АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Противоречия

Читайте также:
  1. Вопрос: В процессе действий по стабилизации обстановки в стране не вступили ли мы в какие-либо противоречия с законами Космоса?
  2. Дайте оценку основным противоречиям, существующим на Ближнем Востоке. Какие меры предпринимаются для их разрешения.
  3. Допусти, что алкоголик имеет нормальные моральные стандарты – укажи на противоречия между этими стандартами и актуальным поведением.
  4. Ирано-британские противоречия
  5. Мнимые противоречия
  6. Многообразные задачи противоречия
  7. Неявные противоречия
  8. О СУЩЕСТВЕ СТРАХА И О ПРОТИВОРЕЧИЯХ ЖИЗНИ
  9. Общие черты и противоречия трендовых моделей
  10. Основные противоречия тестологических исследований интеллекта
  11. Проблема «отцов» и «детей» существовала всегда. В наши дни она основана на противоречиях во взглядах на жизнь.
  12. Проблемы и противоречия культуры ХХ ст. Социалистический реализм – метод советского искусства.

Жизненные коллизии и процесс борьбы (в схеме - ситуация и событие, вызвавшие столкновение), за которыми стоят проб­лемы и противоречия действительности, встают перед драматур­гом как вопросы, требующие своего отражения в художественной форме.

В этих жизненных ситуациях, в процессе столкновений и борьбы драматург черпает материал для своих произведений.

Стремясь отразить проявление основных противоречий, дра­матург не может охватить в одном произведении все разнообра­зие жизненных явлений. Б тематическую основу произведения он берет только отдельные факты, события, отдельные аспекты про­цесса борьбы и человеческих взаимоотношений, одну какую-то часть вопросов, в которых наиболее ярко проявляются эти про­тиворечия.

В большинстве художественных произведений темой являются не сами противоречия и не сама проблема, а какая-то часть ее, отражающаяся в коллизии. Выбор фактов, событий, аспектов борьбы всегда связан со сверхзадачей драматурга, которая, в свою очередь, рождается от его эмоционально-эстетического отношения к действительности, от его мировоззрения и идео­логических позиций. В зависимости от своего отношения он ли­бо осуждает, либо утверждает эти явления.

Тема произведения определяется замыслом драматурга, то, о чем и говорил М.Горький, называя тему идеей, требующей во­площения.

Проблема диктует тему, но художественная тема возникает тогда, когда драматург производит целеустремленный отбор фактов, когда он ставит перед собой общую цель своей работы.

Чем шире и глубже охвачен круг фактов, явлений, аспектов проблемы действительности в произведении, тем оно значитель­нее по своей социальной ценности.

Таким образом, время рождает проблемы, на которые худож­ник чутко реагирует и пытается обратить на них внимание об­щества. Проблема, нашедшая свое отражение в коллизии, в свою очередь, диктует художественную тему, а потому содержание главной темы пьесы должно вбирать в себя1 и отражать:

а) с одной стороны, ту жизненную проблему и коллизию, которая стала предметом повествования в пьесе,

б) с другой - тот процесс борьбы, которая развертывается в самой пьесе.

Материалом для главной темы пьесы служат не сами основ­ные противоречия и жизненные проблемы, которые обнаруживают себя в коллизиях действительности, а расстановка сил в столкновении этих противоречий, отношение людей к этим про­блемам действительности и, самое главное, взаимоотношения людей в процессе борьбы за решение этих проблем.

Эти взаимоотношения людей в процессе столкновений и от­ражает главная тема пьесы, расщепляясь на частные темы ге­роев и материализуясь в их поступках.

Главная тема пьесы теснейшим образом связана с фабулой, в ней развивается главная тема. Основой же фабулы является линия действия главного героя, она несет на себе главную те­му, организует весь процесс борьбы, в котором материализует­ся главная тема.

Следовательно, предметом повествования пьесы (в большин­стве случаев) будет являться движение главного героя через сюжетные перипетии и коллизии.

Остается установить: является ли художественная тема ре­шением жизненной проблемы, стоящей перед обществом или она отражает эту 'жизненную проблему и ставит ее на разрешение перед обществом?

Только сама жизнь в ходе своего исторического развития может решить и решает все жизненные проблемы.

А.П.Чехов в письме к Суворину - так отвечал на аналогичный вопрос: "Требуя от художника сознательного, отношения к работе, вы правы, но вы смешиваете два понятия: решения вопроса и правильная постановка вопроса. Только второе обязательно для художника. В "Анне Карениной" и в "Онегине" не решен ни один вопрос, но они Вас вполне удовлетворяют, потому только, что все вопросы поставлены в них правильно. Суд обязан ставить правильно вопросы, а решают пусть присяжные.

В "Живом трупе" Л.Н.Толстой разрабатывает тему брака и любви. Но, как и все личные проблемы, эта тема связана со всей общественно-государственной и бытовой стороной жизни, являющейся в представлении Толстого основным источником лич­ных драм отдельных людей. За судьбами Протасова, Лизы, Каренина, за их субъективными чувствами и желаниями стоят без­душные законы, понятия, обычаи времени. В пьесе Толстой ста­вит проблему поиска выхода из мучительных противоречий жиз­ни, но не решает ее и в этом "нерешении" звучит обличение и приговор действительности.

Понять связь жизненной проблемы с главной темой пьесы - это значит понять заинтересованность и взволнованность дра­матурга важной проблемой действительности, которая обнаружи­вает себя в характере и идейном содержании борьбы, развиваю­щейся в сюжете пьесы.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)