|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Конец 80-хТехнология. Революция в телевизионной среде: появление переносных видеокамер типа Ве1асат, УН8 и $УН8, видеомагнитофонов, позволяющих монтировать быстро и качественно. Телевидение становится исключительно цветным. Идеология. Стал популярным призыв следовать общечеловеческим ценностям, появились книги Оруэлла и Солженицына, Сахарова и Ерофеева, свободные печатные издания типа «Огонька», «Советской России» и др. Снимаются «заглушки» с «вражеских» радиостанций, таких как «Радио Свободы». Крушение Бер- линской стены. Рождение программы «Взгляд» на Центральном телевидении приводит к подобным революционным изменениям в сознании и творчестве региональных журналистов. Воистину: «Тот, кто владеет информацией, владеет миром!» Появился ивой эфир с живыми журналистами. которые уже не боялись задавать начальству вопросы, интересующие общество. Начальство выкручивалось с переменным успехом. Однако самые умные из официальных руководителей области и города сознательно шли на контакт с набирающими безумную популярность и влиятельность телеперсонами. В годы застоя существовала определенная субординация, согласно которой интервью у первого секретаря обкома мог взять только главный редактор общественно-политических программ, и эта кандидатура согласовывалась со специальным отделом КГБ. Главный редактор молодежной редакции, и только он, выходил на связь с первым секретарем областного комитета, младший редактор молодежной редакции общался с инструкторами того же обкома. В конце 80-х эта строгая «вертикаль власти» была разрушена. Иногда лидеры города и области сами искали встреч с журналистами, которые официально находились на нижних ступеньках служебной лестницы, однако реально владели умами и сердцами тысяч земляков. • В сознании нижегородских телезрителей до сих пор остались незабываемыми телевечера конца 80-х — начала 90-х годов. Это была революция в местном телевещании, которое до момента выхода телевечеров скромно и таинственно вкраплялось в программы Центрального телевидения, часто оставаясь абсолютно незаметным продуктом, несмотря на высокое профессиональное качество. Телевечер строился из того расчета, чтобы зритель не захотел переключить свой телевизор ни на какой другой канал. С 18 до 24 часов к нему на дом поступает и свежая информация, и хороший мультфильм для детей, и новый голливудский боевик, и публицистическая передача с возможностью обсудить проблему в живом эфире. Появление журналистов с их личной оценкой происходящих в стране и городе событий было характерно в конце 80-х годов для подавляющего большинства региональных студий телевидения. Автору этих строк доводилось присутствовать на прямом эфире программы «8 канал» в Челябинске, где суперпопуляриая ведущая Людмила Шестеркина смело высказывалась в прямом эфире о действии и бездействии местной власти. В это же время в Кемерово журналист Александр Колпаков делал свои знаменитые репортажи о жизни шахтеров под общим названием «Площадь несогласия» (в Кемерове есть Площадь согласия), калининградский журналист Елена Девятова рассказывала в эфире правду о жизни военных моряков, а ростовский журналист Александр Абраменко прорвался в тюремную камеру и взял интервью у серийного убийцы Чикатило. Интересно заметить, что многие журналисты были профессионально подготовлены к освоению гласности и свободы слова временами застоя, когда требовалось особое умение, хитрость и профессиональный навык, чтобы выдать слово правды сквозь цензуру и самоцензуру. Многие из тех журналистов, чье имя стало популярным в конце 80-х годов, знали друг друга лично по победам на всесоюзных фестивалях молодежных программ. В 1991 г. эта «могучая кучка» региональных звезд была отобрана А. Г. Лысенко в качестве собственных корреспондентов Российского ТВ (сегодня канал «Россия»). • Е годы Технология. Бурное развитие видеотехники нового поколения, приобретение японской аппаратуры типа 8УН5 и Вегасат 8Р, позволяющей журналисту снимать на месте событий, брать интервью у всех заинтересованных лиц и выдавать информацию максимально оперативно. Освоение новых частотных, появление коммерческих каналов. Возможность прокручивать «пиратские» видеокассеты с зарубежными видео- и мультфильмами. По сути, в начале 90-х годов сформировалась та технология телевидения, которую мы имеем сегодня. Уже тогда уровень технической оснащенности различных телекомпаний определялся финансовыми возможностями их владельцев. К середине 90-х годов на многих телестудиях появился нелинейный монтаж, сохраняющий высокое качество картинки и позволяющий монтажеру «залезать» внутрь любого уже смонтированного сюжета или фильма для внесения корректив. В 90-х годах появилось другое отношение и к звуковому ряду. Дежурное музыкальное звучание сюжетов постепенно перешло на так называемый интершум, т.е. использование живого, естественного звука в качестве дополнительной информации. Это стало возможным опять же благодаря новому поколению видеотехники, оснащенной несколькими звуковыми дорожками. Идеология. За это десятилетие обнажилась двойственная природа телевидения, в том числе регионального. С экрана хлынула правдивая, яркая информация о мире, в котором мы живем. Телевидение отодвинуло газеты, радио, кино и театры на второй план. И это естественно. Газету надо купить и прочитать, в театр или кино надо специально выбираться из дома, радио удобнее слушать в машинах. А вот телевизоры, к тому же иностранного производства, легкие, изящные, с яркими насыщенными цветами и удобными пультами дистанционного управления, появились не только в комнатах, но и на кухне, в спальне, на даче и т.д. Телевидение стало свободным от партийных пропагандистских указов и норм, лучшие телеведущие становились «членами семьи», кино и музыка доставлялись на дом. Появилась реклама. И вначале она не только не раздражала, а привлекала внимание как нечто новое, яркое — примерно как американская жвачка, привезенная другом из-за границы в 70-х годах. Идеология у каждого канала выстраивалась собственная. В борьбе за зрителя появилось понятие зрительского рейтинга, стали возрождаться фестивали телепрограмм. В 1995 г. в Москве прошло первое вручение национальных телевизионных наград «ТЭФИ». Была создана специальная телевизионная академия. Появление НТВ в 1993 г. стало прорывом в области информационного вещания, и многие региональные студии, как, например, «4 канал» (Екатеринбург), «Афонтово» (Красноярск) и др., стали следовать этой модели подачи информации. Интересно, что во главе многих региональных компаний стали вовсе не журналисты и чиновники, как это было принято ранее, а удачливые бизнесмены, вложившие собственный капитал в интересное телевизионное дело и в расчете на окупаемость затрат через рекламные блоки. Если в середине 90-х годов такие компании могли быть реально независимыми, то к концу 90-х в соответствии с общим течением политических и экономических перемен в России, приведших к созданию модели «бандитского» капитализма, материальная жизнь региональных студий во многом оказалась зависимой от явных и скрытых хозяев, от связи с олигархами, чиновниками или криминалом. В конце 90-х годов уже ни для кого не было секретом, что основные деньги региональных студий делаются не на коммерческой рекламе, а на выборных кампаниях, на имиджевой раскрутке тех или иных персон, на политическом шантаже. Телевидение стало одним из лакомых кусков для тех людей и структур, которые боролись за власть. Чем больше в данном регионе было нефти, газа, алюминия, никеля и прочей российской «валюты», тем опаснее и жестче велась борьба за влияние над региональными электронными СМИ. Интересной тенденцией 90-х годов стало появление так называемых сетевых станций с распространением по регионам России (СТС, НТВ, ТВ-Центр, «АСТ-Прометей», ТНТ и др.). Многие региональные компании свернули собственное вещание в виде авторских публицистических программ и предпочли выдавать в эфир хорошую и дорогую программу сетевого партнера, вставляя в свои, региональные «окна» лишь информационные программы, иногда ток-шоу, т.е. только те проекты, которые имеют высокий зрительский рейтинг. • Совсем другими стали выпуски новостей — более оперативными и разнообразными, с включением многочисленных интервью (синхронов). Появились первые региональные аналитические программы «Итоги недели», которые давали возможность лучшим журналистам собрать воедино события недели, проанализировать их, расставить необходимые акценты. В середине 90-х годов такие программы делались часто без оглядки на местную власть и от этого сильно выигрывали в глазах зрителей. В это время появились по-настоящему развлекательные программы: ироничные, игровые. В эфире провинциального телевидения появились звезды шоу-бизнеса, которые с удовольствием отвечали в прямом эфире на любые вопросы телезрителей. По-другому строился диалог «человек — власть», в котором неудобные вопросы становились нормой, а не исключением. Качество программ было конечно разным, но стремление сделать программу острой, яркой, интересной, показать как можно больше разных точек зрения на одну и ту же проблему — был характерен для лучших работ этого десятилетия. • Середина 90-х годов была прекрасным временем расцвета регионального телевидения в разных жанрах. Можно предположить, что коммерциализация, как новая тенденция в развитии регионального ТВ, во многом подтолкнула профессиональных работников телевидения к поиску новых форм, новых проектов в борьбе за внимание зрителя. Появление рекламных денег и наличие острой конкуренции способствовали появлению по-настоящему интересных телевизионных программ. Однако политизация регионального ТВ в конце 90-х годов обусловила свертывание многих успешных программ, привела к зависимости не столько от зрителя, сколько от заказчика. Так наступил новый этап в развитии регионального телевидения. Так возникли новые проблемы. Что у нас сегодня: Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |