|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
С О В Е Т Ы
1. Не читать все подряд, а делать паузы, как будто подбирая следующие слова или вспоминая их. Паузы, когда вы смотрите прямо в объектив, помогают восстановить контакт со зрителем. 228
2. Мысленно переставлять местами те фразы, которые выдает суфлер. Речь становится более живой, и зритель чувствует, что ведущий понимает то, о чем говорит. 3. Заводить на суфлер только имена, цифры и названия, т.е. Попробуйте использовать эти советы. Отлично будет, если вы сделаете внутреннюю запись для просмотра и обсуждения с коллегами. Каждый ведущий имеет свой стиль, свои индивидуальные качества. У всех разная память и разное зрение. Ни в коем случае не отказывайтесь от суфлера, если не чувствуете в себе уверенности провести выпуск или программу, не опуская глаз для прочтения текста. Тренируйтесь дома. Полезно после чтения небольшой заметки в газете постараться пересказать ее содержание вслух. Это хороший тренинг для памяти и для навыков говорения. Чем больше вы будете работать над собой, тем больше шансов стать хорошим ведущим и тогда никакой телесуфлер вам не помеха. Время — царь и бог на телевидении Тот, кто работает на телевидении, очень четко понимает, что заложено в названии этого параграфа. Время — это деньги в прямом смысле слова, потому что рекламодатель платит за рекламный ролик протяженностью 20 секунд одни деньги, а за минуту совсем другие. К тому же если этот ролик выходит в прайм-тайм — то тогда это уже бешеные деньги. Но время — это еще и профессионализм. Иногда прекрасный ведущий говорит важные и точные слова и делает всего одну ошибку — говорит чуть дольше, чем требуется, и эта ошибка перечеркивает все завоевания. Мне доводилось бывать в ситуации прямого эфира, когда режиссер по громкой связи говорил, что я должна уложиться со своим вступлением в 1 минуту и 35 секунд. Иногда это бывает 48 секунд. Иногда при озвучивании текста — 7 секунд. И каждый раз задача ставится так: сказать единственно верные слова, не торопясь и не растягивая их, выбрать верную интонацию и УЛОЖИТЬСЯ ВО ВРЕМЯ! Но грамотно работать со временем — не означает говорить как можно короче. Иногда ведущий говорит не торопясь и со знанием дела, и его слушают, открыв рот. Это прекрасно. А если зрителя опережает мысль ведущего — это очень плохо. Нет единого правила «ко- ротко или длинно» — есть требование строгого соответствия содержания, формы и времени. Это закон телевизионной гармонии. Бывает, что ведущий начинает чувствовать время чуть ли не хребтом. Это трудно объяснить, но так бывает. Такое чувство может появиться после долгого и частого пребывания в эфире. Оно может пропасть после вынужденного перерыва. Многие ведущие очень боятся потерять чувство времени. Очень важно, чтобы зрителю все было понятно и интересно, но при этом чуть-чуть «не хватило» самого ведущего исключительно потому, что он интересен, приятен, востребован. Чтобы хотелось новой встречи, и это очень важно. Телевидение — не устану повторять — это привычка, это нескончаемый сериал, маленькая тайна. Недосказанность означает стремление зрителя увидеть этого человека и программу еще и еще раз, а это уже успех. Иногда я ставлю такой эксперимент со своими учениками: даю просмотреть подряд три различных информационных сюжета. Вопрос после просмотра: сколько времени длились эти сюжеты? Ответы всегда разные, причем если первый сюжет, наиболее профессиональный и динамичный, всегда оценивают короче, чем он есть, то последний, затянутый и попросту скучный, оценивают в несколько раз длиннее. Самое интересное бывает в конце, когда выясняется, что все сюжеты по протяженности абсолютно одинаковы. Зрителю не важно, сколько времени длится рекламный ролик или интересная шоу-программа. Он забросит свои дела и устроится перед экраном и потом с ужасом обнаружит, что из-за этого просмотра не сделал чего-то важного. Знать и чувствовать время должен каждый профессиональный работник телевидения. Содержание любой программы, любого сюжета, любого выступления должно четко соотноситься с протяженностью в эфире. Иногда хронометраж определен заранее, и вы подстраиваете содержание под заданные временные рамки. Иногда, наоборот, вы определяете длину программы или сюжета в зависимости от содержания. Но главное и незыблемое правило — правило соответствия. Нельзя затягивать и нельзя торопиться. Добавим к этим нельзя еще несколько «надо»: * надо всегда ориентироваться на время выхода программы в эфир; * надо всегда учитывать ценность каждой телевизионной минуты и даже секунды; * надо уметь оценивать содержание в минутах и секундах. Попробуйте проверить себя. Например, сказать себе: «Сейчас я буду говорить ровно полторы минуты». Включите секундомер и не смотрите на него. Говорите о чем угодно и выключите секундомер
тогда, когда вы решите, что прошло ровно полторы минуты. Уверяю вас, даже у высоких профессионалов не сразу получается добиться этого великолепного качества физиологического чувства времени. Но тренировки совсем не обязательно проводить, что называется, на зрителях. Вы знаете, сколько времени читается текст, написанный на одной стандартной странице? Конечно, у каждого диктора свой темп речи и тексты бывают разными по сложности, но в среднем это занимает около двух минут. Профессиональные репортеры уже в момент написания закадрового текста знают, на сколько секунд рассчитан этот текст. Когда режиссер монтажа просит журналиста написать комментарий на 25-30 секунд, тот отлично понимает, сколько фраз надо написать для этого на бумаге. Это не так трудно, как кажется. Просто все, что имеет отношение к телевидению, должно быть взвешено на весах времени. • Мне довелось видеть страдания ведущих программы «Вести» Российского телевидения, когда была привезена и установлена новейшая студийная аппаратура в стиле «ньюсрум». Отныне каждый ведущий должен был овладеть компьютером и набирать свои подводки на компьютере, в котором уже находилась подробная информация обо всех сюжетах выпуска. Каждый сюжет был обсчитан «умной машиной», и ведущий имел определенный запас времени на свои выступления. Как только он «перебирал», компьютер выдавал команду сократить текст, причем, что самое интересное, компьютер учитывал скорость говорения именно данного ведущего. Один из ведущих говорил быстрее всех, и компьютер «разрешал» ему писать подводки чуть ли не вдвое длиннее, чем другим ведущим. Если же в процессе подготовки выпуска появлялись новые сюжеты, то безжалостная машина требовала от ведущего вновь урегулировать свои отношения со временем: что-то убрать или, наоборот, что-то добавить. • Программа новостей, которая идет дольше или короче, чем это указано в программе, — это огромная ошибка всех, кто ее делает. Это непрофессионально. Обидно, что многие региональные компании считают возможным нарушать собственную сетку вещания и выходят с программами не секунда в секунду, а то раньше, то позже. Помните: это обман зрителей, обман их ожиданий и их привычек. Как говорит Виктор Шендрович: «Так можно было поступать в эпоху до изобретения телевизионного пульта». Сегодня так поступать непозволительно. Интересно, что психологическое восприятие времени на телевидении часто расходится с временем реальным. Это могут быть тоскливые секунды ожидания объявленного сюжета, которые ведущему, да и зрителям, кажутся чуть ли не часом ожидания. И на- оборот, это может быть захватывающее зрелище, которое (как выяснилось) продержало нас у экрана более часа, а показалось, что прошла минута. Плохо, когда люди в студии во время записи программы или прямого эфира теряют чувство реальности (и гости, и ведущие), им кажется, что все разговоры интересны и программа просто супер, а вот зрители по другую сторону экрана вообще не понимают, о чем разговор и почему он так долго длится. Иными словами, профессиональный ведущий каждую секунду должен помнить о времени сразу с нескольких позиций: * Прежде всего, надо выполнить намеченный сценарий и уложиться во время эфира или записи. * Если это не прямой эфир, надо всегда помнить, в какое именно время выйдет данная программа, и держать верную интонацию и темп речи * На все, что происходит в студии, надо уметь посмотреть глазами зрителя: интересно ли, не затянуто ли. • Время, как ни странно, имеет свой реальный вес. Помню, как в годы моей телевизионной молодости я возила в Москву на Центральное телевидение свои программы. Они были записаны на широких магнитных лентах и хранились в специальный тяжеленных чехлах. Однажды я везла сразу две программы, и сумочку с личными вещами пришлось нести, что называется, в зубах. Поскользнулась, упала, металлический кофр раскрылся, рулон покатился по платформе, люди бросились мне помогать. Один военный, когда ленту свернули и положили на место, спросил с интересом: «Что вы везете?» Я, еще в слезах, ответила: «Молодежную программу». — «Господи! — удивился военный, — отчего же она у вас такая тяжелая?» — «52 минуты», — с гордостью ответила я. Вторая программа была значительно легче: всего 20 минут. Когда спустя несколько лет режиссер «Взгляда» Игорь Иванов впервые показал мне маленькую кассету ВеЪасат (а сегодня уже есть пишВУ), то я была просто потрясена. • Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.) |