|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Сведения об авторах. Щека Н.Ю., к. с. н., доцент, г., Амурский государственный университет, гЩека Н.Ю., к. с. н., доцент, г., Амурский государственный университет, г. Благовещенск, 84162394627 Красильникова О.В., магистрант, Амурский государственный университет, г. Благовещенск, 89241404843 Shcheca N.Yu ., Candidate of Sciences in Sociology, associate professor of the Amur State University, the town of Blagoveshchensk, 84162394627 Krasilnilkova O.V ., postgraduate of the Amur State University, the town of Blagoveshchensk, 89241404843
УДК 141.2 Беззубцева Н.А. Bezzubtseva N.A. Беззубцева Н.А. SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION YOUTH IN CONTEMPORARY RUSSIAN SOCIETY
Ключевые слова: духовность, нравственность, гуманность, социализация, толерантность Keywords: spirituality, morality, humanity, socialization, tolerance В настоящее время теоретические разработки понятий «духовность», «нравственность» отличаются неясностью и противоречивостью. Не разработана государственная программа духовно-нравственного воспитания и лишь определяются научно-теоретические подходы к разработке этого направления, хотя обобщение исторического опыта и анализ современной жизни может подсказать пути и способы воссоздания в новых формах духовно-нравственное воспитание молодежи в современном российском обществе. Presently theoretical developments of concepts "spirituality","morality" differ in a vagueness and contradiction. Thegovernment program of spiritually-moral education is notworked out and the theoretical going is only determined neardevelopment of this direction, although generalization ofhistorical experience and analysis of modern life can promptways and methods of recreation in new forms spiritually-moral education of young people in modern Russiansociety. Система образования пока еще не вышла из полосы реформ. Остаются не только нерешенные, но вовсе еще и непоставленные проблемы. К таким проблемам, в первую очередь, относится духовно-нравственное воспитание подрастающих поколений. Постановка этой проблемы связано с резким падением духовного здоровья российского общества. Причины духовной стагнации заключаются в смене идеологических ориентаций, в появлении духовного вакуума (проникновение западной коммерческой культуры, культа насилия, эгоизма, обмана и т.д.). Бездуховность, низкая нравственность, а также грубость, преступность, наркомания, алкоголизм и многие другие пороки нашего времени - все они разрушают человека, общество и государство. Проблема духовно-нравственного воспитания молодежи волнует сегодня не только педагогическую общественность России. Ей уделяют большое внимание ученые, общественно-политические деятели, представители средств массовой информации. Гуманизм, признающий ценность отдельного человека как личности, его право на свободу, счастье и проявление своих способностей, толерантное сознание и поведение людей немыслимы без духовного развития и нравственного преобразования самого человека. Духовно-нравственный потенциал формируется в процессе приобщения личности к определенной системе ценностей. Функция такой системы состоит в регуляции деятельности личности. Это отношение человека к самому себе, к значимым другим (субъект-субъектные отношения), к обществу (субъект-объектные отношения) и, наконец, обеспечение атмосферы межнационального мира и согласия между людьми. Ключевым понятием для поиска новых идей в духовно-нравственном воспитании является понятие «духовность». Под «духовностью» мы понимаем состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях. Она определяет степень овладения людьми различными видами духовной культуры: философией, искусством, религией, комплексом изучаемых в вузе предметов и т.д. Духовно-нравственное воспитание всегда являлось сколь необходимой, столь сложной проблемой. В последние десятилетия в силу известных социальных пертурбаций в России появились иные цели воспитания. Подходы, прежде считавшиеся классическими, подвергаются критическому переосмыслению. Внимание к нормам нравственности и духовности, их функциям в социальных системах проявляли интерес такие блестящие исследователи, как С.Л. Соловейчик В.М. Бехтерев, Л.Н. Гумилев, Н.Ю. Калуженская и др. Духовно-нравственная зрелость формирует адаптивно важные навыки поведения, которые обеспечивают выживание человека в окружающем мире, позволяют выработать систему ценностных ориентаций [2]. Духовно-нравственной основой современного образования и воспитания служит этика гражданина России, в которой уважение друг к другу является фундаментальной ценностью, главным принципом взаимоотношения человека в обществе. Вместе с тем, современное образование опирается на основное правило православной этики русского народа, которое гласит, что от чистоты внутреннего мира человека зависит состояние окружающего нас мира и всей Земли. Человек на Земле лишь временный гость и окружающий мир дан ему для заботы и созидания. Особенно юношеский возраст является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, оказывающих влияние на становление характера и личности в целом. Процесс формирования системы ценностных ориентаций стимулируется значительным расширением общения, столкновением с многообразием форм поведения, взглядов, идеалов. Появление убеждений в юношеском возрасте свидетельствует о значительном качественном переломе в характере становления моральных ценностей [1, с.27]. Развитие личности следует рассматривать как существенный процесс его фундаментализации и социализации. Очень важным является формирование сущностных качеств человека современного общества. Человек XXI века – это духовный, образованный, толерантный человек, вооруженный современной научной картиной мира, человек с новым мышлением, с новыми формами хозяйственной деятельности. Потенциал человека сконцентрирован, своеобразно обобщен, аккумулирован в следующих поведенческих моментах: 1. Способность к самостоятельной деятельности. Умение ставить цель, выбирать способы деятельности, корректировать их, прогнозировать свои результаты, умение взаимодействовать с людьми, быть толерантным, развивать навыки сотрудничества в решении основополагающих задач. 2. Способность к самообразованию и саморазвитию, к получению и переработке информации, проектированию собственной деятельности, формированию межнациональной культуры, воспитанию культуры мира, способности свободно ориентироваться в информационном пространстве. 3. Способность осмысливать проблемы, формулировать и воплощать их в практических решениях. 4. Способность к активной, целенаправленной, самостоятельной деятельности, развитие научно-исследовательских умений, а также умения конструировать. 5. Осознание определяющей роли образования при переходе человечества в сферу разума. 6. Владение экологическим сознанием и экологическим мышлением, способность к аналитическому, критическому и творческому мышлению. 7. Познание себя и окружающего мира, осознание себя как части природы, способность воспринимать единство всего живого. 8. Понимание необходимости гармонизировать взаимоотношения природы и общества, владение гуманистическими способами взаимодействия с природой, понимание многообразия ценностей природы, понимание, что деятельность человека становится главным определяющим фактором развития цивилизации. 9. Осознание ответственности выбора способов целесообразной деятельности, согласующихся с экологическими и нравственными императивами, руководство принципами экологической этики в соответствии с законами природосообразности. 10. Осознание природных и культурных ценностей и своего места в мире этих ценностей (аксиологический аспект). Территория планеты – это биосферно-экологическое пространство, место осмысленной жизни многих поколений людей. Мировоззренческое осознание неотвратимости современных тенденций в обществе позволит осуществить целенаправленные действия на их реализацию. Критерием уровня и качества жизни в сфере разума станут гуманистические ценности, духовно-нравственный потенциал, культура толерантности и знания человека, живущего в гармонии с окружающей социальной и природной средой. Перед современным образованием и воспитанием ставятся опережающие задачи рефлексии будущего в настоящее, отражающего двунаправленность связи времени, целостности и единства не только духовно-нравственного пространства мироздания, но и пространства временного, в котором и происходят все без исключения события развивающегося Мира. Формирование образа человека связывается также с передачей ценностей, накопленных человечеством в процессе своего существования, гармонизацией межкультурных, межэтнических и межконфессиональных отношений в современной России. Мы уверены, что общество, которое будет воздвигнуто при эффективной реализации намеченных программ в сфере воспитания, будет ни чем иным, как сферой разума, поскольку все известные определения этого типа развития, принципы, средства, пути его воплощения базируются на духовно-рациональной основе. Это действительно свободный научный поиск, творчество, стимулируемое потребностью выживания цивилизации. Без восстановления и дальнейшего развития духовного-нравственного потенциала, совершенствование системы формирования толерантного сознания и поведения невозможно реализовать современный вариант стратегии развития России. Поэтому путь к совершенствованию человека в третьем тысячелетии лежит через: Изменение стереотипов взаимодействия людей друг с другом; Развитие духовно-нравственного потенциала молодежи; Формирование межкультурной и межэтнической толерантности; Подготовку поликультурной профессиональной личности; Формирование разумных материальных потребностей. На наш взгляд, современное общество будет обществом действительно гражданским и гуманным в той мере, в какой его наука, культура и образование окажутся открытыми к восприятию и трансляции всего того внутреннего опыта синергийной самоорганизации, сотрудничества и самопознания, который накоплен в коллективной памяти человечества. Образование и воспитание будущего направлено на формирование опережающего сознания людей. Человечество подошло к порогу, за которым нужны новая нравственность, новая духовность, новые знания, новый менталитет, новая система ценностей [3, с.73-91].
Список литературы 1. Доманская О.В. Формирование ценностных ориентаций студентов / Социально-гуманитарное образование и воспитательная работа в вузе. Материалы “Круглого стола”.- Тюмень: ТюмГНГУ.- 2005. 2. Калуженская Н.Ю. Нравственное воспитание и формирование ноосферного сознания / Калуженская Н.Ю. // Социальный конфликт.- 2001.- № 5. 3. Трушников Д.Ю., Беззубцева Н.А. Ноосферное образование – взгляд в будущее. Тюмень: изд-во ТюмГНГУ, 2007.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |