|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Пример второйВторая группа студентов получила задание определить главную тему драмы А.С.Пушкина "Борис Годунов" также привычным для них способом. После одного коллективного и одного самостоятельного прочтения и обсуждения драмы в определении главной темы мнения разошлись. Обнаружилось два варианта. Вариант первый: главная тема драмы - стихийное движение народа за свое освобождение в эпоху "смутного времени". Вариант второй: главная тема - бессилие власти, оторванной от народа. В данных определениях чувствуется влияние школьных учебников и некоторых критических статей, посвященных идейно-тематическому разбору драмы А.С.Пушкина. После обсуждения полученных результатов студентам было предложено еще раз вернуться к драме и испробовать иной метод определения главной темы и основной идеи, т.е. определить темы главных персонажей, осветить весь круг тем драмы, выделить темы, сталкивающиеся в конфликте, и затем вывести логически главную тему. Во втором эксперименте процесс анализа был проведен и зафиксирован так: А.С.ПУШКИН. "БОРИС ГОДУНОВ" Круг тем, которые несут персонажи
I. БОРИС. Поступки: "Убирает" наследника престола - царевича Димитрия. Отказывается от власти, чтобы быть избранным всенародно. Страдает от того, что не завоевал симпатий народа. Сжигает грамоты и "поет анафему" Самозванцу. Завещает трон несовершеннолетнему Феодору. Сверхзадача; Утвердить династию некоронованных, но талантливых правителей. (Были приведены следующие доказательства: как самый умный из бояр, Борис был советчиком при Иоанне Грозном, правил при - царе Феодоре. Теперь всячески образовывает своего сына Феодора и готовит его к власти). НЕСЕТ ТЕМУ ВОСШЕСТВИЯ НА ПРЕСТОЛ НЕ ПО ПРАВУ НАСЛЕДИЯ, А ПО ПРАВУ УМА, ТАЛАНТА, ТРУДОВ И ЗАСЛУГ ПЕРЕД НАРОДОМ И ГОСУДАРСТВОМ - ПО ПРАВУ ЛУЧШЕГО.
2. ШУЙСКИЙ и ВОРОТЫНСКИЙ. Поступки: Сговариваются волновать народ и не допустить Бориса к власти. Отказываются от заговора и присягают Борису. Ждут промаха Бориса, возводят их пороки и преступления. Сверхзадача: Восстановить и сохранить право наследия власти по "крови" и сану. Выждать момент, когда будет можно самому захватить власть. НЕСУТ ТЕМУ ОХРАНЕНИЯ ПРАВА НА ВЛАСТЬ ПО ПРОИСХОЖДЕНИЮ И САНУ, ТЕМУ СКРЫТЫХ ПРИЧИН МЕХДУУСОБНОЙ ВРАЖДЫ МЕЖУ БОЯРАМ.
3. БАСМАНОВ. Поступки; Поддерживает все начинания Бориса. Добивается сожжения разрядных книг. Личными подвигами стремится доказать свое превосходство над боярами. Разгадав замыслы бояр, поверив в "доброту" Самозванца, переходит на его сторону. Сверхзадача; Добиться права занимать должность не по законам разрядных книг, где пишут родословную, а по заслугам, доблести и таланту. (Было отмечено, что его сверхзадача в определенной степени совпадает со сверхзадачей Бориса). НЕСЕТ ТЕМУ БОРЬБЫ ЧЕЛОВЕКА ЗА ПРАВО ЗАНИМАТЬ ПОЛОШ1ИЕ В ОБЩЕСТВЕ ПО СПОСОБНОСТЯМ И ЗАСЛУГАМ, А НЕ ПО ПРОИСХОЖДЕНИЮ И ЧИНУ.
4. САМОЗВАНЕЦ. Поступки; Бежит из монастыря. Ворует право на наследство престола. Учится у украинцев "владеть конем и саблей". Заключает тайный договор с поляками о поддержке в войне с Россией. Воюет с Россией и поднимает бунт народный. Сверхзадача; Развернуть и показать свой талант - захватить престол. НЕСЕТ ТЕМУ БЕСШАБАШНОГО АВАНТЮРИЗМ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ НАСЛЕДСТВЕННОГО ПРАВА НА ПРЕСТОЛ.
5. НАРОД. Поступки; Идет решений Думы. Молит Бориса принять престол. Ругает иностранных офицеров. Ругает Бориса. Поддерживает Самозванца. Поняв, что и "Димитрий" идет к власти через кровь и ведет за собой супостата, народ безмолвствует. Сверхзадача; Избегать кровопролитий, разорений, нашествий и войн. Обрести возможность спокойно жить и работать. Ждет улучшений жизни и справедливой власти. НЕСЕТ ТЕМУ СТРАДАНИЯ, НЕУМЕЛОСТИ ОРГАНИЗОВАТЬСЯ И ПОСТОЯТЬ ЗА СЕБЯ, ЗА СВОЮ ПРАВДУ, ТЕМУ НАЧАЛА СТИХИЙНОГО БРОЖЕНИЯ НЕОСОЗНАННЫХ СИЛ.
Из данных анализа был сделан следующий ВЫВОД: Главной темой драмы является борьба между наследственным правом на власть и естественным выбором достойного правителя, тема зарождения потребностей в демократических принципах назначения правителей и отстранения их от власти по воле народа.
В данном определении темы драмы явно чувствуется тенденция к современному прочтению пьесы, желание сделать ее актуальной и понятной сегодняшнему зрителю. Такое определение главной темы объективнее и конкретнее, чем определение ее как "Бессилие власти, оторванной от народа".
Итак, главную тему пьесы нужно не формулировать, а логически выводить из того круга тем, которые несут персонажи в своем развитии, определяя главный предмет борьбы, в которой сталкиваются две основные наиболее важные силы - темы. "При всей своей идейно-тематической многомерности, - замечает Л.И.Тимофеев, - произведение обладает определенным единством. Оно подсказывается ему (писателю) самой отражаемой им жизнью: отдельные жизненные явления, взаимодействуя друг с другом, образуют явления более сложные, в свою очередь требующие определенного к себе отношения." Эту же мысль высказывает и А.И.Ревякин: "Необходимо помнить, что тематика художественного произведения предполагает не механическое сочетание разнородных, лишь внешне связанных тем, а органическое единство, определенную целостность, строгую взаимообусловленность составлявших ее частей, сторон, образов, эпизодов, объединенных ведущей или главной темой. С нашей точки зрения, в драме такой связующей силой, органически объединяющей в целое все множество тем произведения, является линия действия главного героя, сталкивающаяся с другой, противостоящей ему силой, т.е. его тема, которую он несет в пьесе. В творческом процессе писателя судьба главного героя, его движение и является тем основным "мотивом", который пронизывает все его произведение. Вспомним высказывание И.А.Гончарова: "У меня есть всегда один образ и вместе главный мотив: он-то и ведет меня вперед - и по I дороге я нечаянно захватываю, что попадается под руку, то есть что близко относится к нему." От позиций, взгляда и решения режиссера будет зависеть трактовка всего круга тем и определение главной темы пьесы. Режиссер получает возможность любую из развивающихся в пьесе тем сделать главной, но прежде чем принимать решение по трактовке, режиссер должен внимательно изучить, какую тему акцентирует драматург, какую тему он делает главной. Определить главную тему драматурга иногда помогает название пьесы, в котором автор не только указывает героя, несущего главную тему ("Гамлет", "Отелло", "Антигона", "Эгмонт", "Тартюф" и т.д.), но иногда в аллегорической форме указывает на свою основную мысль: "Гроза", "Живой труп", "На дне" - эти названия раскрывают эмоциональное отношение автора к изображаемым событиям, что необычайно важно при выведении главной темы произведения. Точно так же и в определении тем персонажей неоценимую услугу может оказать сам автор, стоит только внимательно отнестись к некоторый особенностям его творчества. Само по себе имя персонажа часто несет в себе намек на его характер, или определяет его место в произведении, а иногда и в обществе, которое изображено в пьесе. Так, например, в "Горе от ума" А.С.Грибоедова уже в списке действующих лиц мы можем получить некоторые сведения о характере персонажей: полковник Скалозуб, Молчалив, Репетилов... В этих фамилиях чувствуется намек Грибоедова на характеры героев. В "На дне" М.Горького - Барон, Актер, Клещ, Квашня - их прозвища могут служить ориентиром в определении той темы, которую каждый несет в пьесе. Режиссеру необходимо помнить, что в определении главной темы всегда должна находить отражение сущность конфликта, сущность борьбы во имя осуществления определенной идеи. История современного театра знает немало примеров нового и своеобразного прочтения классических произведений режиссерами. С нашей точки зрения их удачи в значительной степени зависели ох нового современного взгляда на тематику этих произведений и выбора главной темы из всего круга тем пьесы. Часты случаи, когда пьеса известного классика на первый взгляд кажется устаревшей, несовременной. Главная тема и основная идея ее соответствуют только эпохе автора и не могут звучать актуально сегодня. Но стоит режиссеру посмотреть на содержание пьесы с позиций сегодняшнего дня, взять из общего круга тем ту, которая более других соответствует сегодняшним проблемам, и пьеса зазвучит по-иному. Вот почему по-новому трактовал шекспировского "Короля Лира" Питер Брук и "Трех мушкетеров" А.Дюма Роже Планшон, вот почему иначе зазвучали "Ромео и Джульетта" у А.Эфроса, "Гамлет" у Ю.Любимова, "Горе от ума" Грибоедова и "Мещане" Горького у Товстоногова. "Горе от ума" в постановке Товстоногова прозвучала не как комедия нравов старой Москвы, а как трагедия человека, лишнего в этом обществе, и более других акцентировалась тема главного героя - Чацкого. В выведении круга тем и главной темы может и должна быть определенная тенденциозность. За режиссером остается право выбора главной темы из круга тем и, таким образом, он может, не переделывая сюжета, извлечь из пьесы новую тему и сделать произведение современным. Главная тема пьесы - это тема борьбы ее героев, в которой находят отражение существенные социальные проблемы действительности и раскрываются основные противоречия времени. Характер отражения этих проблем и противоречий будет являться идейной концепцией драматурга независимо от того, привел или не привел драматург своих героев к положительному решению.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |