|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
III. ЦЕЛИ ВСТУПИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ БЕСЕДЫОчень важную роль в процессе изложения Евангелия играет вступление, оно выполняет целый ряд очень существенных задач: 1. ПРЕДОТВРАТИТЬ ВОЗРАЖЕНИЯ ОБЩЕГО ХАРАКТЕРА Лучше всего бороться с возражениями, предотвращая их, то есть, ведя разговор таким образом, чтобы они не возникали. Поскольку некоторые возражения являются типичными и возникают очень часто, мы учитываем их в процессе изложения Евангелия. Характер подобных возражений и пути их преодоления рассматриваются в одном из последующих разделов настоящей книги. 2. ПОДГОТОВИТЬ ПЛАВНЫЙ ПЕРЕХОД К ИЗЛОЖЕНИЮ ЕВАНГЕЛИЯ В принципе, приступить к изложению Евангелия можно и так - предположим евангелист хватает кого-то за лацканы и восклицает: "Друг, скажи мне, ты спасен?" но, вероятно, такое начало привело бы лишь к отчужденности и враждебности со стороны слушателя. Поэтому мы считаем более предпочтительным тщательную подготовку логичного и естественного перехода к изложению Евангелия. На практике это означает, что мы начинаем разговор о тех вещах, которые интересны собеседнику, то есть беседуем об их мирской жизни, постепенно начиная затрагивать их отношение к церкви, а затем просто и естественно переходим к разговору о духовных предметах. Благодаря этому мы избегаем резкого скачка от светского разговора к очень личным духовным вопросам. Посредством этого удается исключить резко негативную реакцию человека на саму попытку начать разговор, которая может быть очень простой: "Отойди, приятель, меня совсем не интересует то, о чем ты со мной хочешь поговорить". Во время вступительной части беседы предпочтительно поддерживать легкий и непринужденный тон. Нередко в начале разговора люди бывают довольно скованы и не слишком реагируют на ваши вопросы. Юмор поможет им расслабиться, а вам коренным образом изменить весь ход разговора. А то некоторые евангелисты приходят в дом, как будто они - приветливые представители похоронного бюро, которые приехали за телом. 3. ЗАСЛУЖИТЬ ПРАВО ЗАДАВАТЬ ЛИЧНЫЕ ВОПРОСЫ Однажды я видел, как мужчина подошел к женщине и спросил ее: "Ну, как сегодня ваши почки?" Истинная правда, я действительно слышал, как человек задал такой вопрос. Что вы думаете она ответила? Ударила его своей сумочкой? Нет. Спокойно сказала: "Спасибо, доктор, сегодня намного лучше". Этот разговор я услышал в больнице и этот доктор, по-видимому, заслужил право задавать столь личный вопрос. Если вы сомневаетесь, то остановите любую даму на улице, задайте ей такой вопрос и посмотрите, что будет. Этим я хочу сказать, что можно задавать любой вопрос, но прежде нужно заслужить право на это. Можно достичь этого, установив с человеком дружеские отношения, узнав больше о жизни людей, внимательно выслушивать то, что они хотят сказать, проявив к ним интерес. Разговор о мирской жизни станет предметом более тщательного анализа в одном из последующих разделов. При этом он предвосхищает возражения следующего плана: "Вы знаете, это слишком личное, я не говорю о таких вещах с малознакомыми людьми". 4. ОПРЕДЕЛИТЬ УРОВЕНЬ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ СОБЕСЕДНИКА В ходе выяснения наличия или отсутствия у собеседника церковного опыта мы можем составить представление об уровне духовного развития человека и наличии у него/нее возможных проблем в этой области. Нам станет ясно, к фарисеям или саддукеям примыкает наш собеседник: как он относится к духу или букве Закона; ставит ли он особый акцент на каком-либо положении христианского учения. Если вы обнаружите какие-либо особенности, это даст вам возможность видоизменить весь ход изложения Евангелия, с тем, чтобы учесть их и предотвратить возможные возражения. 5. ВЫЯСНИТЬ, ИМЕЕТ ЛИ УЖЕ ВАШ СОБЕСЕДНИК ТО, ЧТО ВЫ ЕМУ ПРЕДЛАГАЕТЕ Мы приходим, чтобы предложить людям именем Христа жизнь вечную. Предлагая отныне и навсегда познать Бога живого, прежде следует убедиться, не обладает ли уже наш собеседник этим знанием. Выяснить это можно с помощью первого диагностического вопроса: "Достигли ли вы такого состояния в своей духовной жизни, когда вы имеете полную уверенность в том, что если сегодня вам придется расстаться с жизнью, вы будете в Царстве Небесном?" Разумеется, нет никакого смысла излагать Евангелие человеку, который уже спасен. 6. ВЫЗВАТЬ ЖЕЛАНИЕ ВЫСЛУШАТЬ ЕВАНГЕЛИЕ Я видел не раз, как люди пытаются свидетельствовать тем, кто не проявляет ни малейшего интереса к их словам. Однако наличие такого интереса необходимо еще и для того, чтобы человек выслушал Благую Весть и принял решение. Чтобы вызвать желание выслушать, мы должны выявить какие-либо личные потребности и проблемы обращаемого и показать, как Христос может их решить. У каждого человека всегда непременно есть такие нужды: одиночество, отсутствие цели в жизни, чувство вины, враждебность окружающих и так далее. И у каждого есть тяга к жизни. А Христос затем и пришел, чтобы мы имели жизнь с избытком и, более того, жизнь вечную. Вот на этих личных проблемах и следует сделать упор и доказать, что Христос может их разрешить. Как гласит поговорка: можно привести коня к водопою, но нельзя заставить его пить. На мой взгляд, это не совсем так. Этой цели можно достичь, скажем, заложив ему за нижнюю губу солевую таблетку. Здесь я просто хочу сказать, что мы, разумеется, не можем заставить его пить, но мы можем заставить его испытать чувство жажды, и он сам захочет пить. В. Библии сказано, что мы, христиане, есть соль земли. Следовательно, мы должны уметь вызывать в людях жажду к воде жизни. Один из путей достижения этого - рассказать людям о чуде вечной жизни, даруемой Христом, и поразмышлять совместно с ним об этом. Нередко в результате такого разговора возникает духовная жажда и у вашего собеседника. Хорошо служит этой цели личное свидетельство во вступительной части беседы или после первого диагностического вопроса, когда вы обнаружили, что человек еще не принял дара вечной жизни. Это подходящий момент, чтобы поделиться личным опытом, рассказать, что было время, когда и вы не обладали этим даром, но потом открыли для себя это чудо из чудес, и объяснить, что это для вас значит. Если желания выслушать Евангелие не возникает, то после этого, возражения собеседника могут быть самыми разнообразными. Например: "Мне нужно это обдумать", - или "Спасибо, но мне кажется, я пока не готов принять такое решение". Возможно, слушатель прибегнет к какого-либо рода богословскому возражению, которое лишь маскирует тот истинный факт, что он не хочет принять то, что вы ему предлагаете. Поэтому чрезвычайно важно вызвать в собеседнике желание спастись, показав ему его истинные потребности и то, как Христос может их удовлетворить. 7. СПРОСИТЬ РАЗРЕШЕНИЯ ИЗЛОЖИТЬ ЕВАНГЕЛИЕ Раньше я нередко задавал обращаемым такой вопрос: "Вы хотите, чтобы я рассказал вам, как вы можете об этом узнать? "Однако, такой вопрос предполагает взаимоотношения типа преподаватель - студент, и в нем содержится тон скрытого превосходства со стороны евангелиста, поэтому со временем я полностью отказался от этого вопроса. Вместо этого я стал спрашивать примерно так: "Вы хотели бы, чтобы я поделился с вами тем, как вы можете узнать это? Такой вопрос действовал намного лучше и все же остался небольшой процент, которые с улыбкой на него отвечали: "Нет, спасибо, я думаю не нужно". Тогда, наконец, я решил преодолеть все возможные возражения и отговорки таким путем... "Вы не возражаете, если я поделюсь с вами тем, как я сделал это открытие, и как вы тоже могли бы об этом узнать?" Пока что мне не приходилось слышать отрицательный ответ на такой вопрос. Но следует иметь в виду, что успех вопроса зиждется на тщательной подготовительной работе, особенно при обсуждении мирской жизни моих собеседников - ведь я задавал им вопросы и внимательно выслушивал их рассказы о себе. Поэтому им будет трудно теперь, в ответ на мой вопрос, сказать: "Нет, я не хочу слушать, как вы сделали какое-то там открытие, я просто хочу еще немного поговорить о самом себе". Таким образом, получив разрешение изложить Евангелие, мы предвосхищаем возражения типа: "Я не люблю, когда люди насильно пичкают меня религией". 8. ВЫЯСНИТЬ, НА КОГО СОБЕСЕДНИК ПОЛАГАЕТСЯ В СВОЕМ СПАСЕНИИ Эта цель достигается посредством второго диагностического вопроса: "Предположим, что сегодня вы расстанетесь с жизнью и предстанете перед Богом и Он спросит вас: "Почему я должен впустить тебя в Мое Царство?", что вы Ему ответите?" Кардинально важно выяснить, на кого они полагаются в своем спасении, поскольку нам очень часто приходится сталкиваться с людьми, в особенности имеющими отношение К церкви, которые обязательно скажут вам: "А я всю жизнь в это верил". Чтобы избежать подобной отговорки, очень важно еще до изложения Евангелия точно знать, на кого полагается ваш собеседник в обретении спасения и жизни вечной. 9. ЕСЛИ СОБЕСЕДНИК ДАЕТ НЕВЕРНЫЕ ОТВЕТЫ НА ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ, МОЖНО СКАЗАТЬ ЕМУ, ЧТО ОН НЕПРАВ, НЕ РАЗДРАЖАЯ И НЕ ОЗЛОБЛЯЯ ЕГО Возражения, которые мы здесь рассматриваем, как правило, никогда не выражаются открыто. Если его сформулировать, то оно прозвучало бы примерно так: "Я не люблю, когда люди говорят мне, что я не прав". Однако, несмотря на то, что открыто это возражение выражается нечасто, оно иногда проявляется в форме изменения тона разговора, отчужденности и враждебности, которые, разумеется, мешают успешному изложению Евангелия. Я понял, что можно не только указать человеку на его неправоту, но даже сделать так, что он примет это с удовольствием в том случае, если преподнести это в виде доброй вести. Наша реакция на неверный ответ собеседника на второй диагностический вопрос должна быть примерно следующей: "Когда я услышал ваш ответ на первый вопрос, то подумал, что у меня для вас есть неплохие новости, а услышав второй ответ, я уже понял наверняка, что у меня есть для вас кое-что чрезвычайно важное. Я бы даже рискнул заявить, что в течение следующих шестидесяти секунд вы услышите самую замечательную новость в своей жизни. Впечатляет, правда? Долгие годы я считал так же, как и вы, что если мне и суждено попасть когда-нибудь на Небеса, то только в том случае, если я буду соблюдать все десять заповедей, трудность следования которым способна вызвать отчаяние. Но потом я сделал поразительнейшее открытие в своей жизни. Согласно Св. Писанию, самим основам христианской веры, вечная жизнь, Небеса - абсолютно безвозмездный дар. Его нельзя заслужить или заработать. Он абсолютно бесплатен. Это чудо, правда?" Сказать человеку, что он неправ, сообщив ему при этом нечто приятное, подобно исправлению ошибки того, кто заявил вам, что его покойная тетушка Сара оставила ему 10.000 долларов, тогда как вам доподлинно известно, что эта цифра составляет 10 миллионов. Ясно, что подобное уточнение никого не повергнет в состояние уныния, хотя вы и указали человеку на его ошибку. Кроме того, вы, вероятно, заметили, что удар смягчился за счет того, что вы переводите разговор на себя и тем самым признаете, что и вы были неправы: "Многие годы я думал то же самое, что и вы. Если мне и предстоит попасть в Царство Небесное, то я должен выполнять все эти заповеди и следовать всем этим правилам. И затем я сделал самое удивительное открытие во всей моей жизни". То есть, я полностью отождествляю себя со своим собеседником в признании своей неправоты и также сообщаю, что это было удивительное открытие. Вступление к изложению Евангелия предназначено для достижения выше названных целей и для предотвращения возможных возражений и отговорок, которые были рассмотрены выше. Если успешно пройти эту часть беседы, остальные разделы будут продвигаться намного легче. НАЧИНАЙТЕ РАЗГОВОР “ОТ СОБЕСЕДНИКА” Давайте теперь более подробно пройдемся по всему изложению Евангелия, чтобы проанализировать и понять более полно, чего же мы хотим достичь. Подобно Иисусу в разговоре с самарянкой у колодца, начнем разговор "от человека", от его конкретной ситуации. ИЗЛОЖЕНИЕ 1. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ БЕСЕДЫ А. Мирская жизнь собеседника. Переступив порог чужого дома, начните разговор о мирской жизни. Он может затрагивать самые разные моменты, имеющие значение для повседневной жизни, начиная с того, откуда человек приехал до его "профессиональной деятельности. Можно также поговорить о семье и о его увлечениях. На данном этапе мы пытаемся достичь три цели: 1. Задавая начальные вопросы, мы постепенно продвигаемся к тому, чтобы выяснить суть интересов нашего собеседника, постепенно пытаемся узнать, что же составляет основной интерес в его жизни. Для этого следует обращать внимание на самые разные детали. И тут ключом может послужить все - картина на стене его комнаты, групповой портрет детей, спортивные трофеи. Все это дает нам зацепку, позволяющую сказать: "Расскажите мне что-нибудь о себе". 2. Задав эти вопросы, спокойно выслушайте ответ, дайте человеку поговорить в течение примерно пяти минут. Ведь большинство людей любят говорить сами и слушать себя. И внимательно слушая их, мы, в свою очередь, заслуживаем право быть выслушанными, а также проявляем нашу христианскую любовь. 3. Затем неплохо сделать искренний комплимент людям, но для того, чтобы понять, какой комплимент лучше сделать, необходимо их внимательно выслушать. Б. Его церковная принадлежность. Вы приходите к людям как представители церкви, поэтому вполне естественно с вашей стороны завести разговор об их предыдущем церковном опыте. На этой стадии вы начинаете оценивать собеседника - с кем вам приходится иметь дело: с фарисеем, саддукеем или независимым вольнодумцем. Выясните побольше о человеке: как он смотрит на церковь вообще, какие у него были взаимоотношения с церковью в своем родном городе. Не критикуйте его деноминацию, его общину, его пастора или его личные качества. Вы не являетесь ни судьей, ни присяжным, а свидетелем о Христе. Помните, что вы пришли с дружеским визитом и должны показать доброжелательную заинтересованность и заботу о человеке. В. Наша церковь. После обсуждения его предыдущего церковного опыта будет вполне логично перейти к разговору о вашей церкви. При этом очень хорошо, если вы имеете дело с человеком, которому пришлось побывать на ваших богослужениях. Выясните, какое он вынес впечатление от этих посещений - положительное или отрицательное, дружеское или настороженное. Очень хорошо, если богослужение понравилось. Расспросите его о том, не заметил ли он каких-то особенных черт в членах вашей церкви или в манере ведения богослужения. На данной стадии могут помочь такие вопросы: - Как вы впервые пришли в нашу церковь? - Знаете ли вы кого-либо из членов нашей церкви? - Как вам понравилось богослужение? - Заметили ли вы что-нибудь особенное в нашем богослужении или в людях, Лучшей подготовкой для евангелизации является живое богослужение и общение с доброжелательными членами церкви, которые приветствуют вновь прибывших и помогают им освоиться в церкви, и почувствовать себя как дома. Г. Свидетельство. Свидетельство бывает двух видов - личное (ваше собственное или др. члена группы), либо церковное. Некоторые предпочитают прибегать как к личному, так и к церковному свидетельству. В разговоре церковное свидетельство, необходимо для того, чтобы сформулировать миссию церкви как провозвестника Евангелия людям, чтобы они имели жизнь вечную. (О личном свидетельстве см. гл. 4). Церковное свидетельство может излагаться двумя путями: если ваш собеседник вынес хорошие впечатления о вашем собрании и говорит, что ваши члены показались ему необычайно дружелюбными и полными энтузиазма, можно начать так: "Хотите услышать мое мнение, почему люди так настроены?". Потому что они обнаружили нечто такое в своей жизни, что придало ей новый смысл. Вы знаете, что Иисус пришел в мир, чтобы люди имели жизнь и имели с избытком. (Более подробное изложение церковного свидетельства будет дано в последующих разделах). Однако, если собеседник не проявляет особого энтузиазма по поводу вашего богослужения и не заметил в нем ничего особенного, к разговору можно подойти следующим образом: (Не следует забывать о необходимости совершенствования собраний и поддержании духа любви и заботы в общине). " Так как вы приходили к нам несколько раз, я бы хотел сообщить вам информацию, которая может быть вам интересна. Как вам известно, Иисус пришел в нашу жизнь, чтобы люди имели жизнь, и имели с избытком, вечно... (Церковное свидетельство приводится в одной из последующих глав). Д. Два диагностических вопроса. Каждая наука, достигая определенной стадии развития, разрабатывает свои средства и методы измерения. Это, безусловно, справедливо в отношении медицины, ведь основой хорошего лечения является точный диагноз, а врача, который назначает лечение без обследования и установления точного диагноза, мы, несомненно, назовем халтурщиком. То же самое относится и к области духовной. Если евангелист не в состоянии точно оценить духовный уровень и состояние обращаемого, скорее всего он даст ему неверные рекомендации, либо станет использовать хорошие духовные "лекарства" неверно. Поэтому мы разработали два диагностических вопроса, которые оказывают неоценимую помощь в определении духовного состояния обращаемого. Однако следует помнить, что, как в медицине, так и в области духа, ни один диагностический инструмент не является безупречным. Мы приходим к людям предложить им дар вечной жизни в Иисусе Христе. Два диагностических вопроса позволяют нам убедиться, (1) обладают ли они уже тем, что мы им предлагаем, и (2) на чем они основывают свои надежды на вечную жизнь). Убедившись в том, что человек не обладает даром вечной жизни, следует перейти ко второму вопросу и спросить разрешения поделиться с ним, как можно получить этот дар. О том, как лучше вести такую беседу говорилось в разделе, посвященном вступлению, раздел 7. Чрезвычайно важно не только уметь проводить диагностические тесты, но и оценивать их результаты. Мне говорили, что любой нормальный человек может научиться читать электрокардиограмму примерно за час, однако врачу требуются годы учебы для того, чтобы овладеть искусством правильно интерпретировать, истолковывать данные электрокардиограммы. К счастью, в нашем случае на расшифровку результатов двух диагностических вопросов среднему начинающему евангелисту понадобится лишь несколько минут, но эти минуты он потратит не зря. ЧЕТЫРЕ ВАРИАНТА. Существуют четыре возможных варианта ответов на наши диагностические вопросы. Ниже они представлены в виде схемы.
ВАРИАНТ 1. Правильный ответ на оба вопроса. Собеседник утверждает, что он имеет дар вечной жизни и полагается в своем спасении только на Иисуса Христа. Интерпретация диагноза: очевидно, он христианин. Я говорю "очевидно", поскольку мы должны всегда помнить о несовершенстве любого диагностического теста. Ваш собеседник может в данном случае говорить правильные вещи, но по сути это является демонстрацией рассудочного, а не сердечного знания. Однако, поскольку мы не являемся судьями человеческих сердец, будем предполагать, что он христианин, и станем относиться к нему соответственно. Рекомендуемая последовательность дальнейших действий: 1. Поделитесь с ним информацией о других аспектах жизни вашей церкви, поскольку, очевидно, он является кандидатом в будущие члены вашей церкви, или уже членом церкви. 2. Задайте ему вопросы о тех областях церковной жизни, которыми он больше всего интересуется, чтобы у вас была возможность, в свою очередь, ознакомить его с тем, какая работа проводится в вашей церкви в вышеупомянутых областях. 3. Расскажите ему о той программе евангелизации, по которой вы работаете, и расскажите о целях вашего визита. 4. Возможно, будет уместно прибегнуть к краткому изложению Евангелия или дать возможность одному из ваших стажеров, пришедших вместе с вами, сделать это самостоятельно в том случае, если они уже достаточно подготовлены. Это даст вашему собеседнику хороший пример активного благовествования и может побудить его к тому, чтобы примкнуть к церкви и принять участие в программе евангелизации. На большинство христиан производит сильное впечатление, когда они видят, что рядовой член церкви в состоянии связно и интересно изложить другому человеку Благую Весть. 5. Пригласите его стать другом по молитве одного из членов вашей группы. ВАРИАНТ 2. Неправильный ответ на оба вопроса: обращаемый заявляет, что он не знает, имеет ли он жизнь вечную и утверждает, что полагается на свои собственные добрые дела, которые позволят ему попасть в Царство Божие. Интерпретация диагноза: очевидно - не христианин. Опять же я говорю очевидно, поскольку существует незначительная вероятность, что человек неправильно понял вопросы или сбился, отвечая на них. Рекомендуемое "лечение": это типичный шаблонный ответ не христианина, поэтому рекомендуется приступить к изложению Евангелия, которое можно, в зависимости от ситуации, дать как в первом, кратком, так и в более подробном варианте ВАРИАНТ 3. Правильный ответ на первый вопрос и неправильный на второй: человек говорит, что имеет жизнь вечную и знает, что отправится в Царство Божие, но случится это потому, что он вел праведную жизнь, следовал золотому правилу, соблюдал заповеди и т. д. Интерпретация диагноза: в данном случае мы имеем дело с самонадеянностью, т.е. человек надеется отправиться в Царство Божие без какого-либо библейского основания для такой надежды. Таких людей в каком-то смысле можно уподобить фарисеям, которые верили в себя, что они праведны. Рекомендуемое "лечение": прежде, чем, продолжить разговор с такого рода людьми, необходимо избавить их от иллюзий. Этого можно достичь следующим образом: (Свидетельствуйте, комментируя ответ обращаемого). Задайте ему примерно такой вопрос: "Вы когда-нибудь думали над тем, насколько хорошим человеком вам нужно быть, чтобы заслужить право войти в Царство Божие?" или, другими словами, "Вы когда-нибудь думали, что является проходным балом для того, чтобы попасть в Царство Божие?" Нет, я не уверен. Тогда позвольте мне рассказать, что об этом говорит Библия. А в ней сказано: "Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный", - и - "Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем". Поэтому видите, вам нужно выбить сто очков из ста, Бог не сбавит ни одного бала Он говорит, что мы должны будем дать ответ за каждое пустое слово, за каждую мысль, за каждое свое дело. И если нам не удастся соответствовать этому совершенному стандарту, мы не сможем заслужить право на Царство Божие. Теперь, когда вы знаете требования Бога, нетрудно догадаться, чем закончится ваш разговор. (Этот вопрос лучше задавать в легкой шутливой манере, чтобы человек не чувствовал себя униженным). Да, если задуматься, то я совсем не уверен, каков будет исход нашего разговора, и заслужу ли я это право. Вы знаете, у меня есть для вас хорошая новость. Несмотря на все, что я до этого сказал, все-таки возможно знать наверняка, что вы попадете в Царствие Божие, но знание это дается совершенно другим путем. Хотите я вам расскажу, как этого достичь? Таким образом, вы дали человеку понять, что его уверенность носит ложный характер и ни на чем не основывается, и что в действительности он совсем не уверен в том, что же случится с ним после смерти, и хочет получить такую уверенность. Следовательно, вы достигли одной из основных целей вступительной беседы, даже в самом трудном из четырех возможных вариантов. ВАРИАНТ 4. Неправильный ответ на первый вопрос и правильный ответ на второй вопрос. Обращаемый заявляет, что он неуверен в том, попадет ли он в Царство Небесное, но полагается в своем спасении исключительно на Иисуса Христа, который умер за его грехи. Интерпретация диагноза: вероятнее всего - это означает недостаток уверенности в спасении, однако это может быть обусловлено тем, что человек получил главное знание о правильном пути спасения, но ему не достает уверенности в этом, поскольку он недостаточно приложил это знание к своей жизни. В любом случае мы будем вести себя так, как будто имеем дело с недостатком уверенности в спасении. В том случае, если наше предположение оказалось правильным, вполне может статься, что наш обращаемый через две-три недели будет успешно свидетельствовать о Христе и обращать других. Рекомендуемое "лечение". Процитируйте обращаемому некоторые стихи из Св. Писания, например Евангелие от Иоанна гл. 6, ст. 47 или 1 послание Иоанна гл. 5, ст. 11 и 12, дающее христианам уверенность в спасении. Используя Ин. 6:47, можно сказать примерно следующее: "Не могли бы вы вслух прочитать мне этот стих?" (Передаете ему Библию). "Истинно, истинно говорю вам, верующий в меня имеет жизнь вечную". Давайте задумаемся об этом стихе. Иисус обращается к нам и говорит: "Истинно, истинно говорю вам, верующий в меня имеет жизнь вечную". Так на кого вы возлагаете надежду в обретении жизни вечной? На Иисуса Христа. Следовательно, вы исполнили условие, о котором говорится в этом стихе, не правда ли? Да, конечно. Значит, Сам Спаситель Иисус дает вам торжественное обещание, Он обещал вам, что те, кто верят в Него, не будут иметь,а уже имеют, обладают жизнью вечной, то есть могут войти в Царство Божие. Вы можете допустить, что Иисус говорит вам неправду? Ни в коем случае. Следовательно, вы верите, что Он говорит вам правду в этом стихе? Да, верю. Значит, вы обладаете жизнью вечной, как говорит об этом Иисус? Да, обладаю. Я думаю, было бы очень хорошо, если бы мы вместе помолились и попросили Господа дать вам уверенность в том, что вы будете иметь жизнь вечную. Хорошо. Тогда я буду молиться, а вы повторяйте, пожалуйста, за мной, хорошо? Господь Иисус, я истинно верю, что Ты дашь мне спасение, истинно верю, что Ты умер за меня, я верю твоему обещанию дать мне жизнь вечную. Дай мне уверенность в моем спасении. Я искренне раскаиваюсь в своих грехах и желаю следовать за Тобой. Во имя Иисуса Христа. Аминь. Вы попросили Господа дать вам уверенность в даре вечной жизни, верите ли теперь в Его обещание дать вам право войти в Его Царство? Да, верю. Следовательно, если сегодня ваша жизнь закончится, где вы будете? В Царстве Божием. Возблагодарим же Господа! Эта молитва аналогична молитве в момент принятия решения. Вы вместе обращаетесь к Господу Иисусу, при этом ваш собеседник, возможно, делает это не впервые в жизни, а просто подтверждает, что он действительно стремится уверовать в полной мере, получить уверенность в спасении, хотя начатки веры он мог приобрести и раньше. Такой подход может оказаться небесполезным и при разговоре с человеком, который дал два неправильных ответа, но впоследствии, несмотря на все ваши аргументы, изменил свою версию и заявил, что всегда верил в Иисуса Христа и не изменит своей вере. Вместо того, чтобы сердиться и злиться на него, предложите ему вместе помолиться, поскольку ему недостает уверенности в спасении. Подобная молитва может помочь привести такого человека ко Христу, если вера его была недостаточно крепка. Теперь разберем ряд других моментов, относящихся к применению двух вышеупомянутых диагностических вопросов. 1. "Достигли ли вы такого состояния в своем духовном развитии, когда вы бы могли с уверенностью сказать, что если вам придется сегодня расстаться с жизнью, вы будете в Небесном Царстве? Этот вопрос заставляет человека ответить прямо, есть или нет у него дар вечной жизни. Всегда необходимо стремиться к получению прямого ответа на данный вопрос. Предположим, вы продаете энциклопедии и проводите два часа в кругу одной семьи, расписывая достоинства, скажем, американской энциклопедии. Потом спрашиваете мнение о ней членов семьи. Тут отец семейства поворачивается к вам и говорит: "Прекрасно, это настолько ценная книга, что я сам купил ее на прошлой неделе, и она стоит у нас на полке в другой комнате". Никакой продавец или рекламный агент, торгующий энциклопедиями, не станет поступать так глупо! В то же время многие свидетели Христовы совершают эту ошибку. Они не дают себе труда проверить, имеет ли уже их собеседник дар вечной жизни, и нередко после изложения Евангелия они слышат эти чудесные слова: "О, конечно, я всегда в это верил". Большинство людей говорят, что они не вполне уверены, что имеют дар вечной жизни. В особенности это бывает в тех случаях, когда вы делаете упор на слове "с уверенностью", когда задаете вопрос: "Достигли ли вы такого состояния в своем духовном развитии, когда вы бы могли с уверенностью сказать, что имеете жизнь вечную и войдете в Царство Божие?". Если наш собеседник отвечает: "Я знаю, что имею жизнь вечную", вам следует определить, основывает ли он свою надежду на реальной почве, и отделить истинную уверенность от самоуверенности. Вестминстерский символ веры гласит: "Лицемеры и другие невозрожденные люди могут обманывать себя каждый день..., полагая, что обрели спасение; надежда их вскоре рассеется". Доктор Мак Дауэлл Ричардс, президент Колумбийской теологической семинарии однажды сказал: "Истинная уверенность в обретении вечной жизни покоится на незыблемой вере в Иисуса Христа, в то время как ложная уверенность о возможности ее обретения имеет под собой хрупкое основание собственной праведности". РАЗРЕШЕНИЕ. Если вы убедились, что собеседник не имеет дара вечной жизни, то прежде, чем задать ему второй диагностический вопрос, спросите разрешения поделиться с ним Евангелием. Все это выглядит примерно так: Много лет я думал так же, как и вы. Безусловно, я не знал наверняка, что буду в Царстве Божием. Более того, я даже не был уверен, что кто-либо может это знать, и что это вообще познаваемо. А потом я сделал удивительное открытие. Я понял, что можно знать точно, что когда ты оставишь этот мир, то попадешь в Царство Небесное. Это самое великое событие, которое произошло в моей жизни, и на него я не променяю все богатства мира. Вы не возражаете, если я поделюсь с вами, как я сделал это открытие, и как вы тоже можете его совершить? Да, конечно. Но прежде, чем я начну свой рассказ, мне бы хотелось задать еще один вопрос, который помогает нам лучше понять проблему. Мне бы хотелось знать ваше мнение по этому поводу. (Переходите прямо ко второму диагностическому вопросу.) 2. Предположим, сегодня ночью вы расстанетесь с жизнью и предстанете перед лицом Господа, и Он спросит вас: "Почему я должен впустить тебя в Мое Царство?" Что вы Ему ответите? Второй вопрос помогает нам понять, на каком основании зиждется вера обращаемого в жизнь вечную. Именно поэтому мы спрашиваем, почему Бог должен разрешить ему войти в Царство Божие, а не что нужно делать, чтобы спастись. Последний вопрос имеет библейский характер и на него существует четкий ответ в Библии. Люди, посещавшие воскресную школу и хотя бы отчасти знакомые со Священным Писанием, ответят вам со скоростью компьютера. Задайте такому человеку вопрос на библейском языке и у него в голове сразу же щелкнет кнопка, машина загудит и выдаст готовый ответ: "Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой". К сожалению, в данном случае трудно определить, что скрывается за таким ответом - искренняя вера или нечто заученное, но лишенное глубокого понимания. Наш вопрос: "Почему я должен впустить тебя в Царство Божие?" не был запрограммирован и, следовательно, на него не существует заученного автоматического ответа. Некоторые люди в ходе разговора замечают, что подобный вопрос слишком далек от реальности и лучше поговорить о вещах, которые относятся ко дню сегодняшнему. Однако мы выяснили, что если задавать вопросы об их сегодняшнем духовном состоянии, то получишь очень неопределенные ответы. Например, на вопрос: "Вы следуете Иисусу Христу в жизни?", дается ответ: "Ну да, более или менее... ", или: "является ли Иисус Христос полновластным Руководителем вашей жизни?", ответ: "Вообщем-то да, но не в такой степени, как следовало бы". Совершенно очевидно, что от таких ответов в силу их неопределенности не просто оттолкнуться и выстроить четкую дальнейшую линию изложения при переходе к Евангелию. Поэтому мы предпочитаем, и опыт показывает, что нужно, задавать диагностические вопросы более конкретного характера, поскольку на них, как правило, даются более четкие и недвусмысленные ответы, облегчающие переход к изложению Евангелия. Из ответа на диагностические вопросы вы узнаете, на что же действительно полагается человек в обретении вечной жизни. Бывает неплохо повторить ответ: "Простите, я бы хотел убедиться, что правильно вас понял, вы говорите, что Господь...", а потом повторяете слово в слово то, что только что услышали от своего собеседника. Это позволит избежать такого варианта, при котором он после всего разговора заявляет: "А я всегда верил в Иисуса Христа, и только на Него полагался в своем спасении". КАК ПОЛУЧИТЬ ОТВЕТ. Нередко, когда вы задаете человеку вопрос: "Почему Бог должен впустить вас в Царство Небесное?", вы получаете ответы типа: "Ну... я не знаю". Но вам все-таки нужно получить ответ, из которого более или менее ясно следовало бы, на что полагается ваш собеседник. Ниже приводятся несколько приемов бесед, эффективность которых доказана на практике. Измените формулировку. Если футболисту не удается прорваться с одного угла в штрафную площадку, то он, если, конечно, не потерял мяч, иногда смещается на фланг и, набрав скорость, повторяет попытку, найдя более уязвимое место в защите противника. Вы подобны этому игроку, вам нужно вновь собраться, набрать скорость и совершить новую попытку "прорваться". Подчеркните все значение и важность второго диагностического вопроса. Такой вопрос действительно заставляет задуматься, не правда ли? Когда мне впервые его задали, у меня не было никакой богословской подготовки, но уже тогда хватило здравого смысла, чтобы понять, насколько он важен. Я осознал, что по сути это наиболее важный вопрос в мире. Ведь, действительно, если я не смогу дать правильный ответ Богу, я не попаду в Царство Божие. А альтернатива, как вы понимаете, меня не вдохновляла. Я понял, что на этот вопрос мне просто необходимо знать ответ. Помните, как сказал Иисус: "Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?" Я знаю, что вы не готовили на эту тему богословскую диссертацию, и все же какой ответ вам приходит на ум? Как вы думаете, что можно было бы ответить, если бы Он вас спросил: "Почему Я должен впустить тебя в Свое Царство?" На сей раз вашему собеседнику будет труднее сказать: "Я не знаю". Ведь вы уже обсудили эту проблему и доказали, что это важный вопрос, самый важный вопрос в мире. Причем об этом свидетельствует Сам Господь Иисус Христос. Кроме того, вы, взяв инициативу в свои руки, отметили, что для ответа на него вовсе нет необходимости в богословской диссертации. И, наконец, вы изменили формулировку. Вместо вопроса: "Что бы вы Ему ответили", вы теперь спрашиваете: "Как вы думаете, что вы могли бы ответить?" Придайте вопросу более общую форму. В том случае, если собеседник опять повторяет: "Я не знаю" или "Трудно сказать", вам все равно нужно постараться получить ответ. Нужно попробовать перейти от личного вопроса к более общему. "Ну что же, и я так считал, что ответить на этот вопрос действительно нелегко. Давайте изменим его. Мне лично очень интересно знать, что вы думаете об условиях, на которых мы, люди, вообще можем попасть в Царствие Божие? Если на этот вопрос вам удается получить от собеседника более или менее сносный ответ, можно добавить: "Поскольку мы обсудили проблему со всех сторон и выяснили, что же необходимо для того, чтобы попасть в Царство Божие, то, очевидно, и свои собственные надежды вы основываете именно на этих критериях. Ведь так?" В данной ситуации ему будет уже значительно труднее сослаться на свое неведение. Вы напомнили собеседнику, что он всю жизнь ходил в церковь и ему будет трудно признать, что за всю жизнь он так ничему и не научился, проспал все собрания. Кроме того, этот вопрос уже относится не только к нему, речь идет об общих условиях для всех людей. И уверяю вас, что лишь в очень редких случаях вам придется прибегать к каким-то дополнительным приемам, чтобы получить ответ на этот вопрос Как правило,. эта схема бывает очень успешной. Приведите свой вариант ответа на вопрос. Если, несмотря на все предыдущие усилия, собеседник все же уклоняется от прямого ответа и не может сформулировать свою позицию, вы можете прибегнуть к следующему приему, как к самому последнему средству: "Вы знаете, лично я думал, что необходимо соблюдать золотое правило и жить по десяти заповедям, быть хорошим гражданином, хорошо относиться к людям и никого намеренно не обижать. Ведь примерно такого рода мысли приходят вам в голову?" Ситуация эта слегка двусмысленна, поскольку вы как бы навязываете человеку свои слова, т.е. отвечаете за него. Однако единственное ваше оправдание за использование подобного подхода заключается в том, что ваш собеседник в ходе предыдущего разговора дал понять, что он не полагается на Христа и, следовательно, по всей видимости, полагается на себя самого, на какие-то свои хорошие дела. Просто он не смог ясно это сформулировать. Заставьте его признать, что он не знает ответа Если же и после этого вы не получили вразумительного ответа, или собеседник признает, что он не знает, что сказать, можно придать ситуации окончательную определенность: "Значит вы просто не знаете, что нужно, чтобы попасть в Царство Божие?" Вы похожи на человека из одной притчи Иисуса, в которой говорится, что царь подошел к человеку и спросил: "Друг! Как ты вошел сюда?.. " Вы знаете, что он сказал? То же самое, что и вы, он просто молчал, не знал,что ответить. Вы знаете, что с ним случилось? Пришли слуги, связали его и бросили во тьму внешнюю. Но вы же не хотите, чтобы с вами случилось то же самое?" Помните эту игру на телевидении -64 тысячи долларов за правильный ответ? Если кто-либо из играющих давал неверный ответ, ему говорили: "Неправильно, вы выбываете". То же самое происходило, когда играющие не давали вообще никакого ответа. К сожалению,бывают ситуации в жизни, когда неверный ответ или молчание приводят к одному и тому же плачевному результату. Это шаг назад, отступление от Бога. Мы бы не хотели, чтобы это случилось с вами, поэтому, если вы не возражаете, я расскажу вам, какой ответ на этот вопрос дает нам Священное Писание". Что делать, если собеседник дает неправильный ответ. Как правило, вам не придется проходить через всю эту процедуру и прибегать ко всем описанным выше приемам, поскольку вы получите ответ на ваш вопрос с первой или второй попытки. В случае неверного ответа возникают другие проблемы. Позвольте мне поделиться с вами своим собственным опытом, чтобы вам удалось избежать многих из моих ошибок, которые я делал в свое время. Сначала я комментировал ответ собеседника примерно так: "Нет, это неверно, мистер Джонс. Библия дает на этот вопрос совершенно иной ответ". В результате у меня сразу же возникала другая проблема. Кто-то сказал, что самые приятные слова это: "Вы правы", а самые неприятные: "Вы ошибаетесь". Поэтому, когда я сразу же указывал собеседнику на его ошибку, в разговоре возникало напряжение, которое приводило к скорой и порой весьма ожесточенной полемике. Надо сказать, что мне нередко удавалось побеждать в этих спорах, но я потерял много людей. В конце концов я решил пойти по несколько иному пути. Вместо того, чтобы сразу уличать своего собеседника в ошибке, я говорил, что ответ его интересен, но в связи с ним возникает целый ряд вопросов, а затем уже переходил к изложению Евангелия и только в конце своего изложения говорил, что он был неправ. Однако в итоге возникла новая трудность - поскольку между их ответом и моим изложением проходило довольно много времени, они уже забывали свой ответ, начинали выкручиваться или попросту отрицали, что говорили что-то подобное. Таким образом, мне все приходилось начинать сначала После многих лет борьбы с этой трудностью Господь вразумил меня и подсказал прекрасное решение. Я догадался, что есть способ сказать собеседнику с самого начала, что он ошибается, и в то же время сделать это так, чтобы ему было приятно это услышать. Сейчас я с удовольствием заявляю, что такой путь действительно существует. И теперь мы реагируем на неверный ответ примерно так: "Вы знаете мистер Джонс, когда вы отвечали на первый вопрос (Уверены ли вы, что имеете дар жизни вечной?), я думал, что у меня могут быть для вас хорошие новости. Но, услышав ваш ответ на второй вопрос (Почему Господь должен допустить вас в Царство Божие?), я понял, что наверняка у меня есть для вас очень хорошая новость. В действительности, я бы даже рискнул заявить, что через минуту вы услышите самое прекрасное известие, которое вы слышали за всю свою жизнь. Довольно смелое заявление, не правда ли? Что же, посмотрим, удастся ли мне его чем-нибудь подкрепить. Всю мою жизнь я думал* примерно также, как и вы: "Если мне когда-нибудь придется попасть в Царство Божие, то мне надо будет это заслужить, заработать своими собственными заслугами". И потом я открыл для себя самую удивительную вещь в мире: согласно Библии, жизнь вечная - это безвозмездный дар. Не правда ли - это удивительно? Об этом нужно говорить с огромным воодушевлением. Посвоему опыту я знаю, что это, как правило, вызывает ответный энтузиазм и располагает нашего собеседника к дальнейшему разговору. Происходит это вследствие целого ряда факторов. Первый - это действительно прекрасная новость; второй -большинству необращенных людей она неизвестна; третий - легкий, но приятный шок от вашего заявления о том, что ему придется выслушать самую приятную новость в своей в жизни; четвертый и очень важный - энтузиазм и восторженность евангелиста делает невозможной враждебную реакцию. * Если это не соответствует вашему личному опыту и вы не можете позволить себе подобное заявление, то вместо этого можно сказать: "Множество людей думали примерно так же как и вы". КРАТКИЙ ОБЗОР Итак, вы уже изрядно продвинулись, пройдя немалое расстояние от входной двери до гостиной. Когда только открылась дверь, вы были чужими людьми, а теперь собеседник знает, что вы интересуетесь им - его прошлым, его настоящим, его мнением. Кроме того, он знает, что вы имеете большой опыт и знания в духовной области. А вы уже знаете немало о вашем собеседнике - его интересы в сфере церковных проблем, отношение к вашей церкви, взгляд на себя и, что самое важное, на свою судьбу в вечности. Если он еще не обрел дар вечной жизни, то с Божьей помощью вы можете изменить его судьбу в течение ближайшего часа или двух. Теперь вы уже готовы излагать ему Евангелие. II. СОБСТВЕННО ИЗЛОЖЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ В вступительной беседе вы выяснили, на что человек полагается, надеясь на спасение, и, что очень важно, он тоже это осознал. Ведь до тех пор, пока вы не помогли ему внести некоторую ясность, он, возможно, не подозревал или не отдавал себе отчета, на что он уповает. Теперь мы начинаем подрывать это шаткое основание, которое не является достаточным. Мы готовим почву, чтобы показать "товар" нашему собеседнику, и, более того, доказать, что этот продукт ему нужен. Запомните, что цена "продукта", вами рекламируемого, будет в значительной степени определяться тем, как вы о нем говорите. Вашему потенциальному "покупателю" он будет казаться настолько ценным, насколько кажется ценным вам самому. Думайте о том, что говорите, излагайте Евангелие тоном, который приличествует величайшей Книги всех времен. Выражение вашего лица может оказаться куда важнее слов. Начните думать о Царстве Небесном еще до того, как начнете говорить! Помните также об отношении к собеседнику, чтобы ваши вопросы, не звучали примерно так: "Хочешь, чтобы я (умник) сказал тебе (тупице), как ты можешь стать таким же умным (как я)?" Другими словами, избегайте разговора свысока. Те, кто посещают занятия в воскресной школе и церковные службы, знают достаточное количество разрозненных фактов, похожих на кусочки разноцветной мозаики. Каждое воскресенье в коробочку добавляется новый цветной кусочек. На этой неделе они слушали проповедь о самарянке. Положим его туда. Иногда разрозненные кусочки достаются из коробочки, и из них пытаются сложить картину. В результате христианство представляется чем-то вроде огромного набора таких кусочков, плавающих в пространстве и никак друг с другом не связанных: Ной, Давид и Голиаф, Вавилонская башня, Иисус, излечивающий слепого, маленький Закхей-мытарь на дереве - просто отдельные занимательные истории, без особого смысла и связи. Несколько кусочков отсутствуют в этой картине. Вот их-то мы и должны показать нашему собеседнику, излагая Евангелие. Это есть самые важные, ключевые элементы всего библейского полотна, которые позволяют поставить все остальное на свои места. Ключевые элементы нашего изложения, неизвестные большинству людей, таковы: 1. Человек не может сам себя спасти. 2. Бог свят, справедлив и должен наказывать грех. 3. Христос есть Господь. 4. Он принял смерть на кресте за наши грехи. 5. Он предлагает нам Небесное Царство как безвозмездный дар. 6. Что есть благодать. 7. Что есть вера. Вот на этих моментах мы должны делать упор. Важно всякий раз, приступая к изложению того или иного пункта, четко его сформулировать, сделать на нем логическое ударение. Кроме того, чрезвычайно важно избегать скучной монотонности в повествовании. В противном случае ваш хозяин скажет: "Ну что же, все это очень интересно, а сейчас пора спать, а то уже глаза слипаются". Чарльз Сперджен сказал, что если тихонько качать колыбель, ребенок засыпает, но если резко дернуть ее, то дети просыпаются! Человек не может сам себя спасти. Большинство людей знают, что они грешники, хотя не до конца осознают всю серьезность этого. Неоднократно им приходилось слышать, что "все согрешили", и они заключили, что грех есть нечто обычное, присущее всем людям, и потому не может быть чем-то уж очень плохим. "Да, я грешник, - говорят они себе, - но не такой уж плохой человек, что не смогу попасть в Небесное Царство, если постараюсь быть хорошим". Они не понимают, что Бог требует от нас совершенства, поэтому ни один грешник не сможет попасть в Царство Божие. Поэтому проповеднику необходимо расчистить "строительную площадку". Священное Писание учит нас разрушать предрассудки и строить новые здания. Мы должны расчистить старое основание, на котором зиждилась их вера в вечную жизнь, перед тем как возвести новое здание. Объяснив человеку, что он грешник и не может сам спасти себя, вы просто показываете ему, что его схема не работает. А показывая ему, каковы Божественные требования, и насколько он им соответствует, вы убеждаете его в необходимости выслушать вас, чтобы понять, что же ему предлагается взамен. Целесообразно в конце разговора о человеке показать, что его вера недостаточна, и никто с такими представлениями не может попасть в Царство Божие. В частности, вы можете сказать: "Теперь вы понимаете, что поскольку Божественный стандарт - это совершенство, а никто из нас до него не дотягивает, то ни одному человеку невозможно, благодаря хорошим поступкам, попасть в Царство Божие". Его ответ будет безусловно: "Да, конечно". Таким образом, ваш собеседник подтвердит, что вы не только правильно поняли его ответ на диагностический вопрос ("Почему Бог должен допустить его в Свое Царство"), но что и он сам теперь понимает, что заблуждается. Целесообразно обсудить это именно в данной части изложения, поскольку пока что вы еще не сказали, чем же можно заменить такую веру. Если бы вы сразу дали ему правильный ответ, он мог бы сказать: "А, нет, я не это имел в виду, я имел в виду как раз то, что вы сказали". А теперь у него такой возможности нет, поскольку правильного ответа он еще не знает, а первоначальное основание его веры вам удалось поколебать. Иногда может попасться человек, который станет возражать примерно следующим образом: "Нет, это не то, что я имел в виду". Он осознает, что в его позиции есть изъяны и вера его несовершенна, но, возможно, не хочет это открыто признать. В таком случае вам следует сказать примерно так: "Хорошо, что мы сейчас это выяснили, а то я думал, что именно это вы и имели в виду. Тогда, пожалуйста, скажите мне, что же вы хотели сказать на самом деле?" Таким образом, на этой стадии вы получите от него еще одно подтверждение того, во что он верит и ему придется рассказать еще что-нибудь о себе. То есть, он еще больше раскроется перед вами. Затем можно продолжить изложение Евангелия. Бог справедлив и должен наказывать грех. Природа Бога - это то, что отсутствует во многих изложениях Евангелия, а без этого элемента Благая Весть, особенно в наши дни, утрачивает, значительную часть своего смысла. Может быть, двести лет назад большинство людей имели адекватные представления о Боге, но сегодня это, увы, не так, и большинство ересей вызывается именно этим неправильным пониманием природы Бога. А, не понимая природы Бога, мы не можем понять Евангелия. К сожалению, сейчас многие верующие придерживаются положений "Христианской науки", согласно которой, Бог есть только любовь. Если человек имеет такую точку зрения, то через эту призму он будет смотреть и на все ваше изложение Евангелия, и оно покажется ему бессмысленным. Бог есть любовь - поэтому, что же такого, если человек грешен? Бог есть любовь - что же такого в том, что умер Христос? Бог есть любовь, тогда зачем беспокоиться о том, чтобы все в него верили, ведь все равно все спасутся? Можно сказать, что в наше время чаще всего нарушается вторая заповедь: "Не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в водах ниже земли". Возможно, вам приходилось слышать историю о двух солдатах, которые вернулись к себе на базу в субботу вечером после недельного увольнения. Неделю они прожили очень весело и предавались самым разным удовольствиям, типичным для людей такого рода. В воскресенье утром они отправились на богослужение и услышали проповедь капеллана о десяти заповедях. Потом уже, когда они выходили из церкви один говорит другому: "Что же, хорошо, что, по крайней мере,я не сотворил себе кумира и не сделал никакого изображения! Однако суть проблемы заключается в том, что все его остальные грехи начались именно с этого, только кумир был вырезан не из дерева или камня, а был создан в уме! Люди творят богов по своему собственному подобию. Как-то раз я зачитывал одной женщине место из Священного Писания о том, что Господь сделает с виновными в различных прегрешениях. Женщина воскликнула: "О, мой Бог никогда так не сделает!" Потратив немало времени убедить ее в обратном, я наконец сказал: "Вы совершенно правы. Ваш бог никогда этого не сделает. Дело в том, что он существует только в вашем воображении. Вы создали себе бога по своим симпатиям и антипатиям и поклоняетесь ему. Это идолопоклонство. В наши дни это, пожалуй, один из самых распространенных грехов. Как часто нам приходится слышать от разных людей: "Бог никогда этого не сделает! " Какой Бог никогда этого не сделает? Бог Священного Писания? Он говорит нам со всей определенностью тысячу раз, что и в каком случае Он сделает, и если кто-либо заявляет, что Бог не станет делать этого, то он имеет в виду какого-то другого бога, того бога, которого он сотворил сам, ложного бога. Поэтому во времена столь широкого распространения подобных ересей нам необходимо делать упор на истинную природу Бога, показывать, что Он не только добрый, любящий и милосердный, но и Святой, а следовательно, не может покрывать грех. Именно такая природа Бога и дает объяснение личности Иисуса Христа, и придает смысл всем Его деяниям. Мы уже отмечали, что можно избежать очень многих споров по поводу справедливости и праведности Бога, если мы начнем с великой библейской истины, которая гласит, что Бог есть любовь. Поразмышляв о Его милосердии, благодати и любви, мы затем можем перейти к теме справедливости такими, например, словами: "Но та же Библия учит нас, что милосердный и любящий Господь одновременно является справедливым и праведным, и потому должен наказать грех". Христос есть Бог. В нашем обществе люди знают множество фактов об Иисусе из Назарета, но многие совершенно не подозревают, что Он имеет Божественную природу. Когда они слышат слова: "Иисус есть Сын Божий", - то истолковывают их превратно. Некоторые верят или считают, что от всех остальных людей Иисус отличается лишь степенью святости, количественно, но не качественно. "Разве не все мы сыны Божии?", - говорят они. Они не видят во Христе ничего уникального и неповторимого, за исключением, может быть, того, что Ему лучше всех удавалось соблюдать Божьи заповеди, прекрасно учительствовать и проповедовать. Для других Божественность Христа означает, что Он был больше,чем человек, но меньше, чем Бог. Другими словами, в Нем было некое смешение человеческой и Божественной природы, и они представляют Его как бы сверхчеловеком но не полностью Божественным существом. Мы должны делать особый упор на той истине, что вифлеемский Младенец был никто иной, как Божественный Логос, Великий Бог, Творец, создавший небо и землю и всех, кто на ней обитает. Он умер на кресте за наши грехи. Почти все, с кем нам придется столкнуться, знают, что Иисус умер на кресте Голгофы, но очень немногие понимают значение этой смерти согласно Священному Писанию. Однако смерть Христа не имеет для человека значения до тех пор, пока его душа не воспримет, как это случилось с Мартином Лютером, идею переноса человеческих грехов на Сына Божия. Нужно понять, что наши грехи были возложены на Христа. Каждый должен осознавать, что Христос взял всю его вину на Себя. Как сказал об этом Апостол Павел: "Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех, и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас...". Крест имеет значение для человека, который понимает, что его вина была возложена на Сына Отцом. А потом, когда он постигнет это, он должен понять, что Отец послал Своего Сына в ад, которого заслуживает каждый грешник. Если мы видим и чувствуем, что Христос искупил и нашу вину на кресте, тогда крест приобретает для нас реальное значение. Здесь упомяну также о наглядных иллюстрациях. Очень полезно, если мы не только рассказываем людям о Евангелии, но и иллюстрируем его понятными примерами. Некоторые варианты таких наглядных иллюстраций приводятся ниже: 1. Перенос "книги грехов" с одной руки, символизирующей нас, на другую, символизирующую Христа, принявшего на себя гнев Божий за наш грех. Таким образом можно показать, что Христос сделал для нас. 2. Пример со стульями, который показывает перенос нашей веры с себя и наших благих дел, символом которых является стул, на котором мы сидим, на Христа, т.е. другой стул, на который мы потом садимся. Этот пример приводится при разговоре о спасительной вере. 3. Мотивы ведения богоугодной жизни. В данном примере ручка, небольшая вазочка или другой предмет, который вы увидите в комнате у вашего собеседника, используются и символизируют дар вечной жизни. Этим примером мы показываем, что наши благие дела совершаются из благодарности за полученный дар, а не для того, чтобы его заслужить. Эта иллюстрация приводится в самом конце изложения Евангелия, чтобы объяснить, какое место занимают наши добрые дела, поскольку всем известно, что это имеет отношение к христианству. Но необходимо добиться, чтобы человек правильно понимал это место, иначе он будет отводить делам не ту роль, которую они действительно играют. Используя наглядные иллюстрации, важно смотреть на тот предмет, который держите в руках, а не на человека, к которому обращаетесь. Это позволит сконцентрировать внимание слушателя на наглядной иллюстрации и правильно понять ее. Бог предлагает нам Свое Царство как безвозмездный дар. В процессе изложения Евангелия недостаточно один раз сделать это утверждение. Все мировые религии учат, что человек должен заслужить благорасположение Господа какими-нибудь делами. Человек должен показать себя, показать, что достоин Божественных даров. Однако в отличие от других религий христианство провозглашает, что расположение Господа, Его благословение и само Царство Божие могут быть получены только, как безвозмездный дар. Невозможно разрушить и опровергнуть все не христианские концепции, всего лишь раз провозгласив прямо противоположное. Повторяйте это много раз, разными словами! "Царствие Небесное дается даром! Вечная жизнь - это Божий дар вам, который дается по Его бесконечной благодати. Вы не зарабатываете пропуск на небо да и не в состоянии это сделать. Ибо вовеки не заслужить вам право пребывать со Святым, ненавидящим грех, Богом!" После всего этого человек, может быть, поймет истинный смысл этих слов, а может быть и нет. Молитесь, чтобы Бог своею благодатью отверз уши вашего слушателя и даровал ему понимание! Что есть благодать. По-видимому, все слышали о благодати. Возможно, это один из наиболее часто употребляемых терминов в христианских кругах. Но, к сожалению, очень немногие связно объяснят вам, что он означает. В умах американцев глубоко укоренился нехристианский девиз: "Бог помогает тем, кто может помочь сам себе". Поскольку нашим предкам приходилось ногтями и зубами вытаскивать нацию из дикости, американец традиционно хочет крепко стоять на собственных ногах. Он чувствует, что должен нести свою долю общего груза, что, в принципе, похвально. Однако, если тот же принцип переносится на понимание благодати, это может иметь фатальные, непоправимые последствия. Бог раскрывает Себя нам как "опора беспомощных". До тех пор, пока человек считает, что он должен своими усилиями дополнить работу Божию, он не осознает ни своего собственного состояния, ни смысла трудов Христа. Он не понимает, что грех лишил его возможности совершить что-либо, по-настоящему достойное с Божественной точки зрения. Кроме того, он не осознает, что жертва Христова спасла всех, и, следовательно, ее невозможно дополнить. Пытаясь добавить свою предполагаемую добродетель к трудам Господа, он тем самым говорит, что Христос сделал для нас недостаточно. Апостол Павел в послании к Римлянам, гл. 11, ст. 6, учит, что благодать и дела взаимно исключают друг друга. "Но, если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело. "Эту истину необходимо донести до человека. В деле спасения ваш собеседник может целиком и полностью полагаться либо на Христа, либо на себя самого, либо частично на Христа, а частично на себя. Многие невозрожденные люди, посещающие церковь, принадлежат к последней категории. Хотя, в сущности, эта категория представляет собой то же самое, когда люди полагаются полностью на собственные силы. "Предположим, что Христос сделал свое дело не до конца, поэтому для того, чтобы спастись я должен достойно выполнить свою роль; если же, с другой стороны, я погиб, то это от того, что мне не удалось заслужить милость Божию". Такова логика частичной веры в Христа и частичной веры в себя. Кто-то хорошо сказал: "Благодать не есть золотая нить, украшающая богатые одежды, скорее ее можно уподобить древнему царскому трону из чистого золота. Что есть вера. Это еще одна из ключевых тем нашего изложения. Без ее усвоения невозможно получить дар вечной жизни. Джон Кальвин сказал, что римско-католическая церковь дала ему понятия о Божестве Христа, о Святой Троице и об искуплении; но церковь не научила его одному - как применить это искупление к самому себе. Даже сегодня есть верующие, которые знают все догматы веры, но не знают, как получить, дар вечной жизни. Их проблема заключается в том, что они придерживаются несовершенной или ложной концепции спасительной веры. Богословы справедливо отмечают, что спасительная вера включает в себя три элемента: знание, принятие и упование. Мы можем знать о чем либо, но не принимать это. Например, учение одного из культов гласит, что в наши дни Христос воплотился в человеке, живущем в Индии. Я знаю об этом, но не принимаю этого. Аналогичным образом человек может знать, что Священное Писание говорит о греховности людей и о невозможности их спасения собственными силами, но не принимать истинности этого утверждения. Таким образом, к знанию определенных исторических фактов необходимо прибавить наше принятие их. Однако и этого еще недостаточно. В частности, мы знаем многие исторические факты, но не полагаемся на них. Например, нам известно, что существовал Александр Македонский. Мы признаем достоверность многих исторических хроник, повествующих о его завоеваниях, кроме того, мы признаем тот факт, что он был гением в военных делах. Но я думаю, никто не верит в то, что Александр Македонский сделает что-либо для него лично. Это было бы по меньшей мере странно. Поэтому в нашем случае, когда речь идет о библейских знаниях, необходимо прибавить еще третий элемент, который Лютер назвал: "fiducia" - вера, доверие, упование. Излагая Евангелие и пытаясь разобраться, на что уповает ваш собеседник в обретении жизни вечной, вы можете очень удачно показать суть спасительной веры иллюстрацией с пустым стулом. Пусть этот стул символизирует Господа Иисуса Христа. Ваш собеседник верит (признает), что этот стул выдержит его, и он сможет на нем хорошо отдохнуть. Однако этого не происходит по одной простой причине - он на нем не сидит. Стул, на котором вы сидите, может символизировать все, на что вы раньше полагались, надеясь получить жизнь вечную. Показав этот стул, скажите, что он несовершенен, и когда Господь призовет всех на последний суд, вам придется упасть с вашего несовершенного стула прямо в ад. Встав со "стула своих добрых дел" и пересев на "стул Иисуса Христа", вы наглядно показываете, что теперь полностью полагаетесь на Господа Иисуса Христа и переносите на Него упование в обретении жизни вечной. Есть еще один более сложный вариант, который является неким суррогатом спасительной веры, - полагаться на Господа в делах временного благополучия, а на себя - в получении жизни вечной. Многим не удается четко провести грань различия между этими двумя видами веры, но сделать такое различие совершенно необходимо. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.033 сек.) |