|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Сегмент 1: Сущность добровольчества
9. Добровольчество является и духовным свойством, и гражданской добродетелью. Это - деятельность, которая имеет глубокие корни в человеческой духовности и далеко идущие социальные и культурные последствия. Прислушиваться к нуждам других, заботиться о них, приходить на помощь - все это свидетельства высших человеческих побуждений. Люди помогают друг другу из любви и сострадания. Однако глубочайшее духовное свойство и символическое значение добровольчества заключаются не только в том, что мы делаем для других. На карту поставлены наши собственные ценности и человечность: мы есть то, что мы даем другим.
10. Во всем человеческом поведении всегда присутствует элемент просвещенного своекорыстия. («То, что я делаю для тебя сегодня, ты, возможно, сделаешь для меня завтра».) Солидарность и своекорыстие сосуществуют в сознании людей, когда они жертвуют свое время. Более того, узы взаимного доверия и национальной сопричастности делают людей лично заинтересованными в благополучии других. В этом смысле добровольчество есть свободно принимаемые моральные обязательства. Мы помогаем друг другу потому, что это дает нам чувство удовлетворения от выполнения своего нравственного долга. Это не есть действие, навязываемое внешней властью. Добровольчество как взаимопомощь и самопомощь зиждется на доверии и ожидании, т.е. подразумевается, что добровольцам отплатят добром за их дела. Заботясь о людях и делясь с ними, мы становимся более человечными и в то же время укрепляем нравственный климат в наших коллективных сообществах и социальную ткань нашего общества.
11. Здесь нет ничего нового. Забота и взаимопомощь всегда были одним из главных компонентов поведения человека в течение всего периода цивилизации. В коллективных сообществах внимание всегда уделялось заботе о самых слабых и самых уязвимых. Большинство религий делает акцент на главные ценности, состоящие в заботе о бедных, больных и обездоленных, вдовах и сиротах. Некоторые распространяют эти чувства сострадания и сопереживания не только на человека, но и на всю природу. Эти давние традиции, уходящие корнями в глубокую древность, живы и сохраняют свое значение и в современном мире. Забота и взаимопомощь – ценности, не являющиеся ностальгической реликвией прошлого, чем-то обреченным на постепенную утрату своего былого значения по мере усложнения характера общества перед лицом таких явлений, как урбанизация развития и глобализация. Забота и взаимопомощь – не благотворительный акт, а необходимость.
12. Говоря современным языком, участие и ответственность составляют суть активной гражданской позиции и благого управления. Гражданственность, взаимное доверие, солидарность и ответственность, подкрепленные социальными отношениями, базирующимися на разделяемых мировоззренческих установках и общности обязательств, являются взаимодополняющими ценностями. Данные, полученные в промышленно развитых и развивающихся странах, показывают, что традиции доверия и взаимопомощи не исчезают. Ценности, которые эти традиции воплощают в себе, сохраняют свое значение и поныне. В сегодняшнем мире, быть может, в большей степени, чем когда-либо, именно эта сеть социальных связей образует самую простую и незаменимую систему социальной защиты слабых от социального отчуждения, отчаяния, нищеты, насилия и страха.
13. Хотя эти сети взаимодействия между людьми существуют и работают, нередко они воспринимаются неадекватно и не всегда ценятся по достоинству, существуя на периферии организованного общества. Как следствие, традиционные политика и программы в области развития не используют необыкновенно богатый источник человеческого опыта, охватывающий неформальные правила солидарности, эмоциональные узы и социальные связи. Отсутствие информации о том, что происходит в зоне, скрытой от взора общественности, мешает правительствам и другим участникам процесса развития создавать партнерства и активно использовать тот же самый источник активной солидарности, которая питает общество и придает ему силы. Эти атрибуты социального капитала должны рассматриваться как неотъемлемый компонент любой стратегии, направленной на содействие социальной интеграции, уменьшение масштабов нищеты и устойчивого развития.
14. Люди, которые поддерживают друг друга, как правило, более внимательны к нуждам обездоленных, более терпимы к этническому и религиозному многообразию и более озабочены благосостоянием неизвестных и далеких народов. Уроки доверия, полученные в процессе добровольной деятельности, учат нас включать в сферу наших локальных моральных обязательств людей, которых мы никогда не будем знать лично. Современные примеры этого этического феномена долго искать не требуется - это массовое движение в защиту мира, прав человека и окружающей среды и недавняя глобальная кампания против противопехотных мин. Эти реалии отражают сложную взаимосвязь между местными обязательствами и глобальными задачами и подчеркивают огромное разнообразие добровольных инициатив.
15. С другой стороны, распад основополагающих общественных ценностей, норм и социальных связей обычно ассоциируется с сокращением масштабов добровольной деятельности. В условиях социальной дезинтеграции люди заботятся больше о себе, чем о других. Уровень доверия и социальной сплоченности резко падает. В свою очередь добровольчество может служить одним из главных средств примирения и восстановления разделенного общества, особенно когда эта работа ведется без дискриминации по признаку этнической принадлежности, вероисповедания, возраста, доходов и пола. Восстановление или укрепление доверия должно быть ключевой мерой политики в любой постконфликтной ситуации, так как это будет способствовать укреплению солидарности и, как следствие, добровольной деятельности.
16. Добровольчество имеет различные виды и формы. От индивидуальной поддержки на личных основаниях до общественной работы, от взаимной поддержки в группах самопомощи до участия в широких коалиционных движениях и кампаниях добровольная деятельность столь же разнообразна, как и творческая инициатива добровольцев, национальные условия и широта проблем. Общим связующим звеном здесь является тот факт, что в мире неопределенности и риска добровольчество обеспечивает надежную платформу для восстановления связи между людьми, которых все чаще разделяет богатство, культура, религия, этническое происхождение, возраст и пол. В век мгновенной связи и всеобщих знаний опора общества на исцеляющую силу вдохновляющих и решительных действий во имя общественного блага не уменьшается.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |