|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Виникнення та розвиток документаційної науки у 20 стС начала XX в. в терминосистему вводится новое, более широкое понимание понятия «документ»: его ввел известный бельгийский ученый, основоположник документации — науки о совокупности документов и области практической деятельности — Поль Отле. Поль Отле (1868—1944) и его сподвижник и единомышленник Анри Лафонтен (1854—1943) разрабатывали теорию документации в стенах Международного библиографического института, созданного в Брюсселе в 1895 г. и в 1931 г. переименованного в Международный институт документации. По решению Международного конгресса по документации (Париж, 1937) на базе института в 1938 г. была создана Международная федерация по документации (МФД). В настоящее время МФД является международной неправительственной организацией, объединяющей ведущие информационные центры и библиотеки, работающие в области теории и практики документоведения и научно-технической информации. Организация издает с 1975 г. журнал «Международный форум по информации и документации». П. Отле впервые ввел в научный оборот понятие «документ» в значении, близком к широкому значению понятия «книга». Его основной труд — изданный в 1934 г. фундаментальный «Трактат о документации». Объясняя понятия «книга» и «документ», П. Отле подчеркивал, что книга (biblion, или document, или qramme) — это термин, употребляемый условно для обозначения всего массива документов. Он объединяет в себе не одну только книгу в собственном значении слова, рукописную или печатную, но и журналы, газеты, рукописи и графические репродукции, чертежи, гравюры, карты, схемы, диаграммы, фотографии и т. д. Ученый рассматривал понятия «книга» и «документ» как синонимичные. Из контекста же ясно, что последнее шире по своему объему, т. к. не предполагает ограничений как материальной основы документа, так и знаковой системы, применяемой для записи содержания. В обобщающее понятие «книга-документ» П. Отле включал отдельные тома, брошюры, журналы, статьи, карты, диаграммы, эстампы, патенты, статистику, записи голоса с помощью фонографии, диапозитивы или кинематографические фильмы. П. Отле впервые использовал комплексный подход к типологической классификации документов, учитывающий содержание и форму документа, в «Трактате о документации». Всю совокупность документов ученый разделил на три основных класса: 1. Документы библиографические, т. е. тексты, которые традиционно считают произведениями письменности и печати. Среди них — брошюры, монографии, очерки, трактаты, руководства, энциклопедии, словари, периодические и продолжающиеся издания (журналы, газеты, ежегодники и т. п.). Кроме перечисленных, к библиографическим документам относились и тексты личного происхождения (письма), официальные сообщения и учетные (регистрационные) книги (или журналы), а также знаки-вывески, лозунги, билеты и другие проездные документы. Очевидно, что данная классификация была построена одновременно в нескольких направлениях, что привело к смешению типов и видов документов. 2. Другие графические документы, т. е. нетекстовые документы: картографические, изобразительные, нотные. Среди изобразительных названы: иконографические, содержащие печатное изображение (эстампы, гравюры, почтовые открытки и др.); фотографии; документы, воспринимаемые через проекционные устройства (в т. ч. микрокопии). Как особая разновидность выделены «памятники изобразительные»: надписи, монеты, медали, печати (штемпели). К графическим документам П. Отле относил: «манускрипты» — рукописные книги и инкунабулы, а также «архивные документы» (управленческие), древние и современные. Первый классификационный ряд, предложенный автором, вошел практически в неизменном виде в современные классификации документа. 3. Документы-заменители книги: диски, фонограммы, кинофильмы и наряду с этим — радиовещание (запись и передача звука), телевидение, в т. ч. телефотография, радиотелефотография и собственно телевидение. Особое место в этом классификационном ряду заняли «документы трех измерений»: природные (минералы, растения, животные) и искусственные, созданные человеком (материалы, продукты, технические объекты, а также медали, макеты, рельефы). К ним отнесены также научные инструменты, дидактические материалы, наглядные пособия. Особо выделены среди них трехмерные произведения искусства: произведения архитектуры и скульптуры. Именно в таком широком значении понятие «документ» использовалось впоследствии, когда речь шла не только о фондах библиотек, архивов, музеев, информационных служб, но и о социальных, в частности, массовых коммуникациях в целом. Подводя итоги, можно выделить следующие значения «документа», введенные в научный оборот П. Отле: 1. Любой источник информации, передачи человеческой мысли, знаний, независимо от того, воплощен ли он в материально-фиксированной форме или является проводником (передатчиком) информации во времени, можно считать документом. Это понятие охватывает как материальные объекты — носители информации, так и радио-, телепередачи, театральные представления. 2. Документами являются материальные объекты с зафиксированной информацией, собранные человеком для создания каких-либо коллекций. Сюда входят как предметы искусственные, созданные человеком, так и природные, технические предметы, находящиеся в музее. 3. В состав документов входят также материальные объекты, созданные человеком специально для фиксирования, хранения и воспроизведения информации с целью ее передачи в пространстве и времени, независимо от способа фиксирования. Это и документы «писанные» (т. е. с информацией, зафиксированной знаками письма), и изобразительные, фонозаписи и фильмы (результаты машинной записи изображения и звука). Автор «Трактата...» неоднократно подчеркивает синонимичность понятий «документ» и «книга»; из контекста можно понять, что первое он рассматривает как более широкое. Таким образом, П. Отле вошел в мировую историю доку- ментоведения как основоположник документации — науки и практики. Он первым не только ввел в научный оборот базовое понятие «документ», но и раскрыл его самый широкий смысл. П. Отле предпринял первую попытку комплексной классификации документов по совокупности признаков. Хотя она имела существенные недостатки, автору удалось сгруппировать существующее многообразие источников информации, функционирующих в социальной коммуникации. Впоследствии теоретические мысли отечественных и зарубежных специалистов двигались в том же направлении, что и мысль документалиста П. Отле. Концепция П. Отле рассматривает документ как носитель социальной информации. Однако в справочных изданиях того времени продолжает существовать узкое значение этого слова: кроме юридического, вводится понятие «исторический документ» (фиксированное свидетельство о какой-либо эпохе, лице и т. д.) и «счетный документ» (служащий основанием для осуществления хозяйственных действий — приема и выдачи ценностей). Обобщающее определение не дано.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |