АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

РАССТАНОВКА СИЛ В КОНФЛИКТЕ ПЬЕСЫ

Читайте также:
  1. А. Н. Островский. История создания пьесы «Снегурочка».
  2. Беседа тринадцатая. О конфликте и сюжетном ходе
  3. Введение. Расстановка сил.
  4. ВЛИЯНИЕ ПЕСЕННОЙ СТИХИИ НА РЕЧЬ ПЕРСОНАЖЕЙ ПЬЕСЫ
  5. ВСЕСТОРОННИЙ АН АЛИЗ ПЬЕСЫ
  6. ВСЕСТОРОННИЙ АНАЛИЗ ПЬЕСЫ
  7. Глава IX ИСХОДНОЕ СОБЫТИЕ - ПУТЬ К ПОСТИЖЕНИЮ ВСЕХ СОБЫТИЙ И АТМОСФЕРЫ ПЬЕСЫ
  8. Жанр паллиаты в древнеримской комедиографии: «народный поэт» Плавт и его пьесы, способы создания комизма.
  9. Жанр пьесы и жанр спектакля
  10. Интересы Великобритании и Франции в назревающем конфликте
  11. Консультативная помощь в конфликте
  12. Новая расстановка сил в Европе после Мюнхена

 

В связи с расстановкой сил в конфликте пьесы правомерно встают вопросы: как определять сквозное и контрдействие пьесы? Как и по какому принципу делить персонажей на действующих и противодействую­щих? Как быть с теми, кто мало активен или нейтрален в борь­бе и куда их относить? Может ли быть в конфликте три и более борющихся групп?

Существует мнение, что если сформулировать точно сущ­ность конфликта, то персонажи сами собой распадутся на дейст­вующих и противодействующих.

Конфликт в пьесе не статичен. Это динамично развивающий­ся процесс борьбы. Статичная формулировка развивающегося про­цесса может "заморозить" представление о его развитии. Кроме того, социальная емкость многих пьес столь огромна, что све­сти борьбу к прямому противопоставлению одних сил другим бы­вает сложно.

Особенно затрудняет работу то, что драматическое действие - это сложная цепь перестраивающихся взаимоотношений героев. На смену установившимся отношениям приходят новые, а иногда в ходе развития действия взаимоотношения героев только начи­нают складываться, а в ходе развития сюжета бурно развивают­ся и меняются.

Иногда драматург включает в содержание пьесы исключитель­ные события: бедствия, война, смерть кого-либо и т.д. Эти события нередко объединяют совершенно чужих и разных людей и, наоборот, разъединяют людей близких. Большая часть собы­тий в пьесе скрывает, прячет основные противоречия, затуше­вывает причины и цели борьбы, и только немногие события обна­жают их.

В противодействиях героев можно видеть разность их инте­ресов, но можно увидеть и недоразумение, случайное столкно­вение. Всякого рода маскировка целей и сил героями осложняет картину процесса борьбы.

Взаимоотношения между людьми всегда сложны и своеобраз­ны, поэтому важно найти в них то, что наиболее существенно, что лежит в их основе. Основными являются соотношения инте­ресов, целей и сил. "Среди целей любого человека, - говорит Ершов, - есть отличающие его от других людей и есть объеди­няющие его с другими. Человек бывает занят и теми и другими, а в зависимости от различных обстоятельств он подчиняет одни другим.

Интересы - цели (сверхзадачи) героев глубоко скрыты. Разность идеалов и отдаленных интересов обнаруживается в том, как люди ведут себя в борьбе. Дружественность раскрыва­ет человека, враждебность закрывает его и психически и физи­чески. В колебаниях от дружественности к враждебности, от проявления силы к проявлению слабости и обратно протекает процесс борьбы в пьесе.

Смена интересов, отдельных целей (сверхзадач) для любого героя связана с глубокими переживаниями, сложными перестрой­ками, а иногда и потрясениями.

Ясность представления о соотношении интересов и целей действующих лиц, укажет на разность их сверхзадач и будет определять расстановку сил в конфликте пьесы.

Основными условиями для правильной расстановки сил в конфликте пьесы являются следующие условия:

1. Тщательное рассмотрение событий пьесы, которые вызы­вают перегруппировку сил или смену сверхзадач героев.

2. Выделение событий, где особо отчетливо проявляются основные противоречия действительности.

3. Рассмотрение и сопоставление сверхзадач всех героев пьесы, особо в тех случаях, когда сверхзадача меняется.

4. Тщательное изучение развязки пьесы, так как только в ней можно найти окончательные ответы на исход и смысл проис­ходящей в пьесе борьбы.

При расстановке сил фабульную линию действия главного героя и линии героев, примыкающих к нему в ходе развития сю­жета, следует считать сквозным действием пьесы, а всех, кто активно или пассивно отрицает идею главного героя, следует считать контрдействующими силами.

Противоречие в определении логики как науки - отношение между утверждением и отрицанием одного и того же предмета (элемента), или отношение между двумя понятиями, из которых одно – отрицание другого.

Из двух борющихся идей - двух сил, объединенных этими идеями, идею главного героя мы будем считать положительной, даже если он гибнет. Переакцентировка обязательно приведет к иному идейному истолкованию произведения.

Третьей идеи, столь же сильной, как две главные, проти­востоящие друг другу в одной пьесе, быть не может; она будет либо дополнять, либо оттенять одну из двух главных борющихся идей.

Борющиеся силы в пьесе должны быть расставлены так, что­бы было очевидно отношение всех героев к этим двум противоре­чивым крайностям. Жизненная коллизия, которая положена в ос­нову сюжета пьесы, отражает противоречие между двумя исклю­чающими друг друга идеями.

Расстановка сил в конфликте пьесы должна служить целям выявления этих противоречий.

Расставить силы в конфликте пьесы - значит расставить их так, чтобы в самой расстановке была видна причастность геро­ев к этим двум борющимся идеям.

В пьесах, где автор основной коллизией пьесы делает вну­треннюю коллизию героя, в расстановке сил необходимо руко­водствоваться тем же принципом, так как в данном случае борь­ба двух идей, двух чувств или желаний происходит в сознании героя. Если же одну из этих идей (сил) расценивать положи­тельной, а другую отрицательной, то одна часть действующих, лиц своими поступками и действиями так или иначе будет вли­ять и активизировать положительную идею или чувство героя, другая - отрицательную.

Как пример можно привести пьесу В.Розова "Вечно живые". Пьеса рассказывает о сложных перипетиях молодых людей и лю­дей среднего возраста, оставшихся в тылу в дни Великой Оте­чественной войны. В пьесе нет активно борющихся между собой лагерей или групп. Все пострадали от войны, каждый по -свое­му, но все хотят победы над врагом и трудятся на благо побе­да. Основу конфликта составляет внутренняя борьба героини пьесы Вероники. Перед ней стоит сложный вопрос: "Как жить?" Начать что-то делать или как-нибудь переждать войну? Жить тунеядкой ей тяжело, а найти настоящее дело она не может.

Богато одаренная натура, она хочет найти применение своим способностям, но ей кажется, что ее способности в сложные дни войны никому не нужны, а делать нужное дело она еще не умеет. Ей нужно разобраться в себе, найти в ком-нибудь под­держку, на кого-то опереться. Все персонажи пьесы различными способами влияют на ход борьбы в сознании Вероники и, в за­висимости от характера этих влияний, сами распадаются на два лагеря: в одном - Федор Иванович с его мудростью и чуткостью. Он проявляет отеческую заботу, желая дать ей время разобрать­ся в себе. Ирина - в обидной форме, но справедливо требует, чтобы Вероника взяла себя в руки и занялась каким-нибудь по­лезным делом. Володя, питая к ней нежные чувства, терпеливо помогает и ждет, когда она морально окрепнет. Все они стре­мятся положительно воздействовать на Веронику. В другом лаге­ре - Марк, Чернов, Монастырская, Нюрка-хлеборезка. Они вста­ют перед Вероникой как пример приспособленчества, делячест­ва, себялюбия и эгоизма. Каждый из них так или иначе влияет на сознание Вероники, на его становление.

Расстановка сил в конфликте должна отражать субординацию целей героев, а в итоге - тему и идею пьесы.

 

Раздел третий


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)