АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Герой и его история

Читайте также:
  1. Cфальсифицированная история.
  2. I. История пастырского служения в тюрьмах.
  3. II. ИСТОРИЯ КВАНТОВОЙ ТЕОРИИ
  4. II. ИСТОРИЯ МАТЕМАТИКИ ДО 19 ВЕКА
  5. II. ИСТОРИЯ НАШЕЙ КАНАЛИЗАЦИИ
  6. II. Обзор среды и история болезни
  7. Mad Max – подлинная история «Черного перехватчика»
  8. RusLit:: История :: Алексеев Валентин :: Тридцатилетняя Война.txt
  9. VIII. Полицейский и История
  10. X. ОДИЧАНИЕ И ИСТОРИЯ
  11. X. Одичание и история
  12. А вот, читатель ещё одна грустная история из жизни женекой

Телевидение — это умение думать картинками. Сюжет — уме­ние рассказать историю в картинках. Забавно, что любовь к комик­сам, которую мы долго отрицали и потешались над тупостью аме­риканцев — любителей комиксов, сегодня приходит к нам.

Появилась программа «Куклы». Что такое — «Куклы»? Это воз­можность через персонажей, невероятно похожих на известных всем людей, рассказать анекдот, байку, историю. История или сюжет придуманы или взяты из классики, но персонажи поступают так, как реальные прототипы поступили бы, если бы...

Чем хороши истории? Они занимательны. История — это все­гда драматургия, когда есть завязка, кульминация, развязка. Что такое анекдот и почему мы смеемся? Анекдот предполагает нео­жиданную развязку, а смех — это всегда реакция на неожиданное.

— Последний анекдот из Интернета:

— Доктор, как дела у вашего пациента с манией преследования?

— Понимаете, все было хорошо, пошел на поправку, и тут его подстре­лил какой-то киллер. •

Последние слова анекдота полностью переворачивают смысл

всех предыдущих слов. Возникает смех, радость (конечно, не по поводу убийства). Радость от того, как нас классно обманули. Чис­то интеллектуальное наслаждение.

Хороший сюжет должен учитывать стремление человека полу­чить удовольствие от общения с качественным продуктом в виде профессионально сделанной информации. Это предполагает, как мы уже говорили, «втягивание» зрителя в сюжет на основе прин­ципов: касается всех и каждого, понятно, интересно.

Я не буду прибавлять к этим принципам никаких новых, я про­сто хочу предложить вариант подачи информации, когда легко реа-

лизовать все три принципа вместе — три в одном. Через героя и его историю. Старо, как мир: людям всегда интересны прежде всего они сами, именно поэтому им интересно, что происходит у соседа.

Если рассказать историю, которая понятна, узнаваема и увле­кательна, да еще с неожиданным концом, да еще с симпатичны­ми героями — зритель вам обеспечен.

• Например, В СМИ опубликована информация о реформе пенсион­ного обеспечения. Редактор дает вам задание информировать пенсионе­ров о реформе в связи с получением уведомлений о накопительной пен­сии. У вас есть вариант взять интервью у хорошего эксперта, который все подробно объяснит.

Уверяю вас, мало кто будет это слушать и мало кто что поймет, даже из тех, кто будет слушать. Дело в том, что в этом случае нарушается один из трех принципов — это не интересно, хотя понятно и нужно. А вот другой вариант. Конкретная Мария Ивановна Иванова на пенсии уже пять лет. Она получила уведомление и, как многие пенсионеры, ничего не поняла. Хорошо бы выбрать такую Марию Ивановну, которая владеет грамотным и ярким разговорным слогом и не боится камеры. В этом случае у нас, как минимум, будет эмоциональный синхрон по поводу реформы и растерянности перед реформой. Затем журналист делает героиню ближе к зрителю, рассказывая корот­ко ее историю: работала с 15 лет, имеет знакомую всем медаль «Ветеран труда», пенсию делит с детьми и внуками.

Возникает ситуация узнавания и сопереживания. Хорошо бы подчерк­нуть историю жизни фотографиями из семейного альбома (не ленитесь в поиске картинок, особенно если хотите сделать настоящую историю). Что же делать Марии Ивановне со своими виртуальными накопитель­ными деньгами? Здесь самое время дать слово нашему эксперту (синх­рон — свидетельские показания). Но вопрос ему задать надо от лица нашей героини конкретный. Ее пенсия составляет столько-то, она полу­чила вот это письмо. Что ей делать?

Даже внешне эксперт в этот момент будет выглядеть иначе, чем в офи­циальном интервью. Здесь он будет мягче, тон менее официальный, объяс­нения более конкретные и понятные. •

Всегда ли работает принцип: найдите героя и расскажите его историю? По сути, всегда. Дайте любой пример, и мы вместе мо­жем найти героя и историю.

Самый сложный сюжет — заседание Законодательного собра­ния или Гордумы. Можно подать этот сюжет через конкретного депутата, который, например, собирается голосовать «против», наперекор всем.

Начните историю с проводов этого депутата из собственной квар­тиры. Жена уговаривает быть как все, он настаивает на своей правде. Затем коротко (опять же через фотографии или архивные кадры) журналист рассказывает об этом человеке и о его принципах.

 

Зрителю уже более понятны резоны этого депутата, и он ста­новится как бы болельщиком на его поле. Само официальное засе­дание — теперь лишь эпизод этого сюжета. Это почти реалити-шоу Камера снимает героя в тот момент, когда он выступает по моти­вам голосования. Затем большинство голосует «за». Против — еди­ницы. Камера фиксирует эмоции героя и финал его интервью: «Я знал, что так будет, но уверен в своей правоте».

В этот момент самое время дать микрофон оппонентам, прого­лосовавшим «за». Их аргументы весьма убедительны, но хорошо было бы, чтобы вопрос им был сформулирован с точки зрения позиции избранного вами героя. Вот она, коллизия, конфликт, драматургия. В результате каждый зритель вдруг ощутит, как это может быть интересно — битва в парламенте. Он запомнит этот закон и обязательно выберет свою позицию: либо на стороне ге­роя, либо на стороне большинства (совсем не обязательно герой проигрывает, он может представлять большинство).

Не каждый человек может быть избран в качестве героя, вер­нее сказать, если есть выбор, то надо искать людей искренних, открытых перед камерой, людей, которые вызовут интерес у зри­телей. Бывают зажатые, косноязычные, несимпатичные внешне фигуры. Если вы обязаны взять у такого человека интервью, то надо уметь это сделать и есть определенные приемы, о которых мы поговорим в главе 8. Но если вы сами выбираете героя для сюжета, то старайтесь делать это тщательно и учитывайте его человеческие качества и «телевизионность».

Все мы вышли из гоголевской «Шинели». Воистину все, даже телевизионные журналисты, все чаще обращаются к теме «малень­кого человека», страдающего, потерявшего ориентиры в жизни. Или, наоборот, уверенно идущего к цели, несмотря ни на что. Есть студии в регионах, которые славятся умением найти героев.

• Например, хабаровская телекомпания «Губерния». В одном выпуске

новостей здесь собраны сюжеты с уникальными героями. Один из них — Андрей Цавис. Когда-то это был самый богатый клиент Сбербанка СССР. На его счету было более ста тысяч рублей — огромное состояние! Ма­шина «Волга», не доступная ни для кого, стоила тогда семь тысяч руб­лей. Оказывается, заработал эти деньги герой собственным трудом. Он имел несколько пасек, продавал мед и успешно занимался подсобным хозяйством. При этом работал на хорошей должности при хорошей зар­плате. Вот вам и олигарх советского времени! Во времена Гайдара день­ги Андрея Ивановича сгорели, но он не унывает. Ему уже за 80, а он все еще трудится и зарабатывает для детей и внуков. •

Сюжет, достойный документального фильма. Другое дело, что в программе новостей это был вставной номер, очерк о земляке.

 

Но историю Андрея Цависа вполне можно было бы подверстать к текущим событиям дня. Будь то падение доллара или возникнове­ние нового филиала Сбербанка.

В этом разделе речь идет не о поиске героев и историй вообще, а о героях и историях как специальном приеме для подачи важной актуальной информации. Это модно, это привлекательно, это дает возможность соединить три главнейших принципа профессиональ­ного сюжета. Но не переборщите. Некоторые телекомпании так ув­леклись этим приемом, что ни один сюжет не выходит без наличия героя и истории. И вот появляется некое клише: Мария Ивановна сегодня получила пенсию (первый сюжет), мальчик Коля сегодня не пошел в школу (второй сюжет), Антонина Ивановна и Петр Ильич сегодня, как всегда, отправились на репетицию народного хора (тре­тий сюжет). Когда прием становится шаблоном, эффективность его воздействия пропадает. Все хорошо в меру. Чувство меры — есть не­обходимая, если не главная, черта любого профессионала.

«Заседаловкп», совещания и пресс-конференции

Эту тему следует выделить в отдельный раздел в связи с тем, что огромное число региональных телекомпаний заполняет новостной эфир сюжетами, которые принято называть «паркетом», хотя «паркет» — понятие более широкое, чем «заседаловки». Сюда вхо­дят репортажи о поездках губернатора или мэра, вручение всячес­ких наград опять же должностными лицами, сто дней со дня на­значения и т.д.

«Заседаловки», совещания и пресс-конференции часто посвя­щены весьма острым темам и проблемам, которые имеют право на существование и даже необходимы в выпуске новостей. Это может быть совещание по поводу предстоящего паводка или пресс-конференция о грозящем области банкротстве и т.д. Иными сло­вами, если мы вспомним первый принцип хорошего новостного сюжета — касается всех и каждого, то сами темы и проблемы, которые обсуждаются, вполне соответствуют этому принципу. На­рушены два других — совсем не интересно и мало что понятно. Почему непонятно? Потому что на совещаниях принято говорить особым, официальным языком и разговор идет среди людей, по­священных в эту тему, хорошо знающих ее. В результате исчезают необходимые подробности и так называемый Ьас1с§гоиш! (опять английское слово, которое можно перевести, как «основа» базис или предыстория»).

Как же быть? Почти каждый день главный редактор посылает журналиста на очередное заседание, совещание или пресс-конфе­ренцию. Может ли этот репортаж стать интересным и понятным? Пример лучших региональных компаний показывает, что да, мо­жет. Как всегда, все зависит от профессионализма авторов сюжета.

СОВЕТЫ

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)