|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
КОНФЛИКТ – ПРОЦЕСС БОРЬБЫ, ПРОЦЕСС ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕРСОНАЖЕЙ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Художественная идея пьесы, как мы говорили выше, материализуется в ее драматической действии; драматическое действие - это сложный процесс борьбы, процесс развивавшегося конфликта. Борьбу в пьесе ведут определенные силы. В основе их борьбы лежат скрытые причины - мотивы юс поступков, а за частной борьбой скрываются важные жизненные противоречия (общественно-социальные, политические и т.д.). В связи с этим перед режиссером встает ряд сложных вопросов: как определять и рассматривать конфликт вообще и драматический - в частности? Есть ли между ними разница? Мы знаем, что основной задачей любого вида искусства является задача исследовать своими методами противоречия жизни. Драматургия, как вид искусства, тоже отражает жизнь и тоже исследует жизненные конфликты. Источники драматических конфликтов лежат в противоречиях самой действительности. Однако марксистско-ленинская эстетика не отождествляет понятия "жизненный конфликт" и "конфликт драматический". Согласно ленинской теории отражения реальные жизненны противоречия не зеркально отражаются в сознании художника а воспринимаются и осмысливаются каждым художником по-своему, в соответствии с его мировоззрением, жизненным опытом комплексом индивидуальных психических особенностей. Благодаря этому каждое произведение несет на себе печать своего творца. В каждом отдельном произведении форма драматического конфликта определяется характером социальных противоречий, отражаемых в данном произведении и материализуется через борьбу конкретных героев, которая развертывается в драматическом действии. В одном случае это может быть конфликт героя с другими силами; за поступками героя и ответными поступками противодействующих ему, открывается борение идей, нравственных норм, отношений к жизни. Через борьбу индивидуальностей, в образах действующих лиц, в их поступках, раскрывается картина социальной борьбы. Но конструкция драмы по принципу "действие - противодействие" не является правилом и единственной формой драматического конфликта. Иногда конфликт может происходить внутри самого героя - в его душе, сознании. В основе драматического действия может лежать кризис характера, ведущий к нравственному слому, перерождение, даже к жизненной катастрофе. Драма, разыгрывающаяся в душе человека, впечатляет не менее сильно, чем самое отчаянное столкновение враждующих сторон. "Драматическое в собственном смысле, - отмечал Гегель, - есть высказывание индивидов в борьбе их интересов и в разладе характеров и страстей этих индивидов." Внутренняя борьба героя может стать конфликтной основой драмы, но может занять в развитии конфликта и подчиненное место, эта борьба может иссякнуть на определенном этапе, и тогда герой, разрешив свои психологическую коллизию, отдается преодолению внешних препятствий. При всем разнообразии форм драматических конфликтов в разных произведениях драматический конфликт, даже если он происходит в душе одного героя, - это процесс борьбы двух противоположных сил, движимых различными потребностями и идеями; борьба возникает тогда, когда эти силы направлены на один предмет, который может лежать в различных сферах; процесс этой борьбы протекает только в определенных ситуациях и вспыхивает вследствие событий, когда создается драматическая коллизия. Процесс развивающегося конфликта в драме является отражением определенных жизненных противоречий. Анализируя конфликт пьесы как сложный процесс борьбы, режиссер должен стремиться не к формулировке его, а к раскрытию сущности этого процесса. Он должен рассмотреть и сопоставить основные элементы драматического конфликта» Иными словами, он должен определить: I. Предмет и тему борьбы. 2. Сферы борьбы и основные противоречия, которые отражены в данном драматическом конфликте. 3. Расстановку сил, ведущих борьбу в пьесе. 4. Форму и жанровый характер конфликта. Поиски ответов на эти вопросы принесут больше пользы в понимании сущности конфликта произведения, чем попытки сформулировать в одной фразе сущность происходящей борьбы.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |