|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Умение создавать и гасить конфликтыЭто не менее важное качество ведущего массовых программ, чем те, о которых говорилось выше. Нет и не может быть программы, которая не содержит конфликта и при этом интересна телезрителю. К сожалению, эта простая мысль часто игнорируется региональными творческими работниками телевидения, которые пытаются «придумать велосипед» и учатся на собственных ошибках. Нет у нас такого права, потому что зритель не должен смотреть плохие программы. Сколько раз мне доводилось видеть дискуссии в прямом эфире на философские темы «Что такое счастье» или «Как поднять науку». Неглупые люди в студии и вполне подготовленные к разговору ведущие «дудели в одну дуду», и трудно было отличить начало программы от ее финала и мнение одного человека от мнения другого. Самое коварное в подобных программах — это тот факт, что в студии во время записи или прямого эфира всем участникам всегда интересно и приятно разговаривать друг с другом. Только бедный телезритель оказывается ни при чем. Нет конфликта, нет дискуссии, нет программы. Конфликт надо уметь создать и продумать задолго до эфира. Самый распространенный вид конфликта — это открытый спор двух (или более) людей, которые имеют принципиально разные мнения по обсуждаемому вопросу. Если вам так хочется сделать программу именно о счастье, то надо позвать такого человека, который будет утверждать, что «счастья на земле нет и быть не может», и сможет защитить такую точку зрения перед теми, кто готов повторять прописные истины «счастье зависит от самого человека», «счастье — когда тебя понимают» и т.д. • Секрет популярности Владимира Жириновского в среде тележурналистов и его частых приглашений на различные ток-шоу кроется именно в его умении спорить на любую тему с кем угодно. Похоже, если кто-то скажет, что за окном весна, Жириновский тут же начнет утверждать, что это не весна, а сплошное безобразие. Это тоже своего рода талант. И судя по тому, как часто появляются в эфире одни и те же лица, способные заварить кашу и конфликтные по самой своей природе, — талант весьма редкий. • Однако конфликт — это не всегда спор конкретных личностей. • В чем конфликт популярной некогда программы «Человек в маске» (ОРТ)? Напомню: в течение часа ведущий Владимир Познер вел откровенно интимную беседу с героем в маске, который рассказывал свою непростую историю. Зал слушал, затаив дыхание. Телезрители тоже до сих пор помнят эту программу. • В чем был конфликт, и был ли он? Несомненно, был. Конфликт между с этими нашими привычными представлениями о жизни и конкретной историей человека, которая входит в противоречие с этими представлениями. • Общественная мораль утверждает, что наркомания — это ужасно и наркоманы — отбросы общества, которые сами виноваты в своей слабости. Но в одной из программ Владимира Познера мы увидели молодого человека и услышали его откровения, которые вызывали сочувствие и заставляли посмотреть на эту проблему совсем иначе. • Иногда в человеческих ток-шоу сталкиваются разные истории и разные судьбы. В результате возникает целая череда конфликтов. Так, например, в ток-шоу «Принцип домино», где обсуждается вопрос «Сколько иметь детей?», приглашается многодетная мама и молодая пара, которая принципиально не хочет иметь детей никогда. На эту же программу в качестве героя пришла женщина, которая имеет двоих детей и убеждена, что дети в многодетных семьях всегда страдают от того, что их много. Возможны еще и другие герои, которые имеют свой собственный опыт решения подобных вопросов. Ведущим остается только умело дирижировать дискуссией между этими людьми и корректно представлять каждого из них, что бывает не так просто, если героев много. Иногда в режиссерском и авторском сценарии массовой программы предусмотрены цепочки конфликтов, которые могут быть интересны зрителям. Ведущий должен уметь остро чувствовать возникновение моментов затянутости или излишней отвлеченности, успокоенности. Телезритель всегда может щелкнуть телевизионным пультом именно в такой момент. Конфликт можно искусственно обострить: * задав острый, провокационный вопрос герою; * обратившись к тем зрителям в зале, которые явно готовы к спору (иногда для этого используются «подсадные утки»); * предложив посмотреть сюжет, подготовленный заранее, который опровергает то, о чем только что говорилось. Такие моменты надо продумывать заранее, особенно если для участия в программе приглашены чиновники или политики, склонные к бахвальству, популизму, саморекламе, которые имеют огромный опыт ухода от острых вопросов. Опытные ведущие вместе с творческой группой готовятся к разговору с такими людьми особенно тщательно, почти как к бою. Конечно, реальная жизнь реальных людей, конкретная жизненная история, хорошо снятая и смонтированная в качестве сюжета, или телемост с глубинкой, где люди просто не понимают, о чем так красиво говорят начальники в студии, но при этом имеют возможность высказать свое непонимание публично, — такие моменты становятся драматичными, яркими и делают программу успешной. Умение создавать конфликты — это, прежде всего, способность уловить тот момент, когда становится скучно и нужно поднять интерес к программе, значит, создать конфликт. Не менее важное умение — это погасить конфликт, если он выходит за рамки программы. Когда люди начинают спорить, они перестают контролировать себя. И уж совсем наплевать им на то время, которое им было отведено в эфире заранее. «Нет, дайте я скажу», «не перебивайте меня, я вас не перебивал», «я должен ответить на этот выпад» и т.д. Вам приходилось слышать эти фразы не раз, не правда ли? • В программе Владимира Соловьева «К барьеру» на НТВ, где конфликт между спорящими является смыслом и содержанием программы, участники часто говорят одновременно, не слушая друг друга. Ведущий и вся творческая бригада сознательно пошли на этот шаг, так как шквал эмоций на экране — это всегда интересно. Но программа структурирована таким образом, что свободное слововыражение дается противникам только в первом раунде, а затем следуют другие раунды, где вопросы задает ведущий или секунданты. • Так мы еще раз можем убедиться, что чем сложнее задача программы, тем четче продумывается структура, сценарий и хронометраж каждого элемента сценария. Самый плохой способ погасить выходящий за рамки программы конфликт — это резко прервать спорящих, напомнив им, кто здесь главный. Гораздо выгоднее для ведущего быть не судьей и не грозным начальником, а равноправным участником дискуссии, у которого, однако, есть профессиональная обязанность следить за соблюдением равных прав всех выступающих и ни на секунду не забывать об интересах тех, кто смотрит программу. Фраза ведущего: «Боюсь, зрители не понимают, о чем вы говорите» — гораздо привлекательнее, чем фраза: «Я не понимаю, о чем вы говорите». Лучше предложить участникам дискуссии блиц-интервью, чем лишний раз напоминать им о нехватке времени. И конечно, всегда можно еще раз напомнить о правилах игры, с которыми все согласились перед эфиром и которые теперь обязаны выполнять. Ведущий всегда должен заботиться о том, чтобы последнее слово осталось за ним. Это последнее слово может быть придумано заранее, может прийти в голову во время программы. Лучшие ведущие массовых программ тратят немало сил и времени на поиски ключевой фразы. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |