|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Сотрудничество с центральными каналамиБудет логичным разобрать именно эту позицию после рассказа о том, как работал один из известных нижегородских собкоров центрального канала. Во времена Цирюльникова центральным был только один канал, следовательно, и должность собкора была уникальна в своем роде. Мне довелось стать собкором номер два, когда появилось Российское телевидение в 1991 г. А затем должность собкора стала рядовой, так как в Нижнем Новгороде появились собкоры ТВ-Центра, НТВ, программ «Времечко» и «Сегоднячко». Статус, зарплата, техника собкоров отличались от тех, что были у местных журналистов, в той же степени, в какой отличались сами каналы-работодатели. Однако сущность профессии была одна и та же. Задача собкора — делать материал из своего региона (из разряда «события, люди, явления») таким образом, чтобы он занял свое место в той или иной программе федерального канала. Это означает, что надо работать в той же стилистике, на том же профессиональном уровне и вступать в конкуренцию за эфир в масштабе всей России. Задача сложная, но интересная и престижная. Стать собкором ЦТ можно только в том случае, если журналист живет и работает в провинции. Эта работа — наша привилегия и вместе с тем отличная возможность соединить свои жизненные предпочтения с профессиональным интересом. Если сказать проще, то совсем необязательно ехать в Москву и круто менять собственную жизнь и жизнь своих близких. Можно остаться в своем городе, но работать на уровне более высоких стандартов, получать за это хорошие деньги и, главное, удовлетворение и возможность профессионального роста. На мой взгляд, в этом нет минусов — только плюсы. Сотрудничество с федеральными каналами — это прекрасная возможность профессионального совершенствования и приобретения ценного опыта. Если очень коротко сформулировать сейчас ситуацию на региональном телевидении, то одна из явных тенденций — ощущение усталости и разочарования в профессии. Уже прошел первый этап — период становления, формирования новых коммерческих компаний, информационный бум, эра популярности и доверия журналистам. Все стабилизировалось и успокоилось. Власти научились приструнивать прессу — по делу и не по делу. Для молодых журналистов романтизм профессии уже не является основным стимулом в работе. Хочется зарабатывать деньги. И все чаще приходится слышать вопрос: «Почему у региональная журналиста такая маленькая зарплата?» — или: «Каким образом выжить в ситуации, когда приходится делать то, что не хочется, когда существует вертикаль власти и заказчиков не интересует мнение зрителя?» В такой ситуации мне всегда хочется рассказать реальную историю. •* Районное Борское телевидение обучалось в Центре «Практика» полным составом. У менеджера студии (школьной учительницы) была очень грамотная идея: создать телевидение на базе клуба самодеятельной песни. Славные, душевные и симпатичные люди с гитарами пришли к нам учиться. Это была необычная школа — школа под гитару! Мы рассказывали им про телевидение — они нам пели песни. Две недели шла учеба, а потом стали работать. Борчане делали и новости, и авторские программы, и одновременно были собкорами Нижегородского видеоканала «Жаворонок». Главный редактор нового борского телеканала Олег Потапов время от времени приезжал за гонорарами в Нижний. Деньги ребята вкладывали в оборудование. Все у них было грамотно. Прошло три года... И вот однажды, как гром среди ясного неба, Олег Потапов приехал не за деньгами, а ко мне лично. И сказал, что он уперся в потолок и ему стало скучно в формате районной студии. Он почувствовал в себе силы и захотел новых рубежей — так бывает! Кроме того, жизненная ситуация сложилась у Олега так, что любимая жена-библиотекарь уезжала в Москву учиться. Отпускать ее одну Олег не захотел. Подумав некоторое время, я написала рекомендательное письмо (я редко это делаю!) своему коллеге и другу Анатолию Малкину. Написала в красках о том, что Олег — автор хороших песен и сюжетов. И это письмо стало основой для новой биографии Олега Потапова. ** Сейчас действительно многие федеральные каналы испытывают нужду в региональных журналистах. Появилось огромное количество различных информационных форматов (и это не только программы «Времечко» и «Сегоднячко»!), где требуются хорошие репортажи из глубинки. Цифровые камеры унифицировали технологические возможности. Если во времена моей юности появление хорошей камеры было единственной возможностью работать на Центральное телевидение, то сейчас стало проще. Камеры есть! Но дело не только в них... Для тех, кто хочет стать Олегом Потаповым, очень важно знать несколько правил. Во-первых, федеральный канал потребует от вас универсальности. За время работы на региональном телевидении журналист просто обязан научиться монтировать и снимать. Во-вторых, надо четко понимать разницу стандартов региональных и федеральных каналов. Если вы замахиваетесь на центральные телеканалы, то должны хорошо представлять себе их требования. Соответственно — надо уметь учиться! И в-третьих, надо иметь при себе рекомендацию. Потому что без нее все двери для вас будут закрыты, а телефоны редакций будут молчать. Но ради успокоения скажу — активные люди всегда найдут возможность прорваться. Есть «Интерньюс», который помогает начинающим журналистам, есть школы и курсы повышения квалификации. Сейчас поговаривают даже о создании «золотого кадрового резерва» из региональных журналистов. Все три этапа наш герой Олег Потапов прошел! Попал на федеральный канал, нашел свою нишу, научился рассказывать истории, понравился зрителям и руководству. •*• Олега попробовали во «Времечке», Сначала у него не получалось. Но с третьего-четвертого сюжета стало лучше: Олег нашел нужную интонацию и необычных героев. Он стал получать неплохие деньги в Москве, но испытывать при этом острый дефицит интересных людей для сюжетов. И тогда его посетила прекрасная идея. Олег пришел к Малкину и заявил, что в Москве сидеть корреспонденту нет смысла. Надо ехать в область — там героев для «Времечка» предостаточно! Так Олег Потапов вернулся в Нижний Новгород, Со мной он как независимый продюсер заключил соглашение на аренду камеры и монтажной и стал спокойно работать на Москву. А через месяц его нашли сотрудники программы «Доброе утро» на ОРТ, которым тоже нужны были душевные сюжеты про людей. Успех Олега Потапова — люди, про которых он снимает сюжеты, и интонация рассказчика. На самом деле сейчас на телевидении очень ценится умение рассказывать истории. Олег как раз овладел этим даром. Многих своих героев он нашел, работая еще районным корреспондентом. Кроме того, Олег находится в постоянном контакте с районными коллегами. А в-третьих, он — везучий человек. Олег может просто отправиться по любой дороге в любую деревню, зайти в крайний дом и найти там своего героя. Среди них и изобретатели, и бомжи, и странные люди. Например, в Кировской области он нашел человека, который победил в Китае в соревнованиях по плаванию в замерзающих реках. Смешно? Но какой был герой — красавец и смельчак, плывущий среди острых льдин! А Олег это комментирует. Когда мои ученики смотрят его сюжеты, они подавленно молчат. Потому что понимают: в каждой деревне полно таких героев,
надо только их разглядеть. Астроном, который считает звезды. Местный Петипа, устроивший в своем доме балетный театр для девочек из окрестных деревень. Чудак, построивший треугольный дом и баню... Это — настоящие телегерои! В результате такой успешной работы Олегу увеличивали и увеличивали гонорар. А у Олега была большая мечта — купить хорошую квартиру, И вот совсем недавно мы всем нашим шумным коллективом побывали у него на новоселье. Прекрасная квартира с паркетом и высокими потолками, компьютером и звездным небом в кабинете... Но не в этих звездах дело! Оказывается, всего можно достичь — стоит только захотеть это сделать. А все на самом деле просто: человек нашел свою «золотую жилу», разработал ее, создал свои стиль, жанр, слог. Никому ничего не должен и делает то, что хочет в такой, казалось бы, «продажной и заказной» профессии журналиста! Финал у этой истории двоякий. Работая три года на центральных каналах, Олег выдал «на гора» 600 сюжетов, его работы были неоднократно отмечены ценными призами и премиями. В год по 200. Значит, его сюжеты шли в эфир через день! Разумеется, Олег, отправляясь в районную командировку, привозил сразу несколько сюжетов и формировал их с выгодой для себя. А в результате сейчас Олег имеет ряд преимуществ перед коллегами, как с региональных, так и с центральных студий. Во-первых, Олег Потапов — имя в Москве известное. Работает он в свободном графике. У Олега дома есть компьютер, на котором можно монтировать сюжеты (и он сам умеет это делать!), есть оператор, который работает только с ним и при этом ездит на собственной машине. Сегодня в журналистике появилась новая тенденция — наиболее ценным кадром становится «журналист-оркестр». Человек, который ездит на собственной машине, с собственной камерой и снимает все сам. На сегодняшний день в истории нашего героя произошли некоторые изменения. За три года Олег немного устал от бешеного ритма работы в одном жанре, да и на телевидении от него немного устали. Кроме того, на федеральных каналах появилось много независимых корреспондентов. И у Олега появилась конкуренция! Но он, как человек, опережающий критические ситуации в своей жизни, ищет новые формы работы. Своих героев-чудиков рассказчик решил объединить в целые фильмы-истории под одной общей идеей. Очень сложно порой утешить человека, если он сам виноват в сложившейся ситуации. Говорить об ошибках не очень ловко и удобно. Олег — наглядный пример человека, который сам построил свою жизнь. Объяснять ничего не надо, можно только руками развести. И на молодых журналистов Олег производит неизгладимое впечатление. Люди начинают думать: «А что я сделал для того, чтобы изменить свою жизнь?» И начинают что-то делать. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |