АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сведения об авторе. Мелкова Елена Юрьевна, ассистент кафедры менеджмента в отраслях ТЭК Тюменского государственного нефтегазового университета

Читайте также:
  1. Cведения об авторе
  2. I. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (THE NOUN) ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
  3. I. Общие сведения
  4. Авторефераты диссертаций
  5. Генераторы гармонических колебаний. Общие сведения.
  6. Гидравлические сопротивления (основные сведения).
  7. Глава 1. Общие сведения о районе предприятия
  8. Глава 1. Общие сведения о строительных чертежах
  9. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ
  10. Дополнительные сведения
  11. Дополнительные сведения об особенностях выполнения методики.
  12. Интерпретация параметров моделей с распределенным лагом и моделей авторегрессии

Мелкова Елена Юрьевна, ассистент кафедры менеджмента в отраслях ТЭК Тюменского государственного нефтегазового университета, 8(3452)416869

Melkova E.J., assistant professor of management at FEC sectors Tyumen State Oil and Gas University 8(3452)416869

 

 

УДК 316

Родина В.Н.

Rodina V.N.

Родина В.Н.
Этническая идентификация: региональный аспект

ETHNIC IDENTIFICATION: A REGIONAL PERSPECTIVE

 

Ключевые слова: этническая идентификация, коренные народы, татарское население, национальная принадлежность, национальные обычаи

Keywords: ethnic identity, indigenous peoples, Tatar population, ethnicity, national customs

 

На основе социологических исследований, проведенных региональными учеными, предпринята попытка исследования явления этнической идентификации представителей коренных малочисленных народов Севера, в том числе и татарского населения. Исследования охватывают временной период с 2003 года по настоящее время. В заключение формулируется вывод о необходимости исследования этнической идентификации через мониторинговые исследования.

Based on sociological studies conducted by regional scientists attempt to research the phenomenon of ethnic identity of indigenous peoples of the North, including the Tatar population. The research covers the time period from 2003 to the present. In conclusion to draw conclusions about the need to study ethnic identity through monitoring studies.

В настоящее время вопросы этнической идентификации остаются источником научных дискуссий российских и зарубежных ученых. В Тюменской области с начала 1990-х годов социологический аспект явления этнической идентификации изучаются Мархиныным В.В., Хайруллиной Н.Г., Харамзиным Т.Г., Койше К.К., Салиховой А.Р., Садыковой Х.Н. и др. [1, 2, 3, 4, 8, 9]. Первое исследование было проведено в Ханты-Мансийском автономном округе в 1993 г. под руководством Т.Г. Харамзина. Тогда исследовалось социальное самочувствие коренного населения, пути дальнейшего развития ханты и манси [2, 3, 6]. В 1998 г. был проведен опрос 110 экспертов по анкете, один из блоков которой был направлен на изучение межэтнических и межконфессиональных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе. В 2003 г. изучались межэтнические и межконфессиональные отношения, складывающиеся между представителями татарского и иноэтнического населения юга Тюменской области. В 2013 г. изучалась ситуация в сферах общественно-политических, межнациональных и общественно-религиозных отношений в Тюменской области.

Судя по результатам региональных исследований, этническая идентификация у коренных народов Севера (ханты, манси и др.) достаточно устойчива и носит позитивную направленность (табл. 1).

Таблица 1

Динамика удовлетворенности национальной
принадлежностью, в %

Степень удовлетворенности Сельское население Городское
1999 г. 2001 г. 1999 г.
Удовлетворяет 56,9 76,8 62,5
Не удовлетворяет 6,3 1,4 1,8
Не придаю значения национальности 16,5 9,9 10,7
Затрудняюсь ответить 20,3 11,9 25,0

 

Аналогичная тенденция выявлена у татарского населения области. Так, в 2001 г. 77,7% опрошенных выразили удовлетворение своей национальной принадлежностью и только 1,7% высказали противоположное мнение («нет») [4]. В 2010 г. были получены практически аналогичные результаты [7].

По результатам исследований, проведенных среди коренного населения области, обнаружено превышение доли лиц, отдающих предпочтение этнокультурным и психологическим критериям идентификации над этническими. На уровне обыденного сознания каждый третий респондент идентифицирует личность по национальности родителей.

Индикаторами этнической идентификации являются желание говорить на родном языке, соблюдать национальные обряды, владеть традиционными навыками, носить традиционную одежду и пр. В результате исследований выявлено, что выполняют национальные обряды чаще жители села, чем горожане. Так, если среди горожан не выполняют национальные обряды 27,1%, то среди сельчан – 13,3%. Выполняют постоянно национальные обряды чаще респонденты старшего возраста.

В заключение приведем оценки жителей области о том, существует ли опасность для представителей коренного и татарского населения утратить национальную самобытность. По мнению каждого третьего жителя (33,8%), сегодня существует реальная опасность для населения утратить национальную самобытность. Четверть опрошенных считает, что такая опасность существует, но не стоит ее преувеличивать. И каждый десятый респондент утверждает, что такая опасность не угрожает.

Этническая идентификация, актуализированная в деятельности его конкретных носителей, реагирует на меняющиеся условия социальной действительности. Поэтому этническая идентификация как феномен, как реально существующий признак этноса нуждается в мониторинговых исследованиях.

Список литературы

1. Мархинин В.В. Удалова И.В. Межэтническое сообщество. - Новосибирск: Наука, 1996. – 191 с.

2. Хайруллина Н.Г., Харамзин Т.Г. Обские угры (социологические исследования материальной и духовной культуры). – Тюмень: ТюмГНГУ, 2003.

3. Хайруллина Н.Г. Этническая идентификация коренных малочисленных народов Тюменского севера (результаты социологического исследования //Нефть и газ. - 2000. - № 3. - С. 117-126.

4. Хайруллина Н.Г., Салихова А.Р. Межэтнические взаимодействия и этническое самосознание татар юга тюменской области: традиции и инновации. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2003.

5. Хайруллина Н.Г., Койше К.К. Этническая идентификация татар Тюменской области //Научный журнал Московского гуманитарного университета Знание. Понимание. Умение. – 2013. - №1. - С.116-120.

6. Хайруллина Н.Г. Грани этнической идентификации //Социологические исследования. - 2002. - № 5. - С. 121-124.

7. Хайруллина Н.Г. Коренные народы Тюменской области: взгляд социолога. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2012. – 476 с.

8. Харамзин Т.Г., Хайруллина Н.Г. Мониторинг социального самочувствия обских угров. - СПб.: ООО «Мирал», 2006. - 200 с.

9. Садыкова Х.Н. Этнокультурная ситуация в Тюменской области //Социосфера. - 2013. - №3. - С. 173-176.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)