|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Как только режиссер взял в руки пьесу и открыл первую страницу, уже в этот момент перед ним сами собой встанут общие, но важные вопросы: "О чем пьеса?", "Какую проблему решает или ставит в ней драматург9", "Какова идейная сущность пьесы и ее главная мысль?" Не удивительно, что с этими вопросами режиссер начинает чтение пьесы и на всех этапах самостоятельной работе спешит найти на них ответы. Н.В.Гоголь в "Театральном разъезде" утверждал мысль о том, что правит пьесою идея, мысль: без нее вней нет единства. Д.И.Писарев отмечал: " Для художника, для ученого, для публициста, для фельетониста, для кого угодно - для всех существует великое правило: идея прежде всего! Кто забывает это правило, тот немедленно теряет способность приносить людям пользу и превращается в презренного паразита. В свое время А.Н.Островский писал Н.Я.Соловьеву: "Я над "Дикаркой" работал все лето, а думал два года, у меня не только ни единого характера или положения, но нет и ни одной фразы, которая бы строго не вытекала из идеи." М.Е.Салтыков-Щедрин заключал: "Без ясно сознанной идеи художественное произведение является сбродом случайностей, в котором даже искусно начертанные образы теряют значительную долю своей цены, потому что не существует органической связи, которая объясняла бы их участие в общей экономии художественного произведения." Уже этих высказываний достаточно, чтобы оправдать закономерность предварительной эаданности у режиссера такими вопросами до начала чтения пьесы. Рядом с этой заданностью режиссер не должен забывать, что поспешность и нарушение последовательности в поиске главной темы и основной идеи произведения могут привести не только к неправильному пониманию, но и искажению идейно-тематической сущности произведения. В вышеприведенных высказываниях речь идет о процессе творчества драматургов и литераторов, но не о методе анализа идейно-тематического содержания произведения. Кроме того, в творческом процессе писателя идея1 рождается не в качестве предвзятого мнения, в угоду которому подбираются факты действительности, а закономерно вытекает из объективного и целеустремленного воссоздания изображаемых явлений. Когда писатель подбирает факты в угоду предвзятой идее, произведение лишается правды и эстетической ценности. "Для нас именно те произведения и важны, - утверждал Добролюбов, - в которых жизнь сказалась сама собой, а не по заранее придуманной автором программе. Писатели при создании своих произведений идут от заинтересовавших их событий, явлений, характеров, выражая к ним свое отношение. И.А.Гончаров так рассказывал о своем творческом процессе: "Рисуя, я редко знаю в ту минуту, что значит мой образ, портрет, характер: я только вижу его живым перед собою – и смотрю, верно ли я рисую... Только когда я закончил свои работы, отошел от них на некоторое расстояние и время, - тогда стал понятен мне вполне и скрытый в них смысл, их значение - идея." Как бы подтверждая мысли Гончарова, Добролюбов писал: "Художественное произведение может быть выражением известной идеи не потому, что автор задался этой идеей при его создании, а потому, что автора его поразили такие факты действительности, из которых эта идея вытекает сама собой." Объективное определение главной темы и основной идеи произведения - самый ответственный и важный этап всей работы режиссера в процессе анализа пьесы, так как здесь режиссер пребывает на подступах к важным выводам и большим обобщениям, которые будут положены в основу идейно-тематической трактовки будущего спектакля. В практике обучения методу самостоятельного анализа произведения при преподавании литературы в школах и вузах в определении главной темы и основной идеи бытует метод интуитивно-эмпирических обобщений. Ту же тенденцию мы можем отметить и в процессе обучения режиссуре. Современное литературоведение все больше осуждает этот метод и все больше и больше отходит от него, считая, что этот метод приводит к обедненному пониманию идейно-художественного содержания произведения. А.И.Ревякин, исследуя проблемы преподавания литературы, отмечает следующее: "Определяя идею художественного произведения, некоторые преподаватели стремятся обязательно выразить ее в каком-либо одном суждении, умозаключении, понятии. И этим часто обедняют его идейное содержание. Разве можно идейный смысл какого-либо романа Тургенева, Гончарова, Толстого, Горького, Шолохова свести к одному логическому суждению." "В каждом литературном произведении, - говорит Л.И.Тимофеев, - мы сталкиваемся с множественностью теп и идей, сложностью идейно-тематической основы произведения... Б сущности каждый образ, каждая жизненная ситуация, о которой рассказывается в произведении, уже несут в себе и своеобразную тему, и своеобразную ее идейную оценку... В этом смысле всякое произведение многопроблемно... т.е. многотемно и многоидейно." И далее: "Термин "идея" связан у нас с представлением о выводе, о решении вопроса, который поставлен художником. Отсюда частое стремление при изучении произведения свести его идею к четкому ответу на тот вопрос, который в произведении поставлен.., к известной лаконической формуле... Такое понимание идеи стоит перед опасностью известного упрощения." ' Из всех вышеприведенных высказываний как вывод вытекают важные условия, которые должны быть приняты во внимание в процессе идейно-тематического анализа пьесы: I. Так как в сюжете пьесы звучат, сплетаются, борются и развиваются много тем, и каждый персонаж по существу несет на себе определенную тему (любой, даже второстепенный герой, если он не несет самостоятельной темы, то обязательно дополняет или оттеняет какую-то важную тему) и потому первым этапом работы по идейно-тематическому анализу должно быть определение темы каждого персонажа, которую задал ему автор, а режиссер должен определить способом логического вывода из объективной характеристики данного персонажа. 2. Прежде чей определить главную тему, необходимо рассмотреть весь круг тем, сплетенных в сюжете, т.е. все теми, которые несут на себе персонажи, и только затем из этого круга тем путем логического вывода с позиций сегодняшнего дня можно будет определять главную тему пьесы. 3. В художественном произведении не существует ни темы без идеи, ни идеи вне темы. Главная тема в основная идея в произведении органически связаны. Говоря образно, главная тема - это судьба основной идеи. В своем развитии она несет основную идею, как плод в чреве, и разрешается ею. Для режиссера главная тема - повесть о том, как движется, в каких условиях, в какой борьбе и в каких преодолениях развивается основная идея и потому, прежде чем определять и формулировать основную идею, необходимо внимательно проследить развитие главной темы, которую режиссер выделил из всего круга тем, а потом определять основную идею, которую автор положил в основу своего произведения.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |