|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
О сюжете
Надеюсь, вы немного разобрались с вопросами стиля, концепцией, версткой, структурой. Пора переходить к не менее важной теме — собственно работе над сюжетом. Если нет в программе интересных сюжетов, то считайте, что нет ни верстки, ни структуры, ни концепции. Сюжет — это изложение события в творческой версии автора. Мы никуда не денемся от осознания того, что событие всегда будет кем-то рассказано, кем-то подано, В этом случае объективность — понятие абстрактное. К объективности надо стремиться, но достичь ее невозможно. Все мы разные. В разных семьях воспитывались. Разные книжки читали. Разные ценности приветствуем. И тележурналисту, как и любому другому человеку, избавиться от собственного мнения сложно, да и не нужно. Другое дело, что надо стремиться работать максимально профессионально, что означает: * излагать факты; * знать всегда больше, чем отражено в сюжете; * показывать разные точки зрения, оставаясь при этом над схваткой; * знать три основных требования к сюжету: — содержание сюжета должно напрямую затрагивать интересы всех зрителей в целом и каждого в отдельности; — каждая деталь, каждое слово в сюжете должны быть абсолютно понятны; — сюжет должен быть интересен от начала и до конца. Если коротко сформулировать эти требования, то получится: _ касается всех и каждого, интересно, понятно. Самое любопытное, что эти три качества должны существовать только вместе. Двух любых недостаточно. Например, Законодательное собрание приняло бюджет области. Корреспонденту удалось понятно объяснить смысл важнейших статей бюджета, затрагивающих всех и каждого. Но сюжет сделан не интересно, значит, соблюдены только два условия. В этом случае трудно говорить, что профессиональная задача выполнена. Другая ситуация. В университете есть важная проблема — не хватает туалетов. Сюжет на эту тему сделан живо, весело, хорошие интервью и съемки, т.е. интересно, понятно, жаль, касается далеко не всех, а только работников университета и студентов. А ведь можно было взять этот конкретный пример и поставить вопрос шире: туалеты в городе, на предприятиях, в школах. Вот тогда можно было бы говорить об удаче. Итак, только три вместе взятые задачи. Не могу удержаться от анекдота, который был хорошо известен в советские времена. • Тогда многие представители творческой интеллигенции стремились стать членами КПСС не столько из идейных, сколько из карьерных со- ображений. Без пресловутого членства на телевидении трудно было ра- сти по службе и даже получать хорошее эфирное время для программ. Однако принимали в первую очередь представителей рабочего класса. На телевидении уговаривали вступать в партию операторов, техников. монтировщиков. Как только удавалось уговорить двоих-троих людей таких специальностей, можно было принять одного редактора или ре- жиссер». Так вот, в те времена был распространен весьма остроумный анекдот. «Есть три качества: умный, партийный, принципиальный. В жизни можно встретить людей, у которых есть два из трех названных качеств. Трех в природе не бывает. Теперь посмотрите внимательно: умный и партийный — не принципиальный. Принципиальный и умный — не партийный. Наконец, принципиальный и партийный — не…» Действительно,два из трех. Но в нашем случае три и только три. I Что я вкладываю в эти понятия и как проверить: интересно Есть хороший способ проверить себя. Кстати, это обязательно надо делать, потому что свой материал всегда кажется автору удачным и ярким. Лучшая проверка — проверка временем. Очень полезно посмотреть этот же сюжет через два-три месяца, тогда сразу станут очевидными все его недостатки. Придется с грустью согласиться с редактором, что не все было понятным, да и сюжет в целом совсем не так интересен, каким казался в момент монтажа. Это нормально. Если корреспондент не любит и не отстаивает каждый свой материал, надо срочно увольняться с работы. Я предлагаю всегда 144, |
| перед монтажом, а еще лучше перед съемками, задать самому себе ряд вопросов: 1. Стали бы ваши близкие и вы сами смотреть этот сюжет? 2. Почему люди должны это смотреть? (Если это касается всех и каждого, то вопрос снят.) 3. Будут ли зрители на следующий день рассказывать друг другу об этом сюжете? (Если да, значит, это интересно.) 4. Представим себе человека, который приехал в ваш город в командировку на один день. Поймет ли он все детали сюжета? (Если поймет, значит, это действительно сделано понятно.) Разные педагоги формулируют разные требования к сюжету в новостях. Я встречала список из двадцати пунктов, и все логичны и правильны. Каждый корреспондент программы «Москва: инструкция по применению» (о новостях потребительского рынка) имеет короткую памятку, в которой содержится шесть пунктов. Вот они: * Объективность — Уверены ли вы, что информация, которую вы сообщаете, соответствует действительности? * Полезность — Насколько ценна, практически применима и полезна информация, которую вы сообщаете? * Уникальность — Насколько уникален ваш сюжет? Это можно увидеть только в «МИТШ» или про это часто говорят в других программах? * Широта — Не слишком ли узок круг зрителей, в котором будет ценен и интересен ваш репортаж? * Ясность — Насколько ясно формулируется совет/инструкция по данной теме? * Своевременность — Насколько актуальна данная тема сейчас? (Например, тема уборки снега летом?) Не могу сказать, что я не согласна с этими принципами, к тому же, как вы видите, два из этих шести совпадают с двумя моими, только названы они чуть по-другому. Ясность (у нас — понятность), широта (у нас — касается всех и каждого). Объективности, как мы помним, не бывает. Другое дело, что любую информацию надо проверять. Полезность, уникальность и своевременность делают сюжет интересным. Любая классификация страдает неким неправомерным обобщением. Каждый сюжет, сделанный корреспондентом, уникален и неповторим. И все же правила и принципы надо помнить и знать. Я специально свожу их до уровня трех главных, потому что больше трёх, мне кажется, трудно запомнить. А три запомнить надо и обязательно проверять себя — такая у нас работа: сомневайся в себе, проверяй себя, но при этом всегда будь уверен в себе. Выключаем звук Замечу, что все три требования к сюжету касаются содержания. но главное на телевидении — все же картинка. Картинка, т.е. видео. несет на себе основную нагрузку по передаче информации. Она также должна быть понятной, интересной и затрагивать всех и каждого. Представьте себя слушателем семинара «Теленовости». Рядом сидят коллеги из других городов или регионов. У всех в эфир выходят новости. Что-то одинаково, что-то по-разному. Но на таких семинарах ребята чаще всего обсуждают две проблемы: у кого какой начальник и какой учредитель. От начальства мы действительно сильно зависим. Но самое печальное в этой ситуации то, что никто не рассматривает всерьез степень зависимости от зрителей. Порой вполне объективные причины — в виде маленького начальника или побольше — расслабляют журналиста. Он уже не старается проанализировать себя: узнать, например, интересно ли смотреть его сюжеты. Наша задача: вспомнить об этой третьей стороне. И не только вспомнить самому, но и научиться объяснять свою позицию начальству. Ведь телевидение без зрителя — это нонсенс! В первый день семинара мы говорим о необходимости контракта, об обязательном знании своего учредителя, о важности работы для зрителя... Обсуждаем много других важных вопросов. И в конце первого дня я устраиваю сеанс шоковой терапии для умниц и умников. После этого шока многие ночь не спят, а на следующее утро говорят только об этом! А делаю я элементарную вещь... Я предлагаю каждому участнику семинара поставить кассету со своими новостями, которую он привез с собой. А потом выключаю звук. Мы смотрим это немое кино, и в конце просмотра я задаю всем зрителям вопрос: «О чем этот сюжет?» Каких только предположений люди не высказывают! Мнения бывают абсолютно противоположными... Трюк этот выдумала не я. Это идея тренеров ВВС. Но однажды увидев это, я поняла, что нет лучшего способа показать ценность и важность картинки. Выключил звук и смотри! Для наглядности приведу несколько примеров. • Лена Широкова с известного «4 канала» из Екатеринбурга — лауреат «ТЭФИ». Она победила именитых москвичей и получила большую премию «ТЭФИ» за сюжет «Деньги Нефедковой». Оговорюсь сразу: материал получил приз совершенно правильно! Он был плохо снят, героиня выбрана не очень симпатичная — полная женщина с печальнымиглазами, мать погибшего моряка... Но тема, которую подняла и довеладо конца Лена, потрясала.Впрочем, слушателям семинара эту тему я раскрыла не сразу. Сначаларебята смотрели сюжет без звука. Выглядело это так: Первый кадр: полная женщина идет на работу. Там, на складе, в сером халате с ключами в руках женщина долго о чем-то говорит. Идет титр: «Мать погибшего на "Курске" моряка». Кадр второй: какая-то занюханная школа, дяденька с красным лицом говорит немного. Третий кадр: появляется сестра погибшего моряка, а за ней и сам моряк на портрете. В конце еще что-то говорит учительница-библиотекарь. Тема ее выступления тот же моряк, так как монолог звучит в музее Ивана Нефедкова. Все... «О чем этот сюжет?» — спрашиваю я. И все в один голос говорят, что речь о том, как плохо живется семье погибшего на «Курске» моряка.«И за это, вы думаете, можно «ТЭФИ» получить?!» — провоцирую я снова. Ребята думают-думают и высказывают совершенно неожиданные предположения. Потом все смотрят на меня с немым вопросом, а я просто ставлю этот же сюжет со звуком. На первой же минуте в аудитории шок, потому что в сюжете на самом деле рассказывается о том, как соседи этой самой матери и сестры моряка завидуют «похоронным» деньгам, выданным Нефедковой государством после гибели сына. Еще раз повторюсь: приз журналистке дали совершенно правильно! Никто так прямо перед нами, россиянами, зеркала не ставил. Не показывал, какие мы завистливые и жалкие. А у Лены Широковой героиня в сюжете — уже пережившая трагедию мама Нефедкова. Он сидит на своем складе и, бряцая ключами, рассказывает о том, что соседки не разговаривают с ней. Потом говорит о своем бывшем муже, который когда-то давно сбежал и ни разу не платил алиментов. Теперь он судится с ней из-за 25 процентов денег, выданных на погибшего сына. Говорит, что ее осаждает огромное количество однофамильцев, претендующих на родство. А тот самый краснорожий дяденька в начале сюжета —
Я считаю, что Лена приз получила правильно, но антиприз должен был получить оператор. Да и сама Лена Широкова, видимо, никогда не смотрела телевизор с выключенным звуком... А между тем многими исследованиями доказано, что содержание текста на экране занимает не больше 10% зрительского внимания. 90% — это картинка! И печальная женщина в несчастной дыре — картинка которую мы видим глазами, — так и останется в памяти зрителей. Это не газета, которую нужно читать глазами. Это не радио, которое слушают ушами. Это те-ле-ви-де-ни-е! Его надо видеть! И если в сюжете говорится про мужа, который в бегах, то его нужно показать, хотя бы на фото. Одна из важнейших телевизионных заповедей гласит: «Нет картинки — нет сюжета». Заповеди надо соблюдать. На семинаре я показываю студентам и другие сюжеты, сделанные по законам телевидения. Так работают новости НТВ, Первого канала, «Вести»... Но в своих программах эти каналы дают только суперинтересные новости. Региональные же телекомпании очень часто снимают «заседаловки». Это вторая проблема регионального ТВ. Не верите? Выключите звук и попробуйте угадать, о чем говорят депутаты и заседатели. Если они говорят о школе и о ценах на детские завтраки, покажите мне эти школы и завтраки! А бывает. что в одном выпуске местных новостей не одна «заседаловка», а две и три. Картинка сливается в одну сплошную непонятную болтовню, якобы передающую настоящую жизнь города. А это не есть правда! Даже по анкетам своих студентов я понимаю, насколько это серьезная проблема. Вот вопросы, которые ученики задают: «Заседаловки» — как можно сделать их не скучными? Зная лишь повестку дня, мы много теряем времени на совещания... Торжественные собрания — можно ли уйти от хронологии событий? Из десяти три вопроса обязательно про «заседаловки»! Журналист должен посещать заседания для того, чтобы потом придумать сюжет и снять его в другом месте. Кроме того, уже до заседания можно сделать пару звонков и знать немного больше, чем в повестке дня... Но и у регионалов встречаются интересные сюжеты. Вот смотрите (выключаем звук!): •...Дорога, грязь, школьный автобус застрял в грязи. Дети выходят из школьного автобуса и идут по этой грязи вместе с мамами; садятся в другой автобус... Мы понимаем, что, видимо, каждый день дети не могут доехать до школы. Мы видим крупно их сапоги и догадываемся, что с такими грязными ногами их вряд ли пускают в школу... И когда мы включаем звук, сюжет совпадает с нашими предположениями один в один. Потому что картинка уже все доказала. Если мы видим вертолет и реку с движущимся по ней льдом, мы понимаем, что речь идет о паводке. Если череду трамваев и шумную толпу вокруг — авария! Все просто — мы выключаем звук. С последнего семинара «Теленовости» я вернулась, можно оказать, счастливая. Если в первый день слушатели показывали сюжеты затянутые и скучные, то в конце семинара они уже понимали свою задачу. И сюжеты были совсем другие! При этом на съемку отводились все те же два часа и время монтажа было прежним. • Особо яркий пример — работа Людмилы Пиловец. Она работает на телекомпании «Югра» в Ханты-Мансийске. В первый день она показала сюжет. Он был слабым по картинке, но ценным в смысле подачи проблемы. В сюжете были представлены все стороны конфликта. (Это Такие наглядные примеры сами говорят за себя. И здесь не надо говорить ничего в защиту учёбы. Наберитесь смелости и посмотрите без звука свои сюжеты. Вы сразу увидите и свои ошибки, и ошибки оператора и монтажера Это больно, но полезно. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.011 сек.) |