|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Профессиональная учеба и совершенствованиеИзвестно, что профессиональная переподготовка практически для любой профессии должна проходить не менее чем один раз в два года. Учатся врачи, учителя, причем учеба вменена им в профессиональные обязанности. Без переаттестации главные бухгалтеры не получат сертификата на профессиональную деятельность и т.д. В нашей профессии, к сожалению, переподготовка и учеба — добровольное желание журналиста или убеждение начальника. Нет жесткого правила, что без повышения квалификации до работы человек не допускается, а жаль. Меняются требования к профессии, «замыливается» взгляд, появляется ощущение тупика или, что не менее страшно, обманчивой легкости. Учиться очень полезно. Это возможность проверить себя, пообщаться с коллегами из других регионов, наконец, просто оторваться от привычного круга забот и проблем. Я уверена, что не бывает бесполезной учебы, даже если курсы — не самые удачные и подходящие для вас. К счастью для работников регионального телевидения России, уже десять лет существует в Москве некоммерческая организация «Интерньюс», которой руководит талантливый менеджер и заме-
нательный человек Манана Асламазян. Этот коллектив добился невозможного. Через «Интерньюс» прошли не десятки и даже не сотни, а тысячи работников региональных компаний —• режиссеры, дизайнеры, журналисты, операторы. Обучение проходит в самых разных формах: семинары, курсы, фестивали, конференции. Десять лет в Екатеринбурге работает школа ВВС. Это хорошая возможность пообщаться с иностранными тренерами и лучшими журналистами региона. Наконец, в Нижнем Новгороде также более десяти лет работает наш Центр «Практика». Название выбрано специально, чтобы подчеркнуть главный принцип обучения: здесь слушатели много работают с телевизионной техникой и даже имеют возможность выхода в реальный нижегородский эфир (Центр имеет эфирную лицензию на метровом канале). Для тех, кто желает овладеть профессией телеведущего, есть уникальная возможность поучиться у самого Познера в его авторской школе в Москве. К этому можно добавить, что еще с советских времен успешно работает в Москве государственный Институт повышения квалификации работников телевидения (ИПК), где можно получить мастер-классы таких мэтров, как Утилова, Беляев, Цвик. Все это свидетельствует о том, что региональному тележурналисту сегодня есть где учиться. Более того, есть выбор. В наше время за счастье почиталось пройти курс в Институте повышения квалификации, а режиссеры выдерживали огромный конкурс, чтобы поступить в ЛГИТМИК*. Другого не было. То же самое можно сказать и о литературе. Сегодня можно купить и заказать или прочитать в Интернете прекрасные переводные книги лучших зарубежных авторов и наших мэтров. Казалось бы, все для вас. Почему же далеко не все журналисты реально повышают свое мастерство? Как правило, большинство ссылается на невероятную загрузку и отсутствие денег. Даже если курсы в «Интерньюсе», в Центре «Практика» или у Познера проходят для слушателей бесплатно (за счет российских и международных грантов), то приходится тратить деньги (свои или компании — это уже как договориться) на проживание в гостинице, на билеты и питание. Здесь есть большая проблема, так как зарплаты многих региональных журналистов и прибыль региональных компаний растут гораздо медленнее, чем цены на билеты и стоимость гостиницы. Это серьезная проблема и серьезная преграда. Я могу * ЛГИТМИК — Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии. только сказать, что не один и не два раза к нам в Центр приезжали люди, которые брали деньги в долг, или находили спонсора, или, в крайнем случае, продавали что-то, чтобы ехать учиться. Они были уверены, что затраты себя окупят. Надеюсь, так оно и случилось. Надо точно понимать, что нельзя овладеть профессией раз и навсегда. Даже если к вам пришел успех и у вас есть удивительный дар общения со зрителем, через какое-то время надо все менять: и интонацию, и имидж, и оформление студии. Страшно, если вы пропустите этот момент, и тогда кто-то другой заберет ваших зрителей себе. Итак, первое препятствие для обучения — это деньги. Здесь трудно дать совет. Наверное, надо помнить о том, что деньги — это самое простое из того, что мы можем отдать. И еще: если их жалеть, их никогда не будет. Хотя, может быть, это мой принцип, и возможно, он подходит не всем. Вторая проблема — время. Действительно, каждый работник на счету, и если вы отправляетесь учиться, кто-то должен вас заменить на две-три недели. Здесь надо быть готовым к тому, что перед учебой и после придется вкалывать. Очень важно, чтобы команда получила явную «прибыль» от ваших знаний. При этом делиться знаниями лучше всего на практике. Подразумевается, что после учебы вы должны работать более грамотно, более профессионально. Иначе — какой смысл? Третья проблема, о которой обычно говорят, это проблема начальства. Начальство иногда бывает не заинтересовано в учебе своих сотрудников. Резоны понять трудно. Но они все же есть. Если удалось наладить некоторый баланс и атмосферу в коллективе, расставить людей по местам, то возвращение человека после учебы, как правило, настроенного революционно, может нарушить этот баланс. Не один раз мы с другими руководителями обучающих компаний говорили о том, что важнее всего учить самих менеджеров и руководителей, однако есть такая проблема — они не считают необходимым для себя учиться и даже иногда присылают на курсы менеджеров вместо себя, ассистентов режиссеров или (был и такой случай) секретаршу. Заманить менеджеров и руководителей компании на курсы удается, если в программе семинара присутствует имя крупного олигарха или политика. Ну что ж, надо учитывать и это. Может ли профессиональная учеба нанести вред конкретному творческому человеку или компании в целом? Так бывает, если: 1. Результаты учебы оказываются неудовлетворительными. Это приводит к разочарованию и сожалению по поводу истраченных времени и денег.
Будьте внимательны и терпеливы при выборе места учебы. 2. Человек не умеет учиться. Здесь могут быть разные причины: чрезмерные амбиции или, наоборот, заниженная самооценка. Было немало слез и стрессов после первого просмотра работ в группе. В некотором смысле это необходимо как катарсис, но есть люди, которые не готовы это пережить. У себя они лучшие, здесь — чуть ли не худшие.
Готовьте себя к учебе. Настраивайтесь по-бойцовски и учи- 3. Люди не умеют правильно обращаться с плодами своей учебы. К сожалению, этот случай самый распространенный. Дело в том, что, перевернув собственное представление о профессии и овладев современными приемами и жанрами, выпускники профессиональных курсов стремятся как можно быстрее изменить ситуацию на своем телевидении. Это стремление естественно и отрадно. Однако оно часто разбивается о стену непонимания, безразличия, а иногда даже насмешку со стороны коллег. Совет ^ Действовать надо осторожно, добиваясь, прежде всего, собственного профессионального успеха. Надо уметь дождаться вопроса: «Как ты это делаешь?» А не вопить на всех пере крестках: «Я знаю, как надо делать!» 79 Очень жаль, когда после курсов некоторые из наших выпускников увольняются из своих компаний. Такая статистика есть и у «Интерньюса», и у школы ВВС... Трудно совместить грамотные, профессиональные требования к нашей работе с реалиями современной жизни. Это серьезный конфликт. Это надо уметь пережить. У многих, к счастью, это получается. Теперь несколько слов о пользе книг. Если у вас не получается оторваться от повседневности и пройти курсы, то можно взять в руки книгу или найти ее в Интернете и погрузиться в чтение профессиональной литературы. Очень полезно сравнить свои ощущения от профессии с ощущениями автора. В нашей книге вы найдете ссылки на различные учебники и монографии. Надо читать как можно больше книг разных авторов, в том числе тех, с кем вы категорически не согласны. Дело в том, что в процессе внутреннего диалога с автором происходит кристаллизация вашей собственной мысли. А это тоже учеба. В заключение расскажу историю своей любимой ученицы. Не буду называть фамилию. Это не столь важно. Этот человек во многом способствовал нашему собственному профессиональному росту как обучающей структуре. Дело в том, что она приезжала к нам четыре (!) раза. Первый на так называемую большую школу, когда в течение трех недель даются базовые знания по режиссуре, журналистскому мастерству, монтажу и т.д. Закончила курсы в числе лучших, и вдруг через полтора года я нахожу знакомую фамилию в списке новых слушателей. Приезжает. Спрашиваю: «Зачем? Тебе будет не интересно». Отвечает: «Я заболачиваюсь, нуждаюсь в некоторой встряске. Уверена, что здесь ее получу». После окончания курсов она призналась: даже знакомые лекции воспринимала по-новому и находила ответы на новые вопросы. Но когда через год уже на других курсах для продюсеров я вновь увидела ее красивое лицо, то испугалась не на шутку. Однако девушка успела стать продюсером утреннего канала и приехала за новыми знаниями. Почему бы и нет? Это мне уже приходилось перестраиваться на ходу, избегая привычных афоризмов и сентенций. Четвертый раз она приехала в рамках нашего международного гранда с Нидерландами. Ей стало интересно: чему и как учат тренеры из Голландии. Уехала опять довольная. Мы с ужасом ждем пятого приезда. Это, конечно, шутка. На самом деле такие прочные контакты только радуют. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |