|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ИСХОДНОЕ СОБЫТИЕ
Любая пьеса начинается с того, что герои уже действуют, о чем-то говорят, что-то делают. Необходимо сразу выяснить, какое событие или обстоятельство породило их первоначальные действия. Обычно это событие лежит за пределами пьесы, предшествует ее началу. Для примера рассмотрим начало трагедии А.С.Пушкина "Борис Годунов". КРЕМЛЕВСКИЕ ПАЛАТЫ (1598 года, 20 февраля) Князья Шуйский и Воротынский
Воротынский: Наряжены мы вместе город ведать, Но, кажется, нам не за чем смотреть: Москва пуста; вослед за патриархом К монастырю пошел и весь народ. Как думаешь, чем кончится тревога? Шуйский: Чем кончится? Узнать не мудрено: Народ еще повоет да поплачет, Борис еще поморщится немного, Что пьяница пред чаркою вина, И наконец по милости своей Принять венец смиренно согласится; и т.д.
Уже с первых слов князей мы узнаем о ряде сложных обстоятельств, которые вызвали их действия. Боярская дума боится народных волнений и беспорядков и "нарядила" князей смотреть за городом, народом. Но Москва пуста. Какое же событие привело в движение народ, который двинулся к монастырю за патриархом умолять Бориса принять венец, а князей "ведать" город? Умер царь Феодор. Борис отказался от престола. Россия осталась без царя, а среди народа ходят слухи о нашествии татар. Между боярами могут начаться раздоры, тогда - беда. Начнется война, пожары, голод. Смерть царя Феодора и отказ Бориса от престола - вот исходное событие драмы, которое привело все в движение и заставило князей "ведать город". Забегая несколько вперед, следует сказать, что в оценке фактов и событий, в том числе и исходного, лежат первые зерна из которых рождается режиссерский замысел образного решения будущего спектакля. Образные видения происходящих событий в процессе их оценки богаче и важнее, ярче первых видений. Оценивая факты и события, не следует тормозить своего воображения, а все видения, которые будут возникать в момент оценки фактов, нужно фиксировать, но записывать отдельно, чтобы потом, в свое время, обдумать их и подвергнуть проверке и обработке. Если разбудить воображение и подвергнуть творческой оценке в "Борисе Годунове" исходное событие - " смерть царя Феодора", - то даже у одного режиссера может родиться множество вариантов начала спектакля. Что такое смерть царя в Российской державе того времени? Это всеобщая тревога, доходящая до отчаяния, это ропот и вопль народа в ожидании всяческих бед, тревожный звон колоколов, церковное пение, костры и толпы народа на улицах и т.д. Составляя схему развития действия, режиссер должен помнить, что в каждой пьесе картины и сцены отделяются друг от друга определенными отрезками времени, за это время в жизни героев обязательно случаются какие-то события, и они влияют на их поведение, поступки, чувства. Если бы между картинами ничего не случалось, действие пьесы остановилось. Эти междукартинные "закадровые" события также должны быть приняты режиссером во внимание. В качестве примера мы приводим часть схемы развития действия в драме А.С.Пушкина "Борис Годунов", взятой для всестороннего ее анализа.
Подобная схема облегчает работу режиссера по анализу пьесы дает возможность проследить, как от события к событию развивается драматическое действие в целом и в его частностях - в действиях и поступках персонажей. Из этой схемы легко извлекается для тщательного рассмотрения линия действия любого персонажа пьесы и прочерчивается его линия сквозного действия. Для этого достаточно выписать последовательно все его поступки, сложить их в единую линию и определить его сверхзадачу. Не только в период анализа пьесы, но и на всех последующих этапах работы (в период формирования замысла, его воплощения, в период работы с исполнителями ролей) схема будет служить надежным фарватером в сложном путешествии по глубинам психологических нюансов пьесы. Она будет удобным каркасом для построения будущего спектакля.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |