АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЗАВЯЗКА

Читайте также:
  1. V. Дети и дворовые
  2. Андрей Шемякин
  3. Аннотация
  4. Аромат ирисов
  5. Введение в философию 1 страница
  6. Вопрос № 2. Искусство быть самим собой.
  7. Вопрос № 2. История становления Коко Шанель.
  8. Вопрос № 3. Отличительные особенности романтического стиля.
  9. ВХОД ЗА БОЛЬШИМИ ЧАСАМИ
  10. ГЕРОИЧЕСКИЙ МИФ
  11. Герой и его история
  12. ГИМН АХУРА-МАЗДЕ

 

Завязке сюжета обычно предшествует экспози­ция. Экспозиция и завязка представляют собою неразрывно слитые элементы единого начального этапа драмы, образуют исток драматического действия и потому определить завязку в системе событий не так просто, как может показать­ся на первый взгляд, особенно в современных пьесах.

Теоретики драмы отмечают два вида экспозиций - прямую и косвенную.

"Прямая экспозиция" - это специальный монолог, передове­ренный персонажу пьесы, не связанному непосредственно с раз­витием сюжета. Им может быть ведущий, как у В.Вишневского в "Оптимистической трагедии", или хор, как у А.Арбузова в "Ир­кутской истории", голос автора в пьесах Б.Брехта, и т.д.

И "экспозиция косвенная". В ней зритель получает необхо­димые сведения в "завуалированном" виде. Они даются как бы случайно, непреднамеренно - в ходе обмена репликами между персонажами.

Экспозиции бывают и другого типа, типа пролога. В прологе драматург показывает события, освежившиеся задолго до начала драматического действия. Связь между прологом и дейст­вием всегда сложная, и определение завязки еще более усложняется.

"В эмпирической действительности, - замечает Гегель, - у каждого действия имеются разнообразные предпосылки, так что с трудом можно определить, где искать настоящее начало... поскольку же драматическое действие существенно коренится в определенной коллизии, соответствующая исходная точка будет сосредоточена в той ситуации, откуда должен развернуться этот конфликт. Он, правда, еще не разразился, но намечается в дальнейшем."

Экспозиция действенно готовит завязку, завязка реализует конфликтные возможности, заложенные и развитые в экспозиции. Если в экспозиции автор знакомит нас с расстановкой сил, то завязкой открывается драматическая борьба, впервые реализуются конфликтные начала.

Желая сделать действие более динамичным, борясь с тради­ционными канонами, некоторые драматурги пытаются ликвидиро­вать «сократить до минимума экспозицию, ломают старые ком­позиционные формы построения сюжета. А.Арбузов, например, начинает "Иркутскую историю" с последнего финального эпизода, на мосту. Экспозиция обнажена и кратка; герои говорят сами по себе, называя свои имена. Все остальные сведения о героях разбросаны по всей пьесе.

Завязкой следует считать не просто первое событие, кото­рое встречаем в линии драматического действия, а событие, начинающее конфликт, создающее конфликтную коллизию, конф­ликтную ситуацию.

При наличии пролога завязку следует искать не в нем, а в линии действия основной части пьесы, так как в прологе может быть своя завязка и своя кульминация, как в "Без вины вино­ватые" А.Н.Островского.

В каждой картине, в каждом акте пьесы есть события, которые движут вперед драматическое действие. Из их множества необходимо выделить особо важные, которые и будут узловыми событиями. Среди узловых необходимо определить кульминационное, которое приводит дра­матическое действие к наивысшему напряжению. Обычно кульми­национное событие тяготеет к финалу пьесы, так как после не­го наступает спад в развитии драматического действия. Куль­минация - это тот рубеж, на котором изменяется характер борь­бы, развязка надвигается и надвигается неудержимо.

Не всегда сразу и легко можно выделить, а тем более вы­строить и акцентировать кульминационное событие в линии раз­вития действия. В той же "Иркутской истории" А.Арбузова са­мым сильным событием является смерть Сергея, но это событие композиционно располагается в начале второй части. Если его посчитать и строить как кульминационное, то вся вторая часть спектакля не получит нужного звучания и не вызовет нужного интереса зрителя, тогда как все основные психологические коллизии, связанные со становлением характера героини, с вы­бором жизненного пути разворачиваются именно во второй час­ти. Очевидно, кульминационным событием следует считать реше­ние Валентины отказаться от помощи товарищей Сергея и самой стать руководителем и творцом своей судьбы. Оно расположено в финале пьесы, его и необходимо сделать самым важным и самым сильным в спектакле.

Точно найденная кульминация - залог верного идейного звучания спектакля. Ошибка может пагубно сказаться не только на композиционной целостности спектакля, но и на его идейном звучании.

Кульминация в определении Дж.Говарда Лоусона, - это "вы­ражение сущности социального смысла пьесы".

После кульминационного события наступает очень важная часть драматического действия пьесы - развязка. Этот отрезок драматического действия требует внимательного рассмотрения.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)