|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
СВЯЗЬ И ЗАВИСИМОСТЬ ПРОБЛЕМЫ И ТЕМЫ
Проблема - это научный или практический вопрос, требующий разрешения и допускающий различные его решения. Других определений проблемы нет, если не считать функций, которыми дополнительно нагружают это понятие литературоведы, разумеющие под термином "Единство темы и идеи, т.е. определенную сторону жизни в определенном ее идейном освещении." Конечно, некоторые "стороны жизни" встают перед художником как проблемы - вопросы, требующие своего разрешения, и конечно, они находят свое отражение в произведении художника только в определенном их идейном освещении, но сложение темы и идеи в нечто единое не может стать определением равнозначным проблеме. Такой знак равенства между темой, идеей и проблемой затушевывает, даже стирает их существенные различия. Во всех дальнейших рассуждениях мы будем пользоваться вышеприведенным определением проблемы. В определении темы мнения более разноречивы,и потому, прежде чем устанавливать связь и зависимость проблемы и темы, мы должны из имеющихся определений выбрать то, которое более других будет соответствовать нашим целям и задачам. В определении темы существуют три различных определения: ОБЩЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ В общем определении тема выступает как "предмет повествования, то, о чем говорится в сочинении, докладе, лекции, т.е. то, что положено в их основу". В литературном определении тема - это "круг жизненных явлений, отображенный писателем или художником и освещенный им вхудожественном произведении. Тема произведения органически связана с его идеей" и т.д. Музыкальное определение будет нами рассмотрено особо. Существует еще одно определение темы: "тема - это идея, которая воплощается в образах". В данном определении литературоведа опираются на высказывание, взятое у М.Горького: "Тема - это идея, которая зародилась в опыте автора, подсказывается ему жизнью, но гнездится во вместилище его впечатлений еще неоформленно и, требуя воплощения в образах, возбуждает в нем позыв к работе ее оформления. Не следует забывать, что в данном случае Горький не ставил целью дать своим высказываниям новое определение или по-новому раскрыть содержание термина "тема". Он имел в виду творческий процесс писателя и связывал свою мысль с зарождением тематического замысла, подразумевая под темой разработку определенного общественного вопроса. Разъясняя сказанное, Горький говорил: "существуют так называемые "вечные темы": смерть, любовь, также другие, созданные обществом, построенным на индивидуализме; темы эти: ревность, месть, скупость и т.д." Этим разъяснением Горький возвращает нас к общему определению темы: "Тема - это предмет повествования". В литературном определении тема означает: "Круг жизненных явлений, отображенный писателем в произведении..." и т.д. При данном определении а понятие "круг" вкладывается условное значение, и если заменить понятие "круг" понятием "ряд", от такой замены сущность определения не изменится. Но тогда определение будет звучать так: "Тема - это ряд жизненных явлений". В драматургическом произведении явления, если только это не явления природа, подобные солнечному или лунному затмению, выступают в форме фактов и событий. В сюжете пьесы мы встречаем не явления, а события, которые отражают явления действительности и потому в нашем обиходе явление равнозначно событию. Тогда, говоря о пьесе, мы должны говорить: "тема - это ряд событий, отображенных писателем...". Но ряд событий и система событий в тех же источниках определяются как фабула. Таким образом, понятие "тема" сводится к понятию "фабула". Безусловно круг явлений, ряд событий, круг проблем могут лечь в основу фабулы и стать предметом повествования, но тогда мы опять приходим к общему определению: "тема - это предмет повествования,., то, о чем идет речь". А.И.Ревякин, пытаясь выйти из этого круга и найти компромиссное решение, пишет: "Тему художественного произведения будет правильнее определить в одних случаях как вопрос (проблема или круг проблем, объединенных ведущей проблемой), в других как явление, в третьих как предмет, отобранный, социально осознанный и воспроизведенный художественными средствами." В компромиссном определении Ревякина тема по существу тоже выступает как "предмет повествования, как то, что положено в основу произведения." Все определения темы, освобожденные от дополнительных разъяснений, приводят нас к общему определению: "Тема - это предмет повествования, то, о чем говорится в сочинении... т.е. то, что положено в их основу." Выяснив общее определение темы, нам остается выяснить, что же может быть общим в основе любого драматургического произведения и какова общая сущность предмета повествования в драме. Рассмотрим еще одно - музыкальное определение темы: с нашей точки зрения, музыкальное определение темы наиболее полно и доступно раскрывает конкретное внутреннее содержание понятия темы как предмета повествования. "В музыке тема - это мотив, мелодическое построение. Разрабатываемая музыкальная мелодия, лежащая в основе композиции. В полифонической (многоголосном) произведении тема представляет мелодическое построение, переходящее из голоса в голос... крупные музыкальные произведения (соната, симфония), как правило, содержат несколько тем, обычно контрастирующих между собой, что связано с сопоставлением и развитием в произведении различных музыкальных образов". Становится очевидным, что в музыкальном полифоническом произведении сами голоса и мелодии, которые ведут эти голоса, являются отдельными темами к в своем мелодическом развитии составляют круг тем данного произведения, а главный голос, главная мелодия будет являться его главной темой. С точки зрения композиционного построения драма являет собой полифоническое произведение, где в развитии драматического действия, как и в мелодическом построении, переходящем из голоса в голос, звучат, сплетаются, сопоставляются, контрастируют и борются голоса или темы героев пьесы. В музыкальном определении темы мы находим убедительное подтверждение правильности выводов о том, что: При определении персональной темы героя в общем круге тем пьесы предметом рассмотрения будет его поведение, а мотивы и характер(мелодия)такого поведения будут определять его персональную тему в общем круге тем пьесы. В определении главной темы пьесы предметом рассмотрения будет линия действия главного героя, а предметом повествования - процесс борьбы героя за определенную идею. Теперь перед нами встала необходимость рассмотрения взаимосвязи и зависимости темы и проблемы. Источником творчества драматурга является реальная действительность, в которой любые противоречия существуют в форме понятий или идей, из которых одни являются отрицанием других (таково определение науки - логики). Перед обществом эти противоречия встают как проблемы или вопросы действительности, требующие своего разрешения. Проявляются эти противоречия и обнаруживают себя в действительной жизни только в определенных ситуациях при определенных событиях, когда создаются коллизии, которые вызывают столкновение этих противоречий, а точнее - сил, несущих эти понятия и идеи, отрицающие друг друга. Возникает процесс борьбы. Для большей наглядности предлагаем рассмотреть схему:
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |