|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ВСЕСТОРОННИЙ АНАЛИЗ ПЬЕСЫЛ.А.ДРОНОВ
ВВЕДЕНИЕ 1. Театральное драматическое искусство, вбирая в себя как компоненты различные виды творчества - драматургию, актерское мастерство, искусство художника, композитора, балетмейстера - главное место всегда оставляло за драматургом и актером, а потому основой режиссерского творчества всегда являлась посредническая функция между ДРАМАТУРГОМ и главным творцом театрального искусства - АКТЕРОМ. В различные периоды становления и развития театрального искусства эту функцию выполняли представители различных видов творчества, но чаще всего роль такого посредника принадлежала ДРАМАТУРГУ. Общеизвестно, что в ХУШ веке непродолжительное время обязанности режиссера и художественного руководителя театра выполнялись актером. По большей части это был ведущий актер труппы. Наиболее крупными фигурами в этом плане были Федор Волков в России, Давид Гаррик в Англии, Анри Луи Лекен во Франции, Фридрих Людвиг Шредер в Германии, но в XIX веке эта практика режиссуры себя исчерпывает, и функции режиссера снова переходят к драматургу. Наиболее выдающимися из них были Гете в Веймаре и Лессинг в Гамбурге. В середине XIX века мы встречаемся с явлением, которое характерно формированием режиссуры как самостоятельной профессии в современном смысле этого слова. Теперь уже театральное драматическое искусство определенно выделило и обособило новую творческую профессию - РЕЖИССЕРА. Между драматургом и актером прочно встала фигура профессионального режиссера, и его посредничество стало носить принципиально новый, ярко выраженный творческий характер. Расцвет режиссуры как самостоятельной профессии принято отсчитывать с 70-х годов XIX столетия, с появления труппы "Мейнингенцев" в Германии, которая вместе со своим знаменитым режиссером Кронеком показала образец профессиональной постановочной режиссуры и оказала влияние на ее развитие во всем мире. С этого времени профессиональный режиссер выступает не просто в роли посредника между драматургом и актером, переводящим пьесу на язык сценического действия, но как самостоятельный художник, извлекающий из драматургического материала его идейно-тематическую сущность и сублимирующий эту сущность в новый сценический образ. Однако обособление режиссуры как самостоятельной профессии не ослабило влияния драматургии на театр. Новый театр с его новой проблематикой и системой выразительных средств всегда вырастал из новой драматургии. "В ломке драматических форм, - писал В.Э.Мейерхольд, - всегда брала на себя инициативу литература. Чехов написал "Чайку" раньше, чем появился Художественный театр, поставивший ее. Ван Леберг и Метерлинк - раньше, чем их театры... Литература подсказывает театр. Подсказывают не только драматурги, которые дают образцы новой формы, требующей иной техники, но и критика, которая отвергает старые формы." Сегодня, вслед за драматургией, которая поднимает большие общечеловеческие проблемы, вскрывает самые глубинные психологические пласты личности, предлагает и требует поиска новой системы выразительных средств, практическая режиссура поднялась еще на одну новую, качественно более высокую ступень. Сегодня и специалистов театра, и критиков, равно и рядового зрителя, интересует не только какую пьесу для постановки выбрал тот или иной театр и какие актеры ее играют, но как ту или иную пьесу прочел и поставил режиссер, какие новые проблемы, темы и мысли зазвучали в его спектакле. Какие новые стилевые особенности и возможности открыл он в пьесе, что нового внес в образное решение спектакля. Пристальное внимание к работе режиссера, как к работе самостоятельного художника, не только накладывает на него большую творческую ответственность, но и открывает большие горизонты для творческого поиска и эксперимента. В вопросах трактовки пьесы режиссером решающее значение имеют его идейная позиция и индивидуальное дарование - талант. Но этим не снимается вопрос: отчего зависит разное прочтение и разное толкование одного и того же драматургического произведения. Только ли от мировоззрения и таланта режиссера-художника? Может быть, секреты и возможности различных трактовок заложены в самом произведении? Но как их обнаружить? Где и в чем скрывается своеобразие пьесы? Какова технология раскрытия этих секретов? Сегодня для нас это не риторические вопросы, а насущные вопросы теории режиссуры. 2. В творческом процессе режиссера театральная практика четко обозначила два основных этапа работы: ПЕРВЫЙ - освоение драматургического материала, когда режиссер изучает пьесу, собирает дополнительные материалы о пьесе и авторе, определяет художественные особенности пьесы, когда в поиске образного решения формируется режиссерский замысел будущего спектакля, составляются экспозиция и постановочный план. ВТОРОЙ ЭТАП - воплощение, реализация замысла через творчество актера и другие компоненты театра. Если второй этап работы протекает в тесном содружестве с постановочным коллективом, то первый - в период самостоятельной работы режиссера над пьесой и начинается задолго до встречи с постановочным коллективом. Именно этот этап остается до сих пор менее всего раскрытым и разработанным в теории режиссуры. Крупнейшие мастера русского и советского театров большую часть своего внимания и усилий сосредоточивали и направляли на работу с актером, и только опытом постигая умение вскрывать идейно-тематическую сущность драматургического материала, чрезвычайно редко обращались к теоретической разработке данной проблемы в режиссуре. К.С.СТАНИСЛАВСКИЙ, исследуя творческий процесс актера, открыл его законы, создал систему воспитания актера, разработал теоретические основы актерского мастерства. Благодаря исследованиям и опыту Станиславского, актерское мастерство получило прочную научно-теоретическую базу. Методы работы с актером успешно совершенствуются выдающимися педагогами и мастерами советского театра сегодня. Но вопросы анализа драматургического материала, пути проникновения в его сущность беспокоили Константина Сергеевича. Исходя из того, что только верное вскрытие пьесы может привести к правильному определению сверхзадачи и правильному постановочному решению будущего спектакля, он говорил: "Пусть анализ разложит пьесу на ее составные части, то есть вскроет канву, на которой вышита картина, и ясно определит конечную цель." В главе "Период познания", входящей в раздел работы над пьесой "Горе от ума", Станиславский намечает семь плоскостей, которые необходимо вскрыть в процессе анализа пьесы. (Мы приводим сокращенный вариант намеченной им схемы.) 1.Внешняя плоскость фактов, событий, фабулы, фактуры пьесы. 2. Плоскость быта (наслоения: сословное, национальное, историческое). 3. Плоскость литературная с ее идейной, стилистической и другими ливнями, каждая из этих линий таит в себе разные оттенки: философский, эстетический, религиозный, мистический, социальный. 4. Плоскость эстетическая с ее театральным (сценическим), постановочным, драматургическим, художественно-живописным, пластическим, музыкальным и прочими наслоениями. 5. Плоскость душевная, психологическая. 6. Плоскость физическая с се основными законами телесной природы... 7. Плоскость личных творческих ощущений.
Как мы видим, Станиславский наметил схему анализа пьесы и роли для актеров, но разработку методических основ процесса анализа для режиссеров либо откладывал на будущее, либо оставлял литературоведам. Благодаря театроведам-исследователям мы получили в наследие ценные материалы о работе и мыслях крупнейших мастеров русской и советской сцены, в том числе - Мейерхольда, и узнали, что В.Э.МЕЙЕРХОЛЬД как режиссер-практик также направляя основные усилия на работу с актером: "Всеми средствами, - говорил он, - надо помочь актеру раскрыть свею душу, слившуюся с душой драматурга, через душу режиссера". Мейерхольда также беспокоили вопросы технологии анализа произведения. "Драматическое произведение, - говорил он, - разбивается на ряд сцен. Каждая такая отдельная часть произведения подробно анализируется». Мейерхольд, как и Станиславский, считал, что в идейную и действенную сущность произведения можно проникнуть, только анализируя и сопоставляя его отдельные части. В первых набросках к статье и выступлению перед премьерой "Маскарада" М.Лермонтова в Александрийском театре Мейерхольд отмечал: "Идею пьесы надо искать именно во взаимоотношении света, толпы и героя". Возникает вопрос: каким путем Мейерхольд мог придти к такому заключению? Он обладал складом мышления исследователя и не мог полагаться на слепую интуицию. Весь его путь - это путь поиска закономерностей в искусстве. Он сам придерживался и неоднократно повторял актерам мысль Вольтера о том, что "Искусство - только то, что подчинено законам". Однако какими принципами и методами руководствовался Мейерхольд в анализе пьесы, для нас остается тайной. В 1919 году Е.Б.ВАХТАНГОВ в записной тетради, говоря о театральном разборе пьес и ролей, наметил некоторые контуры схемы анализа пьесы. Мы приводим выдержку их этих записей: «I. Анализ пьесы. а) Первое чтение, литературный разбор, исторический разбор, художественный разбор, театральный разбор. б) Деление на куски. в) Сквозное действие. г) Вскрытие текста" и т.д.» Далее набросков этого плана Вахтангов не пошел. Кроме того, в этом делении на разделы мы чувствуем явное влияние Станиславского с его принципом деления пьесы на семь пластов. Развернутой разработки и расшифровки этих разделов у Вахтангова мы не находим. Совершенно очевидно, что вопросы технологии анализа пьесы интересовали великих мастеров сцены, но не получили достаточного отражения в их работах. В их экспликациях мы можем найти итоги творческих раздумий, готовые выводы из режиссерских исследований и поисков, но их система и технология анализа пьесы остались не раскрытыми. Современные мастера советского театра много внимания и усилий отдавали и отдают разработке очень важных, но отдельных проблем режиссуры: замыслу, образному решению спектакля, мизансцене, организации атмосферы и т.д. Но в анализе пьесы каждый режиссер руководствуется своей "технологией". 3. Находясь на стыке литературы и актерского мастерства, теория режиссуры вынуждена опираться на основы актерского творчества, с одной стороны, и на основы теории литературы - с другой, и поэтому изучаемый предмет становится принадлежностью двух самостоятельных видов искусств -театрального искусства и литературы. Драматургия, являясь родом литературы, в своих теоретических основах опирается на общие законы литературного творчества и так же, как актерское мастерство, имеет свою прочную научно-теоретическую базу. У режиссуры на сегодня нет своей теории, но, кроме того, нет и своей терминологии. Охотнее всего мы пользуемся терминами из арсенала актерского мастерства, нам это ближе. "Сверхзадача", "сквозное действие", "предлагаемые обстоятельства" - мы знаем, что это такое, и смысл этих терминов, введенных Станиславским, нам совершенно ясен. Рядом с этим мы пользуемся терминологией из теории литературы: "фабула", "сюжет", "драматическое действие", "событие", "конфликт", "коллизия", "жанр", "стиль" и т.п. Но в эти термины мы иногда вкладываем свой смысл, свое значение, а порой не умеем раскрыть истинного значения некоторых терминов, таких, например, как "жанр", "стиль" и т.д. Это приводит к путанице, различному толкованию одного и того же предмета. Иногда затруднения возникают по той причине, что и литературоведы не могут точно и конкретно определить значения некоторых терминов. Например, большинство литературоведов не усматривает существенной разницы между "фабулой" и "сюжетом", между "конфликтом" и "коллизией" и т.д. Фабула определяется как "последовательность изображения событий, фактов, поступков...", а сюжет как "система событий, развертывающихся в драматических, эпических и лироэпических произведениях" и т.д. Можно ли из таких определений установить существенную разницу в этих понятиях? И таких примеров можно было бы привести немало. Часто и мы, режиссеры, вносим путаницу в научные термины. Наша рабочая, удобная для нас терминология грешит приблизительностью, неточностью. Например, у нас есть определение «характер» и "характерность". "Характерность" мы пытаемся делить на "характерность внешнюю" и "характерность внутреннюю", тогда как современная психология в определении "характера" более точна и включает в свое определение характера любую "характерность" как основной ингредиент: "характер - совокупность наиболее устойчивых, отличительных черт личности человека, проявляющихся во всех его поступках, действиях, отношении к себе, к другим людям, труду" и т.д. Такое определение характера если и оставляет небольшое место для "характерности внешней", то целиком исключает понятие "характерности внутренней". Современные науки, а с ними и науки об искусстве, ушли далеко вперед, и сегодня нам необходима точная терминология с четким определением содержания. Немало темных мест до сих пор остается у нас и в вопросах взаимосвязи процесса формирования режиссерского постановочного замысла с процессом анализа драматургического материала. В практике оба эти процесса протекают взаимосвязано, грани различия и зависимости между ними стираются, а в теории режиссуры этот раздел остается мало исследованным и не разработанным. Первым встает вопрос: рождается ли режиссерский замысел в ходе анализа пьесы или он созревает самостоятельно сразу после ее первого прочтения и затем влияет на весь последующий ход анализа, подчиняет его себе, даже определяет его конечные результаты? Довольно широко бытует мнение, что анализ пьесы является всего лишь проверкой замысла, уточнением и конкретизацией первых образных видений будущего спектакля, которые рождаются при первом чтении пьесы, и потому в практике молодые режиссеры большую часть внимания и усилий отдают разработке этих первых видений, отрывают поиск образного решения от анализа, а некоторые считают, что анализ мешает свободному творчеству, растворяет общее представление о пьесе и предощущение образа будущего спектакля, уводит от видения произведения в целом. Режиссер должен мыслить цельно и видеть спектакль "в целом". Но, как и когда его можно увидеть "в целом" и с чего начинать? Можно начать с общего видения и придти к тому, что частности не улягутся в "целом" или будут разрушать его. Можно начать с частностей и тоже придти к целостному видению и законченной форме спектакля. Но можно и не придти, когда талантливые частности не сложатся в цельную, уравновешенную композицию. Закономерен и другой вопрос: что конкретно должен "увидеть" и "видит" режиссер в своем "целом"? "Видит и слышит режиссер свой будущий спектакль, - говорил А.Д.Попов, -...как цепь событий, действий, формирующихся в пластической, звуковой и ритмической форме, действующие лица начинают лепиться в сценические образы". И далее: "Часто бывает, что фантазия режиссера подсказывает ему сразу начало и конец спектакля." Процесс формирования постановочного замысла у каждого режиссера протекает индивидуально и своеобразно. Нельзя угадать, а тем более сказать точно, когда, в каков момент может наступить творческое "озарение" - рождение художественного образа - в ходе ли первого чтения пьесы, после ее прочтения - в момент раздумий или в период анализа. Однако когда мы говорим о режиссерском замысле, мы имеем в>виду не случайное "озарение" в ходе интуитивно-эмпирических обобщений, но сознательный творческий поиск образного решения будущего спектакля, когда режиссер извлекает из драматургического материала его смысловое содержание, идейно-тематическую сущность, которая и сублимируется затем в новое сценическое произведение - спектакль. Именно в этом обнаруживает себя основная специфическая особенность режиссуры как самостоятельной профессии. Исходя из данной специфики, мы должны сказать, что прежде чем какую бы то ни было сущность возводить в новый образ, ее необходимо извлечь из пьесы. Но извлечь эту сущность можно только посредством "анализа, то есть путем рассмотрения отдельных частей содержания произведения. "При рассмотрении художественного произведения, - говорил Гегель, - мы начинаем с того, что нам непосредственно дается в нем, и лишь после этого мы задаемся вопросом, в чем состоит смысл или содержание этого произведения. Мы не признаем за внешней стороной произведения непосредственной значимости, а принимаем, что за нею скрывается некая внутренняя сторона, некий смысл, который одухотворяет внешнее явление». Процесс поиска образного решения спектакля у каждого режиссера протекает индивидуально и результаты этого поиска всегда различны. В практике у двух режиссеров не может быть двух спектаклей, похожих друг на друга, так же, как не может» быть у двух разных художников совершенно одинаковых произведений на одну и ту же тему. Из одной и той же пьесы у каждого режиссера получается свой спектакль, если только он заведено не выполняет или не повторяет какое-либо чужое решение. Характер же решения зависит от мировоззрения, а качество художественного образа от таланта режиссера. Процесс формирования режиссерского замысла и анализ пьеса мы рассматриваем как процесс двуединый, но каждое из этих единств имеет свои закономерности, свой конечный результат, свои итоги. Если процесс формирования замысла - процесс подсознательный и результаты его субъективны, то анализ - процесс сознательный и результаты его всегда объективны, ибо в произведении лежит только одна сущность, только то, что положил в его основу драматург. 0 здесь, хотя и условно, мы проводим разграничительную линию между процессом анализа и процессом поиска образного решения спектакля. Не пытаясь на данном этапе всесторонне исследовать процесс формирования режиссерского замысла, мы предлагаем для удобства работы, несмотря на органическую связь двух процессов, отделить от процесса анализа все, что касается поиска образного решения и трактовки пьесы и вынести это в самостоятельный раздел "постановочный замысел и его разработка", который будет рассмотрен нами во второй части пособия. Мы же на данном этапе сосредоточим свое внимание на процессе анализа драматургического материала. Глубокий всесторонний анализ не только не может помешать формированию и возникновение оригинального замысла, но, наоборот, раскрывает глубоко таящиеся в пьесе возможности для оригинальных режиссерских решений и трактовок. 4. В педагогической практике в настоящее время принято процесс анализа делить на два вида: драматургический - литературный и режиссерский. Что следует понимать под анализом драматургическим - литературным и режиссерским - точного ответа на этот вопрос ни в научных исследованиях, ни в практике режиссуры не существует каждый педагог и режиссер под каждым видом такого анализа разумеет нечто свое. Условно в драматургический - литературный анализ включают выявление темы, идеи, основного конфликта, жанровых и стилевых особенностей произведения. В режиссерский же анализ включают определение сверхзадачи будущего спектакля, образной сущности отдельных эпизодов, действенное построение, а иногда и пластическую разработку сцен и актов, то есть все то, что относится к разработке режиссерского замысла и не имеет прямого отношения к анализу пьесы. "Анализ, - говорил К.С.Станиславский, - то же познание, это познание целого через изучение его отдельных частей. Подобно реставратору, анализ угадывает все произведение поэта по отдельно оживающим частям пьесы и роли". К.С.Станиславский не делил и не предполагал никаких делений процесса анализа ни на какие виды. Он считал необходимым вскрыть в процессе анализа те семь пластов, о которых шла речь выше. Что же касается заметок Е.Б.Вахтангова, которые мы приводили, и его набросков схемы анализа, где первым пунктом стоит: "а) Первое чтение, литературный разбор, исторический разбор, художественный разбор, театральный разбор" и т.д., т» мы должны рассматривать эти наброски как попытку обобщить некоторые пункты из предлагаемой Станиславским схемы анализа, но не более. Делением процесса анализа на "драматургический - литературный" и "режиссерский" педагоги просто пытаются отвлечь студентов-режиссеров от интуитивно-эмпирических блужданий, старается направить их в лоно пьесы, к драматургическому материалу, искусственно заинтересовывая магический словом "режиссерский" анализ. Анализ - это метод исследования, состоящий в расчленении некоего целого на его составные части. При анализе исследуемые предметы подвергаются фактическому расчленению, либо изучаемые вопросы мысленно расчленяются посредством логических абстракций. В любом анализе первично целое. Для режиссера первичным Целым является пьеса. Она и есть то целое, из которого он Должен извлекать для рассмотрения отдельные части. Перед режиссером, приступающим к работе над пьесой, всегдастоит целый ряд сложных проблем: ему необходимо уяснить действенную основу сюжета, осмыслить идейно-тематическую сущность пьесы, разобраться в коллизиях и конфликте, изучить художественные особенности пьесы и автора и т.д. Встает вопрос: с чего начинать? Как приступить к анализу? В педагогической практике уже в самом начале работы студента над выбранной для постановки пьесой ставится ряд сложных вопросов: "Почему выбрал именно эту пьесу?", "Для чего будешь ставить ее сегодня?" "Что нового скажешь своим спектаклем зрителю?" После первого прочтения пьесы можно почувствовать, даже понять, что она актуальна и может звучать современно, но ответить сразу четко на эти вопросы - трудно и, кроме того, ответы требуют серьезных доказательств, которые можно привести только после глубокого и всестороннего изучения пьесы. В дальнейшем, когда речь заходит об анализе, ставится другая группа вопросов экспозиционного характера: "Какова главная тема пьесы?", "В чем смысловая сущность конфликта?", "Какова главная мысль - идея пьесы?", "Жанр, стиль, язык пьесы?" и т.д. Желание и попытка ответить на эти вопросы сразу в начале анализа ведут к поиску формулировок, заставляют искать ответы не в пьесе, а в популярных статьях, приучают к общим фразам. Кроме того, сама попытка начинать работу с поиска ответов на эти вопросы толкает студентов на путь априорного определения темы, конфликта и идеи пьесы, не анализируя самого произведения. С нашей точки зрения основным способом изучения драматургического материала должен быть индуктивный метод познания - путь от частного к целому, когда ответы на все подобные вопросы будут логическими выводами из последовательного анализа пьесы. 5. Все основные этапы самостоятельной работы режиссера от первого прочтения пьесы до разработки постановочного плана и утверждения творческой заявки на постановку спектакля мы условно объединяем в предварительный период. В свою очередь, "предварительный период" мы условно подразделяем на две самостоятельные части: I. "Всесторонний анализ пьесы". П. "Творческая заявка на постановку спектакля", которая будет рассматриваться во второй части пособия. Вместо разделения на "литературный" и "режиссерский" анализ мы вводим общую часть "Всесторонний анализ пьесы", в которой будут объединены три раздела: "Анализ действенного содержания пьесы", "Идейно-тематический анализ", "Анализ художественных особенностей пьесы". "Анализ действенного содержания пьесы" условно обосабливается потому, что в основе драматического произведения, в отличие от других видов литературы, лежит действие (словесное и физическое), которое является основным проводником всех мыслей и идей автора. Под действием мы разумеем развивающийся ход борьбы и поступков персонажей. Анализируя действие, мы будем выявлять фабулу и цепь основных событий, вскрывать коллизии, подробно вычерчивать линии действия всех героев пьесы. Этот этап должен завершаться построением схемы развития драматического действия, которая будет основным объектом работы как в процессе разработки режиссерского замысла, так и в период его воплощения. "Идейно-тематический анализ" должен включить в себя провес выявления всего многообразия тем пьесы, раскрыть провес столкновения этих тем в основном Конфликте, выявить всю систему идей (сверхзадач), которые движут действиями персонажей, помочь найти главную тему и идею в авторском замысле. Этот этап должен вобрать в себя пункты, которые Станиславский и Вахтангов называли историческими, философскими, этическими, религиозными оттенками пьесы. "Анализ художественных особенностей должен будет способствовать выявлению жанровых и стилевых особенностей пьесы, эмоционального отношения драматурга к изображавши событиям, характера конфликта, особенностей языкового и композиционного построения и то, что Станиславский и Вахтангов называли плоскостью быта, национальными и сословными наслоениями. Все перечисленные этапы и разделы являются только звеньями единой цепи творческого процесса, предлагаемое деление и последовательность их условны.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.01 сек.) |