и в них не будут выступать закономерные связи с реальными жизненными противоречиями. Асоциальный конфликт игнорирует общественную практику, разрывает цепь общих причин и частных следствий. Он замыкает человека в сфере индивидуальных отношений. "Сфера асоциального конфликта... широка, - замечает в своих исследованиях В.Сахновский-Ланкеев. - С одной стороны, очерчена она произведениями, где человек предстает существом чисто биологическим, живущим лишь по велению инстинктов, подсознательных импульсов, неотличимым от животного. С другой стороны - пьесами, построенными на извечных коллизиях, игнорирующих реальное общественное бытие человека. Между этими двумя полюсами - множество типов асоциального конфликта, порожденных различными гносеологическими и историческими причинами и, несмотря на разительное, казалось бы, несходство, единых в главном - в отрицании социального начала." Современная западная модернистская драматургия предпочитает отображению реальной действительности зарисовку реакции подсознания героев на эту действительность. Опору и источник этот принцип находит в учении Фрейда. Английский писатель Джеймс Олдридж в своей статье "Комбинация секса и эгоизма", резко высказал свое мнение о современной западной драматургии: "Сегодня на западе почти вся литература пронизана сексом как доминирующим стимулятором." Гораздо дальше идет современная западная авангардистская драма. Герои ряда произведений С.Беккета и З.Ионеско призваны воплотить ужас, бессмысленность существования одинокого человека в жестоком, бессмысленном мире. Страдание, вызванное абсурдностью условий, в которых живет человек, и является темой пьес Беккета, Адамова, Ионеско, Жене. Театр абсурда отказывается спорить но поводу бессмысленности условий человеческого существования, он просто показывает их и приходит к одному выводу; жизнь человека абсурдна, ибо человек смертен и обречен на одиночество и непонимание другими. Человек лишь единица, и ничто не изменится, если его не станет. Единственный раз социальные противоречия легли в основу конфликта в пьесе Ионеско "Носороги". В других пьесах абсурдистов социальные мотивы отсутствуют. Историческая и социально-общественная ценность драматургического произведения всегда измеряется тем, какие общественно значимые социальные противоречия отражает конфликт данного произведения.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |