|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Выпей, Вовик, глоточекСубботняя сценка в пивном баре: мальчишка хочет пить и просит у отца, потягивающего в компании приятелей уже которую кружку, купить лимонада. «Нет здесь лимонада — на, попей пивка»,— говорит родитель и улыбается, когда, хлебнув из кружки, парнишка морщится. «Горько? А ты думал, мы тут сладенькое, брат, пьем?» — отпускает старую шутку выпивох один из взрослых. Мальчик хочет быть «как большой» и с трудом делает еще несколько глотков. Через какое-то время, испытывая, видимо, приятность хмельного состояния, просит еще... Кто-то спешит остановить неосторожного отца, но тот только отмахивается: «Ерунда — это же пиво, а не водка, жажду утоляет...» Представим на мгновение, что от нескольких глотков слабого алкогольного напитка (кстати, слабого-то — для взрослых) с организмом ребенка ничего страшного не случится, а отец и вся семья в дальнейшем будут избегать повторения ошибки. Однако ребенок, «вкусив», запомнил, откуда приходит понравившееся ему состояние. Подвернется дома недопитая рюмка портвейна или другого крепленого вина, он с удовольствием отметит, что хмелящий напиток бывает даже сладким, вкусным. Дальше — больше. Родители в большинстве случаев ничего не подозревают. Спохватятся они потом, забегают по врачам, недоумевая, откуда все началось и где корень зла. Иногда дети пьют так много, что у них развивается острая алкогольная интоксикация, когда приходится вызволять юного алкоголика чуть ли не с того света. Сколько сил на это тратится, нервов, средств! И все ради того, чтобы реанимировать юного пьянчужку. В 1986 году один из самых авторитетных в Англии журналов — «Британский медицинский журнал» — напечатал статью о распространенности алкогольной интоксикации в Глазго и Ноттингеме за период с 1973 по 1984 год. За данный период в этих городах зарегистрировано 143 случая поступлений в больницу детей в возрасте от 3 до 15 лет с явлениями острой алкогольной интоксикации. Это были 108 мальчиков и 35 девочек, 53 ребенка не достигали семилетнего возраста. Юные пьяницы в возрасте до 7 лет употребляли алкогольные напитки (в основном ликеры), когда взрослые уходили из дому: пили они в одиночку, в основном утром. Более старшие дети пили вечером, пили все, что попадет под руку, пили в компании сверстников и почти всегда вне дома. 17 пациентов поступили в психиатрическую клинику в связи с острым расстройством сознания на почве пьянства, еще у 12 пьяниц развилась тяжкая кома после того, как они утром напились. Авторы статьи указывают, что употребление алкогольных напитков (особенно по утрам) может приводить к серьезным соматическим и психическим расстройствам, а порой и к смерти. Спи, моя радость, усни. Обратилась ко мне молодая женщина-южанка: — Доктор, помогите! С моим сынишкой творится неладное: по ночам не спит, от кого-то прячется, кричит... Смотрю — как будто мальчик как мальчик, в истории развития поначалу тоже не нахожу ничего тревожного. Подозрения, правда, появились, но уж больно неправдоподобные для его возраста (4 года). Как-то не увязывалось в голове: такой ребенок и вдруг — признаки белой горячки. Одно из двух — либо это результат постоянного и длительного употребления алкоголя, либо последствия недавнего отравления, например лекарствами1. Последнее родительница отмела и рассказала такую историю. С первых дней после рождения мальчик очень часто и подолгу кричал. Окружавшие его начали терять терпение. Подвернулась какая-то ветхая «советчица», велела давать ему соску из хлебного мякиша, смоченного в вине. Сын стал быстрее засыпать, вести себя спокойнее. Но время соски прошло, и он уже не мог без «успокоительного», не получая своей привычной порции, поднимал истошный крик и не прекращал его, пока сердобольные родители не сдавались, не подносили ложечку разбавленного вина... Неужто передо мной юный пьянчужка? Так и есть. Случай, безусловно, исключительный, ничего подобного в моей практике не бывало и, хочу верить, не будет. Только ведь вопиющая безграмотность в вопросах влияния алкоголя на детский организм — явление не столь редкое среди молодых кормящих матерей, хотя, может быть, и проявляющееся во внешне безобидной форме. Нет, такие мамаши не думают давать ребятишкам ничего алкогольного, хмельного. Но они иногда сами выпивают рюмочку перед последним вечерним кормлением грудью. Чтобы дети быстрее засыпали, не будили их ночью. Какая наивность — думать, что это не принесет вреда 1 Тут нужно обратить внимание на то, что сплошь и рядом встречаются случаи, когда ребенок употребляет алкогольные напитки из-за беспечности родителей, оставляющих бутылки с вином или водкой рядом с ним. Ребенок — всегда исследователь, ему все хочется попробовать, он все тащит в рот. Отсюда и опасность не только отравления ребенка алкогольными напитками (они описаны и в возрасте 2—3 лет), но и приучения его к ним. А у ребенка всякий прием алкогольных напитков протекает куда тяжелее, чем у взрослых, ибо у него ферментативная система расщепления алкоголя формируется медленно. Как же можно назвать семью благополучной, если ребенок может напиться куда раньше, чем научиться говорить! малышу! Алкоголь проникнет в него и через материнское молоко, сделает свое разрушительное черное дело в хрупком и чрезвычайно восприимчивом организме. Пойдут мучительные диатезы, аллергии, нескончаемые простуды, сердечная недостаточность, нарушения костного развития и т. п. А одна из главных бед будет ждать впереди — предпосылки хронического алкоголизма не преминут развиться в страшную болезнь. У одних она проявится в полную силу раньше, у других позже. В 15 или в 40 лет, но проявится, если мы, родители и воспитатели, своевременно не поставим непреодолимую стену между детьми и спиртными напитками, чего бы нам это ни стоило. Вопрос должен стоять только так: ЧЕГО БЫ НАМ ЭТО НИ СТОИЛО! Но... Открываю «Советскую культуру» за 22 ноября 1986 года. Заметка называется «Отдали дворец винзаводу». В ней рассказывается о драматической ситуации, сложившейся в Самарканде, где детям практически негде отдыхать, развлекаться, расширять свои интересы. Дворец пионеров города передан винзаводу. Куда деваться детям? Видя, что творят взрослые, они становятся циниками, а потом взрослые удивляются, почему это молодежь такая неуважительная и хулиганистая. Пьяниц, хулиганов среди детей и подростков создаем мы, взрослые. Запомним: среди горьких пьяниц и алкоголиков очень редки люди, у которых пристрастие к спиртному появилось случайно, в результате каких-то чрезвычайных обстоятельств. В основном пьянствуют те, кого сознательно или несознательно в детстве пускали во взрослое застолье с возлияниями, кому поначалу, может быть, ставили просто маленькую рюмочку с соком, а потом разрешали глоточек чего-то покрепче — «для аппетита». Есть одно явление у подростков и юношей, которое обманывает взрослых, притупляет их осторожность. Из-за мощных психологических и гормональных изменений, происходящих в организме молодых людей, у них бывает очень низкой переносимость алкоголя, сопротивляемость к нему — даже небольшая доза водки сразу же выводит из строя, надолго вызывает отвращение к спиртному. Это, к сожалению, и дезориентирует старших («Сын-то не переносит никакой выпивки — ему ничего не грозит, пьяницей не будет»). Из виду упускается такой важный побудительный фактор, особенно у подростков, как самоутверждение себя, своего «Я» во взрослом мире. При нынешней физиологической и патологической акселерации, при ускоренном половом созревании иные страсти бывают резко заостренными, влечения усиливаются. Вот почему юнец наперекор отвращению тянется к спиртному, может терпеть тошноту, головную боль и, скажем, нарушение пищеварения, ведь он хочет ощущать внутреннюю раскованность, свободу, повышенное настроение, подавить в себе свойственное возрасту чувство неполноценности. Чтобы было легче подойти к незнакомой девушке, чтобы независимее держать себя среди сверстников, в компании ребят постарше и вообще «быть настоящим мужчиной». Это период, когда надо бить в набат. Ведь уже начинает формироваться стереотип алкогольного поведения. Стереотип этот, конечно, находит дальнейшее закрепление в групповом употреблении алкогольных напитков, в атмосфере совместного добывания средств на их покупку, поиска места для распития, в пьяных разговорах... Ученические обязанности, книги, любимые друзья — все уходит на задний план. Еще не сформировавшаяся личность уже на грани разложения. У такой категории юнцов, регулярно потребляющих спиртное, нередко очень быстро появляются соматические и психические изменения, которые влекут за собой биологическую зависимость от алкоголя, когда он становится неотъемлемой частью обмена веществ в организме. Социальное порождает биологическое. Еще до недавнего времени некоторые ученые предполагали, что случаи алкоголизма у подростков — это результат их якобы биологической дефектности. Однако исследования показали: две трети алкоголиков, рано приобщившихся к пьянству, в юности не обнаруживали никаких биологических аномалий. Но абсолютное большинство из них родились в семьях, где спиртное не переводилось. По собственному многолетнему опыту врача берусь утверждать: главная причина случаев появления подростков-пьяниц — в распущенности, воспитательской безответственности их матерей или отцов, или тех и других вместе. Со школьных учителей, школьных комсомольских организаций, конечно, тоже должно быть спрошено. Думаю, настала пора создания обстановки всеобщей нетерпимости по отношению к фактам родительской безответственности. Нужны большие строгости со стороны общественных организаций и в целом коллективов по месту работы таких родителей. Уроки «На дне». Нужно как можно активнее использовать художественную литературу, показывающую трагедию пьянства. Взять хотя бы горьковскую пьесу «На дне». Некоторые ее персонажи — хронические алкоголики: одни уже спились, другие еще на грани болезненного пьянства, но и те и другие активно спаивают своих близких. Они красиво рассуждают, но всех их объединяет потребительское отношение к жизни, сами не хотят палец о палец ударить, чтобы выздороветь. Лживость, пустопорожняя болтовня, эгоизм, жестокость, стремление втянуть в пьянство непьющих — все это художественно показано великим русским писателем. Почему же содержание этой пьесы, которую проходят в школе, не учит уму-разуму молодежь? Ведь если бы каждый педагог на уроке сказал: посмотрите, мои юные друзья, на эти остатки людей, разрушенных алкоголем, на этих слабовольных существ, лишенных воли к жизни. Посмотрите на них и запомните: вот к чему может привести пьянство. Бойтесь, как черной оспы, этой участи, в которой виновны только сами люди. Всем, кто угрожаем в плане развития алкоголизма, всем будущим алкоголикам следует внимательно проанализировать эту замечательную пьесу, могущую сыграть большую роль в антиалкогольной пропаганде. И школьники, изучая творчество Горького, должны видеть в этой пьесе ярчайшую иллюстрацию, показывающую ступени падения в бездонную пропасть хронического алкоголизма. Пока же, к сожалению, некоторые из этих школьников через два-три года после изучения горьковской пьесы сами становятся мало отличимыми от ее персонажей. Разве это не трагедия? Перед всеми нами — и особенно перед родителями — стоит безотлагательная задача: решительно покончить с пьянством! Так не будем забывать об этой задаче повсеместно — дома, на работе, в учебе, в общественных местах. И прежде всего будем помнить: стена, которую мы строим между детьми и спиртными напитками, станет непреодолимой при условии участия в ее возведении каждого из нас. Против пьянства народа. Через несколько месяцев после публикации правительственных постановлений вышла научно-популярная книга академика АМН СССР, профессора Ф. Г. Углова «В плену иллюзий». Почти одновременно с этим появились две весьма показательные, полемически заостренные статьи — Р. Лирмяна «Оправданию не подлежит» (Коммунист.— 1985.— № 8.— С. 111 —120) и Т. П. Коржихиной «Борьба с алкоголизмом в 1920-е — начале 1930-х годов» (Вопросы истории.— 1985.—№ 9.—С. 20—32). Со второй половины 1985 года резко усилилась в нашей стране (наконец-то!) антиалкогольная пропаганда. Появилось множество статей и брошюр, в которых приводились убедительные данные о вреде пьянства. Возьмем только одну из них под названием «Трезвость — норма жизни», опубликованную Пермским областным обществом «Знание». Авторы ее В. Я. Звездин и А. М. Соболев отмечают, что население Советского Союза с 1940 по 1984 год увеличилось на 42%, а алкогольные напитки покупали в 1984 году в 7—8 раз больше, чем в 1940-м. Затраты на спиртное в наши дни на душу населения больше, чем расходы на хлеб, мясо, молоко и другие продукты, вместе взятые. Каждый второй хронический алкоголик стал пить еще в средней школе, не достигнув 14-летнего возраста!!! Учительница одной из средних школ Кунгурского района Пермской области однажды случайно наткнулась на открытку, которую ее ученик собирался отправить домой. Учительница была потрясена. «Милый папочка, пьянида ты паршивая! Поздравляю тебя с праздником... Желаю тебе, пьяница, выпивать в день по пять бутылочек, чтобы наконец-то сгубил тебя проклятый самогон. Ваня». Психиатра такие письма не очень поражают: нам часто приходится быть свидетелями намерений детей убить своих родителей за пьянство. Вот до чего доводят родители своих детей — до мыслей убить свою мать или отца, променявших родительские чувства на водку! В указанных публикациях много общего. Во-первых, эти публикации созданы совсем не в том русле, в каком прежде выпускались книги и статьи, призывающие к умеренному пьянству, культурному, периодическому и т. д. Тут показывается абсолютный вред любого пьянства. Дети пьют потому, что пьют родители. Во-вторых, эти работы объясняют причины пьянства так, как объясняли их великие русские писатели, среди которых Ф. М. Достоевский, Л. Толстой и другие: пьянство — болезнь совести, проявление эгоизма, безответственности, ухода от трудностей реальной жизни. Но рано или поздно народ проявит свою мудрость и нравственность, и тогда он сам бросит пить, и тогда в его недрах родится мощное антиалкогольное течение. Если же этому течению поможет интеллигенция, то все это может перебороть любую дурную традицию, любой вид пьянства. То, что происходит сейчас на наших глазах, это и есть исподволь возникшее народное движение, которому помогла художественная литература (не медицина!). Это могучее антиалкогольное течение привело к стихийному созданию клубов трезвости, появлению магнитофонных лекций о вреде пьянства и т. д. И хотя в этих лекциях иногда много дилетантства, пафос их следует лишь приветствовать. В-третьих, книга Ф. Г. Углова и статьи Р. О. Лирмяна и Т. П. Коржихиной восстанавливают, реанимируют забытые страницы упорной борьбы русской интеллигенции с пьянством народа, а точнее с его сознательным спаиванием. К сожалению, многие думают,что история началась с их появления на земле, что раньше ничего не было. Нет, все было — было и плохое, и славное. Это относится и к такой больной теме как проблема пьянства. Пьянство на Руси стало принимать широкий размах давно, хотя фактически оно стало национальной проблемой лишь с Петра Первого. Великий преобразователь России в конце своего царствования сам любил крепко выпить, а еще больше любил, когда на устраиваемых им ассамблеях тысячи людей перепивались. Отсюда и пошла гнусная традиция пить по случаю и без — традиция, разложившая верхушку царской России. К концу царствования Екатерины Второй одна треть всего национального бюджета страны образовывалась от продажи алкогольных напитков. Народ угнетался не только кнутом и Сибирью, но и водкой. В начале XIX столетия было налажено промышленное производство алкогольных напитков и спаивание населения пошло с удесятеренной силой. Это было во всех странах Европы, в том числе и в России. После разгрома декабристов Николай Первый, вводивший в стране суровую регламентацию, безоговорочную дисциплину, слепое подчинение своему авторитету, много сделал для спаивания россиян — ведь пьяный меньше будет задумываться и не станет протестовать против своего положения, из него можно веревки вить. К концу царствования Николая «Палкина» вся страна наводнилась трактирами и корчмами, в которых круглые сутки можно было купить водку. Пропивалось все, что только можно было пропить. Нравственный упадок народа вызывал опасения за судьбу Отечества. Это замечали не только русские мыслители, но и иностранные путешественники. Когда в 1858—1859 годах Россию посетил Александр Дюма, то наблюдательный автор «Трех мушкетеров» не мог не обратить внимание на колоссальные размеры пьянства в России. Поразительно: ежегодно крестьянин платил оброк государству в размере 17 рублей 65 копеек, а пропивал 26 рублей! Именно на рубеже 1858—1859 годов в России поднялась первая волна народного движения за трезвость. Вначале э о движение поддерживало духовенство, но потом под давлением правительства оно выступило против. Это имело громадные последствия для русской церкви: народ увидел, что она не на его стороне, а на стороне власть держащих. Появилось множество сект, общим для которых было неприятие пьянства и, следовательно, религии, поддерживающей спаивание населения. Многочисленные секты, часть из которых носила откровенно оппозиционный характер, призвали к борьбе с пьянством, порой они требовали даже эмиграции из Российской империи, пропахшей водкой. Сейчас, когда русская церковь отмечает тысячелетие принятия Русью христианства и вовсю расписывает свои заслуги перед народом, это особенно важно отметить: видя спаивание русского народа, церковь почти ничего не делала для прекращения этого вопиющего безобразия, неизменно выставляя себя послушной служанкой властей. Примерно после выстрела Каракозова (1866 год) и наступившей реакции начался спад антиалкогольного движения в России и соответственно этому резко возрасло пьянство. В 1873 году Ф. М. Достоевский ужасался: «матери пьют, дети пьют, церкви пустеют, отцы разбойничают...» Поразило писателя, что в Костроме местные пьянчужки отпилили руку у памятника Ивану Сусанину и отдали руку в кабак — там ее приняли. Народ борется с пьянством. Но одновременно с этим в русском народе выросли идеи трезвой жизни. В 1874 году появилось первое официально зарегистрированное в России общество трезвости. Оно возникло не в столице, не в крупном городе, а в небольшом селе Дейкалов-ка Полтавской губернии. К 1914 году в стране действовало более четырехсот обществ трезвости, носивших неправительственный характер. Романовы не только не поддерживали трезвенническое движение — они его преследовали. К. Маркс писал: «Всякая попытка поднять их (крестьян) моральный уровень карается как преступление. Достаточно вам лишь напомнить о правительственных репрессиях против обществ трезвости, которые стремились спасти московита... от водки». В 1889 году комиссией под председательством доктора М. Н. Нижегородцева быЛ разработан вопрос «Об опеке над привычными пьяницами и о принудительном их лечении». 28 декабря 1909 года открылся Первый Всероссийский съезд по борьбе с пьянством. В сентябре 1914 года в России был принят сухой закон. Это был в высшей степени своеобразный закон: правительство как бы снимало с себя ответственность за его исполнение. Фактически он сводился к следующему: местные власти сами решали — стоит им продавать алкогольные напитки или нет. Недруги России надеялись, что русские люди сами откажутся от запрета продажи водки. Но тут случилось нечто на первый взгляд необъяснимое: в стране, которая давно уже стала символом повального пьянства, само население высказалось против продажи алкогольных напитков! Ни в одном городе или деревне не проголосовали за продолжение продажи водки. Таким образом, за сухой закон высказалась вся страна. Те же недоброжелатели России говорят и сейчас: вот потому Россия и потерпела поражение в первой мировой войне, а потом дошла до революции и гражданской войны, что ввела у себя сухой закон. Ни у одной воюющей страны его не было, поэтому все и воевали, кроме России. Традиции трезвой жизни, зародившиеся после введения сухого закона, облагораживали жизнь людей, помогали им выстоять в тяжелых условиях, вели к нравственному очищению. Введение сухого закона было долгожданным актом, за который боролись многие прогрессивные деятели. Кончилось то время, которое А. Ф. Кони называл вторым крепостным правом, время, когда о злоупотреблениях говорили все, но никто не хотел их победить. Один из русских врачей — А. Мендельсон, подводя итоги первого года трезвой жизни, писал: «Теперь, когда над Россией проделан опыт отрезвления, длящийся уже более года, опыт, вызывающий восторженное изумление у наших заграничных друзей: англичан, французов, шведов, когда этот опыт со всеми его благодетельными последствиями переживается сознательно всем населением, дальнейшая добровольная трезвая жизнь получила в свою пользу аргумент, равного которому не было в истории человечества. Ворвавшаяся в нашу жизнь принудительная трезвость своими результатами распропагандировала русский народ... Сотни тысяч и миллионы населения будут добровольными трезвенниками». Революция против водки. Сухой закон существовал три года. В годы революции и гражданской войны сухого закона не было: все законы царизма были отменены. Однако фактически он какое-то время еще исполнялся: винокуренные заводы не работали, а самогоноварение, хотя и приняло большие масштабы, преследовалось и уж во всяком случае не одобрялось новой властью. Более того, нравственный максимализм революционного времени требовал трезвости. Для коммуниста пить считалось позором, несовместимым с пребыванием в партии. Не было двух моралей: одна — для руководителей, другая — для рядовых. Люди подчинялись законам, а не звонкам. Каждый коммунист должен был показывать собственным примером, как следует себя вести. И первым в этом был Владимир Ильич Ленин. Все эти моральные ограничения приводили к тому, что те, кто поддерживали новую власть, были, как правило, трезвенниками. Белогвардейцев же всех мастей и направлений объединяло отрицательное отношение к трезвому образу жизни. Таким образом, отношение к пьянству имело идеологическую подоплеку, показывающую поляризацию общественного мнения страны. В хаосе гражданской войны ни о каком реальном, действовавшем в масштабе всей страны сухом законе и говорить не приходилось. Почти все эксцессы тех времен (убийства, грабежи, поджоги усадеб и т. д.) совершались в пьяном виде. Появление нэпа резко ухудшило возможность антиалкогольной политики, частники производили много алкогольных напитков, и хотя их сурово облагали большими налогами, процесс подрыва трезвеннических настроений ускорился и стал неуправляемым. В 1925 году Советское правительство запретило частным лицам изготовлять и продавать алкогольные напитки, т. е. ввело государственную монополию на алкогольные напитки. Последние стали выпускаться в очень больших масштабах. Понятно, что от подобия сухого закона, фактически имевшего место в первые годы революции, не осталось и следа. Все это явилось, с нашей точки зрения, ошибкой тогдашнего руководства, которое, впрочем, уверяло, что эта мера носит временный, чрезвычайный характер и обусловлена экономическими факторами. Лишь спустя 60 лет была предпринята попытка исправить пагубные последствия, в основе которых лежит безграничный выпуск алкогольных напитков. Следует, однако, отметить, что до начала 1950-х годов в нашей стране пили куда меньше, чем в 1913 году. Резкое усиление пьянства началось лишь примерно с 1965 года. Коли в массовом масштабе стали выпускать алкогольные напитки, то пришлось создавать новые виды борьбы с пьянством, смысл которых сводился к старому лозунгу «пей, да дело разумей», т. е. не перепивайся и не спивайся. 16 февраля 1928 года было организовано ОБСА (Общество по борьбе с алкоголизмом). Просуществовало ОБСА до апреля 1932 года, когда влилось во Всесоюзное общество «За здоровый быт». Вскоре общество «За здоровый быт» прекратило свое существование, и потом на протяжении 50 лет антиалкогольная пропаганда сводилась к популяризации умеренного, культурного пьянства. На протяжении XX столетия менялись представления народа о пьянстве: если в первую половину столетия пьянство считалось пороком, которого следует стыдиться, то потом оно стало восприниматься как неотъемлемая часть жизни общества. Дело дошло даже до того, что алкогольные напитки стали включать в рубрику продуктов питания. Самое ужасное, что пить стали женщины, а это неминуемо приводит к росту числа уродливых детей, ведь даже небольшая доза алкоголя нарушает генеративную функцию. А сколько слез приносят пьянство отцов и вытекающие из этого хулиганство и преступления! Как должны относиться к пьянству люди, имеющие отношение к воспитанию детей? Учителя, врачи, родители? Только однозначно: самим показывать пример отрицательного отношения к пьянству и других учить этому. Медицинский или педагогический работник не может не быть сторонником сухого закона, хотя кому-то это и может показаться идеализмом и необоснованным максимализмом. Наша страна испытала слишком много горя из-за либерального отношения к пьянству, последние 20 лет были периодом, когда все большее и большее число людей отстранялись от жизни, меняли свою активную жизненную позицию на увлечение водкой. Это сводило на нет все усилия педагогов воспитать трезвую смену, а медиков — вылечить хотя бы одного алкоголика. Пьянство — социальная проблема, не медицинская, решать ее обществу, а не врачам. А общество — это в первую очередь педагоги, ибо они имеют самые сильные рычаги воздействия на подрастающее поколение. Сейчас люди лихорадочно изучают свое прошлое, старые книги, коллекционируют семейные предания. Когда-нибудь то время, в которое мы живем с вами, читатели, тоже станет прошлым. И нужно, чтобы им интересовались не только как периодом, когда страна подошла к опасной грани и в 1985 году сделала решительную попытку отойти от нее, но чтобы нашим временем интересовались еще и как периодом, когда наше общество начало решительную борьбу за обновление всех компонентов жизни, когда наиболее активные, совестливые, по-государственному мыслящие члены социалистического общества повели решительное наступление на все, что является социальной аномалией. Без привлечения учителей победить в этой битве невозможно. Таким образом, борьба с различными видами неблагополучия в семье так или иначе перерастает в борьбу за обновление всего общества. Не верящий в победу не победит. Мы с вами, читатели, должны верить и должны бороться, ибо если мы прекратим борьбу, то еще больше, чем ныне, детских душ будет искалечено. Научное изучение проблемы болезненного пьянства бесконечно, мнения ученых расходились и расходятся по любому аспекту этой проблемы. Фактически всех наркологов объединяет лишь одно — сознание, что патологическое пьянство существует. Какие его формы возможны, как их лечить — тут мнений зачастую больше, чем самих ученых. Впрочем, на то они и ученые, чтобы спорить. Но пока они спорят — население пьет. Тут не ученых нужно винить (они-то при чем?), а принимать меры против пьянства — меры в первую очередь общественные. Но, чтобы принимать эти меры, нужно сказать о вреде пьянства громко, резко, четко, темпераментно, пусть полемически заострено, но главное — доходчиво и убедительно. До тех пор, пока алкогольные напитки будут свободно продаваться и их употребление будет рассматриваться как молодечество, ни одного пациента надолго избавить от пьянства не удастся. Иными словами, тут на первом плане вопросы социальные, а не медицинские. Ведь не случайно, что до конца 30-х годов в нашей литературе пьянство относилось к социальным проблемам. Споры о том, кто предрасположен к пьянству, а кто нет, бессмысленны, если вокруг продается водка. Литература не только отражает жизнь, но и предупреждает народ об опасности. И в этом отношении нынешняя советская литература вполне исполнила эту свою функцию. Ее можно обвинять в чем угодно, но только не в том, что она была равнодушной к проблеме пьянства. Распутинский рассказ «Не мо-о-гу!» прогремел на всю страну. Название рассказа перекликалось с толстовским «Не могу молчать!». Наша литература не молчала. Но, к сожалению, крик писателей не всеми слышался, он искусственно приглушался теми, кто должны были его усилить. Воспитатели, учителя, медики, родители — все, кто имеют отношение к воспитанию детей, должны сделать все, чтобы дети на пушечный выстрел не приближались к алкогольным напиткам. Пьют потому, что есть что пить. Перестанут выпускать водку — перестанут пить. Особенно дети. Этого нужно добиться любой ценой. Тут все средства хороши: в борьбе с пьянством не может быть аморальных средств. Встречи на сПушке». «Наркомания повсюду» — так комментирует газета «Паризьен либере» результаты проведенного в 1986 году исследования молодых парижан. Каждый четвертый из опрошенных регулярно или эпизодически употреблял наркотики. Сформировавшимися наркоманами назвали себя 27% парижан в возрасте от 18 до 24 лет и 39% парижан в возрасте от 25 до 30 лет. 2,5 миллиона французов употребляют наркотики, 99% наркоманов — молодые люди в возрасте до 30 лет (молодость нации, ее будущее, ее генофонд). 7% зарегистрированных во Франции наркоманов — дети и подростки в возрасте до 13 лет. Что за неведомая сила заставляет молодежь (особенно подростков) тянуться к этой отраве, выискивать ее, употреблять, зная, что наркотики несут только инвалидность и смерть! Знают это и все равно тянутся. Загадка для моралистов, писателей, врачей. Неужто род людской так несовершенен, что подобно тому как свинья ищет грязь, так и молодежь грезит о наркотическом или алкогольном забвении? Положим, не вся молодежь, а единицы, особенно биологически и социально дефектные, с тем или иным ущербом (не всегда видимым невооруженным глазом). Положим, драматизировать не надо. Известно, что на глупости способны даже умные люди (глупость ума не менее распространена, нежели ум глупости, когда дурак кажется умным). Парадокс: богачи ищут наркотики, которые поставляют им бедняки. Другой парадокс (только кажущийся): чем больше пью водку, тем меньше употребляют наркотики (и наоборот), сочетание алкоголизма и наркомании редко и почти всегда смертельно. И наконец — чем богаче страна, тем больше наркомании. И до нас докатилась эта зараза. — Помогите, доктор. Мне нужно проконсультировать у вас моего сына. Он наркоман. На учете нигде не состоит. Никто о его болезни не знает. Вам же о нем говорил... И она назвала одного известного человека. Да, действительно, говорил. Как мне надоели все эти звонки от знаменитых людей, ходатайствующих за своих родных и знакомых пьяниц и наркоманов. На следующее утро мать и сын пришли. По внешнему виду парня, по высокомерию, с которым он поглядывал на людей, ожидавших приема, видно было, что это уже сформировавшийся негодяй. Особенно меня разозлило, когда он стал отталкивать пожилую женщину с внуком, которые стояли в очереди с раннего утра. Сколько ни говорили юнцу и его матери, чтобы они заняли очередь и спокойно дожидались своего часа (не за хлебом ведь и не из-за инфаркта пришли они ко мне), те ни в какую: такой-то звонил, доктор согласился нас принять, мы в очередях не стоим и стоять не будем. Пришлось мне выйти из кабинета и утихомирить бузотеров. Когда я прикрикнул, что вообще могу никого не принять, ибо никто не принес направления из Минздрава СССР, очередь замолчала. Лишь мать пациента проворчала: «Оригинал этот доктор. Кто ему позволил такие вещи говорить: не приму без направления?» На это одна из бабушек заявила, что принимать больных не входит в мои обязанности, и скажите спасибо, что доктор вообще с нами разговаривает. Через час мать и сын вошли. Сын оказался героинистом, но в легкой степени. Героин доставал через своих высокопоставленных знакомых. Те привозили его из-за границы, «чтобы побаловаться». Встречались юные наркоманы возле памятника Пушкину. Когда лил дождь, они прятались в подземном переходе на площади Пушкина. Милиция их часто арестовывала, но быстро отпускала: боялись родителей наркоманов. Потому этих наркоманов и не лечили. Место, где собирались наркоманы, именовали Пушкой. Меня это невыносимо бесило — имя великого поэта, светлого гения России — и наркоманы. Фу, какая мерзость! В каких же семьях жили наркоманы? Разумеется, я не могу говорить, какие семьи у всех наших наркоманов, видел я таких больных не так уж много, но то, что я видел, полностью подтверждало, что семьи тут неблагополучные. Выросшие в атмосфере, где только птичьего молока не хватало; где все доставалось без всякого труда, где ценность человека определялась только должностью, которую занимал глава семьи, юные отпрыски этих семейств представляли из себя убогое зрелище. Их ничтожность и слабоволие, помноженные на презрение к простым людям, отвращали от них любого мало-мальски приличного человека, поэтому они вынуждены были вращаться в собственной среде и не видеть нормальной жизни. Многие из них спивались, вешались и пр. И в тоже время они были уверены, что весь мир принадлежит им, что им не нужно палец о палец ударить, чтобы получить все что пожелают. После апрельского Пленума 1985 года ЦК КПСС и особенно после XXVII съезда КПСС, когда подули очистительные ветры и государство стало освобождаться от трутней и воров, отцы большинства моих пациентов-наркоманов были изгнаны со своих постов. Так вот, на «Пушке» было логово наркоманов. Промышляло тут много людей и из других социальных слоев. С одним из них я познакомился в Ташкенте. Вот что он рассказал. — Мне почти 16 лет. Два-три раза в год я летаю в Среднюю Азию за анашой (американцы зовут ее марихуаной). Здесь ее собирают в отдаленных степях, привозят в Ташкент, а я как курьер сную туда-обратно. Я несовершеннолетний, всегда могу придумать, что лечу к больной бабушке. Меня не обыскивают. Анаша легка, места много не занимает. На поезде труднее перевезти — обыскивают да собак, натренированных на запах анаши, держат. — Ну хорошо, привез ты эту мерзость в Москву. А потом что? — Отдаю кому надо. Потом ее сортируют на пачки и продают нужным людям. — А в Средней Азии где она растет? — В киргизских и узбекских степях. И еще в усадьбах некоторых больших людей. Об этом только вы не знаете, а многие прекрасно знают об этом. Но вот грянул XXVII съезд КПСС. Многие руководители Киргизии и Узбекистана были сняты со своих постов, часть из них судили, атмосфера стала очищаться. Сборища «на Пушке» тоже разогнали. Сейчас в печати часто появляются статьи, в которых открыто ставится вопрос о том, что наркомания перестала быть в нашей стране чем-то случайным, единичным, что нужно принимать решительные меры по борьбе с ней. Одна из главнейших мер — гласность. Нужно не отмахиваться от проблемы, а вскрывать общественный гнойник. Конечно, наркомания в нашей стране ни в какое сравнение не идет с наркоманией в США и в других западных странах, где это явление носит характер общественной катастрофы. С некоторых пор в СССР закрыты все предприятия, производящие наркотики в медицинских целях,— эти препараты мы покупаем в Индии и в некоторых других странах. Нет заводов — негде пастись наркоманам. Но и у нас есть территории, где можно выращивать анашу, и где она растет сама по себе. А это уже опасно. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.017 сек.) |