|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
К читателямН.В. Зверева Школа Регионального Тележурналиста Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 520600 и специальности 021400 «Журналистика» АСПЕКТ ПРЕСС Москва 2004 УДК [070.4: 621.397.13] (075.8) ББК 7б.032я73-1 Федеральная целевая программа «Культура России» (подпрограмма «Поддержка полиграфии и книгоиздания России») Рецензенты: \ канд. филол. наук, зав. кафедрой телевидения и радиовещания факультета проф. кафедры журналистики Нижегородского ГУ генеральный директор телекомпании «Плюс 12» (г. Тула) А. Ю. Столяров ] Зверева Нина Витальевна 3 43 Школа регионального тележурналиста; Учеб. пособие I5ВN 5-7567-0332-2 Первое в России учебное пособие, отражающее специфику де- ятельности тележурналиста на региональном уровне. Книга не толь- ко представляет собой популярное и практическое изложение про- блем, с которыми ежедневно сталкивается тележурналист, но > предлагает доступные методы их решения. Автор рассматривает весь комплекс вопросов, связанных с обучением тележурналис- та, с учетом региональной специфики. 1 Предназначено для студентов высших учебных заведений, обу- УДК [070.4:621,397.13] (075,8) ББК 76.032я73-1 I5ВN 5-7567-0332—2 © ЗАО Издательство «Аспект Пресс», 2004 Все учебники издательства «Аспект Пресс» на сайте ту**, аяресфгеяз. ги
Предисловие Это — хорошая книга. Я мог бы этим ограничиться, посчитав, что главное сказано. Но все же попробую раскрыть смысл сказанного. Я совершенно убежден в том, что невозможно научить быть журналистом — точно так же, как нельзя научить человека быть писателем, художником, композитором. Можно обучить человека нотной грамоте, оркестровке,композиции, но, даже овладев этими навыками, далеко не всякий становится композитором. Можно научить рисованию — перспективе, светотени, изображению объема. Но, овладев техникой, далеко не всякий становится художником. Надо ли продолжать? Быть журналистом — это, конечно, профессия. Но в гораздо большей решительной степени это — образ жизни, некий настрой, в конечном итоге талант. Есть, однако, существенная разница между журналистом и писателем, с одной стороны, и художником и композитором, с другой. Невозможно овладеть двумя последними профессиями без знания целого ряда сугубо технических знаний и приемов. Я не могу назвать ни одного сколько - нибудь известного художника или композитора, который бы не стал таковым, не обучаясь этому делу в специальных учебных заведениях. Если ж таковые есть, то они — лишь исключения из правила. Однако могу назвать множество имен выдающихся писателей, которые не учились в «писательских» школах: Шекспир, Достоевский, Рабле, Фолкнер, Бальзак, Толстой, Маркес... — список бесконечен, а о поэтах я и не говорю. Подавляющее большинство выдающихся журналистов стали таковыми получив совершенно иное образование — историческое, филологическое естественно-научное, инженерное и т.д. Они пришли в журналистику, только накопив некоторый жизненный опыт, сформировавшись. Журналистика предполагает и требует определенного отношения к жизни, а оно, это отношение, формируется в результате обретения опыта. Вот почему я считаю бесполезным, если не сказать бессмысленным, существование факультетов журналистики для тех, кто только что покинул школьную скамью. Лучшие школы журналистики в мире принимают на обучение только людей с высшим образованием. Их обучают технике этой профессии, не более всего стремятся выработать в этих «студентах» такое понимание того, что есть журналист,что оно становится второй натурой человека. Книга Нины Зверевой — заметьте, я пишу «книга», а не «учебное пособие» — обращена именно к таким людям, т.е. к тем, кто уже работает на журналистском поприще. Все, о чем пишет автор, это то, с чем журналисты (в данном случае региональные) сталкиваются каждый день. Это попытка помочь им понять, чем же на самом деле они занимаются, как им быть журналистами в конкретных условиях сегодняшней России. Это чрезвычайно амбициозная книга, поскольку ее автор пытается ответить на бесконечно сложные вопросы, которые не имеют однозначного ответа. Это книга, которая заставляет читателя задумываться, сомневаться, ставить вопросы — не столько другим, сколько самому себе. И находить ответы. Закончу тем же, чем начал. Это — хорошая книга. Владимир Познер, журналист
Моим учителям - нижегородским и московским. Моим ученикам — нынешним и будущим. Моей семье — единственной на свете. К читателям • Когда я была маленькой девочкой, мамина московская подруга тетя Зина повела нас в Третьяковскую галерею. И первым, что мы услышали, был возглас тети Зины возле картины Серова: «Смотри, это моя самая любимая картина.'» Затем та же фраза — «Моя самая любимая картина” — повторялась у картин Сурикова, Репина, Петрова-Водкина. «Как же это так?» — спросили мы у тети Зины. «Ничего не могу поделать, — получили ответ. — Здесь каждая картина моя самая любимая». • Когда я думала над введением своей первой большой книги, каждая мысль претендовала на то, чтобы оказаться самой главной. «Ну что ж, пусть так и останется», — подумал давно выросший автор. В жизни очень много самого главного, в том числе и в нашей профессии, и в обращении к читателям книги. Книга, которую вы держите в руках, представляет собой попытку сформулировать и упорядочить мой собственный журналистский и педагогический опыт, поэтому ей присуща некоторая субъективность. Работа на телевидении вообще очень субъективна. То. что нравится одному зрителю — совсем не нравится другому. Причем не нравится ему именно то, что восхищает оппонента. В нашей профессии нет и не может быть стопроцентного успеха. Однако это не означает, что не надо стремиться достичь его. При всей субъективности зрительских симпатий есть достаточно надежные показатели профессиональной работы. В том числе и оценка большого числа зрителей, или так называемый рейтинг. Но рейтинг может сопутствовать даже слабой и непрофессиональной программе, в то время как некоторые удачные и высокопрофессиональные не получат должного внимания со стороны зрителей. Такое бывает, и надо приучать себя к тому, что «ты сам — свой высший суд». Если прибавить к этому необходимость постоянного сомнения в себе и результатах своей деятельности, можно впасть в депрессию. Зачем тогда нужна еще одна книга, не содержащая единственно верных ответов на вопросы тележурналистов? * Во-первых, лишних знаний и лишних книг не бывает. В любом случае — даже если отдельные рекомендации автора вас не устраивают — всегда полезно сопоставить свое мнение с мнением другого специалиста, * Во-вторых, работа телевизионного журналиста на региональном телевидении имеет свою специфику, о чем надо говорить и писать. В этой книге речь идет о работе именно регионального тележурналиста. Притом что профессиональные критерии одинаковы и для тех, кто работает в Москве и Питере, и для тех, кто делает передачи в далеком поселке, специфика телевизионной работы в Центре и регионах абсолютно разная. * В-третьих, важность изложенных в книге рекомендаций подтверждена опытом 10-летнего руководства автором Нижегородским Центром «Практика»*, в котором прошли обучение уже более семисот региональных тележурналистов, режиссеров и телеоператоров. И если судить по отзывам наших слушателей, это обучение всерьез способствовало их профессиональному росту. Накопленный опыт преподавания и стал основой предлагаемой книги. Перед ее автором стояла сложная задача — преобразовать результаты общения с участниками мастер-классов и тренингов в учебное пособие. При этом хотелось привести любопытные цитаты разных авторов, высказать собственные размышления по сложным вопросам и отдельным частностям, да при этом еще и втянуть читателя в непосредственную работу по выполнению конкретных заданий. Я убеждена, что научить нельзя, а научиться можно. Из этой известной фразы следует, что учеба есть некоторый труд и простое чтение глазами даже самых интересных и правильных вещей так же легко забывается, как и легко усваивается. Поэтому те читатели, которые действительно хотят перейти на высшую ступень профессионального мастерства, могут проверить себя, выполнив задания, которые даются в конце каждой главы. В Центре «Практика» есть заповедь: «Учи других так, как хотел бы, чтобы учили тебя». Дело в том, что региональные журналисты, как правило, учатся на своем рабочем месте у старших коллег и специальные курсы — большая редкость и радость. Книга написана согласно этому принципу в стиле самого автора и так, как ему нравится. Короче говоря, именно такую книгу я хотела бы почитать в те времена, когда осваивала телевидение. Но при этом автор отдает себе отчет в том, что первая книга вполне * Российский Центр подготовки работников региональных телекомпаний «Практика» основан в 1992 г. в Нижнем Новгороде Н. В. Зверевой и М. А. Сладковым. Центр специализируется на повышении квалификации телеведуших, репортеров, операторов, режиссеров, продюсеров, менеджеров по рекламе телекомпаний из городов России и стран СНГ. может стать тем самым первым комом по причине желания втиснуть туда все самое интересное отовсюду, в том числе из собственного опыта. Если благодарный читатель даст мне возможность сделать второй вариант этой книги, думаю, она будет гораздо лучше. Самое-самое главное — эта книга может стать полезной и для студента журналистского факультета, который пока не решил, чему посвятить себя: радио, газете или телевидению, и для ветерана регионального ТВ, проработавшего в каком-нибудь городе М-ске на государственном телевидении более тридцати лет и стремящегося изучить современные требования к профессии. Для тех, кто только определяется в том, какую профессию выбрать и стоит ли начинать карьеру на ТВ, это учебное пособие станет хорошим «тестом на профпригодность» и оградит от возможной ошибки. Практикующим журналистам оно поможет найти ценные советы и ответы на вопросы. Главное — это интерес читателя к теме, помноженный на огромное желание стать профессионалом. За тридцать лет работы на телевидении и более чем за десять лет педагогической практики автор убедился, что многие (на первый взгляд необходимые) качества телевизионного журналиста, такие как обаяние, ум, честность, смелость, образованность, талант рассказчика, умение слушать, быстрота реакции, честолюбие (список можно продолжить), отступают перед одним и самым важным — фанатичным желанием быть именно в этой профессии и быть первым. Бывают журналисты, некрасивые внешне, с явными погрешностями дикции и бесцветным голосом, но, что называется, с искрой внутри и огнем в глазах. Зачастую эти люди по окончании учебы дают фору красивым, обаятельным и привлекательным. Просто они действительно не могут жить без этой профессии. Что это — судьба, предназначение, призвание? А может, что-то еще? Самопрезентация автора Я, Нина Витальевна Зверева, родилась 25 мая 1952 г. в городе Горьком в семье физиков. Папа занимался наукой, мама работала в школе. Первое предложение попробовать себя на ТВ получила в восемь лет. Наша школа была рядом с телецентром, и режиссер детских программ частенько наведывался в школу в поиске маленьких актеров для постановок и ведения детских программ. Так случилось, что я с детства привыкла к студии, камерам, свету. Правда потом, когда я вошла в возраст гадкого утенка, режиссеры телевидения приглашали других девочек, и это было причиной моих слез и страданий. Затем успокоилась, поступила в Горьковский университет на филологический факультет, вышла замуж уже на первом курсе. В этот же год в семейном архиве мы нашли двадцать три подлинных письма великого поэта Александра Блока, адресованных моей двоюродной бабушке (бездетной тетке отца, для которой он был как сын). Дальше — публикация в «Литературной газете», успех, приглашение на телевидение уже в качестве гостя в студии. Пришла. Меня не сразу, но узнали. А узнав, предложили самой написать сценарий передачи о чудесной находке. Так я вновь оказалась на Горьковском телевидении. Училась, рожала детей (их у меня трое) и вела студенческие и молодежные программы. После окончания университета в 1975 г. была работа в молодежной редакции «Факел», победа на Всесоюзном фестивале молодежных программ (1978г.), сотрудничество с молодежной редакцией ЦТ, работа собкором РТР (с 1991 по 1998 г.), собственная школа телемастерства (сначала нижегородская в 1992 г., затем уже всероссийская), получение национальной премии «ТЭФИ» (1998 г.), избрание членом Академии Российского телевидения (2001 г.). Я считаю себя, прежде всего, именно региональным тележурналистом и продюсером. И никогда не уезжала надолго из Нижнего, всегда старалась сочетать работу на федеральных каналах с работой в региональном телеэфире. Было и так, что наши программы и сюжеты, сделанные в Нижнем, покупали и показывали не только в Москве, но и в Германии, Австрии, Америке. Я всегда мечтала соединить мастерство, профессионализм и высокую технологичность работников федеральных каналов с искренностью, любовью к людям, умением находить темы и героев и универсальностью лучших представителей региональных телекомпаний. Радостно, что среди людей, которые остались верны своему городу и своей компании, есть обладатели высшей национальной премии - премии «ТЭФИ». И особенно радостно, что это касается не только конкретно творческой судьбы автора данного учебника, но и многих моих коллег со всех концов страны. Г л а в а 1
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.013 сек.) |