АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Лекция 2. Право граждан на жилище

Читайте также:
  1. A) Заявление не подлежит рассмотрению в гражданском судопроизводстве.
  2. D) иностранцы, являются гражданами иностранного государства, а лица без гражданства не являются гражданами никакого государства
  3. II. Порядок подачи и рассмотрения ходатайств о предоставлении политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства в Республике Казахстан
  4. II. Правопис апострофа
  5. IV. Бюджетное право в РФ.
  6. IX. Правопис відмінкових закінчень
  7. V1: Социально-правовые основы природопользования
  8. VIII. Правопис власних назв
  9. VІ. ПРАВОВІ І НОРМАТИВНО – ТЕХНІЧНІ ОСНОВИ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ БЕЗПЕКИ ЖИТТЄДІЯЛЬНОСТІ
  10. А) нормативные правовые акты
  11. Автоматическая проверка правописания
  12. Автономія в Україні. Конституційно-правовий статус Автономної Республіки Крим

 

Содержание конституционного права граждан на жилище. Лишение прав на жилое помещение

 

Конституция РФ в ст. 40 провозгласила право граждан на жилище. Однако, Конституция 1993 года не выступала в данном случае новатором регулирования данного вида отношений. Впервые в рамках конституционного законодательства подобная норма появилась в Конституции РСФСР 1978 года. В то же время содержание данного права, закрепленного в советский период, и содержание современного конституционного права граждан на жилое помещение существенно отличаются между собой.

Подход к пониманию содержания права граждан на жилище не является однозначным в юридической литературе. Исследованию данного вопроса уделяли и уделяют внимание большинство ученых, занимающихся проблемами жилищного права. Среди них можно отметить: Е. В. Богданова, П. В. Крашенинникова, А. Н. Кичихина, С. М. Корнеева, И.Л. Корнееву, Э. Б. Лыкова, И. Б. Мартковича, Л. М. Пчелинцеву, П. И. Седугина, В. Р. Скрипко, Н. А. Щербакову, А. А. Титова и др. Более подробно необходимо рассмотреть мнения указанных ученых в рамках семинарских занятий. Наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой в содержание конституционного права граждан на жилище можно включить несколько юридических возможностей: а) стабильного пользования занимаемым жилым помещением; б) улучшения своих жилищных условий разными способами; в) использования жилого помещения в интересах других граждан; г) обеспечения для жильцов здоровой среды обитания; д) недопущения произвольного лишения права граждан на жилище; е) неприкосновенности жилища (Седугин П. И.). Право на неприкосновенность жилища также рассматривается и как самостоятельное право, связанное с правом граждан на жилище.

Нельзя не отметить и мнение Пчелинцевой Л. М., считающей, что «исследование содержания права на жилище предполагает обязательное уточнение - о какой именно правовой категории идет речь. Право граждан на жилище - емкая и разноаспектная категория (элемент правоспособности; составная часть правового статуса граждан; субъективное конституционное право граждан; государственно-правовой институт). Следовательно, выяснять содержание права граждан на жилище нужно с учетом этого обстоятельства применительно к каждому из смысловых значений категории права на жилище.

Исследуя непосредственно норму ст. 40 Конституции РФ можно рассмотреть право граждан на жилище в трех аспектах:

Первый – Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Формулировка о недопустимости произвольного лишения жилища появилась в Конституции впервые и означает, что лишить граждан жилья можно только по основаниям, только прямо предусмотренных законом. Действующее законодательство предусматривает различные основания для лишения прав на жилое помещение. Необходимо рассмотреть их более подробно. Однако, необходимо четко представлять, что основания лишения жилого помещения зависят от того, на каком правовом основании гражданин проживает в жилом помещении. Итак, основания лишения прав на жилое помещение.

1. если гражданин проживает в жилом помещении по договору социального найма жилого помещение, то выселение лиц может произойти по основаниям ст. 83-91 ЖК РФ. Выселение может быть как результатом виновных действий лица (неоплата в течение 6 месяцев, разрушение и порча жилого помещения, нарушение общественного порядка), так и не являться мерой ответственности (снос жилого помещения, перевод жилого помещения в нежилое и др.). Выселение может осуществляться как с предоставлением другого благоустроенного помещения, без предоставления другого жилого помещения, а также с предоставлением жилого помещения. В ранее действовавшем ЖК РСФСР предусматривалось выселение, как в судебном, так и в административном порядке. Действующий ЖК РФ предусматривает выселение только через суд.

2. Если гражданин проживает в жилом помещении на праве собственности, то прекращение права собственности на жилое помещение может произойти по двум блокам оснований:

- ст. 235 ГК РФ – Основания прекращения права собственности – касается любых объектов права собственности, в том числе и жилых помещений. Так, взыскание имущества по обязательствам, изъятие земельного участка для государственных или общественных нужд, реквизиция – все эти основания могут стать причиной для лишения жилья собственника. Произойти это может как на возмездной, так и безвозмездной основе.

- ст. 293 ГК РФ можно отнести к специальным нормам, касающимся оснований лишения права собственности на жилище в случае вины самого собственника. К таким ГК РФ относит:

а/ использование жилого помещения не по назначению;

б/ нарушение прав и интересов соседей;

в/ разрушение и порча жилого помещения.

Указанное поведение собственника может послужить причиной для вынесения органами местного самоуправления предупреждения о необходимости устранения нарушений. В случае если предупреждения оказались безрезультатными, то орган местного самоуправления вправе обратиться в суд, который вправе принять решение о продаже жилого помещения с публичных торгов с возвратом собственнику полученных от продажи средств за вычетом судебных расходов.

При уяснении сущности данной нормы необходимо обратить внимание на следующие нюансы. Во-первых, только в трех случаях виновного поведения собственника можно ставить вопрос об его выселении и расширительному толкованию этот перечень не подлежит (В связи с этим подчеркнем, что выселение за неоплату собственником коммунальных услуг, не может стать причиной выселения. Хотя ст. 235 ГК РФ может применяться по общим основаниям). Во-вторых, несмотря на достаточно широкие полномочия собственника по владению, пользованию и распоряжения объектом своего права (в том числе и возможность его уничтожения) указанные правомочия собственника жилья существенно сужены. Уничтожение жилого помещения, как объекта, представляющего большую ценность (не только экономическую, но и социальную) не допустимо. В-третьих, обратиться в суд с иском о прекращении права собственности на жилое помещение могут только органы местного самоуправления.

3. Если гражданин проживает в жилом помещении на основании договора найма (коммерческого) жилого помещения, то выселение происходит, во-первых, по прекращению срока действия договора краткосрочного найма (до года) в случае не желания наймодателя продлять договор; во-вторых, в случае отказа наймодателя от продления договора долгосрочного найма (от года до пяти лет) по причине принятия решения не сдавать помещение в найм на срок не менее года; в-третьих, в случае расторжения договора по инициативе любой из сторон. Более подробная характеристика отношений по договору коммерческого найма будет осуществлена позднее в соответствующей теме.

4. Если гражданин проживает в специализированном жилом помещении, то он выселяется в случае прекращения оснований, послуживших основанием для вселения в жилое помещение. К таким относится прекращение трудовых отношений с организацией или прекращение учебы. Из этого общего правила существуют исключения, однако, общее правило, безусловно, действует.

5. Если гражданин проживает в жилом помещении на основании членства в ЖК и ЖСК, то прекращение права пользования жилым помещением происходит в случае прекращения членства в кооперативе.

Указанные основания лишения прав на жилое помещение являются исчерпывающими для соответствующих оснований проживания в жилом помещении, иные основания выселения могут быть предусмотрены только федеральным законом. Вместе с тем, основания проживания в жилом помещении достаточно разнообразны и многие из них на данный момент не рассматривались (речь идет о членах семьи собственника или нанимателя, о проживающих в общежитиях и помещениях маневренного фонда, о поднанимателях и временных жильцах и др.).

Итак, это был первый аспект конституционного права граждан на жилище, предусмотренный ст. 40.

Второй – малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилье, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и иных жилищных фондов. Указанный аспект, в первую очередь, реализуется путем заключения с указанными лицами договора социального найма жилого помещения.

Третий – органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для реализации права граждан на жилище. Способы, с помощью которых граждане могут решить жилищную проблему, мы рассмотрим в следующем вопросе.

Существует и более детализированное выделение различных юридических возможностей, вытекающих из права граждан на жилище. Так, Грудцына Л. Ю. в качестве таких возможностей называет:

1. возможность стабильного пользования занимаемым жилым помещением в домах государственного, муниципального и других жилищных фондов на условиях договора найма, участия в ЖК и ЖСК, путем индивидуального жилищного строительства, приобретения жилых помещений (домов) по договорам купли-продажи, дарения, мены, а также наследования и по другим основаниям, предусмотренным законодательством;

2. возможность улучшения своих жилищных условий, получения другого жилого помещения разными способами: малоимущими лицами, иными указанными в законе гражданами, нуждающимися в жилище, - путем получения жилья бесплатно или за доступную плату из государственного, муниципального или иного жилищного фонда в соответствие с установленными нормами;

3. возможность улучшения своих жилищных условий другими лицами – путем строительства или приобретения жилых помещений за счет собственных денежных средств с привлечением денежных субсидий государства и кредитов банка;

4. возможность использования жилого помещения не только для проживания гражданина – собственника этого помещения и членов его семьи, но и путем передачи жилого помещения для проживания другим гражданам на основании договора (коммерческого найма и др.).

5. обеспечение для жителей жилых домов (жилых помещений) здоровой среды обитания, жилой среды, достойной цивилизованного человека;

6. обеспечение недопустимости произвольно лишать граждан права на жилище.[9]

В качестве самостоятельных прав гражданина, но непосредственно связанных с правом граждан на жилище, можно выделить – неприкосновенность жилища, неприкосновенность частной жизни, право на судебную защиту. Неприкосновенность жилища является правом, признаваемым и защищаемым и международными правовыми актами[10]. Нормы ст. 25 Конституции РФ устанавливают исключения из этого принципа, предусматривая, что подобные ограничения могут устанавливаться федеральными законами. В качестве таковых на сегодняшний момент можно назвать:

1. Закон РФ от 18.04.1991 № 1026-1 (ред. от 09.05.2005) «О милиции»[11]. В рамках данного нормативно-правового акта установлено, что работники милиции имеют право «входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые организациями, и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках» (п. 18 ст. 11).

2. Федеральный закон от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»[12] содержит несколько статей, посвященных защите конституционного права на неприкосновенность жилища. Так, ст. 5 указанного закона предусматривает, что «органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при проведении оперативно-розыскных мероприятий должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции». А ст. 8 указывает, что «проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии информации».

3. Несколько отличную от закона «О милиции» имеет формулировку ст. 13 ФЗ «О Федеральной службе безопасности»[13] от 3 апреля 1995 года. Там установлено, что органы ФСБ имеют право «беспрепятственно входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности в случае, если имеются достаточные данные полагать, что там совершается или совершено преступление, дознание и предварительное следствие по которому отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, а также в случае преследования лиц, подозреваемых в совершении указанных преступлений, если промедление может поставить под угрозу жизнь и здоровье граждан. Обо всех таких случаях вхождения в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения органы федеральной службы безопасности уведомляют прокурора в течение двадцати четырех часов».

4. Аналогичное право предоставлено работникам федеральных органов государственной охраны в соответствие со ст. 15 ФЗ от 27 мая 1996 года «О государственной охране».

Вызывает определенные вопросы отсутствие в законодательстве норм, посвященных возможности входить в жилые помещения работникам жилищно-эксплутационных организаций в случае экстренной необходимости при причинении вреда имуществу третьих лиц. Речь идет об авариях, прорывах санитарно-технического и иного оборудования и отсутствия собственников или нанимателей в жилом помещении. С одной стороны, в этом случае, работники жилищно-эксплутационной организации действуют в состоянии крайней необходимости, и это может явиться основанием для освобождения их от ответственности в случае причинения вреда. Тем не менее, указанные аварийные ситуации, как правило, не угрожают жизни и здоровью людей, а потому проникновение в жилище является неправомерным. Думается, что соответствующие правомочия должны быть конкретизированы в нормативно-правовых актах.



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.01 сек.)