|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Профессионального самоопределенияПрофессиональное самоопределение сегодня понимается как развитие личности в качестве субъекта будущей профессиональной деятельности и исследуется на философском, общенаучном, конкретно-научном и методическом уровнях [2]. Философский уровень представлен философской антропологией, логикой, аксиологией и философскими теориями, в которых в качестве первоначального понятия выступает понятие «жизнь» как реальная природная целостность, источник духовного развития (Ф. Ницше, Ш. Бюлер, С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская), гуманистической стратегией (А. Маслоу, К.Р. Роджерс, Д. Сьюппер, Э. Фромм). Философско-антропологическое учение (В.С. Библер, Н.А. Бердяев, В. Франкл, Э. Фромм, М. Хайдеггер) выступает как мировоззренческая основа решения проблемы профессионального выбора. Принцип антропоцентризма в педагогике предусматривает обращение к субъективности человека, к пониманию его жизни как самосозидания, его развития как самоопределения и саморазвития. В педагогической антропологии стратегическая роль образования реализуется через педагогическую поддержку личности в ее самоопределении и саморазвитии. Появляется возможность удержать исходную целостность человека как природного индивида, социокультурного существа и духовного практического субъекта на протяжении этапа начального образования, положив тем самым основу настоящему самоопределению и самореализации личности. Учение философской антропологии о человеке понимает его как самоценную, творческую и свободную личность. Самым ценным качеством человека является его принципиальная незавершенность, открытость миру, к возможному действию, способность и обязанность делать выбор. Поэтому педагогическая деятельность профконсультанта – это деятельность, связанная с созданием условий для самоопределения и саморазвития личности, обеспечением для нее свободы выбора, возможностей свободного и творческого действия. Идея самосозидающего человека, открытого для всех возможностей, – центральная идея философской антропологии. Сущность человека – в развитии, в постоянном духовном преобразовании самого себя, в самовоспитании. Философско-антропологический подход к проблеме исследования можно раскрыть, опираясь на: Концепцию стратегии жизни, которая утверждает жизнь в качестве самодостаточной реальности, подлинного бытия. Одним из первых ее представителей был Ф. Ницше. Самоценность жизни Ф. Ницше понимает как напряженный процесс становления, самореализации всего существующего, как проявление инстинкта роста, власти, накопления сил, твердости в достижении целей. Для педагогики очень важной является ницшевская идея самосозидающей личности – воспитание человека духовно богатого, открытого, уверенного в будущем. Ш. Бюлер назвала жизнь личности «индивидуальной историей» по аналогии с процессом истории. Индивидуальную или личностную жизнь она назвала «жизненным путем личности». Учение Ш. Бюлер дает возможность рассматривать человеческую жизнь как стремление к самоосуществлению и творчеству. С. Московиси считает, что решение этой задачи возможно путем индивидуализации, которая обеспечивается обществом. Формирование индивидуальности, самостоятельности является достижением личности, но поддерживать ее должны и образовательные институты. Тут речь идет об обеспечении индивидуализации обществом. Считаем, что такой этап, такой способ индивидуализации наиболее приемлем для нашей страны, прежде чем осуществить пожелание, которое высказала К.А. Абульханова-Славская: «Задачу выработки своей индивидуальной траектории социальной жизни должен решать каждый человек независимо от решения обществом и даже от того, насколько оно (общество) способно обеспечить развитие и использование индивидуальностей…» [3, с. 18]. Наиболее оптимальной, безусловно, является ситуация, когда, с одной стороны, общество заинтересовано в индивидуальном вкладе каждого человека в общественную жизнь, в направлении на использование его способностей, и, с другой, – личность создает условия для развития своей индивидуальности, стремится к самосовершенствованию и самореализации. Основными компонентами жизненного пути, по С.Л. Рубинштейну, является отношение личности к миру вещей, к другим людям и к самому себе. Интерес представляет понятие о поворотных этапах жизни человека, «когда с принятием того или иного решения на более или менее длительный период определяется жизненный путь человека» [4, с. 643]. Тут обнаруживается зависимость следующего этапа жизни от тех или иных решений человека. «Линия, которая ведет от того, чем человек был на одном этапе своей истории, к тому, чем он стал на следующем, проходит через то, что он сделал» [4, с. 642]. Так, С.Л. Рубинштейн формулирует концепцию личности как субъекта жизни, раскрывает деятельностную сущность личности. Человек сам создает условия жизни и свое отношение к ним. Условия – это не что иное, как задачи, которые требуют от человека определенных решений. Не только жизнь предъявляет требования к человеку, но и человек может предъявить требования к жизни. Личность организует свою жизнь, регулирует ее ход, выбирает и осуществляет направление жизни. Важнейшее личностное образование – самосознание – выполняет функции организации, регуляции, обеспечивает целостность человеческой жизни, придает ей смысл. Субъектом жизни человек становится по мере своего развития. Личность своим ответственным отношением к жизни дает ей направление и движение, преодолевает обстоятельства, ситуации, сражается, отстаивает высший жизненный смысл. Способность возвыситься, самоопределиться в отношении к целостному ходу жизни и есть проявление субъекта жизни. Успех в жизни зависит от того, может ли стать человек субъектом собственной жизни, ее хозяином. Свою концепцию жизни С.Л. Рубинштейн сформулировал так: «Только та жизнь является настоящей, которая осуществляется, строится самим человеком … Человек становится субъектом и в том смысле, что он вырабатывает способ решения жизненных противоречий, осмысливая свою ответственность перед собой и людьми за результаты такого решения» [13, с. 351]. Большую роль в создании собственной профессиональной судьбы играет ответственность как воплощение принципиального отношения к жизни. Ответственность проявляется в свободе выбора, в осмыслении права на его и возможность его отстоять. Анализ концепции жизни дает возможность рассматривать оптанта (от лат. optatio – желание; оптант – человек желающий совершить выбор) как субъекта трудовой и будущей профессиональной деятельности, а его профессиональное самосознание – как отношение к себе в качестве субъекта будущей профессиональной жизни. С.Л. Рубинштейн неоднократно подчеркивал роль внутренней активности личности в самоопределении. При этом он не отрицает значения внешних и внутренних факторов ее развития. Внутренняя активность, по С.Л. Рубинштейну, проявляется в готовности к действию, направленному на формирование индивидом себя как личности, а также в способности к самореализации. Таким образом, формирующаяся личность перестает быть явлениям только обусловленным, она становится тем, что сама начинает обуславливать. Процесс развития личности и ее свободы происходит в единстве с развитием ее сознания и самосознания. С этого момента каждый человеческий поступок приобретает характер философского суждения о жизни, связанного с ним общего отношения к жизни, с этого момента, собственно, и «встает проблема ответственности в моральном плане, ответственности за все сделанное и за все упущенное» [5, с. 348]. Диалектическое понимание развития личности как движение от прошлого к будущему позволило С.Л. Рубинштейну определить сущность человеческой свободы: человек есть существо, которое имеет проект. «Проект он потому, что в нем существование предшествует сущности, в нем нет готовой сущности, он сам ее создает, сам из себя что-то создает, отсюда его сущность – свобода» [5, с. 375]. Будущее, настоящее и прошлое взаимосвязаны. Основные методологические подходы С.Л. Рубинштейна развивает в своих научных трудах К.А. Абульханова-Славская. Для нее самоопределение – это определение личностью своего «способа жизни», определение человеком своей позиции в социальной действительности, проведение своей личностной позиции в многочисленных ситуациях общения. Творческое осмысление идей С.Л. Рубинштейна позволило К.А. Абульхановой-Славской разработать принцип саморегуляции, реализация которого лежит в основе определения уровня организации жизни. Тут выделяют: исходный уровень – невыделенность личности из процесса жизни; предличностный уровень – личность начинает определяться сама по себе как таковая; личностный уровень, на котором происходит самоопределение в отношении к жизни в целом, вырабатывается и проводится «своя линия в жизни». Согласно К.А. Абульхановой-Славской, механизмом личностной саморегуляции является рефлексия. Рефлексия необходима для изменения уровня и характера активности в зависимости от хода деятельности. А.И. Левко, характеризуя концепцию жизни современной молодежи, подчеркивает сложность социокультурной ситуации нашего времени, мультипликационность системы ценностей, актуальность проблемы самоопределения личности в мире ценностей, самостоятельного формирования своей жизненной позиции. Исследованием установлено, что наиболее популярными на сегодняшний день среди молодежи являются такие общечеловеческие ценности, как человеческая жизнь, здоровье, работа, семья, любовь. «Благодаря своей адекватности фундаментальным потребностям они всегда актуальны независимо от культурных и социально-исторических контекстов», – не без оснований утверждает ученый [6, с. 158]. Сущность педагогической поддержки заключается в том, чтобы показать развивающейся личности все богатство жизни, счастье собственной наиболее полной самореализации даже в трудных условиях. Педагогическая поддержка – это борьба за высший уровень человеческого существования, за вершину человеческого бытия. Жизненный путь – это не только движение человека вперед, но и движение наверх, к высшим, более совершенным формам, к лучшим проявлениям человеческой сущности, достижение личностного совершенства. А личность в качестве субъекта жизни выступает как ее организатор, формирует позицию и «линию своей жизни» согласно своему проекту, в соответствии со своими склонностями, стремлениями, стилем жизни. Чем больше человек продумывает, осмысливает свою жизнь, чем больше он стремится ее организовать, определить направление, тем более уникальной, ценной, творческой она становится. У разных людей определяется разная мера целостного жизненного пути и разная степень соответствия действий личности ее ценностям и намерениям. Уже в жизненных планах юношей, по данным белорусских исследователей, будущее видится по-разному: у одних – в счастливой семейной жизни, у других – в профессиональной карьере, у третьих – в возможности зарабатывать большие деньги, четвертые мечтают принести как можно больше пользы людям; стратегия одних в наиболее полном применении своего таланта, стратегия других – в получении максимума благ за свой талант. По данным отечественных исследователей, жизненные планы белорусской молодежи связаны с созданием хорошей семьи и достижением успехов в профессиональной трудовой деятельности. Половина молодых людей смысл жизни ищет среди экзистенциальных ценностей, подчеркивая значимость самосовершенствования, использования всех возможностей, встречающихся на жизненном пути. Каждый третий молодой белорус считает удачной ту жизнь, в которой присутствуют и реализуются возможности достижения собственных целей, целей жизни, целеустремленность, возможность заниматься в жизни тем, что нравится, к чему стремиться и что любить. Каждый четвертый смысл жизни связывает с деньгами и богатством, для каждого второго молодого белоруса важнейшим фактором, влияющим на оценку жизни, является материальная независимость, деньги, финансовая безопасность [7]. Учение о временной перспективе личности, которое утверждает, что те или иные ожидания и представления о будущем воздействуют на поведение человека в настоящее время и переживание им своего настоящего: положительные ожидания в отношении будущего придают настоящему ценность, негативные – обесценивают его. Психологическое будущее существует как проект, его функция – в обеспечении смысловой и временной перспективы. Существование временной перспективы связано с активностью личности и продуктивностью ее действия в настоящее время. Отсутствие или ограничение перспективы ведет к пассивности, дезорганизации, неэффективности деятельности [5, с. 61]. С одной стороны, успешное саморазвитие личности в настоящем наполняет будущее смыслом, структурирует его, а человек становится субъектом собственной деятельности. Когда же развитие по некоторым причинам замедляется, будущее воспринимается как бессмысленное, неструктурированное, а человек целиком зависит от внешних воздействий. Планирование жизни человеком в условиях дефицита времени является важным средством разумной и продуктивной организации человеческой жизни. Положительное отношение к планированию упорядочивает будущее, оно представляется как последовательность в достижении определенных целей, которые ведут к общей цели жизни. В случае негативного отношения к планированию и отсутствия жизненных профессиональных планов будущее практически не прогнозируется, не структурируется. Под структурированностью будущего понимается отношение к планированию собственной жизни. При положительном отношении к планированию будущее является структурированным, при отрицательном – аморфным. Выступив в роли субъектов организации собственного времени, старшеклассники могут своевременно с учетом индивидуальных возможностей, планов, перспектив и общественных потребностей осуществить собственное жизненное профессиональное самоопределение. Время может выступать движущей силой личности, если у нее развиты качества субъекта времени, и тормозом развития, если такие качества не развиты. Стратегия опережения реального времени, планирования своих действий вперед, является стратегией преобразования времени в условие развития, реализации своих задач. Стратегия «активного игнорирования» норм времени приводит к безнадежному отставанию, к профессиональной и личностной некомпетентности. Поэтому своевременность является неотъемлемым качеством субъекта труда и профессиональной деятельности. Своевременность как повседневная практика должна стать способом жизни уже в школьные годы, определить стратегию жизни, стратегию «опережения» хронологического времени. Старшеклассников нужно учить использовать свои временные психические способности и механизмы, развивать временную направленность деятельности. Индивидуальную способность к регуляции времени мы будем рассматривать как способность к планированию собственной жизненной профессиональной траектории. При этом психическая регуляция выступает средством решения задачи регуляции деятельности. В плане нашего исследования регулятивный компонент профессионального самосознания – средство решения задач профессионального самоопределения. «Оптимальная форма проявления способности к регуляции времени – это организация жизни как единого целого, самостоятельное определение жизненных периодов, фаз, занятий, их последовательности и смысловой иерархии» [8, с. 133]. Расширение временных возможностей личности связано с жизненным опытом, развитием способностей и умений, которые ускоряют деятельность. Развивается способность к личностной организации времени. Это возможно, если личностное и профессиональное самоопределение являются адекватными, а выбор осуществляется в пользу личностного роста. Неадекватное профессиональное самоопределение – это уничтожение ценностей и трата времени. Ценностное отношение к жизни проявляется в стремлении личности к самосовершенствованию, реализации своих возможностей в общественно ценных сферах деятельности, расширении индивидуальных вкладов в общество, ценность которых не уменьшается с течением времени. Когда же профессиональная деятельность не является ценностью личности, происходит обесценивание личностного времени. Личность способна оптимально использовать время, наполнить его смыслом. Активность личности увеличивает ее временные возможности, содействует более полной самореализации, адекватному самоопределению, увеличивает ценность реального времени жизни. Адекватное профессиональное самоопределение содействует увеличению «продуктивности» жизни [8, с. 139]. Эти резервы времени личность использует для саморазвития и оказывается способной увеличить время жизни, умножить социальное время на временной потенциал своего развития. Личность проводит свою «линию жизни», решает основную задачу жизни, находит смысл, обеспечивает смысловую связь между прошлым, настоящим и будущим. Наше исследование показало, что, являясь психологически притягательным для старшеклассника современной школы, профессиональное будущее не всегда является личностно перспективным. Причины видятся в неопределенности оснований для выбора профессии, незнании своих личностных качеств, способностей, трудностей поступления в ВУЗ, т.е. независимости будущего от личности, его неопределенности. Учитывая то, что жизненная перспектива подростков и юношей пока ограничена, надо бережно относиться к их психологической перспективе, развивать веру в собственные возможности самоопределения и самореализации. ПСО, его характер (творческий или подчиненный) определяют жизненные перспективы личности. Педагогическая поддержка должна быть направлена на помощь оптанту в поиске оптимальной жизненной позиции, которая открывает жизненные профессиональные перспективы. Учение о стремлении к смыслу жизни, в котором потребность в самоопределении рассматривается как потребность в развитии конкретной смысловой системы, где главным компонентом является представление о смысле собственной жизни. Основной тезис учения о стремлении к смыслу: «человек стремится найти смысл и чувствует фрустрацию или вакуум, если это стремление остается нереализованным» [9, c. 11]. Стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни В. Франкл рассматривает как природное качество человека. Оно является основным двигателем поведения и развития личности, «для того, чтобы жить и активно действовать, человек должен верить в смысл, которым владеют его поступки» [9, с. 10]. Именно в юношеском возрасте, по мнению В. Франкла, вопросы о смысле жизни возникают наиболее часто и являются наиболее злободневными. Поскольку профессиональное самоопределение является важнейшим компонентом жизненного самоопределения, можно предположить, что оно невозможно, если личность не нашла своего смысла жизни и находится в «экзистенциальном вакууме». С другой стороны, ПСО личности будет содействовать выходу ее из этого положения, нахождению смыла собственной жизни. В. Франкл подчеркивает, что смыслы не придумываются самим индивидом, их нужно искать и находить, смыслы нам не даны, мы не можем выбрать смысл, а можем только выбрать призвание, в котором мы получаем смысл. Из закономерностей нахождения человеком смысла жизни возникают специфические задачи и ограничения в педагогической поддержке оптантов, которые находятся в ситуации поиска смыслов или экзистенциальной фрустрации. Нельзя предлагать оптанту готовый смысл, но можно расширить его представления о возможностях, потенциальных смыслах. «Смыслы определяются, а не придумываются», «смыслы не могут даваться произвольно, а должны находиться ответственно». Навязывание педагогом своего смысла другому человеку недопустимо, «образование должно дать человеку средства для нахождения смысла» [9, с. 310]. Человек несет ответственность за осуществление своего уникального смысла жизни, и процесс этот очень непростой. А, осуществив смысл, человек осуществляет себя. В. Франкл подчеркивает, что человек может всегда найти смысл своей жизни, даже когда свобода его выбора ограничена объективными обстоятельствами. Свобода человека в отношении к внешним обстоятельствам хоть и не безграничная, но существует в возможности занять конкретную позицию в отношении к ним. Человек свободен в своем самоопределении потому, что его поведение определяется ценностями и смыслами. Свобода дана человека для того, чтобы принять ответственность за свою судьбу. Каждый человек имеет свою «область ответственности». В рамках такой области каждый человек является необходимым и незаменимым. Педагог должен помочь юноше осмыслить индивидуальную ответственность в «своей» отрасли. Труд является, как привило, той областью, где проявляются и реализуются человеческие смысл и цели. Но эти смысл и ценности зависят от того, какой вклад в общество вносит труд, выполняемый человеком. «Труд сам по себе не делает человека необходимым и незаменимым, он только дает ему возможность стать таким. Важна не работа, которую выполняет человек, а то, как он делает эту работу. И не от нашей профессии, а от нас самих зависит, найдут ли проявление в труде те личностные неповторимые черты, которые составляют нашу индивидуальность и, таким образом, наполняют смыслом нашу жизнь» [9, с. 233]. В связи с этим образование должно быть направлено не только на формирование знаний, но и на раскрытие, поиск смысла человеческой жизни, который поможет юноше осуществить свое профессиональное самоопределение. Педагог должен помочь человеку осмыслить ответственность за реализацию своих целей. Можно утверждать, что стремление осуществить свой профессиональный выбор – чрезвычайно важное базовое стремление, которое тесно связано с жизненными смыслами и ценностями. Личность, согласно Л.И. Божович, представляет собой такой уровень развития человека, который позволяет ему руководить и обстоятельствами своей жизни, и самим собою. Человек как личность характеризуется наличием у него собственных взглядов и отношений, собственных моральных требований, определенностью жизненных целей, к достижению которых он стремится. Все это делает его относительно устойчивым и независимым от влияния окружающей среды. Его характеризуют активная, а не реактивная форма поведения. Когда человек становится личностью, он способен властвовать над обстоятельствами (изменить обстоятельства жизни в соответствии со своими целями и задачами), сознательно руководить и самим собою. И.С. Кон интерпретирует образ «Я» человека как многоуровневую систему, в которой нижний уровень составляют неосмысленные установки, эмоциональное отношение к себе, выше располагаются осмысление и переоценка личностных качеств. Затем эти частные самооценки складываются в относительно целостный образ, затем этот образ «Я» включается в общую систему ценностных ориентаций личности, связанных с осмыслением ею целей своей жизнедеятельности и средств, необходимых для достижения этих целей. Эти уровни функционально взаимосвязаны и в то же время относительно автономны [10]. Положения образовательно-педагогической прогностики, версия о самореализации через поиск смысла жизни ориентируют нас на воспитание человека не только разумного, но и высокоморального, духовно богатого, который знает смысл своей жизни, верит в возможность осуществления этого смысла, целенаправленно и активно трудится во имя наиболее полной жизненной и профессиональной деятельности. Версию о том, как этого достигнуть, обосновали Б.С. Гершунский и Я. Пруха [11]. Они назвали ее прогностической гипотезой образовательного триумфа. На наш взгляд, она в наибольшей мере соответствует представлениям о соотнесении проблемы смысла жизни и личностно-профессионального самоопределения. Согласно этой версии, которая построена на основе концепции синтеза Знаний и Веры, смысл жизни – в наиболее полной личностной самореализации, Веры человека в возможность такой самореализации. Полнота самореализации обозначает максимально возможную пользу, которую может принести человек самому себе, своим близким, обществу. Б.С. Гершунским по-новому решен вопрос целеполагания в образовании. Отбору содержания образования, по мнению автора, с которой нельзя не согласиться, должно предшествовать осмысление функций общеобразовательной школы. Эта функция определена ученым как смыслообразующая: она должна отражать глубинные жизненные ценности, восходить к высшим жизненным идеалам и приоритетам, иными словами, к смыслу человеческой жизни. Выделенные нами положения версии Б.С. Гершунского о смысле человеческой жизни как наиболее полной жизненной самореализации позволили разработать новую технологию ПСО современных старшеклассников. Концепцию самоактуализации А.Х. Маслоу и В.Э. Франкла, с точки зрения, которой потребность в самоактуализации – это важнейшая человеческая потребность. В концепции иерархии потребностей А.Х. Маслоу она занимает высшую ступень. Развитие личности представляется как возвышение ее биологических потребностей, надстройка над ними социальных и духовных, вершиной которых является потребность в самореализации. Маслоу признает, что дело самоактуализации может быть сделано лучше через влюбленность значимой работой. Вместе с тем, самореализация – побочный продукт реализации смысла жизни. Как стремление к удовольствию избавляет человека возможности получения этого удовольствия, так и стремление к самоактуализации препятствует ее достижению. «Если преобразовать самоактуализацию в самоцель, она вступит в противоречие с самотрансцендентностью человеческого существования» [9, с. 58]. Так В. Франкл противопоставляет идее самоактуализации собственного «Я» концепцию реализации человеком трансцендентных ценностей и смысла жизни. Соглашаясь с В. Франклом в том, что приоритетным является стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни, мы не склонны противопоставлять это базовое стремление человеческой потребности в самоактуализации, самосовершенствовании. В гуманистической психологии потребность в самоактуализации рассматривается как желание человека стать тем, кем он может стать. Человек, достигнув высшего уровня, добивается полного развития своего таланта, способностей, личностного потенциала, реализации смысла. А.Х. Маслоу отмечал: «Музыканты должны играть музыку, художники должны рисовать, поэты должны сочинять стихи, если они, в конце концов, хотят быть в мире с самим собой. Люди должны быть теми, кем они могут быть. Они должны быть верны своей природе» [12, с. 22]. Концепция самоактуализации А.Х. Маслоу актуальна и сегодня, она заставляет современного человека задуматься над тем, чем и кем он может быть, а, значит, придает его жизни смысл и цель. Если жизнь – это процесс выбора, то самоактуализация – это выбор в пользу личностного роста. Важнейшие рекомендации А.Х. Маслоу о путях самоактуализации помогли нам при разработке гуманистической технологии организации ПСО. Среди них: • Представить, что жизнь – это процесс постоянного выбора. Осуществить выбор в пользу личностного роста. • Прислушаться к собственному «Я», найти самого себя. • Понять, что самоактуализация – это процесс актуализации собственных возможностей ради того, чтобы стать тем, кем ты можешь стать. • Сформировать собственную жизненную позицию. • Взять ответственность за свою профессиональную судьбу. • Поверить в возможность своей максимальной самореализации, и в первую очередь, в профессиональной деятельности. • Отношение к себе как к субъекту планируемой профессиональной жизни. Активность личности проявляется в том, что она преобразует обстоятельства, направляет ход жизни, формирует жизненную позицию на основе своих ценностей и потребностей. Вот почему так важно развивать стремление личности к самосовершенствованию: такая позиция обеспечивает успех и в профессиональном самоопределении. «Гуманистическую стратегию» (А.Х. Маслоу, Д. Сьюппер) педагогической поддержки оптанта в ситуации выбора. В ее основе – экзистенциально-гуманистическое мировоззрение: человек от природы имеет все возможности для полноценного существования, совершенствования и личностного роста. Он стремится к творчеству и самодостаточности. Человек свободен в выборе собственного способа жизни. Свобода дана человеку, чтобы взять ответственность за свою судьбу. Человек, достигнув высшего уровня, добивается полного развития своего таланта, способностей, личностного потенциала, реализации смысла. Современную личностно-ориентированную парадигму мы называем парадигмой самоопределения и самореализации и видим в ней воспитательный механизм, который органично сочетает в себе необходимость педагогической поддержки и организацию самоопределения и саморазвития через активное усвоение человеческой, в том числе профессиональной, культуры. Аксиологию как учение о ценностных ориентациях личности. В учении подчеркивается важнейшая роль ценностей в личностном и профессиональном самоопределении. Определение человеком себя в обществе имеет в виду самоопределение относительно социокультурных ценностей. Жизнь имеет смысл, если она посвящена реализации ценностных целей. Поиск смысла жизни – поиск ценностей [13, с. 66–79]. Ценности не навязываются человеку как необходимость, а должны свободно выбираться им. Свободно в том смысле, что это право человека выбрать или отклонить цель, но, поставив ее, нужно обязательно подчиняться ее требованиям. Эту детерминированность человеческой деятельности свободно, по собственной воле выбранной целью, Н.З. Чавчавадзе назвал «свободной необходимостью». Ценностно-смысловое содержание является важнейшим в личностном и профессиональном самоопределении. Характер ценностей определяет представления юношей и девушек о собственном профессиональном будущем. В связи с этим представления педагога о системе ценностей современных старшеклассников являются необходимым условием их эффективной педагогической поддержки в ситуации выбора. Кроме того, использование аксиологического подхода дает возможность актуализировать ценность образования как единственного способа самореализации человека в современном мире, нахождения себя, раскрытия своей сущности. В контексте аксиологического подхода ПСО – это результат смены личностных ориентаций на основе жизненного опыта под воздействием социокультурных детерминантов. Оно предусматривает соотнесение ценностной основы с внутренними потенциальными возможностями личности и ориентацией на общественные потребности. Общенаучный уровень методологии исследования реализуется с помощью разнообразных общенаучных методов нефилософского характера, и в первую очередь с помощью таких, как методы системного, структурного и функционального анализа, моделирования, вероятностно-статистические методы и представлен синергетическим и культурологическими подходами. Наиболее широкое распространение получил системный подход, ибо нет такой среды, где бы системы отсутствовали. При этом любой объект можно рассматривать как частную систему и как элемент более широкой системы. Системный подход (работы философов Н.Т. Абрамовой, В.Р. Афанасьева, В.Ф. Беркова, М.М. Бахтина, В.С. Библера, И.В. Блауберга, М.И. Вишневского, М.С. Когана, В.Ф. Сержантова и др., посвященные проблемам системного изучения мира, человека и его деятельности), с точки зрения которого процесс ПСО – это самый длительный процесс профессионального становления личности, целостность, система, которая имеет свою характеристику. Системность процесса заключается в том, предыдущее положение (в нашем случае выбор) оказывает влияние на следующую ситуацию выбора, а новообразования, которые получила личность, не исчезают, а остаются равноправными составляющими системы жизненного самоопределения личности. Вместе с тем ПСО – это важнейший элемент более широкой системы жизненного самоопределения личности. Система ПСО органично согласовывается с вероятностным подходом, т.к. самоопределение осуществляется благодаря сочетанию вероятностного характера развития с детерминантным фактором – сознательным отбором внешних факторов и соотнесением их с собственной информационной программой личности. Концепция коэволюции выступает в нашем исследовании как методологическая основа взаимодействия самоорганизации, организации и управления процессами ПСО (С.М. Родин, Э. Янч). Эволюция человека, согласно этой концепции, происходит благодаря взаимодействию его самоорганизованной деятельности с социальной средой. В природе организация и самоорганизация совпадают, в обществе, где действую люди, наделенные разумом, самоорганизация дополняется внешней организацией, которая направляется сознанием и волей людей. Организация определяется как внутренняя упорядоченность или совокупность процессов, действий по ее достижению. «Состояние упорядоченности или движение к этому состоянию может быть результатов спонтанных, стохастических процессов, а может быть результатом целенаправленных сознательных действий человека. В первом случае мы имеем дело с самоорганизацией, в другом, по традиционному представлению, – с организацией» [14, с. 198]. Процесс саморазвития осуществляется через самоопределение, самопознание, самоорганизацию, самореализацию. На их основе происходит переход педагогической системы из режима функционирования и устойчивости профессионального выбора в режим развития. Такому переходу будет содействовать введение инновационных компонентов, которые могут оказаться флуктуациями, которые будут содействовать переходу системы в неравновесное состояние, достижению точки бифуркации, что выведет систему на уровень самоорганизации. С позиции синергетики организация процесса ПСО заключается в выборе таких воздействий на открытую неравновесную систему, которые бы соответствовали ее внутренним тенденциям развития. Синергетика не принимает метод прямого воздействия на систему, вместе с тем, правильно организованные, резонансные воздействия на открытую сложную систему, которой и является процесс профессионального выбора, очень эффективны. Резонансные педагогические воздействия подталкивают систему на один из собственных путей ее развития. Это позволяет рассматривать процесс организации ПСО как активизацию внутренних возможностей системы, которой присущ нелинейный характер развития. Можно сказать, что когерентность действия педагога и оптанта выполняет двоякую функцию: сберегает целостность и устойчивость системы профессионального выбора и содействует возникновению нового выбора на длительном пути профессионального становления личности. При этом самоорганизация обеспечивает динамичное равновесие, а эволюция – последовательность неравновесных процессов и их усложнение. Заметим, что решающую роль в этом процесс играет не борьба за существование, а взаимопомощь, согласованность, сотрудничество, совместные усилия педагога и воспитанника в строительстве и осуществлении жизненной перспективы. А упорядоченной можно считать такую педагогическую систему, которая является открытой для творчества педагогов и воспитанников, восприимчивой к возникающим инновациям, поддерживает последние изменениями в своей структуре. Синергетический подход дает нам возможность выхода на новые смысложизненные ориентиры, которые можно сформулировать как «самоопределение человека в самоорганизующемся динамическом мире». Истина не дана, она формируется и меняется в процессе познания. Поэтому апеляционность в суждениях должна смениться большой осторожностью в высказываниях. В основе действия самоорганизующихся систем лежат следующие важнейшие принципы и характеристики: Во-первых, это открытые системы – процесс профессионального самоопределения происходит под влиянием разнообразных факторов: экономических, социальных, правовых. Существует целая система обеспечения профессионального самоопределения. Эта система в составе школьных педагогов, психологов, классных руководителей, медицинских работников, руководителей предприятий, ответственных за создание оптимальных условий на этапе упреждающей профессиональной адаптации. В результате деятельности указанных служб создается та свободная информация, которая в процессе активной самостоятельной профессиоведческой деятельности присваивается оптантом и уже в связанном виде представляет его информационную программу. Во-вторых, это динамическая система, содержание которой не остается постоянным, а зависит от уровня развития личности как субъекта труда. Так содержанием профессионального самоопределения дошкольника и младшего школьника является формирование самостоятельного отношения к труду, общих представлений о процессе труда взрослых, что содействует актуализации проблемы выбора профессии в будущем. Подростковый и юношеский возраст характеризуются возникновением потребности в поисках цели и смысла жизни, формированием профессиональных намерений, проектированием путей их осуществления. «Приходит время, и подрастающий человек начинает сначала в частностях, а затем и все более полно осмысливать себя как субъекта общественно-значимой, полезной для других (трудовой) деятельности. Это сложный и длительный процесс, в котором, как легко понять, изменяются и взаимоотношение ребенка со старшими, с педагогом. Общее направление этих изменений – возрастание самостоятельности ребенка и, следовательно, все более содержательные и ответственные его обмены информацией со средой взрослых» [15, с. 49–50]. В-третьих, это функционально-активная система, способная к переключениям между разнообразными типами поведения при изменении внешних условий. Задача педагога в современных изменяющихся условиях перевести эти потенциальные характеристики в актуальное состояние. Способность личности к переключениям в соответствии с новыми ситуациями приобретает сегодня характер профессионального качества. В-четвертых, это вероятностная система. Построенный оптантом проект его индивидуального жизненного пути является только общей моделью, которая содержит более-менее реальные варианты, один их которых может быть реализован. Возможен и непрогнозируемый выбор под влиянием «дополнительной информации». «… в связи с исключительной многообусловленностью, «нестандартностью» любых ситуаций в обществе, в мире труда, профессий и высоким уровнем неопределенности возможных исходов из нестандартных ситуаций, принципиально невозможно заранее предвосхитить весь трудовой жизненный путь человека. Любая попытка считать вполне законченным, «неприкасаемым» имеющееся представление о будущем (пока еще неосуществленном!) профессиональном пути не может считаться разумной и обоснованной» [15, с. 377]. В-пятых, важнейшим условием самоорганизации является эффект локализации –актуализация вполне определенного пути профессионального развития из спектра возможных, которые содержит в себе любая нелинейная система. Благодаря нелинейности и неравномерности в такой системе на определенных стадиях возникает возможность сверхбыстрого развития процесса, что выражается в возникновении «режима с обострением». В-шестых, это ориентирующаяся система, поскольку в ней вероятностный характер развития сочетается с детерминирующим фактором: сознательным отбором информации, ее сопоставлением с собственной информационной программой. А это и есть ориентация. Система как бы «сама себя выбирает» в качестве своего будущего существования. Человек становится тем, кем он может и должен стать. В-седьмых, это целенаправленная в будущее система. И такая ее направленность влияет на современное состояние системы и делает будущее все более очерченным и структурированным. В-восьмых, это самоорганизующаяся система, поскольку она имеет специальные самоуправляемые механизмы (СУМ): акцептор действия, канал обратной связи. Они обеспечивают прием информации, ее переработку и осмысление, создание новой информационной программы, перевод свободной информации в связанную. СУМ обеспечивает так же гомеостаз системы – относительное динамическое постоянство, адаптивность в процессе взаимодействия личности с социальной средой за счет усвоения ценностей среды, а также преобразования среды в соответствии с условиями и целями действий. Таким образом, внешняя неупорядоченность и хаотичность синергетического процесса профессионального самоопределения внутренне закономерна и системна. В-девятых, операционально-замкнутая система, развивается путем естественного дрейфа (непрерывного развития собственного поведения, которое система осуществляет во имя самосохранения под воздействием флуктуаций среды). Отсюда возникает новое видение процесса профессионального выбора: если принятое оптантом решение о выборе собственной траектории профессионального развития кажется профконсультанту нерациональным, то необходимо интерпретировать поведение оптанта в такой ситуации как тенденцию сберечь свою идентичность. Поэтому планирование и управление процессом профессионального самоопределения и развития – это не инженерная задача, а эволюционная возможность педагогической поддержки оптанта. В связи с вышесказанным, синергетика требует осмысления целей, содержания, технологии конкретного этапа профессионального самоопределения. Решения личности в ситуации выбора нельзя оценить как хорошие или плохие, они существуют и получают смысл в череде человеческих поступков. Поэтому оценки шагов оптанта на пути профессионального самоопределения должны быть согласованным, обдуманными, как сбалансирован всемирный процесс самоорганизации. В них не должна игнорироваться случайность, так как она может сыграть большую роль в синергетическом процессе профессионального самоопределения. Педагогу-профконсультанту необходимо понимать место и смысл каждого штриха в согласованном когерентном поведении подрастающего человека. Исходя из синергетических представлений о процессе профессионального самоопределения попытаемся сформулировать некоторые советы профконсультанту: 1. Не нужно стремиться спрогнозировать весь жизненный профессиональный путь личности в деталях, достаточно организовать только несущие конструкции системы (такой несущей конструкцией в системе профессионального самоопределения является самосознание личности), после чего динамика системы вынесет нас туда, куда мы стремимся. В связи с этим нет необходимости планировать на далекую перспективу все детали профессионального пути выпускника, нужно обозначить только главную жизненную перспективу и роль профессиональной деятельности в ее осуществлении, определить главные способы и средства достижения поставленной цели, в которые жизнь внесет свои коррективы. 2. Постоянный поиск, что дает возможность наблюдать за движением личности к собственному оптимальному самоопределению и самоорганизации. Примером такого поискового, эвристического взаимодействия может быть организация практической «пробы и сил» в области будущей профессиональной деятельности. 3. Стимуляция решений, которые увеличивают количество альтернативных выборов, организация оптанта на многократность выборов на трудном жизненном пути. 4. Создание положительного психологического микроклимата, способствующего формированию оптимистического отношения к необходимости планирования своего будущего, убеждению в необходимости максимальной самореализации в профессиональной деятельности. 5. Формирование способности самостоятельно определять, строить свою жизненную профессиональную судьбу и нести за нее ответственность. 6. Активизация профессионального самосознания оптанта, его психологическая и профессиоведческая поддержка. 7. Педагогическая поддержка оптанта в процессе соотнесения им своих внутренних ресурсов и требований профессии, актуализация его субъектного опыта. Таким образом, синергетический подход дает нам возможность по-новому посмотреть на процесс профессионального самоопределения, оптимально организовать педагогическую поддержку оптанта в ситуации выбора. При эвристической организации процесса педагогической поддержки роль случайностей, допущенной ошибки перестает быть пугающей, они становятся союзниками эволюции системы профессионального самоопределения. Так синергетика преодолевает кризис классической теории профессиональной ориентации, построенной на принципах авторитарной педагогики, и помогает создать модель эффективной организации процесса ПСО старшеклассников на основе принципов самоорганизации, открытости, нелинейности, неустойчивости. Высшей целью педагогической организации с позиций разработанной нами концепции является обеспечение условий для жизнеутверждающего становления старшеклассника как субъекта труда и будущей профессиональной деятельности. В контексте культурологического подхода (В.С. Библер, М.С. Каган, М.К. Мамардашвили, В.М. Розин, И.И. Цыркун, Н.З. Чавчавадзе и др.) развитие человека в качестве субъекта трудовой и профессиональной деятельности – это процесс усвоения способов и смыслов этой деятельности. Культура предстает как совокупность разнообразных профессиональных достижений людей в материальном и духовном творчестве. Она задает высшие ценности, жизненные смыслы. Усваивая мир культуры, человек создает себя, свой духовный мир. Усвоение подрастающим человеком достижений культуры носит деятельностный характер – ребенок не пассивен в этом процессе, не приспосабливается к условиям своей жизни, а является активным субъектом их преобразования, развивает собственные способности. Деятельности, внутри которых усваиваются общественно выработанные способы действий с предметами, это деятельности в системе «ребенок – предмет». Они существенно отличаются внутри этой группы: манипулятивно-предметная деятельность ребенка раннего возраста, учебная деятельность младшего школьника, а тем более учебно-профессиональная деятельность старших подростков внешне мало похожи. Но главное в них то, что эти деятельности являются элементами человеческой культуры. В процессе их усвоения происходит все более глубокая ориентация ребенка в предметном мире и формирование его интеллектуальных сил, его становление как субъекта будущей трудовой и профессиональной деятельности. Известно, что каждая эпоха открывается периодом преимущественного усвоения задач, мотивов, норм человеческой деятельности и развития мотивационно-потребностной сферы. Тут идет подготовка к переходу в другой период, где преимущественно происходит усвоение способов действия с другими предметами, формирование операционно-технических возможностей [16, с. 76]. Конкретно-научный уровень методологии представлен личностно-ориентированным (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, В.В. Сериков, И.С. Якиманская) и акмеологическим (Б.Г. Ананьев, О.С. Анисимов, Г.С. Альтшуллер, Н.Ф. Вишнякова, А.Х. Маслоу, К.Р. Роджерс) подходами. В основе личностно-ориентированного подхода признание человека в нестабильном и слабо прогнозируемом мире не до конца познаваемым, учет его индивидуальности, самобытности, самоценности, развитие его не только как коллективного субъекта, но и как индивида, наделенного своим неповторимым «субъектным опытом». Личность оптанта – не только субъект выбора профессии, но и субъект определяющий, приоритетный. ПСО предусматривает прежде всего «заказ личности», в зависимости от которого организуется дальнейший процесс профессионализации. Ориентация на личность (личностная центрированность) в нашем исследовании – это поддержка подросшего человека в раскрытии и развитии его склонностей и способностей, которые помогут ему постепенно выявлять, ставить и решать собственные, в том числе и профессиональные, проблемы в непредвиденных обстоятельствах и отвечать за собственные решения. Акмеологический подход основную функцию определяет как обогащение, развитие личности со всеми ее характерными качествами, способностями и ресурсами, формирование веры в возможность и необходимость собственной реализации, понимания смысла жизни. Методический уровень исследования представлен технологией перевода идеальных теоретических установок в практические операции по организации процесса ПСО старшеклассников. На этом уровне используются модели-предписания и технологические карты последовательности реализации дидактических предписаний на мотивационном, диагностическом, эвристическом, практическо-прогностическом, рефлексивно-оценочном этапах, учитывается специфика организации в синергетической и кибернетической фазах процесса ПСО. Таким образом, в качестве теоретической аргументации концептуальных оснований организации профессиоведческой и педагогической подержки выступают: концепция стратегии жизни, учение о временной перспективе личности, о стремлении к смыслу жизни, образовательно-педагогическая прогностика, аксиология, концепция самоактуализации, гуманистическая стратегия, культурологический, акмеологический и личностно-ориентированный подходы, которые соответствуют синергетическим представлениям об открытости, нелинейности и неравновесности самоопределяющейся личности, как системы.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.017 сек.) |